Чистые сердцем "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" Мтф. 5,8. Христос Иисус в своей Нагорной проповеди сказал эти таинствнные слова, которые очень трудно нам уразуметь правильно. Эта истина -одна из девяти заповедей Христа о блаженстве для нас, и потому мы посвятим размышления этой такой важной проблеме в духовной жизни. Надо с самого начала сказать, что это место в учении Христа, как мне кажется, САМОЕ ТРУДНОЕ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ И В ТОЖЕ ВРЕМЯ САМОЕ СЕРЬЕЗНОЕ И НЕОБХОДИМОЕ, ЧТО НАМ НАДО ЗНАТЬ. Эта драгоценная жемчужина из заповедей Христа внушает нам ужас и отчаяние... Мы - люди грешные, носящие в себе и в своем теле грех и часто грешим, как говорит апостол Иаков в 3-й главе, 2-м стихе своего послания верующим. Читая эти слова Христа, мы часто можем, не понимая их правильно, впадать в уныние. Ведь мы не можем сказать о себе, что мы уже такие чистые сердцем, как говорит Христос. И можем ли мы утверждать, что хотя бы к старости нашей мы будем лучше, чем сейчас, хотя и должны быть все же лучшими сердцем, чище, чем сейчас есть. Сможем ли мы хотя бы в конце концов сделаться чистыми сердцем, чтобы нам все же пребывать на святой горе Божьей? Прочитайте в Писании, кто может пребывать на святой горе Божьей в Пс. 14: "Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно, и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла, и не принимает поношения на ближнего своего; тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет". Да, такие чистые сердцем люди и Бога могут увидеть - так мы думаем. И вот тут мы опускаем голову нашу книзу... Вздыхаем глубоко и с унынием, и даже с безвыходностью для нас, в состоянии просто отчаяния выносим себе слишком суровый приговор. И это потому так, что мы к этой божественной истине неправильно подходим, решая эту проблему. Подходим не с того боку в наших рассуждениях. И потому сами себе создаем трудности. Во дворце святой божественной мудрости Христа, в Его словах имеются законные входы - законные двери, хотя иногда они и закрытыми бывают. Но есть ведь ключи от Царствия Божьего, и ими надо нам пользоваться. Надо просить Бога, чтобы Он научил и помог нам этими ключами воспользоваться. Открыв же ключом дверь мудрого изречения слов Христа, мы входим тогда совершенно свободно в этот чертог. И тогда богатство и слава этого чертога может быть нашим благословением от Господа. Мы найдем здесь покой душам нашим в том бремени и иге Христа, о котором Он Сам говорит, что оно не тяжелое: "Иго Мое - благо, и бремя Мое легко". Подойдем же поближе к этому изречению Христа и попробуем открыть дверь этой драгоценной жемчужины учения нашего Учителя Иисуса Христа: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". В этих словах содержится три мысли. И главная из них, это - "узрят Бога". Потом вопрос: кто это "узрит Бога"? Ответ: чистые сердцем. И далее говорится, что они от этого получат великое блаженство. Они блаженными будут, говорит Христос. Рассмотрим же по порядку эти три мысли хотя бы кратко. Первая мысль: Они Бога узрят. Что бы это значило? Где и как можно нам увидеть Бога? Рассуждая, мы почти сразу наталкиваемся на противоречие этой мысли Христа мыслям, высказанным Его апостолами. Христос утверждает, что Бога можно узреть, увидеть. Апостолы же, например Иоанн и Павел, говорят, что Бога никто и никогда не видел и видеть не может. Вот и вопрос. Это, конечно, кажущееся противоречие, как горный хребет, преграждает нам свободный путь для мысли, и в то же время оно, как горный хребет, в себе содержит богатство ископаемых. Геология - наука о богатствах земного шара - пользуется такими горными хребтами, отвесными крутыми скалами, расщелинами и трещинами в земле, чтобы по этим местам лучше изучать нашу планету. Или отдельную местность, в которой иногда содержатся огромные запасы ископаемых богатств. В Священном Писании эти кажущиеся противоречия, или парадоксы (слово "парадокс" - это утверждение мысли не вполне сразу понятной, не соответствующей общепринятому мнению), содержат в себе глубокую мудрость, которую надо познавать. Бога узрят чистые сердцем, говорит Христос. Это, конечно, говорится о людях, живших тогда и живущих сейчас. Это не святые духи ангелов или души умерших праведников. Духи сердца не имеют. Сердце имеют только телесные существа. Существа эти живые, и потому эти слова относятся к людям, имеющим сердце. Как видно, такое сердце тоже имеет очи, если оно может видеть. Христос, выражаясь так, хотел сообщить нам о дивном устройстве человеческого существа. Человек может видеть не только физическими очами, но видеть также и сердцем. Глаза - это орган зрения внешнего, но то, что называется "предвидением", относится к внутреннему человеку, его душе. Это будет относиться к глазам его сердца. И вот тут-то и разгадка кажущегося противоречия: противоречие в том, что Бога видеть нельзя и что Бога узрят только чистые сердцем. Да, внешними глазами Бога видеть нельзя - Бог есть Дух. И, естественно. Он для плотских наших очей не видим. Но сердцем Бога можно видеть, можно узреть, как говорит Христос. Очи сердца могут видеть Бога. Конечно, сердце не всякого человека может видеть Бога, а только сердце чистое, говорит Христос. Еще можно яснее объяснить: видеть так, как можно видеть невидимое. А ведь и вправду, все же видеть невидимое можно, но только сердцем, этим внутренним зрением, зрением сердечным. А можно ли видеть правду и отличать ее от неправды? Да, можно. Можно ли видеть истину и отличать ее от лжи? Да, можно. Совершенно верно то, что можно видеть невидимое. Можно видеть так же и мудрость и отличать ее от глупости. Так же можно видеть и любовь и отличать ее от ненависти. Жизнь можно видеть тоже и отличать ее от смерти, как можно отличать живое от неживого. А ведь правда: истина, мудрость, добро, любовь - все это и есть Царство Божье вокруг нас и в нас самих. Бог непостижим в Своем существе, но Он открывается нам в Своей премудрости, в Своих атрибутах (слово атрибут означает характерную, естественную принадлежность, признак или свойство чего-то или кого-то ("Энциклопедический словарь" Павленкова). Божьи качества говорят нам о Его естестве. Христос явил нам Отца Бога в Себе Самом. Изучая Христа, Его жизнь, мы изучаем Бога. "Видевший Меня видел Отца", - говорил Христос (Иоан. 14,9). Это подобно тому как, рассматривая дитя, мы в нем видим и его отца, его родителей, и даже видим его предков. Часто говорят: "Ребенок этот очень похож на его отца или похож на его мать или даже на его дедушку. В его маленьком тельце, в его характере, в его движениях проявляются наследственные черты его родителей. Опытное око это увидит. Неопытное же не увидит этого. Вот так и Бога. Чистые сердцем увидят Бога. Увидят Его и в Его творениях. Апостол Павел в Рим. 1,20 пишет: "...невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира чрез рассматривание творений видимы...". Некоторые ученые мыслят об этом так же. Я процитирую некоторые высказывания. Ломоносов Михаил Васильевич (умер в 1765 г.) - великий русский ученый и академик. Он писал так: "Не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Сущего". Чарльз Ляйель (умер в 1875 г.) - великий английский геолог, отец научной геологии, говорил так: "В каком бы мы направлении ни проводили свои исследования, повсюду мы открываем яснейшее доказательство творческого ума и действия премудрого, и всемогущего промысла в природе". Полежаев Александр Иванович (умер в 1838 г. от чахотки, 33-х лет от роду) - чрезвычайно талантливый и многообещающий поэт. Он говорил: Простри к небесам задумчивый твой взор, Не зришь ли в них Творцу согласный стройный хор, Не чувствуешь ли ты невольного восторга? Дерзнешь ли не признать и власть, и силу Бога? Таинственный устав... Непостижимый перст... В премудром чертеже миров, планет и звезд... Гавриил Романович Державин (умер в 1816 г.) - министр юстиции при императоре Александре I и поэт писал в своей оде "Бог" так: О Ты, пространством бесконечный, Живой в движеньи вещества. Теченьем времени предвечный Без лиц... В трех лицах Божества... Гете Иоганн Вольфганг (умер в 1832 г.) - величайший немецкий поэт и естествоиспытатель. Был первым министром, но бросил сам это занятие и предался литературной деятельности. Поэт с мировым именем. Он говорил: "Природа есть живое деяние Бога". И не только в творениях Бога, но и в мертвой природе можно видеть Бога. Бога можно видеть и в людях. Особенно в людях верующих, рожденных второй раз. Рожденных от воды - учения Иисуса Христа и от Духа Святого. Это спасенный от погибели грешник, человек неправедный, но сделавшийся праведным по вере во Христа. Нечестивый, но сделавшийся чистым и святым верою во Христа Иисуса, уже несет в себе образ Бога. И смотря на таких людей, изучая их жизнь, жизнь, полную света, в отличие от прошлой темной жизни, в ней можно видеть Бога. Да, такие уже чистые сердцем люди и здесь могут увидеть Бога. Они Его увидят, и в истории этого мира увидят Бога, и в частных событиях. И всюду они видят Бога. А нечистые сердцем Бога не видят. Они во всем Бога не узрят. Такие люди, нечистые сердцем, не могут, не имеют такой способности, ибо их очи ослеплены полным неверием в Бога. Рассмотрим теперь мысль Христа, высказанную Им: "чистые сердцем", - как нам понять это словосочетание? Как нам найти ту грань, где кончается нечистое и где начинает быть уже чистое? Скажу правду, что это нелегко сделать безошибочно. Однако же это можно сделать. Между мертвым и живым, несомненно, есть граница, где мертвое перестает быть мертвым, а оказывается уже живым. И наоборот, где живое делается мертвым. Граница, где живое перестает быть живым и переходит в состояние мертвого, несомненно, есть. Так же и нечистое оканчивается там, где начинается уже чистое. Промежутка никакого нет. Нет третьего состояния. Есть только два состояния. Здесь вырисовывается вопрос и понятие о чистоте. У людей понятие о чистоте относительное. Некоторые говорят, что это чистое, тогда как другие люди видят это нечистым. Чистоту можно выражать в степенях. Чистота первой степени, конечно, отличается от чистоты, например, четвертой степени. Однако она тоже чистота все же. Рассуждая о чистоте сердца, мы часто не можем ясно решить этого трудного положения. И это потому так, что мы, люди, часто впадаем при рассуждении об этом в крайности. А истина в крайностях не находится. Если мы рассуждаем о чистоте, о святом, то обязательно рассуждаем со стороны апогея, а не перигея. И в этом наша ошибка. "Апогей" и "перигей" - слова о двух противоположных крайностях. По-нашему, святое уже не может освящаться более. А это ведь неверно. Писание говорит: "Святый да освящается еще" (Откр. 22,11). Значит, и чистый может и должен очищаться еще. Да, чистота начинается прямо от самой нечистоты. И там, где начинается чистота, там она очень мало отличается от нечистого. Трудно даже и различить грань между ними. И однако же она есть, эта грань. Несомненно, есть. Это подобно тому, как зарождается жизнь, живое в неживом. Зарождается жизнь в капле материальной и как будто бы неживой. Но известные благоприятные условия могут разбудить, например, к жизни цыпленка-петушка или же курочку даже как будто в неживом белке яйца. Маленький "виттус" (латинское слово "виттус" означает жизнь). Маленький виттус-живчик в курином яйце как эмбрион может пробуждаться к жизни благодаря известным благоприятным условиям. И из неживого начинается развиваться живое. Так вот и чистое сердце человека делается из нечистого. Но делается так при известных условиях. Правда, оно делается не сразу полностью чистым, допустим, в четвертой степени. Но если оно уже начало только быть чистым, начало очищаться, то оно уже и чистое, хотя и не в высокой степени чистоты. Если сердце человека уже пробудилось к жизни духовной, то оно уже и духовное, оно уже и чистое, оно уже и живое. Оно ведь родилось уже, сформировалось к жизни, оно уже живое сердце, новое из живых тканей. Правда, оно еще слабое и мало отличается от неживого. Но оно уже живое. Так и в духовной жизни человека. Человек, рожденный свыше "от воды" - учения Иисуса Христа и от Духа Святого, такой человек уже живой, и он с сердцем чистым уже, и он может узреть Бога, ибо он уже "чистый сердцем". Если же кто не родится свыше от воды и Духа Святого, тот, конечно, не может увидеть ни Царства Божьего, ни Бога -Царя этого Царства. Разбойник, распятый на кресте на Голгофе рядом со Христом, увидел во Христе, тоже распятом и поруганном, Царя и говорит Христу: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" (Лук. 23,42). Посмотрите, как эта молитва коснулась Христа, как Христос быстро ответил на эту молитву. Да, это молится уже чистое сердце, которое увидело Христа - Бога и Его Царствие, Царствие Небесное уже, а не земное. Вчера это сердце было еще нечистое, а сейчас, сегодня оно уже чистое. Вчера оно, может быть, было не таким, чтобы могло видеть Христа Бога своим Господом и Спасителем, сегодня же оно уже видит Бога и молится Ему, говоря: "Господи, вспомни меня, когда придешь в Царствие Твое". И Христос ответил ему сразу же, и такому, как он был в это время, ответ Христа гласил: "Ныне же ты будешь со Мною в раю". Райская блаженная жизнь начинается с того момента, когда человек делается чистым сердцем, когда человек видит Бога своего и молится Богу. Чистота такого сердца хотя еще только начальная, но она все же уже чистота. Духовное наше пробуждение - это та граница, где сердце начинает делаться чистым. Рождение от воды и Духа Святого - это уже начало оформленной жизни, жизни небесной. И это уже будет после уверования второй степенью чистоты сердца, после духовного зачатия. Крещение же Духом Святым, исполнение Духом Святым и освящение Духом Святым - это уже последующие степени чистоты сердца от Духа Святого в познании Иисуса Христа Господа нашего. Это возрастающая чистота сердца. Никогда не надо себя сравнивать в чистоте с апогеем чистоты или же с зенитом, нет, всегда надо равнять себя, опускаясь к перигею или к надиру ("надир" - это противоположное значению слова "зенит"). Опустимся к земле, на которой мы еще живем, опустимся к самому началу чистоты и тогда, естественно, мы ободримся, ибо всякий верующий, что Христос Иисус есть его личный Спаситель, от нечистоты всякой верой своей очищается и тогда делается чистым сердцем, имея жизнь вечную и, конечно, может пребывать на святой горе Божьей и созерцать Бога везде и всюду. Конечно, любой верующий всегда, осуждая себя за свою еще нечистоту, кается и просит у Господа прощения за допущенную еще им случайно греховную нечистоту. Ангел Божий как-то деве Марии говорил о Христе так: "Назовешь Его именем Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их". А грех - это и есть нечистота. Брат мой и сестра в Господе, если ты веруешь в Бога и веришь словам Бога, то ты и есть из тех, кто уже имеет сердце чистое. Ты уже святой, хотя тебе еще предстоит по этой лестнице чистоты и святости от ступеньки низшей подниматься все выше и выше к ступенькам высшим, к вершине большей в твоей жизни освящения от Духа Святого. Но главное это то, что ты уже на этой лестнице, ты уже на этом святом пути, ты уже рожден от воды - учения Иисуса Христа и от Духа Святого. И, следовательно, ты уже духовно живой, чтобы тебе жить духовной жизнью, жизнью Божьей. Следовательно, ты уже имеешь сердце чистое, которым можешь "узреть" Бога, видеть Бога всюду и всегда. Открой же твои очи духовные и ими взирай на Бога невидимого очами физическими. Чтобы видеть Бога, ищи Его, во-первых, в самом себе. Если ты верующий, то ты Бога можешь видеть, то Бог живет в тебе как в храме Своем. Присмотрись хорошенько, и лучше не просто к самому себе, но посмотри в себя, в своего внутреннего человека, и ты там увидишь невидимого Бога и услышишь Его голос к тебе лично. Скажи сам себе, как сказал когда-то пророк Аввакум: "На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтоб узнать, что скажет Он во мне" (2,1). Вот так и ты поступай. И ты тогда поймешь и Давида, сказавшего в своем Псалме однажды так: "Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога" (61,12). Твой разум, твоя совесть и все твои чувства, и внешние, и внутренние, устроены так для тебя, как сигнальные трубы. И в руках Божьих они передают нам голос Бога, Его волю, и ты услышишь голос Бога, как своего Пастыря, и увидишь Его своим Господом Богом в твоем уже чистом сердце. Далее ты увидишь Бога и в других людях. И в церкви, и во всей окружающей тебя природе. Теперь рассмотрим еще третью мысль Господа нашего в этом тексте. Что означает слово "блаженные"? Слово "блаженные" означает счастливые. Блаженство - это такое состояние, в котором человек уже счастлив, в котором он уже имеет все то, что хотел раньше, чего раньше искал. Это такое состояние, в котором человек получает полное довольство и удовлетворение своей духовной жажды. О, как нам всем этого хочется! Как много в нашей жизни трудностей и горя. Как жаждет душа наша покоя, утешения и этого счастливого блаженства! Христос нам сообщает секрет пути к этому блаженству. Путь к блаженству, по учению Иисуса Христа, состоит из двух ступеней. Это быть чистым сердцем и видеть Бога Своего. Будете чисты сердцем, значит, будете созерцать Бога во всем, и всегда, и везде, и тогда будете блаженными. Вот этот путь. Путь этот совсем не долгий и не трудный и полностью зависит от нас самих. Идите по этому пути к вашему же блаженству. Будьте чистыми сердцем, чистыми хотя бы немного, хотя бы, как покаявшийся разбойник, которому Христос сказал: "Ты будешь со Мною сегодня же в раю". Или будьте подобны раскаявшемуся начальнику мытарей Закхею, которому Христос сказал: "Мне надлежит быть сегодня у тебя дома". Или хотя бы, как мытарь, который в храме молился Богу и говорил: "Боже, будь милостив ко мне, грешнику" и о котором написано: "Пошел оправданным более, нежели фарисей, который о себе Богу говорил, что он лучший, чем другие люди и особенно, чем этот мытарь. Если можно хоть сколько-нибудь веровать - верую... И Христос говорит: "Все возможно верующему" (Мк. 9,23). Блаженство... Как оно дорого! И как мало мы его еще понимаем. Скажу вам откровенно, что мы, многие, о нем еще и неправильного представления. И от этого непонимания нашего мы сами страдаем очень и даже порою разочаровываемся. Конечно, мы не сомневаемся в том, что чистые сердцем могут быть действительно блаженными. Ведь Христос не мог говорить неправду. Он хорошо знал то, что утверждал. И мы будем без сомнения верить Христу, верить Его слову. Мы часто настоящее блаженство не узнаем, как в свое время люди не узнавали Бога во Христе Иисуса. Мы часто называем блаженством то, что не есть блаженство, что даже и не похоже на него. Например, блаженство вора, укравшего и не попавшегося, не есть блаженство. Радость и торжество у него неправильное. Блаженство курящего - ядовитый табак, и при этом он испытывает даже наслаждение, но это не есть блаженство. Не блаженство также и у алкоголика, и у блудника, и у человека преуспевающего даже в своем зле или обмане. Нет, не блаженство это. Это, наоборот, горе большое. Это не та живая вода жизни, приносящая счастье и настоящее блаженство тому, кто как чистый сердцем получает от Бога настоящее блаженство. Вор, алкоголик, наркоман, развратник, человек, грешащий иногда, могут похваляться тем, что они как будто счастливы бывают во время их успеха. Но это неправда. За все это грядет праведный суд возмездия. Настанет время, и эти грязные люди поймут то, как они жестоко обманывались. Грех, воровство, блудодеяние непотребства после ужалят их прямо в сердце и принесут им большое мучение в их жизни. А далее на них еще грядет и праведный суд Божий. И лучше бы они не пили этот грех, как воду, а пили бы воду, хорошую воду живую от Христа, текущую в жизнь вечную. Лучше, если бы они сделались чистыми сердцами и узнали бы, узрели бы Бога праведного и тогда бы получили и блаженство настоящее, истинное блаженство. Рассмотрим теперь еще вопрос: в чем же заключается все-таки истинное блаженство чистых сердцем верующих людей? а) Истинное блаженство чистых сердцем может быть в том, что эти люди уже освобождаются от искушений разных, и потому уже они не мучаются от соблазнов делать то, что не надо делать, что грешно. О нет. Так думать будет неверно. Они тоже подвергаются всевозможным искушениям и соблазнам. Сатана и за ними ходит, как рыкающий лев, чтобы погубить их душу (1 Петр. 5,8). Христос был абсолютно чистый сердцем. Однако же о Нем написано, что "Он был искушен во всем, кроме греха" (Евр. 4,15). Видите, сатана и Христа искушал и соблазнял. Вы, наверное, помните, как в пустыне во время голода сатана искушал Христа куском хлеба. А потом еще и в мире сем на горе высокой искушал сатана Христа и соблазнял славой мира сего, показав Ему во мгновение ока эту славу. Сатана сам искушал Священным Писанием, конечно, только процитировав его неправильно Христу. Сатана искушал Христа даже во храме, предлагая Ему прыгнуть с высокого крыла храма на землю. Так если он даже Христа, Господа Бога нашего, поистине чистого сердцем, не обошел стороной и не оставил, как и после и до этого он не оставлял Христа своими искушениями и соблазнами всю Его жизнь до последнего вздоха, то тем паче искушения эти не обходят и всех людей верующих. Чистые сердцем тоже подвергаются искушениям. Но они, как. и Христос, искушения побеждают и не нарушают чистоту своего сердца и своего блаженства и видят Бога. Как побеждающие - они блаженны. б) Может быть, они, эти чистые сердцем, блаженны потому, что уже свободны от жизненного горя и от скорбей своих и слез своих. Может быть, они блаженны оттого, что не горюют, не скорбят, не плачут в своей жизни, оттого и блаженны. Нет, и это не так. Посмотрите, даже Христос, который, несомненно, был чистым, но и Он скорбел и плакал, даже с сильным воплем. Пророк говорит в одном месте, что Он был мужем скорбей и понес все наши болезни. А апостолы Христа? Вот, например, апостол Павел. Он был, поистине величайший Апостол Христа и, несомненно, был с чистым сердцем. Но он сам признается во Втором послании к Коринфянам (12,7), что ему дано в плоть жало какое-то. Ангел сатаны приставлен был к нему, чтобы удручать его. Так если Христос и Его апостолы не были свободны от горя в их жизни, и от скорбей, и от слез, то и теперь люди, чистые сердцем, могут иметь скорби и слезы Б их жизни. Но это не нарушает их блаженства. в) Может быть, блаженство сердца в том, что они не могут уже грешить, что они как-то гарантированы уже духовно не впадать во грех, не согрешать? Нет. И это не так. Адам с Евой были сотворены Богом безгрешными и с чистыми сердцами, ибо они Бога видели в раю, как чистые сердцем, и все же они впали во грех. Да и сам сатана до своего падения в грех был ведь святым херувимом Божьим, был на святой горе Божьей, на которой мог пребывать как достойный и видеть Бога. Он был совершенным в путях своих до падения своего и был даже печатью совершенства. И все же он впал во грех беззакония против Бога. Христос об этом и говорит в Ев. Иоанна: "Не устоял в истине" (Иоан. 8,44). Не устоял в истине - это значит, что он все же стоял в истине, держался в истине, боролся с грехом беззакония и был в состоянии блаженства, ибо он видел Бога. Но все это он потерял при своем падении. Потерял тогда, когда в нем нашлось беззаконие (Иезек. 28,15). И в наше время очень много было хороших верующих, даже сильных верующих, работников Божьих на Его ниве, и все же они отпали от Бога, перестали быть верующими и начали грешить и делать нечестие и неправду. Значит, чистые сердцем не гарантированы от греха, от того, чтобы не согрешать. Нет и нет! Там, где Дух Господень - там свобода. Каждый из нас, слушающих о Христе, волен принять Христа или же не принять. Верить Его словам, Его учению или не верить. Так же и вы, совершенно свободны. Вы тоже можете оставить Господа и уйти в мир делать грех и нечистоту. Чистоту вашего сердца святого вы можете осквернять, совершая нечистоту и грех. Бог не есть Бог насилия. Нет, вы свободны. Христос как-то говорил Своим ученикам: "Не хотите ли и вы оставить Меня?" Так спрашивал Христос их потому, что увидел целую толпу Его учеников, действительно покинувших Христа и уходивших прочь от Христа, число которых было семьдесят человек. "Не хотите ли и вы отойти?". Но апостол Петр, от лица оставшихся со Христом, сказал: "Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты - Христос, Сын Бога живого" (Иоан. 6,67). Это означало: "Нет, мы не отойдем от Тебя!". И вот эти немногие храбрые люди добровольно сделались впоследствии великими апостолами Христовыми. Их сердца действительно были чистыми, они и видели Бога во плоти во Христе Иисусе, грядущем в Царствии Своем. Они были воистину блаженными. Свободны от греха и всяких искушений. Они такими стали потому, что добровольно соединились духом своим с Духом Иисуса Христа в этой земной жизни и этим обеспечили себе блаженство во веки веков, оставаясь верными Господу до самой своей смерти здесь, на земле. Они не только слепо веровали. Нет, они видали Бога во Христе своими чистыми сердцами, и потому они блаженны. Спросим еще раз: так в чем же было их блаженство? Их блаженство заключалось в том, что они видели Бога. А видя Бога, чистые сердцем люди всегда очищаются сердцем и становятся в своей жизни еще лучше, чтобы лучше видеть Бога. Люди, чтобы лучше видеть, часто протирают очки и глаза. Иногда очки бывают загрязненные, и тогда видимость ухудшается. Вот так и чистые сердцем люди, очи своего сердца тоже очищают как можно лучше и лучше. В духовной жизни надо этим заниматься как можно старательней. Очи духовные сердца чистого, как свет, все ярче и ярче разгораются при таком уходе. Так бывает с людьми, духовно и правильно живущими. У других же бывает совсем иначе. И это потому, что они не очищаются, и тогда им делается все темнее и темнее. Свет их сердца духовно гаснет. Христос же говорил о верующих так: "Вы - свет мира. Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца Небесного в день посещения их". Заблуждающийся путник, темной ночью сбившийся с пути, пристально всматривается в темноту, чтобы увидеть хоть маленький свет. И, увидев свет, очень радуется этому, думая: вон там, например, окошечко через которое льется свет в темноту. Хоть бы он не погас, пока я приду туда, к нему... Там мне будет уже уютнее... Теплее... Там ожидает меня блаженство и покой... О, как благословленны люди, у которых горит такой огонек. Они, находясь в обители света и блаженства, действительно блаженны. Путник усталый и измученный, быть может, мокрый, грязный, одетый в лохмотья, потерявший дорогу, с отчаянием напрягает все свои силы, стремясь к этому свету, мерцающему в той деревеньке. Он слишком нуждается в этом свете, теплоте и блаженстве. Дорогие братья и сестры во Христе, будьте тоже светом этого мира, этой деревни, и тогда ваше блаженство будет в этом - в вашей жизни, светлой и уютной для себя и для других в наших добрых делах. Блаженство такого доброго, чистого сердца еще - в его добродетели, что угодно и Господу Иисусу Христу, говорившему: "Что вы сделали одному из моих меньших братьев, то сделали Мне". Как врач, спасший от смерти больного, радуется успеху спасения его и получает от доброго дела своего блаженство; или пожарник, спасший в пожаре от смерти детей маленьких, тоже блажен и радуется, если даже получил ожоги. Спасающий утопающего или делающий доброе дело страдающему ближнему, блажен. Но их блаженство, хотя и истинное, но оно не полное еще тем, что они не видят в этом Господа Бога. В слове же Христа: "они узрят Бога" содержится тот смысл, что сперва надо приобретать чистоту сердца, потом уже с чистым сердцем можно узреть Бога. И потому можно думать, что все люди, делающие добрые дела, а не злые дела для других, уже на пути добра и правды, они уже недалеко от Царства Божьего. Такие люди уже приближаются к той границе, где сердце их может сделаться чистым и потом может увидеть Бога, хотя сейчас они, возможно, еще Бога и не видят. Блаженство чистых сердцем в их же делах, в их же добродетелях. Это во-первых. Во-вторых, их блаженство в том, что они Бога видят. Они могут разуметь, понимать и видеть даже то, где правда и где неправда. Бог - есть Правда, Истина и Свет. Христос говорит: "Я есмь путь, истина и жизнь" (Иоан. 14,5). Люди чистые сердцем видят этот путь истинный, видят путь жизни, видят Истину. Видят смысл их жизни, жизни истинной. Они видят Бога. Видя Бога, они познают Его в Его творческих делах, и в этом их блаженство. Блаженство - в знании Истины. Можно еще сказать на основании слова Писания, что чистые сердцем блаженны и тем, что имеют большое наследие, будучи сонаследниками Христа в Его Царствии Божьем вместе с Христом Иисусом на небе вечности. Их счастье только сегодня и здесь на земле, но они и в будущем, в вечности, сонаследники Христу Богу. Таких блаженных людей можно узнавать не по внешнему виду, не по материальному состоянию, которое со стороны у них не очень завидное. Их истинное блаженство подобно апокалиптическому камню, камню, которого никто не знает, кроме того, кто получает, - получает от Того, Кто дает этот камень. Да даст Господь Бог и нам с вами такой силы духовной исполнять это святое желание Христа, чтобы и мы все были чистыми сердцем, чтобы и мы видели Бога нашим "внутренним человеком" и были бы блаженными с чистыми сердцами и всегда. "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят".
|