Учение Иисуса Христа о любви Божьей "Отче Праведный, и мир Тебя не познал, а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня; и Я открыл им имя Твое и открою; да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет; и Я в них" Иоан. 17,25-26. В этой первосвященнической молитве Богу Своему Отцу Небесному Христос - Сын Его - открывает нам истину о любви Божьей. Христом выражены четыре мысли, из которых мы возьмем для рассуждения только одну - весьма важную, а об остальных упомянем только вкратце. 1. Первая мысль о том, что мир не познал еще Бога так, как Его надо знать. И что правильно знает Бога только Христос - Его Единородный Сын (Мф.11,27). Все религии мира учат о Боге не совсем правильно. И только одно учение Иисуса Христа о Боге является учением правильным, истинным. Христос говорит: "И мир Тебя не познал, а Я познал". 2. Вторая мысль Христа гласит: "И они (апостолы) познали, что Ты послал Меня". Значит, истинное учение о Боге содержится в том, чтобы знать нам Христа Бога как Мессию, посланного Богом для спасения рода человеческого. И еще мысль о том, что верующие в Бога люди познают истину о Боге лишь потому, что Сам Христос ее открывает по их желанию знать правильно о Боге: "И Я открыл им имя Твое и открою". 3. В душе нашей должна быть любовь, не только человеческая - простая, но и любовь Божья. Она может быть только тогда в нас, когда Духом Святым по нашей вере Христос вселяется в сердце наше верой и делается нашим Спасителем, принятым нами. Так учат об этом апостолы Христа. Апостол Павел пишет: "...любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим. 5,3-5). А во втором послании к Коринфянам (13,13) Павел пишет: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами". 4. Я видел картину, на которой нарисован был земной шар, поддерживаемый тремя руками - белой, черной и желтой расы. Под картиной была надпись, гласившая: "Мир держится руками Любви". И это верно. Так оно и есть. Но мир наш был бы гораздо лучше и счастливее, если бы все люди познали еще и любовь Божью и приняли бы Христа Иисуса Господа Господом в свое сердце верою от Духа Святого через слова Евангелия. I. Разные понятия о любви О любви вообще-то люди понимают иначе, чем Бог. Это потому, что народ еще не знает любви хорошо, как надо ее знать. Например, один поэт мнение о ней выразил так: Любовь - это бурное море, Глубока она, как океан. Любовь - это счастье и горе. Любовь - это зло и обман. Конечно, неверно. Аргументируют это мнение следующим образом: 1. Человек, мол, рождается, не имея любви. Для него одинаково, что грудь родной матери, что грудь какой-либо другой женщины или даже соска. Ребенок не разбирается, что лучше, а что хуже. Ему лишь бы утолить голод, утолить свое желание кушать, чтобы только жить. 2. Второй аргумент тот, что, мол, в мозгу человека, в его центральной нервной системе, анатомически нет центра для чувства любви, как есть центры для иных пяти физиологических чувств, какими являются чувства обоняния, осязания, слуха, вкуса и зрения. 3. Третьим аргументом является то, что это чувство любви легко иногда превращается в ненависть. Ненависть же совершенно противоположна состоянию любви. "От любви к ненависти один только шаг",- говорят люди. Любящие друг друга вдруг начинают ненавидеть друг друга. Но правы ли эти философы? Нет! Они не правы. Их аргументы легко опровергаются фактами самой жизни. При рождении дитя не имеет еще развитых чувств не только любви, но и совести, а также и других духовных качеств личности человека. Но это ведь не означает, что их в нем нет. Потенциально они имеются, только еще не развиты. Надо время и условия - и эти качества разовьются в ребенке. И проявят в нем свою деятельность, свою энергию - начнут действовать. Если у животных нет совести, то у них ее и искусственно, даже лабораторно, воспроизвести невозможно. Невозможно потому, что ее у них нет, как нет и других кое-каких качеств .(способности к речи, мысли, чувству этике и т. д.). Говорят, что в мозгу нет центра любви? А может быть, наукой не найден еще такой центр - центр любви? Ведь практика жизни убеждает нас в том, что любовь в людях все-таки есть. А потом, ведь многих духовных качеств, имеющихся в человеческой личности, наука еще не объяснила, даже не нашла их центров в мозгу. Например, центра чувства терпения, милосердия, воздержания. Центры материально-физических функций наука нашла, хотя, к сожалению, еще их только пять -это очень мало. А в духовной жизни центров жизни души наука еще не знает. Практика жизни нас убеждает фактами в том, что таковые состояния души у человека есть. И потому аргументы эти, что, мол, нет любви, потому что нет места ее пребывания в мозгу личности человека, неосновательны. Далее говорят, что, мол, любви нет потому, что якобы любовь превращается в ненависть и даже в гнев и злобу. Состояния совершенно противоположные любви и потому, как-будто, любви нет вообще. Конечно, и это неправда. Любовь не превращается в ненависть, нет. Она просто тогда отсутствует в таких случаях, когда перестает действовать. И тогда действует ненависть и злоба - совершенно противоположное психическое состояние. Если на смену дню наступает тьма ночи, то это не означает, что свет превращается во тьму. Нет. Тьма тьмой, а свет светом так и остаются. Но отсутствие света дает возможность проявиться тьме. Священное Писание - учение Иисуса Христа Господа нашего, говорит, что любовь есть сама по себе. Человеческая любовь несовершенна и нечиста, и даже греховна, как греховно все бывает в человеке, кроме, конечно, духа. Все духовные качества человека, даже и хорошие, как, например, любовь, терпение, милосердие, воздержание и прочее, в человеке несовершенны и совершенными будут и могут быть только тогда, когда человек верой соединяется со Христом Иисусом, в том числе и с любовью Христа Божественной, с Его терпением и милосердием и с кротостью, которые изливаются Духом Святым в нашу личность по вере нашей. И тогда все делается совершенным со Христом и во Христе. Правда, это происходит не сразу, а постепенно. Человек постепенно из плотского состояния, оживотворенный Духом Святым, преображается в духовного человека, освящаясь Духом Святым. Таким образом, человек преображается в образ Божий во Христе Иисусе. Преображаясь, человек готовится уже быть храмом Божьим, приготовляемым к тому, чтобы быть подобным образу и подобию Божьему для владычества во всей вселенной совместно со Христом Иисусом. Какое великое назначение человека - творения Божьего в плане промысла Божьего! Если бы каждый человек правильно узнал, поверил бы и принял эту истину верой, то он, несомненно, полюбил бы Бога Творца и Спасителя Своего всей душой и всем сердцем своим и полюбил бы навеки. Люди ошибаются, рассуждая о любви, и часто называют любовью то, что не есть любовь. Например, один поэт так написал об этом в своем стихотворении: Нету лета без июля, Нет июля без цветов, Нет любви без поцелуя, В поцелуе - вся любовь. Конечно, это неправильно сказано. Совершенно верно, что люди иногда употребляют лесть, лесть даже с лукавством и лицемерием принимают за любовь. А после, узнав, что это не любовь, а только лесть, разочаровываются с горечью и обидой. Оказывается, это просто показуха, обман и неправда. Хотя она и с поцелуями бывает. Возьмем, например, похожую на любовь симпатию. Это просто эстетическое чувство, но никак не любовь. Вы мне понравились. Вы красивы. Хорошо одеты. Культурны, вежливы и т. п. Вообще-то симпатичны. Такие чувства иногда бывают. Зачастую такие чувства бывают только временными - до поры до времени. И потом эта симпатия проходит. А иногда даже превращается в антипатию, т. е. в отвращение. Особенно, когда такого субъекта вы узнаете поближе. Часто не любовь, а корыстное чувство, не любовь, а вывернутое наизнанку что-то, для того чтобы только обмануть, принимают за любовь, а любви здесь нет и не было. И потому очень много людей впадают в трагическую ошибку. Например, женщины... Да и мужчины от этого потом жестоко страдают и мучаются, доходя иногда даже до безумного отчаяния. Обманутые девушки, теряя свою девичью честь, становятся матерями-одиночками. Дети еще при живых родителях рождаются уже сиротами - с самого начала своей жизни, проводя потом страдальческую жизнь свою в этом мире почти одиноко. Любовь надо правильно понимать. Ее надо изучать по учению Священного Писания, ибо других хороших учебников о любви, лучших, чем Священное Писание, нет. Вы их не найдете. Истинная святая любовь - только Божественная, она совершенна, ибо она от Бога исходит, изливаясь Духом Святым в сердца людей, желающих ее получить и ее у Бога просящих. Да, она может пребывать в сердце человека, но... только в человеке совместно со Христом Иисусом Духом Святым. Христос так об этом говорит: "Отче праведный... Любовью, которою Ты возлюбил Меня, в них, да будет... И Я в них...". II. Научно-философская теория любви. Я знаю три такие теории. А. Теория греческая. Она учит, что любовь наблюдается в четырех состояних, а именно: /. Хео филиа, говоря по-гречески, это любовь родительская. Она свойственна всем живым существам: людям, животным и даже растениям. 2. Хео эротика. Это любовь супружеская. Она скрепляется и руководит супружескими отношениями. Она свойственна только тем, которые вступают в брак, т. е. в период брачной жизни. В период страстных эротических влечений. 3. Хео агапе. Это любовь дружеская. Она скрепляется и руководит духовными отношениями друзей в их дружеских связях. 4. Хео идеа. Это любовь идеальная. Любовь бескорыстная. Это самая хорошая любовь. Она свойственна только исключительно человеку (по-гречески антропосу, а по латыни - гомо сапиенсу, т. е. человеку разумному). Так учил философ Платон, живший в Греции еще до Рождества Христова (427-347 гг.). Как будто хороша эта теория. Но наш знаменитый русский мудрец и философ Л. Н. Толстой эту греческую теорию совершенно не признавал. Он выдвинул свою теорию о любви. Б. Теория любви Л. Н. Толстого. Он говорит, что любовь состоит из двух компонентов. Она есть: привязанность к любимому предмету или личности и уподобление их друг другу. По этой теории выходит, что мы, часто говоря о любви, ошибаемся. Слово любовь употребляем часто неверно, неправильно. Например, я говорю, что я люблю жареную на масле картошку или я люблю собачку Бобика. По теории Толстого может быть и правильно, что я к ним привязан. Но я ведь не могу же им уподобиться, и они мне не могут быть подобными. Значит, это не есть любовь. Здесь любви нет и не может быть. А мы говорим и здесь слово "люблю". А это неправильно. Это не любовь здесь, а что-то совсем другое, чему еще не найдено и названия в нашем разговорном лексиконе. И потому, хотя это и "Федот, да не тот", как говорится в народе. Как будто бы и эта теория хороша, но она тоже не совершенна. Лично я держусь теории третьей, которая описана в Евангелии, в Первом послании к Коринфянам, в 13-й главе. В. Это теория любви по апостолу Павлу. Апостол Павел был человеком весьма ученым в свои дни. Он получил высшее образование в высшей школе того времени - в школе Гамалиила. Так вот, апостол Павел о любви говорит так: любви идеальной в людях, то ли четырехзначной по-гречески, то ли двухзначной по учению Толстого, нет вообще. Любовь, по словам апостола Павла, есть какая-то "куча". Эта куча состоит из многих частей - ее слагаемых. Апостол говорит, что любовь это -"совокупность совершенства" (Кол. 3,14). Он пишет верующим в Колоссах так: "Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства". На украинском языке это звучит так: "Вона - союз досконалостей". Значит, любовь - это союз многих частей, или многих "досконалостей". Любовь - это совокупность многих частей в одной "куче". А именно, любовь есть долготерпение. "Любовь долго терпит". Любовь - есть и милосердие. "Любовь милосердствует" и т. д. Апостол Павел в тринадцатой главе Коринфянам перечисляет, кажется, тринадцать частей, составляющих одну целую "совокупность", имя которой - любовь. Если в этой куче, или совокупности, будет не доставать хотя бы одной части любви, например, терпения или милосердия, тогда эта любовь будет не совершенной. Дефективной будет, ущербной и, конечно, страдающей. Такая любовь уже не божественная. Она - только человеческая. У Бога Отца любовь совершенная. И вот к этой-то любви, любви Божьей, нам надобно приобщаться. "Бог - есть любовь" (1 Иоан. 4,8). Мы, люди, - творение Божье. И в нас должно быть то же, что есть в Боге. Причина - Бог и следствие - человек должны представлять собой единое целое. Так - по закону логики. Да поможет нам всем Бог в этом нашем желании иметь любовь Божью в нас совместно с нашей человеческой любовью. III. Может ли, кроме нашей человеческой, не совершенной любви, пребывать и любовь Божья в нас? На этот вопрос: "Может ли так быть?" мы отвечаем: "Да! Конечно, такое может быть". Если бы этого не могло быть, то Христос и Его ученики этому и не учили бы нас. Они не призывали бы нас к невозможному. Но Христос говорит: "Я открыл им имя Твое и открою; да любовь... пусть пребудет в них и Я в них". Есть духовный закон - это возможность нашего пребывания и преображения. Такое наше преображение осуществляется в образе Христа при следующих условиях: "Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2 Кор. 3,18). Значит, надо открытым быть перед славой Господней. Надо взирать на эту славу. Надо этого желать, стремиться к этому. И тогда преображение в нас будет происходить. Сперва, может быть, незаметно, туманно. Но впоследствии оно будет уже проявляться ясно и явно - позитивно. Как в фотографии - со снимком человека. Сперва образ не видно, он как бы потенциально находится внутри негатива. А после он проявляется уже и снаружи. И то, что было черным - становится белым. Негатив становится позитивом. Возможность же от Бога нам получить такую благодать есть. Есть потому, что сначала Бог сотворил так человека, что все задатки для этого духовные, к совершенствованию уже имеются. Они в духе человеческом потенциально сохраняются, как семена в амбаре, семена Божьи в духе человеческом. Только они еще недостаточно развиты бывают по причине греховной жизни. В Первом послании Иоанна, 3,9 так написано: "...семя Его пребывает в нем", чтобы эти семена-зерна проросли и достигли бы большого совершенства в нас, надо, чтобы наша человеческая любовь соединилась с Божьей любовью и превратилась бы в любовь Божью в нас. Это делается влиянием Святого Духа - светом самого Бога, просвещающего всякого человека, приходящего в мир. В человеке есть потенциально все, что есть и у Бога. Конечно, я имею в виду не физическую сторону личности человека, а сторону духовную. Бог есть Дух. И в человеке тоже есть дух человеческий. Так и написано: "Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божий" (Рим. 8,16). Таким образом, все духовное, все качества духовные в нашей личности, в том числе и нашей любви, наше терпение и милосердие, как и все остальные духовные качества личности нашей, - от Бога. Но по причине греховности нашей они в нас мертвы бывают до дня нашего покаяния перед Богом и возрождения духовного. Так бывает и у новорожденных, у которых эти качества духовные еще не очень проявлены или как бы засорены, туманны, негативны и невидимы еще, но должны проявиться преображением. Соединяясь верой со Христом Иисусом, Дух Христа в нас, и наши потенциально вложенные в нас качества индивидуальной духовной личности человека, как семя Божье в нас, начинают оживляться, преображаться и совершенствоваться путем освящения, соединяясь с Божественным все более и более до степени образа и подобия Божьего в нас. И не только положительные, добрые эмоции, но и отрицательные эмоции тоже будут становиться святыми. Например, святая будет в нас ненависть, святым в нас будет гнев, святое в нас будет возмущение. В общем, могут быть святыми наши все чувства, как они были во Христе Иисусе, безгрешными. Ненавидеть, например, себя - это не грешно. Возмущаться, видя нечестие, как возмущался апостол Павел в Афинах -городе, полном идолов, находясь в ареопаге. Но ведь это было состояние безгрешное потому, что человек в Боге находится, как предмет в океане (Деян. 17,16). IV. Законы, по которым любовь должна в нас развиваться. А. Всякому делу, как и всякой вещи, для ее развития существуют законы. Законы развития имеются так же и для любви. И соблюдение их необходимо и обязательно для нормальной жизни любви и ее развития. Я насчитываю приблизительно четыре таких закона в состоянии любви. Генри Друммонд, английский натуралист, написал книгу "Естественные законы в духовном мире", в которой доказывает, что как в мире физическом, так же и в мире духовном все свершается по законам. Значит, и любовь тоже развивается по законам развития. Что же для этого надо? Для любви надо обязательно иметь два объекта. Это как два полюса для электрической энергии. Лишь при двух объектах любовь рождается и развивается, проявляя свою благотворную энергию. Например, у Бога Отца, Отца любви, вторым наивысшим объектом Его любви является Его Единородный Сын. Бог Дух любит Сына Своего Бога во плоти человеческой. Значит, получается два объекта. Из многочисленных объектов для Божьей любви наилучший и самый высший объект - это Бог, Сын Его во плоти человеческой. Бог любит и всю вселенную, как дело рук своих. Он любит и мир ангелов, как и Его силы небесные. Любит Бог и всех людей. Но самым лучшим для Него, объектом для Божьей любви является Иисус Христос, Его Единородный Сын во плоти человеческой. Таким образом, имеются два объекта. Если не будет двух объектов, это уже неполная любовь будет, будет только самолюбие. Такая любовь больная. Она может в конце концов умереть. И человек тогда может возненавидеть даже себя самого. Необходимо, чтобы было именно два объекта. Б. Два объекта любви должны быть достойными друг друга. Если же один объект будет хорошим, а другой будет плохим, то любовь будет страдающей. Там не сможет проявиться любовь благотворная, благословляющая друг друга энергией любви. У Бога имеются два равнозначных объекта, достойных любви. Писание говорит, что все творение возникло из ничего, как бы из Самого невидимого Бога: "...без Него ничто не начало быть" (Иоан. 1,3). Бог Творец и Его Сын Единородный - это как причина и следствие этой причины - они едины. Для божественной любви Его самым высшим объектом является Бог Дух и Бог, явившийся во плоти, Его Единородный Сын Иисус Христос. Они, эти два объекта, равнозначны, равноценны. Так должно быть и в жизни семейной - родители и их дети; в брачной жизни - муж и жена. Эти два объекта должны быть равноценными друг другу. В противоположном же случае, когда объекты и не будут равными между собою, то в таком случае любовь будет страдающей и даже может умереть, т. е. перестать действовать. Так бывает у родителей. Хотя отец и мать высокие и взрослые, а дети низенькие и малые еще, и, казалось бы, они не равноценные, не равнозначные. Но это только так кажется. Если отец, например, великий и славный, авторитетный, то и дитя, им рожденное, тоже может в конце концов таким стать. И потому дети, хотя еще только потенциально, такие же равноценные, как и их родители. Они могут стать одинаковыми, эти оба объекта для любви. В. Закон третий - это "симбиоз", т. е. полезность любящих друг друга. Эти два равноценных объекта должны быть обязательно полезными в любви один другому. Вот такой в любви "симбиоз". Такую друг для друга полезность и Сын Божий Иисус Христос, и Его Отец Небесный имеют. Сын ничего не делает вопреки Отцу Своему. Так же и Отец Его все передал в руки Сына Своего, доверяя Ему совершать все суды Божьи в мире. Они оба исполняют всегда волю одну единообразно и единодушно, как бы говоря: "Вот, иду... исполнить волю Твою, Боже" (Евр. 10,7). "Не моя воля, да будет, но воля, Твоя, Отче" (Мф. 26,42). Так поступал Сын Божий во плоти Своей. Так же поступал и Отец Его Небесный. И потому у них все едино: "Я и Отец - одно" (Иоан. 10,30). Симбиоз, или полезность друг другу, должна быть и у родителей к детям, и у детей к родителям. При наличии этого, любовь будет расти и крепнуть все больше и больше. И наоборот. Если одна сторона будет полезна, а другая сторона будет бесполезна, симбиоза у них не будет, тогда любовь у них будет больной и может даже умереть. Г. И еще нужно сказать: любовь должна быть с "благоволением". Что такое благоволение? Трудно ответить на это словами, я вам объясню это на примере. Например, Бог любит всех Своих детей, особенно послушных, верующих в Него и находящихся в вере и верных Ему всегда. Но есть ведь верующие колеблющиеся, сомневающиеся еще в Боге. Бог их, конечно, тоже любит, но без благоволения (Евр. 10,38). Бог о Сыне Своем Господе нашем Иисусе Христе сказал, что в Нем, в Сыне Его, благоволение для всех, если мы приходим с верой ко Христу Иисусу. Тогда мы тоже пользуемся от Бога не только одной Его любовью, но и благоволением Божьим совместно с любовью Его и ко Христу, и к нам, которые верою во Христе. Вот так оно должно быть и у нас. И как печально, когда любовь существует, но без благоволения. Например, родители к детям своим иногда теряют благоволение, когда дети плохо поступают с родителями, не подчиняясь им и не слушаясь их, даже на доброе, и не уважая их, а иногда даже оскорбляя их. Вот тогда родители не могут даже любезно вспоминать о них. Так же и наоборот бывает, когда родители к детям не любезны, а грубы и жестоки, с немилосердием поступают с детьми. Вот так, по словам Христа, мы должны любить и врагов наших. Мы любим врагов, но не совсем так, как мы любим своих друзей. Вот так бывает и муж любит свою жену, живет с нею. Но, увы, отношения у них друг к другу бывают без благоволения. И причина этому, конечно, есть. При таком состоянии они ожидают только время развязки этого. Желают, чтобы кто-то из них скорее умер. Да, любовь без благоволения - это тяжелое страдание болеющей любви. Любовь может от этого даже умереть. Иное дело любовь с благоволением - это великое счастье. Любовь без благоволения зла не делает, но она и добра тоже не делает. А если и делает иногда добро, то поневоле, но не по желанию, а в силу необходимости. Вот таковы законы хорошей, истинной любви должны соблюдаться у нас, как они соблюдаются у Бога - Отца любви. А именно, повторю: - должно быть два объекта любви; - оба объекта должны быть равнозначными; - среди них обоюдный должен быть и "симбиоз," т. е. полезность друг для друга во всем; - любовь их друг к другу должна быть с благоволением. Да поможет нам всем Господь Бог иметь такую любовь, любовь Божью, по желанию об этом Иисуса Христа нашего Спасителя.
|