076
"Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня".
Евангелие от Иоанна 13,21
Представьте себе Господа и Его апостолов во время последнего совместного ужина: две весьма разные фигуры встречаются здесь и через короткое время снова расходятся, чтобы больше никогда не встретиться.
На первый взгляд они казались равноценными учениками Иисуса. Один возлежал на груди Иисуса, другой хранил небольшие запасы Учителя. Разве и тот, и другой не были достойными доверия, уважаемыми последователями великого Господа? На первый взгляд вы, наверняка, не смогли бы сказать, кто из этих обоих учеников лучше - Иоанн или Иуда. По всей вероятности, вы предпочли бы характер Иоанна; но я думаю, что вы восхитились бы и спокойным умом, и деловитостью Иуды.
Они сидели за одним и тем же столом и занимались одним и тем же делом. Никто из нас не заподозрил бы, что один из них был Иоанн - автор Откровения, а другой - Иуда, сын погибели.
Некоторое время оба, возможно, действовали и чувствовали одинаково. Казалось, они оба искренни; и все же в один прекрасный день они разойдутся. Верный ученик Иоанн продолжит свой путь в чистоте и любви, чтобы вечно пребывать вблизи Господа. Жизнь лицемерного Иуды закончится ужасно.
Зададим же все себе этот вопрос: "Не я ли, Господи?" У того, кто ближе всего находится к сердцу Господа, предательство менее всего вероятно. Занимающий такое место, как Иоанн, не будет предателем.
О, если бы честолюбие заставило нас захотеть стать учеником, "которого любил Иисус"! Тогда этот вопрос недолго оставался бы без ответа. Его любовь, излившаяся в наше сердце, позволила бы нам сказать: "Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя".
Чарльз Сперджен.
077
"Взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление..."
Послание к Евреям 12,2
Поношение Иисуса началось во дворце Ирода. Об одном факте мы не должны много говорить, но должны часто думать, а именно о том, что Спасителя полностью раздели перед солдатами. Его тело было подвергнуто позору и публичному презрению людей, причем грубых людей, не знавших деликатности. Давший "одежду" полевым лилиям не имел, во что одеться; украсивший землю драгоценными камнями не имел даже лохмотьев, чтобы прикрыть свою наготу от толпы, жестоко уставившейся на Него и насмехавшейся над Ним. Он сделал для Адама и Евы кожаные одежды. Он взял у них жалкие смоковные листья, которыми они пытались прикрыть свою наготу, и вместо этого дал им одежду, чтобы они могли укутаться и имели защиту от холода. А у Него самого не было ничего, чем Он мог бы укрыть свою наготу от безжалостных насмешек и презрения.
А потом они насмехались еще и над Его Божьей личностью. Они кричали: "Если Ты Сын Божий, сойди с креста, тогда мы поверим в Тебя!" Вы можете себе представить, что создание, творение, сделанное Его собственной рукой, бросало вызов своему Создателю? Не имеющий начала и конца был презираем ограниченными людьми; Он, держащий все силою Слова Своего, Он, "для которого все и от которого все", подвергался насмешкам создания, сотворенного Его рукой!
О христиане, если наш Господь претерпел все это, чтобы спасти нас, разве мы можем в таком случае стыдиться терпеть и переносить что-то ради Христа?
Чарльз Сперджен.
078
"Взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление..."
Послание к Евреям 12,2
Я попытался описать надругательства над Спасителем, но чувствую, что все же не сумел показать всю глубину бесчестия. Хочу теперь остановиться на словах "претерпел крест, пренебрегши посрамление".
Крест! Ты слышишь это слово, но не связываешь с ним ничего ужасного. Распятие на кресте было смертной казнью, к которой приговаривались только рабы, да и то только в том случае, если они совершили достойное проклятия преступление, например, убийство или организовали заговор. Смерть на кресте считалась самым страшным и самым ужасным наказанием. У любой другой смерти есть какое-либо обстоятельство, хоть и в небольшой мере, но ограничивающее боль, будь то быстрота казни или связанные с этим насмешки. Но это - смерть негодяя, подлого преступника, убийцы из-за угла - мучительно продленная смерть, поистине образец дьявольской жестокости, вкупе с полнейшим позором. Все это перенес Господь! В наши дни в кресте нет ничего позорного. Короли носят его на сверкающей короне, победители - на развевающемся флаге. Некоторые поклоняются ему. Самые прекрасные картины посвящены его изображению. Высеченный на золоте и в драгоценных камнях, крест достиг поистине королевского достоинства. Я думаю, что мы сегодня не в состоянии во всей полноте понять позор креста. А иудеи знали об этом, римляне понимали это, и сам Христос, конечно, тоже знал, какой ужасный позор означала смерть на кресте.
Господь должен был сначала сам нести свой крест; Он был распят на кресте на лобном месте, на Голгофе в такое время, когда в Иерусалиме собиралось много народа. Был праздник Пасхи, большая толпа народа пришла посмотреть на это зрелище. Все эти люди могли присоединиться к насмешкам и увеличить его позор.
Чарльз Сперджен.
079
"Взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление..."
Послание к Евремя 12,2
Хочу обратить ваш взгляд на поношения Спасителя. Возможно, человек ничего так не боится, как позора. Мы часто замечаем, что даже смерть считается более выносимой, чем позор. Ничто не может так подавить человеческий дух, как постоянное презрение. То есть, позор - это что-то ужасное; но для Спасителя позор был, должно быть, особенно унизительным. Чем благороднее натура человека, тем быстрее он чувствует малейшее презрение и тем болезненней его ощущает. Обедневшие принцы и презираемые монархи - самые жалкие среди жалких. Но здесь стоял наш славный Спаситель, на лице которого сияло благородство самого Бога. Он стоял презираемый, обруганный, оплеванный! Такая птичка, как, например, ворона, без сопротивления дает запереть себя в клетку, а орел не переносит, когда ему завязывают глаза, он слишком благороден для этого. Глаз, смотревший на солнце, не может без слез переносить мрак. Но для Христа, бывшего более чем благородным, насмешки и надругательства были, безусловно, крайне горькими. Кроме того, некоторые души настолько тонкие и чуткие, что они ощущают все намного сильнее, чем другие. Наш Господь всегда думал о благополучии людей; Он любил их до смерти. Переносить насмешки тех, за которых Он умирал, быть оплеванным теми, кого Он хотел спасти, это действительно можно назвать болью. Стать человеком имело большое значение для Господа Иисуса, но стать человеком болей означало еще больше. Проливать кровь, страдать и умереть - это было много для Сына Божьего. Но страдать так, как страдал Он - умирать позорной смертью и быть покинутым Богом, это такая глубина спасающей любви, познать которую не в состоянии никакой сотворенный дух.
Чарльз Сперджен.
080
"Ты знаешь поношение мое, стыд мой и посрамление мое; враги мои все пред Тобою".
Псалом 68,20
Эти три слова "поношение", "стыд", "посрамление" приведены для того, чтобы показать, как болезненно воспринимал Спаситель обрушенное на Него презрение и как Он был уверен, что Бог не оставит без внимания никакое зло, причиненное Ему. "Враги мои все пред Тобою" - они не уйдут от Твоих глаз. Вся эта бесстыдная банда стоит перед Твоими очами, их злая подлость не скрыта от тебя: Иуда со своим предательством, Ирод со своей хитростью, Каифа со своим кровавым советом, Пилат со своей нерешительностью, фарисеи и садукеи, книжники и первосвященники, народ и начальники - всех их Ты видишь и всех привлечешь к ответственности.
"Поношение сокрушило сердце мое". Никакой молоток не сокрушает так, как поношение. Клевета причиняет колючие боли в душе. Для так тонко чувствующей натуры безупречного Сына человеческого было достаточно этих уколов, чтобы пронзить Его сердце до полного сокрушения. Оскорбления и богохульства повергли Его в прах. Его сердце невыразимо страдало. Ужасно страдала душа Спасителя не только от всего того, что Ему приходилось переносить, но и от происходящего в Гефсимании. Там не было никого, кто сказал бы Ему дружелюбное слово; никого, кто был хотя бы тронут при виде Его скорби; никого, чье сердце было бы способно по-человечески сочувствовать Ему. Да, в час самой большой скорби Он был покинут и теми, кого раньше кормила и исцеляла Его любящая рука. Он не нашел ни одного утешителя. Даже те, кто больше всех других познал Его верную любовь, искали только своей собственной безопасности и оставили своего Учителя одного. Страдающий сердцем нуждается в утешении; преследуемый имеет право на сострадание. Но наш Заступник не нашел ничего этого в ту темную ночь, когда наступил подходящий момент для сил тьмы.
Чарльз Сперджен.