066
"Гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял".
Послание к Галатам 1,23
Павел, преследовавший Господа Иисуса, получил прощение. Он, называющий себя самым большим грешником, нашел милость. Более того: Павел стал одним из лучших орудий для распространения Евангелия; и вы тоже должны стать как он. Да, если ты покаешься, то Бог сможет использовать тебя для того, чтобы привести других к Иисусу.
Я поражаюсь, когда вижу, как много самых последних грешников стало самыми полезными орудиями для нашего Господа. Посмотрите на Джона Буньяна. Он хулил Бога. Он шел в церковь и бил в колокола, но как только открывались двери церкви, отправлялся играть в кегли. В деревенском трактире никто не смеялся так громко и весело, как Джон Буньян. Группа людей посещала молитвенный час, но никто не проклинал их так гнусно, как Джон. Он был зачинщиком всякого безбожного дела, советником каждого порока. Если в деревне было совершено зло или какая-нибудь безбожная проделка, то не надо было долго гадать: Джон Буньян участвовал в этом. Но потом все изменилось. Кто стоял потом перед судом? Кто говорил: "Если вы сегодня выпустите меня из тюрьмы, то я завтра с Божьей помощью буду снова проповедовать Евангелие!" Кто двенадцать лет просидел в тюрьме, а когда его хотели отпустить, если он пообещает больше не проповедовать, ответил: "Нет, лучше я останусь здесь, пока мои веки не порастут мхом; но я должен и хочу проповедовать Евангелие Божие, как только попаду на свободу!" Да, это Джон Буньян, тот самый человек, который раньше проклинал Христа. Посмотри, что Бог сделал с ним! Если ты чувствуешь раскаяние и ищешь милости Божией во Христе, то Бог может изменить и тебя.
Чарльз Сперджен.
067
"Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после".
Евангелие от Иоанна 13,7
Наше непонимание не мешает деятельности нашего Господа. Петр не понимает, почему Господь моет ему ноги, но Господь все равно моет их, независимо от того, понимает это Петр или нет.
Разве это не огромная милость, братья, что действие благословений, которые дает нам Христос, не зависит от нашей способности понимать их? Вы только посмотрите немного в мир и вы увидите, как верна эта мысль. Мать держит на коленях ребенка и моет ему лицо; ребенок не любит воду и кричит. Но мать не ждет, пока ребенок начнет понимать необходимость умывания, и заканчивает свою работу. Так и Господь часто применяет к нам Божье искусство, которое не нравится нам и которому мы противимся. Но наш Господь не отступает и не отнимает от нас Своей руки, несмотря на наш крик. Разве дерево понимает, почему его подрезают, или поле, почему его вспахивают? И все же подрезка и вспахивание приносят свои добрые плоды. Врач стоит у постели больного и дает ему невкусное лекарство. Больной не понимает этого и поэтому боится недобрых результатов; но сила лекарства не зависит от понимания больным его свойств; и поэтому оно поможет ему, хоть и вызывает у него удивление. Если глупец ест пищу, то она утоляет его голод так же, как если бы он был врачом и понимал процесс пищеварения.
Лучше подчиниться и быть послушным, чем понимать. Господь поступит правильно. Разве Он обязан переносить наш допрос? Разве мы имеем право требовать ответ на наши неуместные вопросы и спрашивать: почему так и почему эдак? Разве Он был бы Богом, если бы позволял нам устраивать Ему такие экзамены? Будьте довольны, пусть в вас господствует вера, а знание подождет! Что ты не знаешь сейчас, уразумеешь после.
Чарльз Сперджен.
068
"А без веры угодить Богу невозможно".
Послание к Евреям 11,6
Что такое вера? Библия говорит нам, что вера состоит из трех компонентов: знание, затем согласие и то, что она называет доверием или овладением познанием, с которым мы соглашаемся.
Первое у веры - это знание. Никто не может верить в то, чего он не знает. И все-таки есть люди, чья вера подобна тому, кто сказал: - Я верю в то, во что верит Церковь.
- Во что верит Церковь?
- Церковь верит в то, во что верю я.
- И во что же вы верите, вы и Церковь?
- Мы оба верим в одно и то же.
Этот человек не верил ни во что, за исключением того, что Церковь была права; но в чем, этого он сказать не мог.
Нельзя сказать: "Я верующий" и не знать, во что же ты веришь. Мы считаем, что человек должен изучить и обдумать каждое учение Слова Божия, и что вера подразумевает все, что содержится в Святом Писании.
Но человек может знать что-то и все равно не иметь веры. Поэтому вера должна сопровождаться согласием. Необходимо не только читать и понимать Писание, но и принять его в сердце как истину живого Бога.
Но человек может делать все это и все равно не иметь истинной веры, так как самое существенное в вере состоит в доверии к истине - не просто считать что-то истиной, а овладеть ею, как чем-то нам принадлежащим.
Меня не спасет знание того, что Христос есть Спаситель; но я буду несомненно спасен, если буду полагаться на моего Спасителя. Тонущего человека спасает не спасательный пояс на борту корабля и не вера в то, что спасательный пояс - это отличное, удачное изобретение. Нет, он должен одеть его и крепко держаться за него, иначе он утонет.
Чарльз Сперджен.
069
"И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел!"
4-я книга Царств 6,17
Мы молимся за определенных молодых людей, чтобы им открылись глаза, и они увидели врага в его различных формах проявления. Мы боимся, что некоторые очень неопытны в отношении его лживых уловок. Особенно молодые люди склонны принимать заклятого врага за друга. Они верят его лживым, льстивым словам и тем самым обречены на погибель. Враг протягивает им шипучий бокал, но в игристом напитке таится смерть. Он говорит о радости, а наслаждения плоти проходят как тень и оставляют неприятный осадок. Враг носит маску хитрости и пытается уговорить молодых людей воспользоваться возможностью и не заниматься Божьими делами до тех пор, пока они не приобретут состояние. Но разве прибыль, полученная за счет пренебрежения Словом Божьим, не обернется в конце концов вечным убытком? Появляясь в образе змеи, сатана причиняет больше несчастья, чем в образе рыкающего льва. Если бы кто-то увидел сатану в его истинном образе, то ему было бы нетрудно устоять перед ним. Но мы имеем дело с дьяволом, который принимает вид ангела света. Хуже того: временами он вовсе не встречается нам, а вместо этого копает на нашем пути ямы или издалека пускает в нас свои стрелы.
Хочу молить Бога за юношу, который как раз собирается покинуть родительский дом и пойти в мир: "Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел!" Чтобы он увидел ложь, облеченную в мантию истины, подлость, прикрывающуюся гордостью и высокомерием, глупость под личиной учености, грех под маской развлечений. Будем же за каждого молодого человека, вступающего в жизнь, посылать к престолу милости молитву Елисея: "Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел!"
Чарльз Сперджен.
070
"И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея".
4-я книга Царств 6,17
Елисей был окружен конями и колесницами, но его слуга не видел этого, потому что это были духовные колесницы, духовные кони. Ведь юноша еще не проник в духовную область и поэтому еще не мог воспринимать духовные вещи. Только после того, как Бог дал ему духовные глаза, ему открылась прекрасная духовная панорама. Представившееся его взору зрелище подтвердило ему, что пророк был прав. Он увидел армию с конями и колесницами, достаточно сильную для защиты и обороны служителей Божиих.
Как бы вы, несведущие в божественных вещах, удивились, если бы Господь внезапно открыл вам глаза! До сих пор вы не имели ни малейшего понятия о духовной жизни, духовной реальности и не можете составить себе истинного представления об этом, пока не будете возрождены Господом. Может быть, вы умеете говорить о духовных вещах и, возможно, считаете себя теологами; но вы подобны голубям, критикующим музыку, или слепым, пытающимся описать картины. Вы не способны судить о духовных вещах, пока не станете новой тварью в Иисусе Христе. Молитва Елисея за своего слугу и наша молитва за других людей - это молитва не о том, чтобы они проявили способности, которыми они уже обладают, а о новом свете, чтобы в них была создана новая натура - силой, находящейся вне их собственной сферы. Мы просим Господа совершить это чудо. Нам так хотелось бы, чтобы вы получили то, чего вам не может дать никакое воспитание и образование. Нам хотелось бы, чтобы вы достигли того, чего невозможно достичь многолетним опытом и усердной учебой. Мы желаем и молимся о том, чтобы вы познали в себе изменение, которое только Господь может осуществить в вас. Нам очень хочется, чтобы вы вышли из естественной тьмы и пришли к чудесному свету Божьему, чтобы ужасная слепота сменилась в вас ясным видением невидимых до сих пор вещей.
Чарльз Сперджен.