Больше Соломона
«...И вот, здесь больше Соломона» (Луки 11:31)
Прежде всего нам приходит на мысль, что никто из простых людей не сказал бы это о себе, разве только в порыве чрезмерного самолюбования: ведь Соломон был в глазах иудеев идеалом величия и мудрости. Если бы кто-то из людей сказал о себе: «Здесь больше Соломона», это было бы крайним самомнением. Любой человек, действительно превосходящий Соломона мудростью, меньше всех притязал бы на такое превосходство. Мудрый человек никогда бы не мыслил так; рассудительный человек никогда бы не сказал этого. Господь Иисус Христос, будь Он просто человеком, никогда не произнес бы такие слова, потому что среди всего человеческого рода никогда не было более скромного, бескорыстного человека.
Рассмотрите это, исходя из предположения, что Христос из Назарета был просто человеком, и я признаю, что Его поведение в корне отличалось от духа, в котором сказаны эти слова: «Здесь больше Соломона». Сравнивать себя с другими — неблагоразумно, а Христос был мудр; так поступать — нескромно, а Христос был скромен. Он не сказал бы данных слов, если бы на это не было причины и основания в Его безгранично славной природе. Его божественность вынуждала говорить откровенно. Если Бог говорит, что Он больше всех Своих творений,— это не хвастовство; ибо что такое они в Его глазах? Все миры — всего лишь искры с наковальни Его всемогущества. Пространство, время, вечность — все они ничто перед Ним; и если Он сравнивает или даже сопоставляет Себя с кем-то из Его же творений — это величайшая снисходительность, как бы Он ни пожелал изложить это сравнение. Именно божественная природа нашего Господа побудила Его сказать эти слова, и сказал Он их не с целью возвысить Себя, но с целью указать на поучение, которое Он пытался донести людям: «Здесь больше Соломона». Он как бы говорил: «Царица Южная пришла издалека, чтобы услышать мудрость Соломона, а вы не желаете слушать Меня. Она уделила внимание человеку, а вы не считаетесь со своим Богом. Вы не хотите слушать воплощенного Бога, говорящего вам слова неиссякаемой, непогрешимой мудрости».
Наш Господь Иисус заботится о благе Своих слушателей, а где побуждение столь бескорыстно, там не остается места для критики. Он говорит им, что Он больше Соломона, для того чтобы убедить их в величине их преступления, суть которого в том, что они не захотели услышать исходящие из Его уст слова любви. Чужеземцы приходили издалека, чтобы послушать Соломона; а Я, говорит Он, пришел к вашей двери и принес неиссякаемую мудрость к воротам вашим, и вы отвергаете Меня. Поэтому царица Южная восстанет на суд с вами, ибо, отвергая Меня, вы отвергаете Того, Кто больше Соломона.
Второе, что может прийти на ум человеку, это: заметьте, что Господь Иисус Христос сознавал, Кто Он.
Он знает, Кто Он и каков Он. Он смирен духом не потому, что не осведомлен о Своем величии. Он был кроток и смирен сердцем (представители романоязычных народов обыкновенно называют Его «Раб рабов»), но все это время Он знал, что Он – Царь царей. Он берет полотенце и умывает ноги Своим ученикам, все это время зная, что Он — их Учитель и Господь. Он общается с мытарями и блудницами, живет с простыми людьми; но при этом Он знает, что Он — единородный от Отца. Ребенком Он сидит в храме, слушая раввинов и задавая им вопросы; Он стоит среди учеников, как если бы был одним из них, и беседует с невеждами и глупцами того времени, заботясь об их благе; но Он знает, что Он — не один из них; Он знает, что Ему нечему научиться у них; Он знает, что может поучать ученые советы и наставлять царей и философов, ибо Он больше Соломона. Он носит крестьянскую одежду и не имеет где приклонить голову; но Он знает, что каким бы низким ни было Его положение, Он больше Соломона. Он дает нам понять, что знает это, чтобы все смогли увидеть ту любовь, которая побудила Его сойти так низко.
Великое смирение Христа проявилось в том, что Он соизволит стать нашим слугой, нашим Спасителем, тогда как Он столь велик, что величайшие из людей - ничто перед Ним. «Он не почитал хищением быть равным Богу» — запомните это — и все же «уничижил Себя Самого». Некоторые люди не знают себе цены, и поэтому низкая должность, на которую они переходят, не унижает их, так как они недооценивают своих способностей. Они не знают, чего стоят, а Христос знал; хотя Он был человеком, Он знал о Своем Божестве, о Своей мудрости и величии. Поэтому я восхищаюсь ясным пониманием, отражающимся в Его глубоком уничижении, как самородок в темном руднике. Он не сгибается, как тот, о ком говорится в старом стишке:
Так вынужден тот, кто прямо сесть не может, но сознательно сходит со Своего престола славы, отмечая каждый шаг и полностью оценивая, на какое унижение Он идет. Он знал о цене нашего искупления и претерпел крест, пренебрегши посрамление. Хорошо поет Уоттс:
Бог полон сострадания:
Когда Спаситель наш узнал,
Что Кровь Его — цена прощения,
Он жалость к нам не умалял.
Братья, если наш Спаситель Сам сказал, что Он больше Соломона, то мы с вами должны верить Его словам, восторженно признавать их и приготовиться провозглашать. Если другие не признают их, давайте же мы безотлагательно исповедаем их. Если для того, чтобы они признали их, Ему Самому пришлось сказать: «Здесь больше Соломона», пусть не возникает необходимость вновь повторять это восхваление, но давайте все исповедаем, что Он на самом деле больше Соломона. Пойдем же домой с намерением говорить о Христе более возвышенно, чем прежде, стараться любить Его больше, служить Ему лучше и поднять Его в наших глазах и в глазах мира выше, чем Он когда-либо был. О, если бы нашелся славный высокий престол, чтобы посадить Его на нем, и венец из звезд, чтобы надеть Ему на голову! И привести народы к Его ногам!
Я знаю, что мои слова не могут воздать Ему честь достойно Его заслугам; но как бы я хотел этого. Я вполне уверен, что мои слова о Его превосходстве не отражают действительность в полной мере; и в самом деле, мои мысли и слова о Нем все менее и менее удовлетворяют меня. Он слишком славен, чтобы мой слабый язык описал Его. Если бы я мог говорить языками человеческими и ангельскими, я все равно не смог бы достойно превознести Его. Если бы я смог одолжить все созвучия неба и привлечь каждую арфу и песнь искупленных, все равно музыка не была бы достаточно сладкозвучной для Его прославления. Наш славный Искупитель навеки благословен: благословим же Его. Ему надлежит быть превознесенным превыше небес; вознесем же Ему хвалу. О, если бы была хорошо настроенная арфа! Пусть же Дух Божий поможет и сердцу, и устам восхвалять Его в этот час.
Итак, во-первых, мы попытаемся указать сходство Иисуса с Соломоном; а во-вторых, уйдем от всех сравнений и покажем, в чем между Христом и Соломоном вообще не может быть никакого сравнения.
I. Во-первых, МЕЖДУ ХРИСТОМ И СОЛОМОНОМ есть некоторое сходство.
Когда Спаситель Сам сравнивает Себя, это ясное доказательство того, что Святой Дух изначально замыслил схожесть, а поэтому можно смело сказать, что Соломону было предназначено быть прообразом Христа. Я не пускаюсь в подробности и не вдаюсь в тонкости маловажных вопросов. Я перечислю пять пунктов, в которых Соломон был заметно похож на Христа и в которых наш Господь превзошел Соломона. И надеюсь, вы меня поддержите.
Итак, первое сходство — мудрость. Когда бы вы ни заговорили с евреем о Соломоне, его глаза начинают торжествующе блестеть и кровь в венах закипает от национальной гордости. Соломон — это имя воскрешает в памяти самое великолепное время династии Давида, золотой век. Величественный Соломон, имя которого венчает славой еврейскую историю, и самый яркий луч той славы — в его мудрости. На востоке, думаю, что можно сказать, и на западе все еще бытует поговорка: «Мудр, как Соломон». Никогда ни один современный философ или ученый монарх не разделял славы сына Давида, имя которого остается синонимом мудрости. Ни о ком из людей после него нельзя сказать, как о нем: «И все цари земли искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его». Он обладал всем познанием и был знатоком всех наук. Он был натуралистом: «И говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах». Он был инженером и архитектором, так как написал: «Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева; сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья». Он понимал искусство управления - был прекрасным политическим деятелем. Фактически он знал все. По словам Писания, Бог наделил его великодушным сердцем и мудростью, как песок морской: «И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитянина, и Емана, и Халкола, и Дарды, сыновей Махола, и имя его было в славе у всех окрестных народов».
Да, но наш Спаситель знает безмерно больше, чем Соломон. Я желаю, чтобы вы сегодня пришли к Нему так же, как царица Савская к Соломону, только из-за более веских причин. Вы не хотите изучать архитектуру или судоходство, агрономию или анатомию? Вы только хотите узнать, как будете воздвигнуты в дом духовный и как пересечете опасные моря, лежащие между этой землей и небесным градом? Приходите к Иисусу, и Он научит вас всему, что вам нужно знать, ибо вся премудрость сокрыта в Христе. Наш божественный Спаситель знает прошлое, настоящее и будущее; в Нем сокрыты тайны Божьи. Он знает самое сокровенное в сердце Бога, потому что Отца не знает никто, кроме Сына и кому Сын хочет открыть. Ему дано взять книгу пророческого предопределения и снять ее семь печатей. Придите же к Христу Иисусу, если вы желаете узнать намерения Божьи, ибо написано, что Он «сделался для нас премудростью». Соломон мог обладатьмудростью, но он не мог быть мудростью для других; Христос Иисус является ею в полной мере. Тех разнообразных знаний, которыми Он обладает, неограниченных знаний, сокрытых в Нем, достаточно для того, чтобы водить и наставлять вас до конца жизни, какой бы сложной и мрачной ни была ваша стезя.
Соломон частично доказал свою мудрость замечательными изобретениями.Невозможно установить, чего Соломон не знал. Во всяком случае никто в данный момент не знает, как были положены на свои места те недавно обнаруженные огромные камни, которые служили основанием лестницы, по которой Соломон поднимался в дом Господень. Множество камней из каменной кладки Соломона так громадны, что современные механизмы вряд ли смогли бы сдвинуть их. Более того, без всякого цемента они так плотно скреплены, что между ними не вставишь и лезвие ножа. Удивительно, как это было сделано. Никто не знает, как такие громадные камни перемещали из каменоломен или как осуществлялась вся постройка храма. Литье из меди и серебра вряд ли менее замечательно. Несомненно, многие изобретения не достигли нынешних времен, изобретения более замечательные, чем современные. Мы — группа дикарей, которые только начинают узнавать кое-что, но Соломон знал и изобретал вещи, которые мы, быть может, вновь изобретем через пятьсот лет. Наш хвастливый девятнадцатый век, столь жалкий век, неимоверными усилиями ползет к мудрости, которой давным-давно обладал Соломон.
И все же Иисус превосходит Соломона. Что до изобретений, то Соломон — не изобретатель по сравнению с Тем, Кто сказал: «Избавь его от бездны, ибо Я нашел искупление». О Спаситель, разузнал ли Ты путь нашего спасения? Принес ли Ты в мир, завершил и воплотил в жизнь способ, благодаря которому врата ада закроются, а врата неба, однажды закрытые, широко откроются? Тогда Ты действительно мудрее Соломона. Ты — Изобретатель спасения, Архитектор Церкви, Начальник и Совершитель нашей веры.
Соломон оставил нам очень ценные книги — Притчи, Екклесиаста и несравненные Песни Песней. Но, увы, слова Соломона намного незначительнее слов Иисуса Христа, ибо последние - дух и жизнь. Сила слова Иисуса превосходит все глубокомысленные сказания мудреца. Мудрость притч не может сравниться с Его словами, «Проповедник» не может соперничать с Его проповедями, и даже божественная Песнь осталась бы без значения, как никогда не объясненная аллегория, если бы Сам Христос не был ее сутью. Соломон может петь о Христе, но Христос — суть песни. Он больше Соломона в Своих учениях, так как Его мудрость свыше и она ведет людей к небу. Блаженны сидящие у ног Его.
Далее, Соломон проявлял мудрость в сложных разбирательствах. Вы знаете, как он решил между двумя женщинами спор о ребенке; много других проблем решил Соломон и многие другие узлы смог развязать. Он был великим правителем, мудрым в политике, в социальной экономике и коммерции — мудрым во всех человеческих взаимоотношениях. Но там, где находится Христос, присутствует Тот, Кто больше Соломона. Нет трудности, которую Христос не мог бы убрать, ни узла, который Он не смог бы развязать, ни вопроса, на который Он не смог бы ответить. Вы можете принести к Нему свои трудные вопросы, и Он ответит на них. Если сегодня у вас на сердце лежит какая-либо трудность — обратитесь к Господу Иисусу Христу в молитве, исследуйте Его Слово и услышите голос как бы. из Святого святых, который поведет вас по стезе безопасности.
Это главное, на что я хочу обратить ваше внимание, особенно когда мы приступаем к Вечере Господней. Я хочу, чтобы вы, любящие Господа Иисуса Христа, верили в Его безграничную мудрость и приходили к Нему за руководством. Я боюсь, что когда вы в беде, то допускаете, что великий Страж Израиля наверняка допустил ошибку. Вы сходите на запутанную дорогу, говоря: «Наверное, мой Пастырь повел меня неправильно». Никогда не думайте так. Испытывая бедность или нужду, все же говорите:
«Эти обстоятельства предопределены Тем, Кто больше Соломона». А что, если вы, как кажется, лишены всякого утешения, приведены на странную, одинокую дорогу, где нет ни одного города, чтобы жить в нем? И все же Проводник рядом, и Он не ошибется; ведь здесь больше Соломона.
Я представляю, что смотрю в большое огненное горнило. Оно так раскалено, что мои глаза не выдерживают его страшного пламени. Боюсь, мои глаза совсем бы отказали и я потерял бы зрение от ослепительного света того ужасного пламени, если бы не отвернулся. Но когда я набрался смелости, чтобы посмотреть снова, я вижу слитки серебра, которые очищаются в белом калении, и замечаю, что жара умерена до последней степени осторожности. Я наблюдаю за процессом до конца. Увидев, как все слитки выходят светлыми и чистыми, свободными от всяких шлаков и пригодными для небесной сокровищницы, я говорю: «Тот, Кто больше Соломона, работал у этого горнила». Это же обнаружишь и ты, страдалец. Безграничная мудрость следит за твоей судьбой. Бедное дитя, не вмешивайся в здравое суждение твоего Спасителя, но позволь Ему предопределять все. Пусть твое маленькое «знаю» никогда не поднимется против настоящего знания твоего дорогого Искупителя. Размышляй об этом, когда переходишь через глубокие воды, и нашептывай себе слова утешения: «Здесь больше Соломона».
У меня нет времени распространяться, а поэтому я попрошу вас обратить внимание на то, что наш Господь Иисус Христос больше Соломона в богатстве.Соломон славился своим богатством. Он владел огромными сокровищами, он «сделал золото равноценным с простыми камнями, а серебро считалось ни за что», таким он стал богатым. У него было множество слуг. Шестьдесят тысяч одних каменотесов в горах тесали камни и деревья; так много у него было наемных работников. Его двор был в наивысшей степени пышным. Когда читаешь о пище, которая готовилась для двора, и о том, с каким великолепием все было устроено, от конюшен до престола из слоновой кости, то, как царица Савская, испытываешь крайнее изумление и говоришь: «Мне и в половину не сказано было».
Но поразмыслите, как ничтожно все богатство Соломона по сравнению с богатством, сокрытом во Христе Иисусе. Возлюбленные, Тот, Кто умер на кресте и был обязан другу гробом; Тот, с Кого перед смертью сорвали последнюю одежду; Тот, у Кого не было богатства, кроме скорби и сострадания, имел власть многих обогащать, и Он действительно обогатил множество людей - обогатил их вечным блаженством, а поэтому Он должен Сам быть богатым. Разве не богат тот, кто обогащает миллионы? Ведь наш Господь Иисус одним словом утешал удрученных. Когда Он простирал руку, Он прикосновением исцелял больных. Каждое Его движение несло богатство. Он был наполненной Личностью, наполненной всем, что человек может пожелать. Теперь же, после его смерти и воскресения, в Нем кроется богатство всепрощающей любви, богатство спасительной силы, богатство власти ходатайствовать перед престолом Отца, богатство всего, чем Он обогащает сынов человеческих и будет обогащать их вечно.
Я хочу, чтобы вы уразумели эту истину. Я хочу, чтобы вы оценили богатства Христа, вы, являющиеся Его народом; и в придачу к этому запомнили истину нашего гимна: Если Христос богат, Могу ли бедным я быть? Что мне желать еще?
Хотел бы я, чтобы, поняв, Кем является Христос, мы понимали и то, кто такие мы. Один старец сказал: «Я очень стар, я потерял единственного сына, у меня нет ни копейки; и что хуже всего, я слеп. Но,— прибавил он,— это не имеет значения, так как Христос не слаб, Христос не стар, у Христа все богатства, Христос не слеп, и Он мой; а в Нем я имею все». Не должны ли мы ухватиться за это, братья и сестры? Не учит ли нас Святой Дух искусству присваивать себе Господа Иисуса и все, чем Он является и обладает? Если Христос — ваш представитель, то в Нем вы богаты. Идите за обогащением к Нему. Представьте себе, что мне повстречалась женщина, муж которой, как я знаю, очень богат и крепко ее любит, а она говорит мне: «Я ужасно бедна; не знаю, где мне добыть одежду и пищу». Я бы подумал, что эта женщина не в своем уме. Если у нее такой муж, ей нужно только обратиться к нему за всем, в чем она нуждается. Ну и что, если на ее имя не открыт счет в банке, а все средства на его имени. Они — одно, и он не откажет ей ни в чем. Я бы сказал ей: «Добрая женщина, ты не должна так говорить, или я скажу твоему мужу».
Я думаю, мне нужно то же сказать и о вас, столь бедных и унылых, но при этом вступивших в брак с Иисусом Христом. Мне придется рассказать вашему Мужу о том, что вы жалуетесь на Него, тогда как все ваше, вы — Христовы, а Христос — Божий. А потому «укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колена». Используйте колена молитвы и руку веры — и ваше состояние вполне удовлетворит вас. Не думайте, что вы вступили в брак с Ровоамом, который будет наказывать вас скорпионами; нет, вы сочетались с Тем, Кто больше Соломона. Не думайте, что ваш небесный Жених нищий. Все богатства вечности и бесконечности принадлежат Ему; как вы можете говорить, что вы бедны, если все Его — ваше?
А теперь коротко о третьей особенности Соломона: он обладал чертой, которой радовался каждый израильтянин, а именно: он был князем мира. Его имя означает мир. Его отец, Давид, был великим воителем, но Соломону не пришлось вести войны. Он был столь силен, что никто не осмеливался вступать в конфликт с таким великим и могущественным монархом. Каждый человек в Израиле сидел под виноградником своим и под смоковницею своею, и никто не боялся. В земле не было слышно трубы захватчиков. В царствование Соломона для Израиля наступили безмятежные дни.
Но и в этом здесь больше Соломона, ибо Соломон не мог дать своим подданным спокойствие духа, он не мог даровать им сердечный покой и не мог снять с них бремя вины или извлечь из их груди стрелу обличения и излечить ее боль. Но я проповедую вам сегодня Того благословенного Мужа скорбей, Который совершил наше искупление и Который больше Соломона силен даровать мир. О, придите и уверуйте в Него. Тогда ваш «мир будет как река, и правда ваша - как волны морские». Обращаюсь ли я к тому из чад Божьих, кто сильно встревожен и чьи мысли в смятении? Брат или сестра, не думай, что нужно ждать неделю-две, прежде чем ты сможешь вернуть себе покой. Ты можешь успокоиться в одно мгновение, ибо «Он мир наш», именно Он и только Он. И если ты сразу примешь Его, ухватившись за Него рукой веры, как за своего Спасителя, то Этот Человек будет миром даже тогда, когда на землю придут войска Ассура. Нет мира, подобного тому, который дает Иисус; он — словно река: глубокий, совершенный, обновленный, вечно текущий, льющийся через край, увеличивающийся и расширяющийся в океан блаженства. «И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».
О, приди к Нему. Приди к Нему сейчас. Не оставайся в часе пути от своего Ноя, или покоя, ибо в Его ковчеге твои утомленные крылья больше не устанут. Ты будешь в безопасности и покое с того момента, как возвратишься к Нему. Плод Духа — радость. Я хочу, чтобы ты приобрел ту радость и вошел в тот мир. Благословенное сочетание — радость и мир! Мир, мир — в самом этом слове звучит музыка. Получи его от Того, Кто является Словом и Чей голос все еще может успокоить бурю. Здесь больше Соломона, чтобы дать тебе мир. Перекуй меч твоей внутренней борьбы на орало священного служения; больше не поднимай тревогу, но в сей день мира труби в трубу мира.
Четвертое, чем знаменит Соломон, это его великие дела. Соломон воздвиг храм, который в свое время был одним из семи чудес света. Несомненно, он был очень изумителен, но из-за недостатка времени я не буду описывать его. К тому же он построил для себя дворцы, соорудил укрепления и сделал водопроводы и большие водоемы, чтобы подвести горные потоки к различным городам. Также он основал Пальмиру и Емаф, города в пустыне, которые способствовали бы торговле с Индией, Аравией и другими отдаленными местами. Земля не видела подобного ему. И все же здесь больше Соломона, ибо Христос принес воду живую с престола Божьего прямо к жаждущим людям, Сам будучи вечным водопроводом, через Который текут небесные потоки. Христос построил крепости и оборонные укрепления, за которыми Его дети могут находиться в безопасности от гнева ада. Он основал и каждый день продолжает строить чудесный храм — Свою Церковь; Его дети — ее живые камни, подогнанные, отшлифованные, украшенные. В этом храме обитает Сам Бог, ибо Он «не в рукотворенных храмах живет», то есть не построенных руками людей, но живет в храме, который устрояет Сам, которого художник и строитель, основание и краеугольный камень — Христос. Иисус строит для вечности вечный храм, и когда все видимое пройдет, и даже руины Соломонового храма и водопровода исчезнут с лица земли, каким великолепным будет новый Иерусалим! Двенадцать его оснований построены из драгоценных камней, стены покрыты редкими бриллиантами, улицы вымощены золотом, а его слава превосходит славу солнца. Картина, которую я рисую, бледна и неточна, потому что слава града Божьего духовна, и где мне найти слова, чтобы изобразить ее? Там, где Агнец является светом и живет Сам Господь Бог,— там все сооружение, весь новый Иерусалим будут служить для прославление и славы благодати Того, Кто сделал Иисуса Христа строителем дома Его славы, часть которого, я надеюсь, составим мы во веки веков.
И если Христос совершает такие великие дела, я хочу, чтобы вы пришли к Нему и Он произвел в вас дело Божье. В этом вся суть. Придите и уверуйте в Него сейчас. Доверьтесь Ему, чтобы Он созидал вас. Придите и доверьтесь Ему, чтобы Он наполнил уста ваши живой водой. Придите и доверьтесь Ему, чтобы Он сделал вас храмом Бога живого. Приди, дорогое дитя Божье, если тебя ожидают великие дела, приди и попроси силы у Христа, чтобы исполнить их. Придите вы, желающие воздвигнуть памятник славы имени Божьему, придите к Нему, чтобы Он научил и укрепил вас. Он - мудрый архитектор; придите и трудитесь вместе с Христом. Погрузите свою слабость в Его безмерную силу и будете сильны в Господе и в силе могущества Его. Пусть Бог поможет вам сделать это.
И последнее сравнение. Соломон был велик во владении. Царство евреев никогда не достигало таких размеров ни до, ни после Соломона. Кажется, что оно простиралось от реки египетской через всю пустыню до самого Персидского залива. Мы вряд ли сможем указать пределы владений Соломона; сказано, что они были «от моря до моря и от реки до концов земли». Так или иначе, он сумел подчинить себе различных царей и был самым великим царем, когда-либо царствовавшим в Иудее. Но все это прошло. Бедный слабый Ровоам выпустил из своих неразумных рук бразды, которые держал его отец. Царство распалось на куски, платящие дань князья обрели свободу, и цветущие дни Израиля миновали.
Напротив, наш Господь Иисус Христос и в данный момент властвует над всем. Бог поставил Его над всеми делами рук Своих. Провозглашайте между язычниками, что Господь царствует. Ноги, которые были пригвождены к древу, теперь на шее Его врагов. Руки, которые повисли на гвоздях, держат скипетр всех царств. Иисус - Царь царей и Господь господствующих! Аллилуйя! Пусть всеобщее владычество принадлежит Сыну Человеческому, Тому, Кто был «презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни». Провозглашайте это, святые, для вашего же утешения. Господь царствует: да радуется земля, да веселятся многочисленные острова. Все, что происходит в мире, подчинено Его власти, и наступает время, когда Он утвердит нравственное и духовное царство, которое будет включать весь мир. Не похоже, что это произойдет, не так ли? Прошли столетия, но почти ничего не изменилось. Да, но Он грядет. И когда Он придет, или прежде чем Он придет, Он ниспровергнет, ниспровергнет, ниспровергнет, потому что это — Его право, и Бог отдаст Ему весь мир. И тогда преклонится перед Ним всякий человек «и всякий язык исповедает, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».
Не бойся этого. Не измеряй трудности, меньше дрожи перед ними. Для чего вера, если не для того, чтобы верить в кажущееся невозможным? Ожидать всемирной власти Христа тогда, когда все идет хорошо,— это лишь ожидания здравого смысла; но ожидать ее в неблагоприятных обстоятельствах - это торжество веры Авраама. Смотри на высокую гору и говори: «Кто ты, великая гора перед Зоровавелем? ты равнина». В самую темную полночь, когда тебя объемлет тьма, черная, как смоль, непроницаемая и твердая, как гранит, веруй, что при таинственном прикосновении Христа вся она пройдет и вечный свет забрезжит от славы Его прихода и никогда не угаснет. Вот что значит быть истинно верующим; и я прошу вас быть им и веровать в Христа Всемогущего в полной мере. Что значит эта ограниченная вера в Его всемогущество? Как мы суетимся, какое беспокойство охватывает нас, если возникает небольшая отсрочка! Все должно произойти в следующие десять минут, иначе мы будем считать, что наш Господь медлит. Это ли мудрость? У Вечного бесконечно много свободного времени, и кто мы, чтобы торопить Его?
Быстро зреют Его цели, Открываясь каждый час.
Для нас один день долог, а для Него тысяча лет - словно мерцание звездочки. О, полагайся на Господа, с терпением надейся на Него, ибо придет время, когда Бог Израилев поразит Своих противников и распятый Христос будет увенчанным Христом. Однажды мы услышим: «Великий Пастырь царствует; наступило Его долгожданное царство». Тогда скалы и горы, долины и острова морские наполнятся звуками одной песни: «Достоин Агнец закланный принять честь и славу, силу и богатство, и крепость во веки веков!»
Итак, я попытался сравнить эти две личности, но умоляю вас самим увидеть Господа и узнать, сказал ли я правду о Нем. Вы услышали весть; а теперь, как царица Савская, пойдите и посмотрите сами. Пойдите к Христу; а что касается Его власти, то подчинитесь Его господству и признайте Его скипетр. Пойдите и доверьтесь своему Царю, любите своего Царя, восхваляйте своего Царя, радуйтесь в Нем. Как радуются придворные, когда их зовут во дворец! Как рады они видеть лицо царицы. Как довольны они, если она найдет для них хотя бы одно доброе словечко! Они чувствуют себя разбогатевшими или, по крайней мере, исполненными надежды и воспрявшими духом. Не согреемся ли и мы в солнечных лучах лица благословенного и единственного Властелина? Придем же пред лицо нашего Царя сегодня, иначе будем сидеть здесь и плакать. Приступим же к Его престолу, чтобы насыщаться Им. Будем же жить Его Словом! Будем же услаждаться Его любовью. И тогда мы непременно скажем: «Здесь больше Соломона».
II. Я не буду задерживать вас больше, чем минуту-другую; замечу только, что мы должны подняться выше всех сравнений, чтобы достичь высоты этого великого аргумента, так как МЕЖДУ ХРИСТОМ И СОЛОМОНОМ НАМНОГО БОЛЬШЕ КОНТРАСТА, ЧЕМ СХОДСТВА, намного больше различий, чем аналогии.
По Своей природе Господь Иисус больше Соломона. Увы, бедный Соломон! Самый сильный из людей на земле, Самсон, был самым слабым; а самый мудрый на земле был, наверное, самым глупым, по крайней мере, самым видным глупцом. Как отличается наш Господь! В Христе нет немощи, в воплощенном Боге нет безрассудства. Отступничество Соломона не находит параллелей в Иисусе, в Котором князь мира сего не нашел ничего, хотя испытывал Его снова и снова.
Наш Господь больше Соломона потому, что Он не просто человек. Он - совершенный человек, человек в высшей степени человечный, за исключением греха; но все же Он больше, беспредельно больше человека. «В Нем обитает вся полнота Божества телесно». Он — Сам Бог. «И Слово было Бог». Бог обитает в Нем, и Он Сам является Богом.
Так же как по Своей природе Он беспредельно выше Соломона и Его ни на мгновение нельзя сравнить с ним, так Он превосходит его и в характере. Посмотрите на минутку на Христа и Соломона и сравните величие их характеров: Соломона почти не заметишь под микроскопом, тогда как Христос величественно возвышается перед вами, растет каждое мгновение, пока не заполнит весь горизонт вашего восторга.
Позвольте мне главным образом обратить внимание на самопожертвование. Иисус полностью жил для других людей; Он никогда не думал о Себе. Соломон в значительной степени был мудр для себя, богат для себя, силен для самого себя. Большие дворцы и весь их порядок свидетельствуют, что он искал собственного удовольствия, чести и выгоды. Но, увы, поиски удовольствия привели его к греху, а тот грех — к еще большему греху. Прекрасный Соломон заставляет нас восхищаться только его величием, но мы не восхищаемся его добротой. В нем нет ничего, что заставило бы полюбить его; перед ним дрожат, а не радуются ему.
Но посмотрите на Христа. Он совсем не думает о Себе. Он живет для других. Как величественно прекрасен Он в бескорыстной любви. Он «возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Для блага людей Он даже проливает Кровь сердца Своего, и благодаря этому, дорогие друзья, теперь наш благословенный Господь беспредельно больше Соломона в Своем влиянии. Сегодня Соломон мало или вообще никак не влияет на людей. Даже в дни своей жизни он никогда не обладал таким влиянием, какое Христос имел в Своем глубочайшем уничижении. Я не знаю никого, кто был бы согласен умереть за Соломона; несомненно, никто не сделал бы этого теперь. Но какая безмерная ревность о Христе зажигается в десятках тысяч сердец! Говорят, что если бы в Смитфилде снова появились столбы, к которым привязывали осужденных на сожжение, то не нашлось бы людей, готовых за Христа сгореть заживо. Говорю вам: это не так. У Господа Иисуса Христа в это мгновение есть остаток, избранный по Его благодати, который с радостью бросился бы за Него в огненную бездну. «Кто отлучит нас — даже нас, бедных пигмеев,— от любви Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем?» Но кто-то скажет: «О, я не думаю, что смог бы перенести мученичество». Брат мой, ты еще не призван к этому, потому Бог и не наделил тебя силой до возникновения необходимости; но ты получишь достаточно силы, если когда-либо тебе будет суждено умереть за Иисуса.
Ты не слыхал о мученике, который в ночь перед сожжением сел у огня и, сняв обувь, протянул ногу к пламени так близко, пока не почувствовал его жар? Он отдернул ногу и сказал: «Я вижу, Бог не дает мне силы переносить те страдания, которым я сам подвергаю себя, но тем не менее я не сомневаюсь, что очень хорошо перенесу завтра утром смерть на костре и умру за Христа быстро, не вздрогнув». Так и было. Заметили, что он вообще не двигался, пока пламя сжигало его. Между твоей силой сегодня и тем, какой она была бы, если бы ты был призван к великому делу или страданию, есть большая разница.
Позволь сказать, что мой Господь и Учитель вызывает в данный момент больше воодушевления в человеческой груди, чем любое другое имя во вселенной. Наполеон однажды сказал: «Я основал царство на силе, и оно пройдет; но Христос основал царство на любви, и оно будет длиться вечно». И это так. Стереть имя Христа с сердец Его народа? Сними солнце с неба, погаси звезды; но, выполнив это легкое задание, ты даже не начнешь удалять с сердец народа славу Христа, обитающего в них.
Некоторым из нас доставляет наслаждение мысль, что мы носим на теле знаки Господа Иисуса. «Где?» - звучит вопрос. Я отвечаю: «Везде». Мы погреблись во имя Его, наш дух, душа и тело принадлежат Ему. Никто никогда не сможет удалить из нас знак воды, указывающий, что мы — Его. Мы умерли вместе с Ним, а также мы были погребены с Ним и воскресли с Ним вместе; и в данное мгновение ничто не волнует нашу душу так, как имя Иисуса. Говорите за себя. Так ли это? Вы когда-либо слыхали о умирающем человеке, сознание которого угасало, и жена спросила его: «Дорогой, ты узнаешь меня?» Он покачал головой. К нему привели любимого ребенка. «Ты узнаешь меня?» Он покачал головой. Кто-то прошептал: «Ты узнаешь Господа Иисуса Христа?» Он ответил: «Он — все мое спасение и чаяние». О благословенное им