ПРЕДИСЛОВИЕ
2000 БЕССМЕРТНЫХ ПРОПОВЕДЕЙ ЧАРЛЬЗА СПЕРДЖЕНА
Чарльз Сперджен умер сто лет назад: почему же мы читаем его проповеди сегодня?
Для начала рассмотрим некоторые факты из его биографии. В 18 лет Чарльз стал пастором деревенской церкви. И церковь, в которой он проповедовал, пробудилась от духовной спячки. Десятки людей обратились к Богу в течение года. И это неудивительно: молодой одаренный пастор произнес 300 проповедей за 12 месяцев. В 19 лет он получил приглашение занять пасторское место в крупной лондонской церкви, которая, впрочем, в тот момент переживала упадок. Помещение, рассчитанное на тысячу мест, было заполнено лишь на четверть. Однако не прошло и двух лет, как оно стало слишком маленьким, чтобы вместить всех желающих послушать проповеди Сперджена.
Было принято решение строить новое церковное здание на 6000 мест. А пока шло строительство, церковь собиралась на утренние воскресные богослужения в концертном зале, вмещавшем от 7000 до 10000 человек. Несмотря на принятые меры, посетители, если они надеялись найти свободное место, вынуждены были приходить за час до начала богослужения. В то время Чарльзу было всего 22 года!
Каждую неделю печаталась одна проповедь Сперджена. Тиражи достигали сотен тысяч. Его проповеди были переведены на 27 языков, в том числе и на русский, и их еженедельная публикация была закончена только в 1917 году - через 25 лет после его смерти! Впоследствии его проповеди были собраны в 63 увесистых тома. И кто-то совершенно серьезно назвал их собранием "2000 бессмертных проповедей".
В этих проповедях должно было быть что-то поистине необычайное, если тысячи людей каждую неделю собирались послушать их! Что же в них особенного?
В первую очередь надо отметить, что они очень просты. Не нужно иметь особого образования, чтобы понять о чем идет речь. Чарльз Сперджен хорошо разбирался в учении Библии, поэтому он мог объяснить его на доступном уровне, понятными любому человеку словами. Кроме того, построение его проповедей было предельно простым. Как правило, они состояли из вступления и трех основных частей. Между этими частями не было какой-то сложной связи, которую требовалось постоянно держать в уме. Все мысли вытекали непосредственно из того отрывка, на котором строилась проповедь. В свою очередь, каждая из трех частей состояла из набора идей, последовательно следовавших друг за другом. И опять-таки, эти идеи не вытекали одна из другой, а росли прямо из основной темы проповеди, чем и обеспечивалась ее простота. Весь процесс проповеди похож на нанизывание жемчужных бусинок на нить - отрывок из Библии. Причем бусинки очень легко и естественно скользят по нити, ровно укладываясь в красивое ожерелье.
Тут же надо отметить, что простота не означает банальность. Проповеди Чарльза Сперджена всегда оригинальны. Бог благословил его умением видеть такие мысли в библейских стихах, которые обычно не приходят в голову. Каждая проповедь и каждая новая бусинка проповеди вызывает удивление, и от новизны и оригинальности идей порой захватывает дух. Более того, когда он объявляет очередной подзаголовок беседы, нельзя заранее угадать, что за ним последует. Всю проповедь он держит нас в напряжении, потому что мы не знаем, чем она закончится. Это не значит, что он начинает за здравие, а кончает за упокой. Если он сказал, что будет говорить о божественности новорожденного младенца, значит мы услышим именно об этом, но совершенно с неожиданной стороны. Мы словно мчимся по дороге со множеством разветвлений и вплоть до самого перекрестка не знаем, свернем мы направо или налево, или продолжим путь вперед.
Прибавьте к интриге эмоциональность, и вы понемножку начнете понимать феноменальный успех этих проповедей. Чарльз Сперджен вкладывал не только глубочайший интеллект, но и неподдельные эмоции в то, что говорил. Следы высокой эмоциональности сохранились даже в печатном варианте проповедей! Читая их, вы неизбежно заметите, что фразы построены определенным образом, и за счет этого вам передаются эмоции человека, жившего сто лет назад. Страницы дышат, и вы буквально слышите голос проповедника и интонацию, с которой он произносил то или иное слово.
Однако он не парил под небесами, забывая о земной жизни. Его проповеди всегда предельно практичны, всегда побуждают к действию. Он не мучает слушателей длинными рассуждениями о том, как он пришел к тому или иному толкованию отрывка. Он не выносит процесс подготовки проповеди за кафедру, а сразу выдает готовый результат. Он быстро раскрывает смысл прочитанного места, а после этого показывает вытекающие из него следствия. Часто проповедники останавливаются на объяснении отрывка, и им не хватает ни сил, ни времени найти ему применение. Сперджен поступал иначе: он начинал с готового толкования выбранных стихов, а затем всю проповедь посвящал практическим следствиям, которые из них вытекают. При этом он говорил о духовных проблемах людей. Самое сложное и самое желанное для христиан - разобраться в своей духовной жизни, получить конкретные ответы на вопросы, связанные с верой, грехом, спасением. И Чарльз Сперджен на удивление хорошо разбирался в этом предмете. Он знал духовные проблемы и верующих, и ищущих Бога. Он знал, как их решить, поэтому его интересно было слушать. Слушая или читая его проповеди, вы словно попадаете на прием к врачу, окончившему духовный мединститут, и всякий раз покидаете его кабинет с рецептом в руках.
У него не было "евангелизационных" проповедей. Его проповеди одинаково хорошо подходили и для верующих, и для неверующих. Одна и та же проповедь была предназначена для того, чтобы и христиан в вере укрепить, и неверующим помочь найти Бога. Поэтому проповеди, представленные в настоящем сборнике, будут интересны и христианам, и нехристианам. И те и другие смогут почерпнуть в них много важного и интересного. И особенно это касается проповедников: они увидят, что христианские истины не надо специально подстраивать для не христиан. Сила Благой Вести заключается в ней самой. Проповедь истины такой, как она есть, - кратчайший путь к сердцу любого человека.
Пожалуй, одной из самых характерных черт проповедей Сперджена является преданность истине. Ему чужды обтекаемые, двусмысленные фразы. Можно без труда понять, во что он верит, какой точки зрения придерживается и по фундаментальным, и по спорным вопросам. Такая открытость привлекает и всегда будет привлекать. Так часто проповедники умело обходят свои убеждения, не давая возможности понять, во что они верят, что, читая проповеди Сперджена, мы словно выходим из душного помещения на свежий воздух. И хотя к концу жизни Чарльз Сперджен стал мягче, он никогда не шел на компромиссы и не прятал своих убеждений. Он был баптистом и не верил в крещение младенцев. И в его служении наступил момент, когда надо было заявить об этом вслух. И он в своей проповеди выступил против крещения детей, осознавая, что тираж его проповедей может значительно сократиться. Но он пошел на это. Против всех ожиданий эта проповедь разошлась удвоенным тиражом. С такой же твердостью он противостоял либерализму в последние пять лет своей жизни и вернул к жизни учение о благодати в первые годы своего служения в Лондоне, открыто проповедуя всевластие Бога в спасении человека.
Мы коснулись лишь тех сторон проповедей Чарльза Сперджена, которые доступны читателю. И ничего не говорили о силе и красоте его голоса, о великолепном владении литературным английским языком и обо всем, что сопровождает живую проповедь. Однако в заключении остается отметить, что главный успех его проповедей заключался не в человеке, а в Святом Духе. Сперджен был глубоко убежден, что если Святой Дух не будет открывать сердца слушателей, то как бы ни были сильны и красивы его слова, они будут напрасны. В этом году мы планируем выпустить сборник проповедей Сперджена под названием "12 проповедей о Святом Духе". Познакомившись с ним, читатель сам увидит, насколько зависим был Чарльз Хаддон Сперджен от помощи Святого Духа.
И да благословит Бог Святой Дух проповеди Чарльза Сперджена и сейчас, спустя десятки лет после его смерти, среди нас, жителей далекой от него земли!