Известно, что сердцем протестантской реформации были ее ключевые принципы:
Только Писание, Только вера,Только благодать, Только Христос, Вся слава только Богу.
Эти принципы представляли собой не какие-то новые религиозно-философские идеи. Они отражали возвращение к Богу и к истинному поклонению Ему. Каждый из них содержит в себе важное слово "только...". Дело в том, что на протяжении многих веков, в практику поклонения Богу и в христианскую жизнь было подмешано большое количество различных примесей. В результате основанием христианской веры и жизни стало не только Писание, но и многочисленные традиции, мистические псевдооткровения, и решения церковных властей. Инструментом спасения стала не только вера, но и человеческие дела. Причину спасения стали видеть не только в Божьей благодати, но и в заслугах людей. Источником спасения стал не только Христос и Его заместительная жертва но и многочисленные святые во главе с Божьей матерью. В результате, слава, которая должна принадлежать единому Богу, стала воздаваться не только Ему, но и людям.
Реформаторы 16-го века были, прежде всего, движимы преданностью Богу. Их восхищение Богом, преклонение и искренний трепет перед Ним привели их к необходимости освобождения от многочисленных примесей в вопросах веры наслоившихся в сознании и практике людей к тому времени. Они были людьми, икренне искавшими Библейской чистоты поклонения Богу. Понимание Божьего величия и смирение перед Ним было главным двигателем их служения. И хотя они, в течение своей жизни, не смогли достичь всего, к чему стремились, их посвященность и верность Богу являются замечательным примером для современных христиан.
Слово "только" упомянутое в каждом принципе Реформации, играет очень важную роль для нас сегодня. Мы постоянно имеем тенденцию добавлять к Божьему что-то свое. Наша гордыня и высокое мнение о себе, оказывают постоянное давлениа на нашу веру, пытаясь превратить ее из инструмента преклонения перед Богом и доверия Ему в средство утверждения себя. В результате, сами того не замечая, мы опираемся не только на Писание, и наше отношение к спасению выражается не только в признании нашей абсолютной нужды и доверии Богу. В результате Христос теряет истинную ценность в наших глазах и мы обнаруживаем, что наши сердца уже не переполнены восхищением Божьей славой, а больше сосредоточены на человеческом и земном.
Предупреждение об эксклюзивности поклонения Богу занимает центральное место в Ветхом Завете. "Господа Бога твоего бойся, и Ему одному служи" (Втор 6:13). Другой важнейший текст говорит: "И люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими"(Втор 6:5). Проблема Израильского народа, погрязшего в идолопоклонстве и, в конце концов уведенного в плен, была не в том, что они отказались от Бога, а в том, что к поклонению Богу, они добавили еще что-то. Они перестали любить его всем сердцем, предоставив там место чему-то еще.
В этом беда и современных христиан и церквей. В большинстве случаев нельзя сказать, что они забыли Писание, веру, благодать и Христа, они просто забыли слово "только...", добавляя к Христу самих себя, свои заслуги и человеческие достижения, свои цели и свой собственный смысл жизни.
Апостол Павел предупреждал об этой опасности: "Смотрите братья, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу, Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Кол 2:8-9).
Каждый раз, когда мы не бодрствуя, допускаем те или иные примеси в нашу христианскую жизнь, нам снова нужна реформация, реформация нашей души, реформация нашей жизни, реформация наших семей и церквей. Истинная Реформация всегда начинается со слова "только". Только тогда, когда мы освобождаемся от всего, что конкурирует с Христом, перед нами открывается дверь новой настоящей жизни, дарованной нам Искупителем на кресте Голгофы. Это и есть истинная Реформация.
Soli Deo Gloria
Пастор Алексей Коломийцев