Новый Завет описывает нам много ситуаций, когда религиозные законники противостояли Иисусу Христу. По-человечески, оппозиция Богу и Его делу скорее должна была возникнуть со стороны атеистов или людей, любящих греховный образ жизни. Но она, прежде всего, возникла именно со стороны религиозных законников! Сегодня так же, как и во времена Иисуса Христа, огромное количество людей находятся в опасном состоянии религиозного законничества! Кто такие законники? Законники – это люди, занимающиеся какой-либо религиозной практикой, сосредотачиваясь на её информационной (теоретической) и обрядовой (внешней) составляющих, при этом не переживающих личного сокрушения и смирённого преклонения перед Богом. Эти люди часто не отрицают необходимость внутреннего духовного процесса обновления души, но для них форма и внешность первична, а процесс изменения сердца вторичен, вытекающий из выполнения обрядов и внешних форм. Чем же именно так опасно законничество?
Проблемы с законом В первую очередь, законничество приводит к конфликту с самим законом. Во времена Христа эта проблема возникала именно из-за того, что законники не понимали самой сути закона! Говоря очень много о законе и уделяя его исполнению так много внимания, они упустили его главный смысл!
A. Гордыня вместо смирения
Втор 10:12 Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей Суть закона была в том, чтобы привести человека к смирению и полной зависимости от Бога. Законники, наоборот, вместо страха Божьего и смирения сердца, приходят к гордыне и самоутверждению! Их религиозность начинается не со смирения, а с утверждения себя! Фарисеи относятся ко Христу свысока. Они видят себя достигшими духовных высот и, в результате, их великое мнение о себе мешает им видеть величие Бога! Истинная религиозность начинается со смирённого предстояния пред Богом!
B. Человеческие правила, вместо Божьих заповедей
Мф 12:1-14 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. 2 Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Сосредоточившись на исполнении формы, законники всегда идут дальше, чем говорит закон. Они видят себя определителями того, что хорошо и что плохо. Назначение закона было в том, чтобы привести человека к смирению перед Богом, показав ему его неспособность достичь абсолютного уровня Божьих требований! Вместо этого, законники фокусируются на том, чтобы придумывать дополнительные правила, исполнение которых сделает их более «духовными», превознеся их над другими людьми. Когда человек видит сущность своей жизни в правилах, а не в поклонении Богу, он обязательно придёт к тому, что будет изобретать новые законы, выдавая их за Божьи принципы.
Итак, закон дан для того, чтобы человек, осознав свою неспособность исполнить его, смирился перед благим и милостивым Богом, полагаясь исключительно на Него. Но человек, не желая смириться, использует закон для того, чтобы более утвердиться в гордости и мнимой самозначимости. Это – одна из трех проблем, которые возникают у законников.