Любовь Божья

Реклама

Поиск

Главная » Статьи » Алексей Коломийцев » текст

Пастор Алексей Коломийцев - Как подготовить экспозиционную проповедь продовження


Проследите развитие главной мысли текста

Каждое литературное произведение – от обычного объявления до серьезных документов или книг – имеет определенную идею или мысль, которую стремится передать автор. Именно эта идея, или мысль, является тем, чего ищет читатель, пробегая глазами по печатной странице. Он пытается понять, о чем идет речь.

Библия в этом смысле также является литературным произведением. Каждая ее книга имеет определенную мысль, которая представляется и излагается автором на протяжении всего повествования. Понять эту мысль и проследить ее развитие является одной из наиболее важных задач истолкования текста Писания.

Часто этот процесс объединяют с изучением контекста, и хотя эти два явления действительно близки друг другу, о них стоит говорить отдельно. Причина этого в том, что, говоря об изучении контекста, многие проповедники берут за правило останавливаться только на более общих факторах, в недостаточной степени обращая внимание на развитие аргумента автора и упуская при этом самый стержень книги или же той ее части, где находится изучаемый им отрывок.

Это одна из самых существенных ошибок, которые допускают проповедники на стадии исследования текста. Часто она вызвана недостаточно развитой способностью к аналитическому мышлению. Неопытному исследователю порой трудно видеть структуру текста, переходы от одной части аргумента к другой, смену абзацев и т.д. Недостаточное внимание к этому вопросу нередко приводит к тому, что проповедник не может увидеть главного. В результате, читая текст, он увязает во второстепенных деталях. Это приводит к непропорциональному акцентированию второстепенных элементов текста. Уделяя им слишком много внимания, проповедник «топит» под их массой то, что действительно представляет собой сердцевину текста. Такая проповедь всегда будет казаться большой и неуклюжей, она обязательно будет страдать недостатком ясности, убедительности и авторитетности.

Например, для того чтобы понять смысл Послания ефесянам 2:19, исследователь должен вернуться к началу мысли апостола Павла. Внимательное чтение позволяет определить, что данная мысль начинается в 15-м стихе первой главы, где Павел говорит о том, что он молится о верующих в Ефесе. Ниже он раскрывает предмет своей молитвы: «…чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его…». Если мы будем читать внимательно, то обнаружим, что одним из элементов этого познания, о котором молится Павел, является понимание безмерного «величия могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его» (1:19). Ниже Павел приводит два проявления действия державной силы Его. Одно проявилось в воскресении Иисуса Христа из мертвых так, что Христос был посажен одесную Отца выше всего, главою Церкви (Еф. 1:20-23). Второе действие державной Божьей силы, о познании которого Павел молится, заключается в том, что Бог сделал с нами. Этому посвящается вся вторая глава послания. Павел объясняет его гораздо подробнее, чем то, что он упомянул о Христе ранее. Точно так же, как и Христа, Бог воскресил нас из мертвых (Еф. 2:1-5). Точно так же, как и Иисуса Христа, Он посадил нас выше всего на небесах (Еф. 2:6). С 11 стиха второй главы апостол специально останавливается на факте, особенно важном для верующих в Ефесе. Божья сила по-особенному проявилась еще и в том, что Бог спасает язычников, совершенно не знавших Его, наравне с исторически причастными к Богу иудеями. Зная все это, в словах «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19) мы видим совершенно другой смысл.

В процессе определения развития мысли автора очень важную роль играет способность видеть различные союзы, связывающие многочисленные части текста друг с другом. Они играют роль своеобразных индикаторов, указывающих дальнейшее направление текста. Союзы и, или, но, если… то, потому что, поэтому, итак, тогда, также показывают, каким образом то, что следует, связано с тем, о чем говорилось ранее[14]. Наблюдение за союзами помогает хорошо видеть структуру текста, начало и конец его частей и абзацев.

Еще одним важным фактором в изучении развития главной мысли отрывка является составление плана книги или главы. Эта часть исследования текста помогает увидеть общую структуру книги и изучаемого отрывка. Подобный план поможет исследователю проследить не только то, как развивается мысль автора в книге, но и в какой ее части находится текст, на который он планирует проповедовать.

Подобный план книги лучше составлять самому. Это позволяет проповеднику глубоко пропитать свой разум содержанием книги. Хотя нужно признать, что для большинства проповедников, скорее всего, эта задача будет слишком сложной, особенно в первые годы их служения. Поэтому очень полезно пользоваться планами, составленными другими, опытными служителями [15].

Итак, изучение контекста и развития основной мысли книги позволяет исследователю увидеть «большую картину» Божьего откровения. Этот процесс требует глубокой концентрации и серьезного аналитического подхода. Мы уже упоминали выражение Мартина Ллойд-Джонса о важности развития ясного логического мышления проповедника. Над каждым текстом нужно много думать. Без глубокого анализа структуры текста проповедник не сможет увидеть его сути.


Изучите грамматическую структуру текста

После того как определены границы изучаемого отрывка, его место и роль в общем развитии мысли автора, исследователь готов к более детальному изучению текста. Этот этап лучше всего начинать с исследования грамматических особенностей и структуры отрывка.

Грамматическая структура – это своеобразный скелет текста. Каждый текст состоит из различного рода предложений и фраз, которые, в свою очередь, состоят из различных частей речи. Части речи также имеют свои особенные характеристики, выраженные в их специфических формах. Каждая из этих частей текста в зависимости от своей формы несет определенную смысловую нагрузку, являясь в руках автора своеобразным инструментом, при помощи которого он последовательно и точно раскрывает свою мысль. Поэтому хорошее понимание грамматической структуры текста является одним из важнейших элементов истолкования. [16]

Прежде всего, исследователю необходимо определить основные части речи изучаемого текста, а также особенности их форм и функции в данном отрывке. Что является подлежащим, сказуемым, определением, обстоятельством, дополнением и т.д.; в каких формах (время, вид, наклонение, спряжение) стоят глаголы; какого падежа, рода и числа существительные и прилагательные; какая форма деепричастий, причастий и наречий – ответы на данные вопросы помогают проповеднику увидеть отдельные элементы общей конструкции текста. От правильного понимания этих элементов непосредственно зависит смысл, вложенный в отрывок его автором.

Например, без учета форм греческих глаголов невозможно точно понять, утверждает ли Писание, что верующие не могут грешить (1 Ин. 3:9), или же они все-таки согрешают, и поэтому Иисус Христос ходатайствует за них (1 Ин. 2:1-2). Видимое противоречие разрешается тогда, когда исследователь определяет, что в Первом послании Иоанна 3:9 греческий глагол du,natai («мочь», «быть способным») стоит в настоящем времени, что означает продолжающееся действие. Таким образом, фразу не может грешить, потому что рожден от Бога, нужно перевести точнее не может пребывать в грехе…, т.е. его жизнь не характеризуется грехом, грех для него не привычен. В Первом послании Иоанна 2:1 употребляется форма аорист a`ma,rth| глагола a`marta,nw. Аорист – это неопределенная форма глагола, выражающая действие, которое может когда-либо случиться. Суммируя значение первого и второго текста, можно сделать вывод, что истинно верующий человек может согрешать, но он не сможет пребывать в грехе постоянно. Семя Божьей природы, живущее в нем, делает для него грех противным.

Еще одним важным элементом изучения грамматической структуры текста является составление его диаграммы [17]. Диаграмма позволяет исследователю наглядно увидеть, каким образом разные части предложения связаны друг с другом и как разные предложения и фразы отрывка соотносятся между собой.


Изучите лексическое значение ключевых слов

Толкование Писания всегда связано с пониманием смысла написанного. Лексическое значение слов является самым важным инструментом в процессе выражения или передачи смысла. Изучение того или иного языка непосредственно связано с изучением значения слов. Тот факт, что исследователь читает текст, предполагает, что он знаком со значением слов. Тем не менее, некоторые слова требуют более тщательного исследования. Это необходимо для того, чтобы увидеть всю глубину и тонкость значения, в котором данное слово используется автором именно в этом месте. Происхождение слова, трансформация его значения в данном историческом контексте, употребление слова в других местах Писания, а также использование его вне библейской литературы того времени, – все эти факторы наносят отпечаток на значение слов.

Например, в Евангелии от Матфея 5:48 говорится: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Значение этого повеления напрямую зависит от того, в каком смысле используется здесь слово «совершен». Означает ли оно повеление быть абсолютно совершенными на уровне Божьего совершенства? Или же оно означает достижение только какой-то степени совершенства? А, может быть, это слово указывает только на движение к совершенству? Исследователь должен дать обоснованные ответы на каждый из подобных вопросов. Прежде чем сказать «Так говорит Господь», он должен быть уверен, что действительно знает изначальный смысл, вложенный в данное слово автором.

Основными ресурсами для изучения значения слов являются лексиконы и богословские словари. Они позволяют проследить, каким образом то или иное слово использовалось в различных книгах Библии, а иногда даже и в классической литературе библейских времен. Кроме того, исследователь сможет серьезно обогатить свое понимание слова, изучая его использование в других местах Писания при помощи симфоний, перекрестных ссылок или компьютерных программ, позволяющих видеть, где используется слово. Здесь нужно быть внимательным, чтобы отслеживать использование именно оригинального слова, а не его русский перевод [18].

Джеймс Росскап пишет об этом так:

Мудрый автор разъяснительной проповеди должен рассмотреть слово во всех контекстах. Он «почувствует» значения слова, и его послание коснется всех вариантов его использования. Он может передать слушателям только краткий вывод, но этот вывод должен быть сделан тщательно, чтобы быть представленным перед Богом и людьми. Изучение слов может дать уму и сердцу проповедника более тонкое понимание целей и отношений авторов Библии [19].

Перед тем как приступить к изучению лексического значения слов, важно определиться, какие именно слова требуют тщательного исследования. Детальное изучение каждого слова в тексте, чаще всего, невозможно, да и не нужно. Исследователь должен вначале определить, какие именно слова несут большую смысловую нагрузку и играют большую роль в выражении общего смысла отрывка. Значительное место в определении ключевых слов занимает диаграмма отрывка. С ее помощью исследователь может видеть, какие именно слова служат развитию той или иной авторской мысли.


Определите главную идею текста

После того как проповедник получает уверенность в том, что он точно понял структуру развития мысли и значение основных слов, он может сформулировать главную идею отрывка. Разные учителя проповеди называют главную идею по-разному: тема, основная мысль, тезис проповеди. Все эти термины является отражением сути того, что хочет сказать автор.

Мы уже говорили о развитии мысли автора в изучаемой книге, здесь же речь идет о главной идее конкретного отрывка, который будет объясняться в проповеди. Главная идея текста – это основное, что проповедник ищет в процессе исследования. Двигаясь в этом процессе шаг за шагом, он достигает именно этого. Ему нужно знать, что говорит здесь Бог, какую идею этот текст передавал, когда он был написан Богом.

Вот что Джон Мак-Артур пишет о главной идее текста:

Это – основная мысль, которой учит данный фрагмент. Эта основная истина часто связана с основным глаголом отрывка, хотя это и не обязательно… Когда я нахожу ее, я записываю ее в виде полного предложения, потому что для меня важно, чтобы основная мысль отрывка ясно запечатлелась в моем сознании. Последующая работа над текстом всегда связана с ней. Эта мысль становится целью, которой я посвящаю разъяснение. Это – основное послание, которое я хочу донести до людей в своей проповеди [20].

Пока проповедник не может быть уверен, что он точно понял главную идею текста, он не достиг своей цели. Исследуйте текст до тех пор, пока вы не будете убеждены в том, что вы точно знаете, что хотел сказать автор.

Майкл Фабарез говорит об этом таким образом:

Поверьте, все Писание дано с определенной целью, и никогда не останавливайтесь, пока вы не найдете ее. Индикаторы, раскрывающие намерение автора, будут становиться более и более очевидными с практикой, поэтому ищите и продолжайте искать каждый раз, когда вы изучаете отрывок [21].


Составьте экзегетический плана текста

Завершается процесс подготовки текста к проповеди составлением плана отрывка. План отрывка – это структурное выражение развития его главной идеи или основной мысли. План отрывка ни в коем случае не должен накладываться на текст, а должен исходить из него.

Дональд Мак-Дугал пишет, что «составляя план отрывка, необходимо сосредоточиться на передаче послания, а не на плане. Мы помешаны на ясных и четких схемах. Иметь план неплохо. Неплохо иметь план, который запомнится людям, но, если он будет неадекватно отражать строение отрывка – это ужасно. Когда ваш план отражает предвзятые человеческие мысли и вытесняет учение, заключенное в центральной мысли отрывка, вы перестаете быть проповедником. В этот момент послание перестает быть библейским и превращается в разъяснение мыслей его автора [т. е. проповедника. – А. К.]» [22].

План отрывка должен в максимальной степени отражать основные элементы его главной идеи, демонстрируя их объяснение или аргументацию.

Например, план отрывка из Первого послания Петра 4:7-11 логически строится на нескольких глаголах, содержащихся в нем[23]. Развитие основной мысли автора в послании и диаграмма отрывка позволяют определить, что апостол показывает в нем причины, выражение и условия созидания церкви, являющиеся главной целью жизни Божьих детей независимо от сложности их жизни.

1. Причины служения созидания (4:7).
2. Выражение служения созидания (4:8-10).
3.
Условия служения созидания (4:11).

Каждый пункт плана должен отвечать нескольким требованиям. Во-первых, он должен исходить из текста. Во-вторых, он должен раскрывать главную идею отрывка. В-третьих, должен быть параллельным с остальными пунктами плана. И, в-четвертых, он должен быть кратким, емким и точным. Помните, что цель составления плана не в создании идеальной конструкции, а в отражении развития главной идеи отрывка.

В свою очередь, пункты тоже могут иметь в тексте детали, которые помогают в лучшей степени понимать их смысл. Например, слова «Впрочем, близок всему конец. Итак…» позволяют нам сделать вывод, что созидание Церкви, о котором говорит апостол, должно быть важным для учеников по причине того, что все остальное преходяще. Это утверждение помогает увидеть первый подпункт. Внимательный анализ того, что следует за ним, позволяет составить более ясную картину всего отрывка в его деталях.


Основная идея:

Апостол Петр, обращаясь к верующим первого столетия, переживавшим тяжелейшие испытания, побуждает их сосредоточиться на главном деле – созидании Церкви – через служение созидания друг друга. Он говорит, что является причиной этого повеления, в чем должно выражаться служение созидания, а также каковы условия этого служения.

I. Причины служения созидания (4:7).
A. Созидание Церкви – смысл вселенной (4:7 (а)).
B. Созидание Церкви – наиболее разумное дело (4:7 (б)).
C. Созидание Церкви – богоугодное дело (4:7 (в)).

II. Выражение служения созидания (4:8-10).
A. Любовь друг к другу (4:8).
B. Страннолюбие друг к другу (4:9).
C. Служение друг другу (4:10).

III. Условия служения созидания (4:11).
A. Должно исходить из Божьей авторитетности (4:11 (а)).
B. Должно делаться Божьей силой (4:11 (в)).

Экзегетический план текста позволяет проповеднику увидеть общую картину того, о чем говорит текст. Дойдя до этой точки в подготовке проповеди (при условии, что план составлен правильно и эффективно), проповедник может быть уверен в том, что основная работа уже выполнена.


Сравните результаты своих исследований с работами более опытных проповедников

После того как проповедник завершил свое исследование, очень полезно сверить результаты своего труда с тем, как видели этот текст другие проповедники. По Божьему провидению нам выпала доля жить в XXI столетии. Миллиарды христиан прошли впереди нас. За двухтысячелетнюю историю христианства сотни тысяч проповедников исследовали практически каждый библейский стих. Многие из них записали свои исследования, опубликовав их в виде комментариев или проповедей. Эти материалы являются огромным благословением для тех, кто трудится в деле проповеди сегодня.

Этот завершающий этап исследования текста является еще одной проверкой, предохраняющей проповедника от ошибочного толкования текста. Если, сравнив свои результаты, вы обнаружили, что они абсолютно уникальны, существует очень большой шанс, что ваши выводы неверны [24]. При этом ваш тезис и экзегетический план совсем не обязательно должен слово в слово совпадать с тем, что написано в комментариях. Другие проповедники могут использовать другие формы и выражения, несколько отличающуюся структуру плана, передавая при этом тот же самых смысл [25]. Сравнивая свою работу с изысканиями предшественников, убедитесь, что вы правильно поняли и выразили изначальную суть текста.

Что делать, когда ваши результаты расходятся с тем, что вы читаете в том или ином комментарии? Каждый раз, когда проповедник сталкивается с подобной ситуацией, ему необходимо более тщательное исследование данной части текста. Он должен выяснить причины, почему данный комментатор толкует текст именно так, сравнив их с причинами своего варианта истолкования. Иногда проповедник обнаруживает, что он не учел какую-то деталь текста, существенно влияющую на понимание его значения. В других случаях причины несоответствия могут быть в богословских позициях комментаторов. Например, комментарии Уильяма Баркли содержат в себе много полезной информации по истории и культуре библейского времени. Но он также известен своими либеральными взглядами, выраженными в отрицании сверхъестественного. Поэтому каждый раз, когда Баркли интерпретирует отрывок, говорящий о чудесах, он представляет его аллегорически, избегая его оригинального значения [26].

Очень важно обращаться к работам других проповедников уже после того, как вы завершили ваше собственное исследование. Иногда меня спрашивают, можно ли «проповедовать» мои проповеди или же использовать мысли, взятые из них. Хотя я совершенно не возражаю против этого (я даже рад, что усилия, вложенные мною в исследования текста, могут приносить пользу еще где-то), все же я всегда прошу братьев о том, чтобы они, до того как использовать мои или какие-либо другие материалы, глубоко и тщательно исследовали текст сами.


III. Приготовьте презентацию

Каждая проповедь имеет свою презентационную форму. Поняв смысл изучаемого библейского текста, определив структуру развития его основной мысли, хорошо проследив и усвоив ее аргументацию, проповедник знает, что сказать. Но теперь ему нужно поработать над тем, как сказать, как выразить найденную им истину в наиболее доступной и понятной его слушателям форме.

В отличие от значения текста, который всегда только один, форма его презентации может иметь множество вариантов. Она зависит от разных факторов: возраст, интеллектуальные и культурные особенности слушателей, время, имеющееся для проповеди, формат собрания и т.д. Задача проповедника заключается в том, чтобы выбрать максимально эффективную форму презентации, способную донести исследованную им истину до разума и сердца слушателей.

Это далеко не легкая задача. Она требует отличного понимания текста, хорошего знания слушающих вас людей, большого опыта ясного и доходчивого изложения мыслей.

Говоря коротко, задача проповедника заключается в том, чтобы объяснить людям, что в данном тексте говорит Бог и как это касается их. Процесс подготовки к презентации проповеди включает в себя несколько ступеней.


Сформируйте гомилетический тезис проповеди

Подготовка презентации начинается с ясного формулирования гомилетического тезиса проповеди. Выходя за кафедру, проповедник должен ясно знать, что он хочет сказать людям и почему им это нужно. Хорошее понимание основной идеи библейского текста, его структуры и аргументации позволяет проповеднику подойти к важным вопросам: каким образом понимание данной истины практически влияет на мою собственную жизнь и на жизнь моих слушателей? Что должно изменить знание этой истины в сознании и жизни людей?

Короткая версия ответа на этот вопрос и является гомилетическим тезисом проповеди. Другими словами, гомилетический тезис проповеди представляет собой экзегетический тезис отрывка в свете его практической значимости для данной группы людей.

Наличие ясно сформулированного гомилетического тезиса очень важно. Он играет роль стержня, вокруг которого строятся различные элементы проповеди. Вся проповедь представляет собой последовательное раскрытие, объяснение и подтверждение истинности утверждения, содержащегося в гомилетическом тезисе. Если проповедник не может в одном-двух предложениях сформулировать сущность того, что он хочет сказать, он не готов выходить за кафедру.

Например, гомилетический тезис проповеди на отрывок из Первого послания Петра 4:7-11, план которого был представлен ранее в этой статье, может быть таким: «Созидание церкви, выражающееся через любовь, страннолюбие и служение друг другу, исходящее из авторитетности Божьего Слова и совершающееся силою Божьей, является самым важным, разумным и богоугодным делом для каждого христианина, независимо от того, насколько трудна его жизнь».


Составьте гомилетический план проповеди

Формулирование гомилетического тезиса является очень важным шагом. Теперь, когда он готов, когда проповедник точно знает, что он хочет сказать людям, представляя им данный текст, его задача найти наиболее эффективную форму, которая позволит понятно и доступно донести эту истину до сознания слушателей. Основой такой формы является план проповеди. План проповеди, так же как и гомилетический тезис, должен в максимально возможной степени соответствовать экзегетическому плану изучаемого отрывка. Его отличие может быть только в том, что он составляется как структура, раскрывающая смысл утверждения, сделанного в гомилетическом, а не экзегетическом тезисе.

План проповеди должен иметь ясную структуру, состоящую из пунктов и, при необходимости, подпунктов. Пункты – это основные элементы проповеди, доказывающие, объясняющие и иллюстрирующие тезис или основную мысль. В этом их главная задача. Подпункты, в свою очередь, – это информация или аргументы, необходимые для объяснения смысла утверждения, содержащегося в пункте. Выходя на проповедь, проповедник должен хорошо знать основную структуру плана проповеди. В любой момент проповеди он должен иметь ясное представление, почему он говорит об этом в данный момент, как много еще нужно сказать и куда все это должно привести его и его слушателей.

Проповедник должен позаботиться о том, чтобы снабдить свою аудиторию всей необходимой информацией для понимания текста. Хаддон Робинсон говорит об этом так:

Поскольку от нашего служения зависит состояние душ слушателей, мы должны уметь предложить им достаточный объем информации, чтобы они могли сверить ее с тем, что говорит Библия [27].

В то же время искусство проповедника заключается в умении выбрать правильный уровень детализации объяснения смысла текста. Здесь ему необходимо соблюдать постоянный баланс между тем, чтобы объяснить слушателям как можно больше, и при этом не сделать проповедь слишком сложной и запутанной.

Известные проповедники использовали разные подходы по отношению к тому, насколько структурно детализированным должен быть план проповеди. Так, проповеди Сперджена отличаются минимальным уровнем структурной детализации. А вот проповеди большинства пуританских ораторов чаще всего имеют пункты, подпункты, подподпункты и иногда подподподпункты [28].

При составлении гомилетического плана проповеди нужно учитывать несколько важных принципов.

1. Старайтесь, чтобы план и структура вашей проповеди были максимально приближены к структуре проповедуемого вами текста.
2. Помните, что пункты и подпункты вашей проповеди должны быть параллельными один другому.
3. Не может быть одного подпункта. Если пункт объясняется всего лишь одним утверждением, то это означает, что данное утверждение должно быть каким-то образом отражено в пункте и объяснено без всяких подпунктов.
4. Старайтесь сделать план проповеди понятным и запоминающимся, но при этом помните, что его главная задача – быть точным. Если в названии пунктов и подпунктов вы хотите прибегнуть к аллитерации, никогда не делайте этого за счет потери точности смысла. Лучше отказаться от аллитерации, чем ввести слушателей в заблуждение.


Представьте ясную аргументацию каждого пункта

Каждая экспозиционная проповедь состоит из определенных утверждений, полученных в результате исследования текста Писания и провозглашаемых проповедником с целью убеждения слушателей и изменения их жизни. Именно в этом заключается сущность и смысл проповеди. Для того чтобы эта цель была достигнута, проповедник должен, во-первых, доступно объяснить суть каждого утверждения, и, во-вторых, доказать его истинность. Слушатели должны увидеть, что представляемые им утверждения действительно исходят из авторитетного источника, которому можно доверять и с которым нужно считаться.

Мы рассмотрим обе эти ступени несколько подробнее [29]:


Объяснение

Первое, что нужно отметить: объяснение – это не пересказ того, что уже было сказано. Проповедник должен, прежде всего, определить, какие моменты его проповеди не нуждаются в истолковании – нет смысла объяснять очевидное. Объяснять нужно слова, значение которых может содержать в себе дополнительные оттенки, обогащающие общий смысл текста. Можно и нужно детальнее рассказать об обычаях и культурных особенностях народа и времени, в котором происходили события, представляемые в тексте. Иногда стоит отметить особенности грамматических конструкций, встречающихся в отрывке. Вместе с тем, важно помнить, что говорить нужно только о том, что действительно помогает вам лучше объяснить значение текста. Часто проповедники впадают в искушение блеснуть своими знаниями, ссылаясь на греческие или еврейские термины, знания грамматики, или же загружая слушателей подробными деталями, связанными с историей и археологией библейских времен. Проповедник должен постоянно бодрствовать, чтобы не попасть в подобную ловушку. Такие элементы сразу же уничтожают проповедь, отталкивая от себя людей. Она перестает быть инструментом в Божьих руках. Люди, приходящие в церковь, приходят слушать слово от Бога, а не превозношение проповедником себя. Решающим фактором, помогающим определить, нужно ли говорить о чем-то или нет, является вопрос: насколько та или иная информация поможет слушателям лучше понять значение текста?

Это же правило применимо и к иллюстрациям или примерам. Иллюстрации являются одной из форм объяснения сказанного. Они позволяют увидеть обсуждаемый вопрос в сравнении с каким-то более привычным для людей аналогом. Это возможность объяснить менее известное, сравнивая его с тем, что люди хорошо знают. Использование иллюстраций также требует мудрости и опыта. Часто случается, что иллюстрации используются только ради разрядки, чтобы развеселить или заинтересовать людей. Подобные подходы ослабляют проповедь, лишая ее авторитетности. Нет ничего страшного, если иллюстрация будет смешной или интересной, но она должна быть к месту. Она должна помогать слушателям лучше понимать смысл текста, а не отвлекать от него. Кроме того, иллюстрации должны быть приличными. То, что вы можете сказать в кругу семьи, не всегда можно сказать за кафедрой. Иллюстрации не должны вводить кого-то в смущение, вызывая чувство неловкости.


Аргументация

Аргументация – это подтверждение, или демонстрация, истинности каждого принципа. Всякое утверждение, звучащее в проповеди, должно иметь доказательства того, что оно действительно истинно. Проповеднику необходимо показать слушателям, на основании каких фактов и пользуясь каким методом рассуждения он пришел к тому или иному выводу.

Хорошая аргументация является важнейшей составляющей убедительности проповеди. Каждая проповедь обязана быть убедительной – в этом ее главное назначение. Результатом проповеди всегда должны быть измененные жизни. «Нет ничего более драматичного, чем взрыв истины в сознании верующего, который происходит благодаря убедительной проповеди» [30].

Убедительность проповеди зависит, прежде всего, от того, насколько логически точными и аргументированными являются представленные в ней утверждения. Убедительность исходит из силы истины. Ни ораторские способности, ни яркость иллюстраций, ни драматизм презентации не способны иметь тот уровень убедительности, которым обладает ясно представленная и точно примененная истина.

Вот почему самыми эффективными являются аргументы, исходящие из истины Священного Писания. Слова «Так говорит Господь….» были неотъемлемой частью всех проповедей библейских пророков. Говоря эти слова, пророки сразу подчеркивали, что слушающие их люди имеют дело не с ними, а с Всемогущим Богом и Его точным и истинным Словом. По этой причине каждое утверждение в проповеди должно подкрепляться другими местами Священного Писания, при условии, что они правильно истолкованы и точно применены.

Помните, что вашу проповедь будут слушать не только ваши друзья, искренне воспринимающие истину, но и ваши недруги, ищущие возможности уловить вас. Такие люди внимательно следят за каждым неточно процитированным или неверно истолкованным текстом. Джон Броадус пишет об этом так

Поэтому очень важно не использовать сомнительные доказательства, а представляя те, которые предлагают возможность только данной интерпретации, говорить об этом открыто. В противном случае, подготовленный противник может опровергнуть слабые доказательства, …бросая тень, что все остальные наши доказательства также необоснованны [31].

Поэтому проповедник должен очень серьезно и внимательно подходить к каждому доказательству, используемому как подтверждение истинности своих утверждений. Если в качестве такого доказательства применяются тексты Писания, проповедник должен быть уверен, что он правильно их интерпретирует и использует. Если это какие-либо цитаты или исторические и статистические данные, нужно убедиться, что они взяты из достоверных источников. В таких случаях очень полезно (и даже необходимо) в вашем конспекте указывать источник, из которого получена данная информация.


Подготовьте вступление и заключение проповеди

В заключение процесса подготовки проповеди составляются ее вступление и заключение.

Вступление необходимо для того, чтобы подготовить слушателей к тому, что будет говориться в проповеди. Давид Ларсен так пишет о роли вступления в проповеди:

Благословен тот проповедник, который может поднять проповедь в воздух без слишком длинной взлетной полосы. Взлет или вступление играет критически важную роль в развитии проповеди. Вступление – это контракт для коммуникации. …Цицерон утверждал, что вступление достигает трех целей: оно возбуждает интерес, приобретает расположение и подготавливает к движению вперед. Вступление никогда не должно занимать более 10–15 % всего времени проповеди [32].

Вступление – это первое, что говорит проповедник, выходя за кафедру, еще до того как он успеет «почувствовать» зал. Поэтому очень важно заранее точно знать, каким оно будет. Вступление должно сообщить слушателям, о чем будет идти речь в проповеди, а также помочь понять, почему это важно для них. Часто проповедники неверно используют в качестве вступления какую-то анекдотическую историю или шутку. Это оправдывают необходимостью снять напряжение и расположить слушателей. Такая идея – один из примеров неверного представления о сути проповеди. Дело в том, что проповедь – это не просто речь о каком-то ординарном предмете. Проповедь – это провозглашение Божьего Слова, поэтому каждый ее элемент должен соответствовать ее содержанию.

Действительно, для проповедника важно снять напряжение в аудитории и войти в рабочий режим проповеди. Наиболее эффективно это достигается построением мостика между людьми и главной темой библейского текста. Это сравнительно несложно сделать, если проповедник имеет хорошо сформулированный гомилетический тезис и ясно выраженный план проповеди. Так, например, во вступлении к проповеди на Первое послание Петра 4:7-11 можно говорить о трудностях, с которыми сталкиваются сегодняшние верующие. В зависимости от аудитории можно упомянуть экономические, политически, социальные проблемы, проблемы взаимоотношений, здоровья, притеснений за веру на работе или в школе и т.д. Затем можно обратиться к тексту, сказав, что Библия содержит в себе практические инструкции для христиан, живущих в подобных условиях. Эти инструкции показывают, что должно быть их главной целью, чтобы их жизнь была насыщенной и благословенной.

Не менее важную роль в проповеди играет заключение. Вот что Джон Броадус пишет о заключении:

Проповедники редко забывают подготовить вступление к проповеди, но очень часто пренебрегают заключением, в то время как оно играет более важную роль… Начало и первая часть проповеди показывают хорошую подготовленность. Но приближаясь к концу, проповедник больше не знает куда идет. Здесь он блуждает с растерянным видом, волнуясь и запинаясь. Другой, возбуждаясь к концу, запускает серию общих наставлений, продолжая их до тех пор, пока тело и разум выдыхаются в бессилии… Заключение должно быть подобно реке, возрастающей в своем объеме и могуществе [33].

Нам нужно оставить слушателей с ощущением силы и могущества представленной истины, которое требует от них конкретной реакции. В заключении очень полезно сделать обобщение сказанного, выбрав самые яркие, самые веские, самые действенные истины и показав их вместе так, чтобы они остались в памяти слушателей. Еще одной хорошей возможностью являются вопросы, составленные на основании представленных в проповеди истин. Этих вопросов должно быть немного, они должны быть конкретными, исходящими из сути проповеди. Это поможет слушателям лучше запомнить главные пункты проповеди и подумать о собственной ответственности в связи с этим.


Приготовьте конспект

После того как готово вступление и заключение, проповеднику остается организовать весь свой материал в удобный конспект, с которым он будет выходить за кафедру. Не существует каких-то абсолютных правил составления конспекта, но здравый смысл говорит о том, что он должен содержать в себе всю необходимую информацию и, в то же время, быть ясным и удобным для пользования во время п

Источник: http://www.slovo.org

Категория: текст | Добавил: love (15.01.2010)
Просмотров: 3506 | Комментарии: 1 | Теги: Алексей Коломийцев online, проповедь online, Пастор А, Христианская проповедь online, смотреть онлайн, Алексей Коломийцев онлайн, христианское видео o | Рейтинг: 5.0/2
система комментирования CACKLE

меню

Аудио [11]
Видео [112]
текст [87]

Библия онлайн

Библия

Молитва

Мы в соцсетях

Реклама