Введение
Служение проповедника является одним из наивысших призваний, которые только возможны на земле. Проповедь – это не просто информирование людей о чем-то, это не развлечение и не дискуссия на актуальные темы. Проповедь – это «послание от имени Христова» (2 Кор. 5:20), имеющее своей задачей донести до людей могущественное слово от Бога, от которого реально и практически зависит жизнь каждого из них.
Быть глашатаем Божьего слова – огромная привилегия, и, вместе с тем, великая ответственность. Становясь за кафедру и открывая Библию, проповедник занимает место, с которого должна звучать авторитетная божественная истина. Обличая служителей, потерявших понимание этого важного факта, пророк Малахия говорил: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал. 2:7).
В этом смысл проповеди. Она должна быть носителем неповрежденной, не смешанной с человеческими взглядами и мнениями Божьей истины. Апостол Павел, наставляя в служении своего лучшего ученика, Тимофея, говорил, что правильное отношение к истине Божьего Слова является одним из наиболее важных условий успешного служения. «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15).
Поэтому, для того чтобы проповедь была эффективной, проповедник должен тщательно готовиться к ней, внимательно исследуя текст Священного Писания для того, чтобы быть способным представить истины, находящиеся в нем, ясно, доступно и практично. В наибольшей степени этой цели позволяет достигать тип проповедования, известный какэкспозиционная проповедь.
Экспозиционная проповедь – это ясная презентация библейской истины, объясняющая значение текста Писания и то, как его практически применить в жизни конкретной аудитории. На первый взгляд, эта задача может показаться не сложной. Многие считают, что для хорошей проповеди совсем не обязательно проводить много времени в изучении библейского текста. По их мнению, нужно, прежде всего, уметь хорошо говорить и свободно держаться перед большой аудиторией. Дальше уже дело за малым – найти интересную мысль, подкрепить ее местами Писания, обильно приправить все это привлекающими внимание иллюстрациями-примерами – и проповедь обязательно получится. Вполне возможно, что такая проповедь действительно привлечет к себе внимание людей. Может быть даже, она приведет к эмоциональному сокрушению наиболее чувствительных, побуждая их выйти вперед для раскаяния.
Такое поверхностное отношение к библейскому тексту в проповеди распространено настолько, что большинство людей не видят в нем каких-то проблем. Особую популярность ему придает тот факт, что такой тип проповеди не требует слишком большой подготовки. За годы моего служения мне приходилось слышать немало доводов в его пользу. «Подготавливая проповедь заранее, вы ограничиваете действия Святого Духа», – говорят одни. «Просиживать часами за изучением текста для проповеди могут только лентяи, не желающие действительно трудиться в церкви», – вторят другие. «Какая разница, насколько точно вы исследуете текст? Главное – чтобы проповедь была интересной и живой и чтобы в ней была полезная мысль, не противоречащая Писанию», – убеждены третьи.
Все это могло бы показаться убедительным, если бы не одна серьезная проблема: этот подход противоречит тому, чему учит Писание, и лишает проповедь ее главного смысла. Он превращает проповедь в публичное провозглашение идей проповедника, вместо того чтобы она была верным провозглашением слова Божьего.
Незадолго до Вавилонского пленения, когда народ израильский все глубже погружался в отступление, Бог послал пророка Иеремию к духовным лидерам народа со специальным посланием. В этом послании Бог возлагал вину за отступление людей на их пастырей. Удивительно, что эти люди не перестали проповедовать. Наоборот, они проповедовали регулярно и много. Их проблема была в том, что они излагали свои идеи, выдавая их за Слово Божье. Бог самым строгим образом указал на абсолютную недопустимость такой практики. «"Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном?” – говорит Господь» (Иер. 23:28).
Несколькими стихами ранее Иеремия указывает, что одной из причин этого смешения Божьего Слова с человеческими идеями было нежелание пророков и священников исследовать то, что говорит Бог. «Если бы они стояли в Моем совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их» (Иер. 23:22).
Стоять в совете Божьем – это и означает готовиться к проповеди. Это и будет предметом нашего исследования в данной статье.
Подготовка к библейской, или экспозиционной, проповеди включает в себя несколько важных аспектов: приготовление сердца проповедника, исследование библейского текста и подготовка презентации, полученной в результате этого исследования истины.
I. Приготовьте сердце
Проповедь Божьего Слова – это духовное явление. Это процесс передачи Божьей авторитетной и могущественной истины человеческим душам, жизнь которых непосредственным образом зависит от нее. Человек, провозглашающий божественную истину, является не просто пассивным каналом, а активным участником этого процесса. По этой причине Бог предъявляет самые серьезные требования к состоянию сердца и жизни проповедника. Проповедник должен быть «сосудом в чести» (2 Тим. 2:21), достойным привилегии доносить живительное Слово душам людей.
Приготовление сердца проповедника – это процесс, продолжающийся всю жизнь. В этом смысле старшие и более опытные проповедники всегда будут иметь преимущество. Годы, проведенные в познании Бога и в служении Ему, при правильном отношении к ним могут быть бесценным ресурсом, делающим проповедника все более и более способным к эффективной подготовке проповеди.
В тоже время, проповедник должен подготавливать свое сердце, приступая к каждой последующей проповеди. Наблюдение за собой начинается задолго до того, как проповедник выйдет за кафедру. Еще до того, как он откроет свою Библию, чтобы начать изучение текста, на который он будет проповедовать, его сердце должно быть смиренным и сосредоточенным на Боге и Его Слове, готовым к тому, чтобы внимательно слушать, что говорит Господь.
В этой статье мы коснемся четырех аспектов подготовки сердца проповедника, связанных как с его общим ростом, так и обретением правильного подхода к каждой конкретной проповеди.
Преклоняйтесь перед Богом
Прежде всего, проповедник должен быть человеком, переполненным осознанием и ощущением Божьего величия так, чтобы это оказывало влияние на все его естество. Это определенное состояние духа, которое можно охарактеризовать как восхищение Богом, страх перед Ним, глубокое смирение перед Его владычеством и тихая радость доверия Ему и упования на Него.
Это состояние достигается, прежде всего, при помощи практики молитвенного осознания реальности Божьего величия. Подобно пророку Исаии (Ис. 6:1-10), каждый проповедник должен «увидеть» и осознать Бога настолько, чтобы его сердце наполнилось ясным пониманием, что Господь является абсолютным и святым Владыкой неба и земли. Только тогда проповедник будет готов правильно подходить к тому, что говорит Бог.
Отсутствие преклонения перед Богом является, пожалуй, самой большой проблемой современных проповедников. Подходя к Писанию, они совершенно забывают, что его Автор – Творец и Владыка неба и земли, перед Которым трепещет вселенная. Поэтому проповеди этих ораторов больше похожи на человеческие рассуждения, чем на провозглашение Божественной истины.
Джеймс Е. Росскап в главе, посвященной важности молитвы, пишет, что именно личное время общения с Богом в наибольшей степени приготавливает проповедника к его ответственному служению:
Молитва – не рядовой, а важнейший элемент в калейдоскопе духовных характеристик, которые должны отличать проповедника. Эти черты уникальны по своей мощной духовной силе; они делают проповедника глашатаем воли Божьей [1].
Проповеднику необходимо проводить достаточно времени в осознании Божьего присутствия, чтобы стать Его глашатаем.
Для этого молитвенно читайте Библию, особенно те ее главы, которые говорят о нашем Господе и о величии Его дел. Регулярно читайте хорошие книги о Боге, подобные «Познанию Бога» Джеймса Пакера. Учитесь смотреть на каждую сферу вашей жизни, на каждый вопрос, с которым вы сталкиваетесь, с точки зрения Божьего владычества в них.
Мысли, сфокусированные на величии Бога, помогают нам возрастать в смирении, без которого невозможно стать сильным проповедником. С. Дж. Махейни пишет об этом так:
Подобные размышления будут неизбежно ослаблять нашу гордыню. Чем больше ваше осознание различия между вами и Богом, тем больше вы будете переживать и выражать смирение [2].
Смирение необходимо всем, но оно особенно важно для проповедников. По сущности своего служения проповедник должен быть глашатаем авторитетного Божьего Слова. Слово несет в себе власть. Очень важно, чтобы проповедник сам подчинялся этой власти. В противном случае проповедник попадает в опасность выдавать Божью власть за свою собственную. Давид Ларсен особенно предупреждал проповедников об этом: «Осознание реальности Господа сохраняет от того, чтобы убежденность не превращалась в надменность» [3].
Говорите с другими о Боге. Используйте всякую возможность, чтобы пропитывать свое сознание реальностью Божьих совершенств.
Трепещите перед Словом
Вторым важным элементом подготовки сердца является формирование правильного отношения к Божьему Слову. Задача проповедника не просто передать своим слушателям точную информацию о библейской позиции по тому или иному вопросу. Его задача – передать им Слово, живое, сильное, подобное огню и обоюдоострому мечу, перед которым трепещет, прежде всего, сам проповедник.
Пророк Иеремия в уже упомянутой нами 23 главе так говорит об отношении пророков к Писанию: «Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? – говорит Господь. – Слово Мое не подобно ли огню, – говорит Господь, – и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» (Иер. 23:28-29).
Апостол Петр вторит этому предупреждению, распространяя его на всех верующих, дерзающих говорить от лица Божьего: «Говорит ли кто, [говори] как слова Божии» (1 Пет. 4:11).
Люди, слушающие проповедь, должны иметь ясное ощущение соприкосновения с Всевышним, с великим Богом неба и земли, обращающимся к ним. Эта атмосфера в огромной степени зависит от состояния духа проповедника, от того, трепещет ли его сердце перед Творцом.
Джон Пайпер в своей замечательной книге «Величие Бога в проповеди» пишет:
Могут ли прихожане наших церквей, покидая воскресные богослужения, унести с собой ощущение присутствия Господа, осознание Его суверенной воли, память о Его благодати и видение Его бесконечного бытия? [4]
Нет ничего хуже проповедника, относящегося к Слову легко и поверхностно, использующего свои знания Писания для достижения своих целей. Своим отношением к Слову он говорит гораздо больше, чем сутью сказанного им. Вместо того чтобы воспитывать в людях преклонение перед авторитетом Писания, такой проповедник, наоборот, культивирует несерьезное отношение к Божьему Слову, подрывает веру своих слушателей в его истинность и авторитетность.
Верное отношение к Слову включает в себя, прежде всего, понимание того, что оно несет в себе абсолютный авторитет Бога. В этом одно из отличий экспозиционной проповеди. Она передает слушателям не только сущность истины, но и ее власть. Кроме того, правильное отношение к Слову предполагает глубокую убежденность в безошибочности, доступности, ясности и достаточности Писания.
Исследуя библейский текст, проповедник в смирении духа должен иметь полную уверенность, что он действительно может понять то, что написано в нем Духом Святым.
Кроме того, правильное отношение к Слову предполагает готовность проповедника принять истинное значение текста, независимо от того, насколько удобно оно для него самого. Слушатели должны видеть, что проповедник, прежде всего, сам практически доверяет истине, о которой он говорит. Как сказал один из успешных проповедников нашего времени: «Чтобы проповедовать хорошо, ты должен быть мужем великой веры. Ты должен быть великим верующим» [5].
Возрастайте в познании Слова
Еще одним важным элементом подготовки к проповеди является постоянный прогресс в познании Слова. Мы уже упоминали, что проповедь – одно из наиболее ответственных занятий на земле. Обращаясь к людям со словами «Так говорит Господь», проповедник вторгается в вопросы жизни и смерти. Его выводы и утверждения должны нести в себе неискаженную божественную истину, способную сокрушать твердыни и оживлять сердца. Нет ничего опаснее, чем сказать людям от лица Бога то, чего Он не говорил.
Самым лучшим средством, позволяющим проповеднику избежать неверной интерпретации текста Писания, является хорошее знание Библии вообще. Каждая истина Писания представлена в нем в определенном контексте. Только при правильном понимании общей картины проповедник может сделать точный вывод о значении того или иного текста. Ему нужно видеть, какую роль играла эта истина в различные периоды жизни Божьего народа, что говорили о ней те или иные библейские авторы. Без такого глубокого знания Писания проповедник может стать успешным спикером, но он никогда не станет глашатаем Божьего авторитетного Слова, изменяющим души и созидающим церковь Иисуса Христа.
Вот почему одно из библейских требований к пасторам звучит так: «…держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9).
Павел говорит, что проповедник должен знать не только содержание Писания, но и учение, т.е. доктрину Писания. Он должен иметь ясное и точное представление о том, чему учит Писание по тому или иному вопросу.
Алекс Монтойя пишет об этом так:
Каждый проповедник должен быть богословом, он должен знать доктрины, потому что каждая проповедь – это доктринальная проповедь, в которой раскрывается божественная истина Писания [6].
Когда вы читаете о грехе, вы должны знать, каким образом Библия описывает природу человеческого сердца, в чем сущность грехопадения, какие проблемы связаны с эффектом греха. Когда вы читаете о спасении, вы должны понимать, что это такое, кто спасает, как спасает, при каких условиях, что значит быть спасенным и т.д. Чем больше вы будете знать Писание, тем точнее и качественнее будут ваши проповеди.
Другими словами, для успешного служения проповеднику нужно знать Писание от а до я. Ему нужно иметь ясное представление об общем контексте истин, обнаруживаемых им в исследуемом тексте, и об их влиянии друг на друга. Для этого необходимо регулярно и много читать и изучать Писание. Существуют разные системы, позволяющие читать всю Библию от начала до конца. Пользуйтесь теми из них, которые позволяют постоянно расширять ваше общее представление о большом контексте Писания. Периодически читайте книги Библии за один присест, от начала до конца, чтобы видеть их с высоты птичьего полета. И вместе с тем, выбирайте время для скрупулезного исследования отдельных книг Писания.
Учитесь мыслить
И последнее, о чем нельзя не упомянуть: качество проповеди очень сильно зависит от общей способности проповедника мыслить. Умение мыслить ясно и последовательно, умение правильно определять главные элементы текста, умение замечать детали и понимать их роль, умение следить за развитием мысли автора – все это чрезвычайно важные качества, отсутствие которых делает проповедническое служение невозможным.
Мартин Ллойд-Джонс в своей знаменитой серии лекций о проповеди, ставшей потом книгой, представлял этот вопрос так:
В проповеди, как мы видели, должен обязательно присутствовать элемент рассуждения и логики. Для достижения этой цели требуется определенная подготовка. Беспорядочное высказывание мыслей, лишенных логической последовательности, не приносит никакой пользы собранию. Следовательно, проповеднику необходимо тренировать свой ум… Главное, чтобы он научился самостоятельно мыслить [7].
Проповедник должен быть мыслителем. Он должен уметь анализировать факты и делать точные выводы. Он должен быть способным понимать аргументы библейских авторов, видеть, как они утверждают, иллюстрируют и доказывают представляемую ими истину. Его мышление должно быть последовательным и структурным, чтобы он был способен хорошо понимать детали, не упуская при этом общего контекста.
В этом сущность экспозиции. Проповедник сначала должен понять мысль автора, а затем найти подходящую форму, чтобы эффективно и убедительно представить эту мысль своим слушателям.
Джон Броадус подчеркивает:
Если проповедник не изучал хорошего материала по логике, он должен сделать это при первой возможности. Это сделает его ум более острым, способным определять ошибочность мышления как в себе, так и в других, и воспитает в нем прочный навык точного мышления [8].
Поэтому учитесь мыслить.
II. Приготовьте текст
Изучение библейского текста, который объясняется в проповеди, представляет собой основную часть процесса подготовки к проповеди. Как мы уже упоминали в этой статье, быть точным в интерпретации текста – это одна из наиболее важных задач проповедника. Точность в интерпретации – это верность Писанию и верность Богу на практике. Апостол Павел сам дорожил этим и призывал других учиться у него: «Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим» (1 Кор. 4:6).
Тщательное исследование текста является единственным средством, которое позволяет проповеднику знать смысл написанного в Библии. Бог передал Свое Слово людям при помощи библейского текста, написанного на обычных человеческих языках (в оригинале – на еврейском, арамейском и греческом). Смысл, или сущность, Божьего Слова заключается в значении текста. Поэтому понимание точного и объективного значения, вложенного Духом Святым и библейским автором, является единственным средством, обеспечивающим доступ к тому, что говорит Бог. Поэтому служение проповеди невозможно без тщательного и глубокого исследования текста Писания.
Изучение текста содержит в себе несколько ключевых элементов. Разные учебники по подготовке проповеди представляют разное количество «шагов» или «ступенек» в этом процессе. Это происходит только потому, что авторы по-разному группируют то, что обязательно нужно сделать для того, чтобы текст был правильно понят.
В этой статье мы рассмотрим наиболее простую схему, доступную для запоминания и удобную в использовании.
Хорошо изучите контекст
Все начинается с изучения контекста[9]. Каждый библейский стих является частью абзаца, главы и книги, в которых их автор развивает какую-то мысль, желая сообщить своим читателям определенные истины. Книги, в свою очередь, связаны между собой в определенные группы – Синоптические Евангелия, послания апостола Павла, Пятикнижие и т.д. От того, где находится изучаемый нами отрывок, в огромной степени зависит его смысл.
Научиться хорошо видеть контекст – одна из важнейших задач проповедника. Хеддон Робинсон пишет об этом так:
Никто не начинает читать книгу с 50-й страницы, чтобы, прочитав один абзац, начать рассуждать об авторском замысле. А может быть, как раз в том самом абзаце автор рассматривает точку зрения своего оппонента, а не свою собственную [10].
Так действительно может случиться. Книга Иова, например, содержит в себе слова Бога, Иова, его друзей и даже дьявола. Чтобы хорошо понимать смысл отрывка, исследователю нужно иметь хорошее представление о том, кто говорит, о чем идет речь, в какой части аргумента находится исследуемый текст и каким образом автор использует его для того, чтобы донести читателю свою идею.
Изучение контекста также тесно связано с пониманием исторического фона и обстоятельств написания книги. Например, книга Екклесиаста говорит о том, что счастье и смысл жизни могут быть найдены только в Боге[11]. Аргументируется и иллюстрируется эта идея описанием личных исканий, которые проделал сам автор. Эти искания имеют несколько циклов, в каждом из которых автор пытался найти счастье в каких-то земных благах, затем разочаровывался в них, теряя вместе с ними и смысл жизни. Заканчивается каждый цикл возвращением к Богу как к единственному источнику жизни. Не учитывая этих особенностей, очень трудно понять смысл многих утверждений, которые Екклесиаст делал в периоды своего разочарования в жизни. Например, вырвав из контекста слова «…потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё – суета!» (Еккл. 3:19), можно подумать, что Екклесиаст утверждает материалистический взгляд на мир. Избежать такой ошибки можно только при внимательном изучении контекста всей книги.
Контекст определяет очень многое. При всей важности хорошего понимания лексического значения слов их истинное значение невозможно определить без учета контекста. Дело в том, что слова могут менять свое значение в зависимости от того, где они употребляются. Например, слово вера (греческое слово pi,stij) в одних случаях может означать убежденность (Рим. 10:17), в других – доверие (Иак. 2:1), в третьих – суммарное выражение вероучения (Иуд. 1:3). Матфей использует слово слепые в 20:30 (греческое слово tuflo,j), чтобы описать физически слепых людей, но в 23-й главе он использует то же слово, когда говорит о духовно слепых фарисеях (Мф. 23:16, 17, 19). В каждой подобной ситуации именно контекст определяет, какое конкретное значение имеет то или иное слово.
Уолтер Кайзер замечательно выражает это:
Правильный экзегетический подход предполагает рассмотрение деталей сквозь призму широкого контекста. Если экзегет не видит начала и развития основной мысли, мелкие элементы никак ему не помогут. Данная способность – способность изложить основную идею каждого раздела книги и проследить роль отдельных абзацев в раскрытии основной концепции – чрезвычайно важный аспект. Совершив ошибку на данном этапе, экзегет только напрасно потратит время и усилия на дальнейшее исследование [12].
Внимательное наблюдение за контекстом помогает также увидеть и учесть жанр книги или отрывка, использование автором образной речи или других литературных приемов. Например, в Евангелии от Матфея 23:24 говорится, что фарисеи поглощают верблюдов – ближайший контекст помогает нам понять, что речь идет не о физическом проглатывании верблюдов, но Иисус использовал эту фразу в качестве графической иллюстрации, гиперболы к утверждению, сделанному стихом выше.
Для того чтобы иметь хорошее представление о контексте, не существует лучшего метода, чем внимательное чтение[13]. Читать нужно много раз, в разных переводах и на тех языках, которыми владеет проповедник. Начинать чтение необходимо с общего обзора всей книги, фокусирующегося на ознакомлении с ее ключевыми темами и взаимосвязью между ними. По мере приближения к изучаемому отрывку чтение должно быть более и более скрупулезным. Это связано с тем, что ближайший контекст всегда играет большую роль в определении смысла отрывка, чем более отдаленный.
В этом отношении экспозиционная проповедь, в которой стих за стихом исследуется одна библейская книга, имеет явное преимущество. Работая над каждой последующей проповедью, проповедник постоянно находится в контексте всей книги. С глубоким исследованием каждого следующего стиха он приобретает все более четкое понимание общего контекста, делающее его дальнейшую работу легче и эффективнее.