Есть ли у церкви власть?
На что церковь имеет право?
Может ли она вмешиваться в личную жизнь людей, и жизнь общества?
Имеет ли церковь право выступать как политическая структура, чтобы влиять на политику государств и состояние мира вообще?
Если да, то почему, как, когда и в какой степени?
Имеют ли решения церкви какое-то значение в духовной сфере?
Насколько они влияют на вопросы вечности?
Иисус Христос говорит, что кроме того, что церковь является местом общения и взаимного служения друг другу. Она, выполняет ещё одну важную роль. Она имеет поручение быть представителем неба, и действовать от лица Бога. Бог даёт церкви определённую власть.
О власти церкви, среди людей бытуют самые различные мнения. От представления о церкви как о мощной машине, влияющей и практически подменяющей собой государственную власть. Так было в средние века с Римской католической церковью, когда она практически правила империей, когда Папа Римский, по тем или иным причинам, мог отлучать целые города, лишая их доступа в Царствие небесное.
До полного отрицания церкви как формальной организации. Многие вообще не признают поместную церковь, говоря только о церкви вселенской, не имеющей видимого организационного выражения.
Что же говорит Библия о власти церкви? Один из текстов, в котором Христос освящает этот вопрос мы встречаем в Евангелии от Матфея:
Мф 18:18-20 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
По своей сути, истинной властью может обладать только Бог. Являясь абсолютным Владыкой, Он имеет полную власть над всем творением.
Божья власть существует независимо ни от кого. Её невозможно захватить. Для того, чтобы её иметь, нужно быть Богом. Это качество Божьей природы и оно принадлежит только Ему. Так как Бог один и «нет иного», никто не может обладать настоящей властью, кроме Него.
В момент грехопадения людей, произошла попытка восстания против Божьей абсолютной власти.
Но, это была только попытка, и Божья власть абсолютно не уменьшилась от неё. Восставший против Бога человек, заблуждаясь, думает, что он имеет собственную власть, но в действительности истинной властью может обладать только независимый ни от кого, Творец и Вседержитель, Бог.
Когда мы говорим о власти церкви, эта власть не похожа на власть человеческих организаций. Она имеет совершенно другую природу.
Библия говорит о нескольких элемента власти церкви, присущих только ей.
Во-первых, это власть быть детьми Божьими.
Иоанна 1:12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
Бог дал каждому, рождённому свыше власть принадлежности Ему. Это связано, прежде всего с новой природой, которую имеет каждый, кто действительно принадлежит к церкви. Наличие новой природы даёт детям Божьим власть иметь Бога своим Отцом, власть не быть рабами греха, власть иметь победу над смертью, власть быть сонаследниками Христа в вечности и власть иметь Божью защиту на земле. Только те, кто действительно обладает Божественной природой, ставшей реальностью через Евангелие и рождение свыше составляют из себя истинную Церковь, которая имеет власть.
Во-вторых, власть провозглашать Божье слово.
1 Тим 3:15 чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.
В этом одно из основных отличий церкви от любой человеческой организации. Бог, имеющий абсолютную власть, поручил церкви утверждать и провозглашать своё авторитетное и властное слово.
Божье слово отличается от любых человеческих идей тем, что оно имеет абсолютный авторитет и абсолютную власть. Когда Иисус Христос в первый раз проповедовал в синагоге в Капернауме, наиболее ярким фактором этой проповеди было то, что Он проповедовал, «как власть имеющий» (Мк. 1:22).
Неверующие или не искренне верующие люди, могут читать Библию. Они даже могут пропагандировать христианство. Но они не могут провозглашать авторитетное Божье слово со властью.
Слово, имеющее власть Божью не всеми охотно принимается. Оно требует изменения сердец, изменения жизни. Поэтому, власть провозглашать авторитетное Божье Слово постоянно оспаривается людьми.
Это делают по-разному. Иногда пытаются просто заставить церковь замолчать, путём гонений и преследований. Но это невозможно сделать. Так же как и власть самого Бога, власть Божьего слова просто есть. Пока есть истинная церковь, в ней обязательно будет провозглашаться властное Божье слово.
Иногда люди пытаются уничтожить Слово, которое провозглашается Божьими людьми. Так было во времена Иеремии, когда царь взял свиток, написанный пророком, и, по мере того как он читал, отрезал от свитка прочитанные кусочки и бросал в огонь. Он думал уничтожить властное слово, но Бог сказал, «Слово Моё сохранено на небесах»(Пс 118:89). Оно не подвластно сильным мира сего.
В случае, когда люди не могут уничтожить, или хотя бы заставить замолчать, тех, кто проповедует властное Божье слово, они изолируют себя от них. Люди перестают ходить в церковь, не хотят, чтобы им говорили о Божьем Слове и т.д.
Пожалуй, самой успешной уловкой дьявола в его попытках лишить людей властного действия Божьего Слова является то, что он убеждает многих, что проповедь в церкви должна быть не авторитетной, она не должна обладать властью.
Об этом Павел предупреждал Тимофея:
2 Тим 4:2-4 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
Басни отличаются от слова тем, что, при наличии морального урока, в них нет власти. Её можно принять или отвергнуть. Она ни к чему не обязывает. Вот почему ищут басен, а не истинного Божьего слова.
Итак, власть Церкви непосредственно связана со властью Божьего Слова, вверенного ей!
В-третьих, Церковь обладает властью принимать решения в соответствии с Божьим словом.
Являясь хранительницей и носительницей Божьего слова, Церковь, прежде всего, в лице её служителей, имеющих ведение, т.е. глубокое знание истины Писания, имеет власть принимать решения, которые отражают сущность решений неба.
Церковь имеет власть и ответственность определть, что является грехом, а что нет!
На основании этого, Церковь имеет право обличать с любовью!
Церковь имеет власть выносить церковное взыскание объявляя отлученными тех, кто находится во грехе и не раскаивается в нём.
Слова: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе» точнее должны быть переведены как «что вы свяжете на земле, то является связанным на небе».
Церковь принимает решения не произвольно, полагаясь на случай или настроение. Решения Церкви это не просто общее мнение большинства.
Решения Церкви исходят из её гармоничного согласия с решениями неба. Имея в себе жизнь и природу Иисуса Христа, Церковь просто является земным выражением того, что решено на небе.
Её невозможно заставить, подкупить или уговорить принять то или иное решение.
Ко мне периодически приходят люди, которые просят совершить молитву благословения. Я всегда объясняю им, что я не распоряжаюсь благословениями, я не могу благословлять то, что Бог осуждает. Человеку нужно сначала стать послушным Богу, и только тогда мы вместе с ним можем призывать Божье благословение.
Некоторые люди слушают это. Другие отворачиваются и идут искать других служителей, которые бы благословили их. Но это абсолютно бессмысленно. Если небо не благословляет, что толку найти служителя, который вам солжёт, или же сам обманут, находясь в заблуждении.
Саул, когда-то настаивал на том, чтобы Самуил благословил его. Сначала Он старался получить его хитростью, потом обманом, в конце концов, он схватился за край Самуиловой одежды, чтобы требовать благословения.
Врач имеет власть провозгласить пациенту диагноз. Этот диагноз может означать скорую смерть, или тяжёлую болезнь, или же отсутствие болезни. Что толку пытаться заставить врача сказать диагноз, который вам хочется. Ведь от этого суть вашего состояния не измениться.
Принимая решения, Церковь имеет власть знать волю Христа и быть послушной ей. В этом сущность истинной церкви.