Пастор Алексей Коломийцев - Баптизм – Возвращение к Писанию
Баптизм – Возвращение к Писанию Авторитетность Писания
Христианство средних веков переживало глубокий кризис по причине того, что наряду с Библией появилось множество других псевдоавторитетов, ставших основанием для христианской веры и жизни. Такими авторитетами были земные власти и власти церковные, многочисленные святые, собиравшиеся веками традиции и предания, и даже элементарный мистицизм и суеверие. Вот почему слова Мартина Лютера, произнесенные им перед Папским судом, который требовал, чтобы Лютер отрекся от написанных им книг, звучали шокирующе: «Если только меня не убедят на основании Писани, и здравого смысла, я не отрекусь. На сем стою, помоги мне Бог.» (Мартин Лютер)
Баптисты провозгласили абсолютную верность Писанию, как единственному авторитетному основанию жизни, в качестве главного пункта своей веры. Абсолютная роль Священного Писания была отмечена самым первым пунктом в вероучении Баптистов еще с 1644 года: "Священное Писание является единственно достаточной, достоверной и непогрешимой нормой всего спасительного знания, веры и послушания".
В этом было отличие Баптизма от различных других церквей и деноминаций. Они всегда считали Писание единственным, необходимым и достаточным источником богопознания, единственным правилом и мерилом веры и практической жизни. Этот принцип совсем не новый. Это был принцип Иисуса Христа и Апостолов. Священное Писание во многих местах говорит о важности и практической роли Писания в жизни людей.
A. Прочное основание жизни
Прежде всего, когда Священное Писание является реальным основанием жизни, оно делает христианина твердым и непобедимым. Никакие искушения, никакое давление жизни не сокрушит и не поколеблет его.
Прочность основания Баптизма определяется не силой церковных властей или многовековых традиций, не чьими-то субъективными идеями или откровениями, а обладающей абсолютной силой и авторитетностью объективной Божественной истиной, о которой апостол Петр, когда-то написал следующее:
1 Пет 1:24-25 Ибо всякая плоть-- как трава, и всякая слава человеческая-- как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано.
Таким образом, основываясь только на Писании, Баптизм помогает иметь прочное основание жизни.
B. Рассудительный подход к жизни
На протяжении своей истории Баптисты были известны своим рассудительным подходом к жизни. В отличие от тех, кто строит свою жизнь на мистике или на традициях, они обращались к Библейской истине с тем, чтобы, прежде всего ее понимать, и затем жить в соответствии с ней. Фраза – «Библия – основание жизни» является для них практической реальностью. Это связано с Библейским учением о том, что разум является главным инструментом, посредством которого человек может познавать Бога и Его волю. И. Нав. 1:8 Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.
Действие Библии понятно. Это не мистическая книга, которая приносит благословение только потому, что она есть в доме или что ее иногда читают. Это книга Божьего откровения, которое должно быть понятым, принятым и исполненным. Только тогда эта святая книга будет оказывать реальное действие в жизни христианина. Бог ясно говорит, что спасение, духовный рост и влияние на окружающих нас людей непосредственно зависят от разумного и осмысленного восприятия Библейского учения. Апостол Павел утверждал то же самое:
1 Тим 4:16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.
Таким образом, Баптизм утверждал и культивировал разумный подход к жизни, исходящий из отношения с Богом, построенного на рациональном понимании Его истины и подчинении ей своей жизни.
C. Сбалансированность жизни
Разумный подход к вере сделал Баптизм наиболее сбалансированной системой верования. Убежденность в том, что Писание является объективным откровением Божьей истины, имеющей статус абсолютного и единственного авторитета в жизни детей Божьих, - исключает влияние всевозможных субъективных идей, выдаваемых за откровение.
Этот принцип также является возвращением к Писанию. Апостол Петр, еще в первом столетии предупреждал, о превосходстве истины Писания над всякими формами субъективных откровений, включая даже свой апостольский опыт.
2 Пет 1:16-19 Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. И притом мы имеем более верное пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших,
Такой подход позволяет избегать всевозможных крайностей и радикальных идей. Объективная истина Священного Писания является стабилизатором сохраняющим жизнь христианина от различных шатаний, и дающим ему все необходимое для эффективного развития.
Апостол Павел говорит, что Библейской истины вполне достаточно для того, чтобы сделать жизнь человека совершенной настолько, насколько это возможно на земле.
2 Тим 3:16-17 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Говоря об этом, апостол особенно подчеркивал разумное и естественное использование Писание. Писание это не книга мистики, о которой нужно мудрствовать. Это книга объективной истины, которая должна научать, т.е. открывать факты такими, какими их видит Бог. Это, в свою очередь, должно человека обличать, показывать ему реальный путь исправления и наставлять, укрепляя его в праведности.
Этот подход оказал серьезное влияние на формирование протестантского общества в целом. Никто, ни мистически настроенные искатели духовности, ни церковные, ни государственные власти не могли иметь авторитет в делах веры. Эта привилегия была только у объективной истины Священного Писания.
Баптизм сочетал в себе посвященность Богу и преклонение перед Ним с рациональным и осмысленным пониманием Его воли, выраженной в Священном Писании.