"...Оставил его Бог, чтоб испытать его и открыть всё, что у него на сердце". Эти слова написаны в 32-й главе, в конце 31-ого стиха, второй книги Паралипоменон. Слова эти поразительны, когда берёшь во внимание, о ком они сказаны. Если бы они были сказаны об одном из врагов народа Божьего, то ничего удивительного в этом не было бы. Но они сказаны об одном из самых великих и богобоязненных царей.
История его начинается такими словами: "И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Давид, отец его".
Езекия воцарился в 25-летнем возрасте, и царствовал он в Иерусалиме 29 лет, и царствование его сопровождалось большим успехом и благословением Божиим. Эти 29 лет царствования Езекии были особенно ярким периодом в истории народа Божия.
До него царствовал Ахаз, и о нём сказано, что он не делал угодного в очах Господних, он развратил Иудею, тяжко грешил перед Господом и раздражал Господа Бога отцов своих. Вот в такое смутное время явился на сцену истории Иудеи Езекия.
И первое, что сказано о нём - это то, что в самом начале царствования своего, в первый же месяц отворил он двери дома Господня и возобновил служение.
Одновременно он отменил высоты, разбил статуи, то есть уничтожил идолов и места, в которых они помещались. Езекия был до того безбоязнен и смел, что не побоялся истребить даже медного змея, сделанного когда-то Моисеем.
Вы припоминаете эту историю, как в пустыне Моисей воздвиг медного змея и как каждый, ужаленный ядовитым змеем Израильтянин, взглянувший на этого медного змея, моментально исцелялся.
Сила исцеления была не в медном змее, но в послушании Слову Господня. Народ был наказан за своё непослушание и непокорность Богу. Чтобы получить прощение и исцеление, ужаленному велено было обратить свой взор на воздвигнутого медного змея, то есть он должен был поступить по слову, сказанному Богом. Так что послушанием Богу они были исцелены и восстановлены к общению с Ним.
И интересно отметить, что наш Господь Иисус Христос привёл именно этот пример из истории израильского народа в своей беседе с Никодимом: "И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную".
Точно так же, как израильтянину казалось абсурдом, что он может получить полное исцеление за один взгляд на медного змея, так сегодня человеку кажется абсурдом, что за одну веру в распятого и воскресшего Спасителя он получает прощение и жизнь вечную.
Вопрос не в том, что человеку кажется разумно или неразумно, а что Бог велит ему делать. Непослушание привело человека к падению, и только его вера, выражающаяся в послушании, восстановит его общение с Богом.
И вот, чтобы восстановить Свой народ, Бог употребил медного змея, которого велел сделать Моисею. Не для того, чтобы они ему поклонялись. Нет, но чтобы они проявили своё покаяние послушанием Слову Господню, сказанному через Моисея: "...Ужаленный, взглянув на него, останется жив".
Удивительно, что этот медный змей был столько времени сохранён. Между этими двумя событиями в пустыне и истреблением его Езекией прошло, по крайней мере, 700 лет. Можно представить себе, как бережно относились они к этой медной вещи. Для них она сделалась религиозной реликвией, напоминающей народу момент в их истории, когда Бог совершил такое явное чудо для них.
Правда, вначале этот медный змей хранился как объект почитания, то есть как память о прошлом. Но со временем народ начал обращаться к этому куску меди с благоговением, потом начал поклоняться ему и кадить ему.
И вот, когда Езекия начал уничтожать всех идолов, он в первую очередь взял вот этого медного змея и разбил его на мелкие куски. Этот медный змей, считавшийся святейшим идолом, реликвией далёкой древности, Езекия раздробил в пыль и прах. И сразу же после этого в Библии сказано: "На Господа, Бога Израилева, уповал он; и такого, как он, не было между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него".
И дальше о нем сказано, что он прилепился к Господу "и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его, какие заповедал Господь Моисею. И был Господь с ним: везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно" (4 Царств 18:5-7).
Езекия произвёл величайшую реформу по всему региону Иуды, собрал весь народ в Иерусалим для совершения пасхи Господу, что давно не делалось в народе. Он также восстановил жертвоприношения Господу за грехи народа. И народ вновь начал молиться и петь во славу Господа. И сказано, что делали они это с радостью.
И в 12-м стихе 30-й главы 2-й книги Паралипоменон мы читаем: "И над Иудеею была рука Божия, даровавшая им единое сердце, чтоб исполнить повеление царя и князей, по слову Господню".
И дальше в этой главе сказано: "И было веселие великое в Иерусалиме, потому что со дней Соломона, сына Давидова, царя Израилева, не бывало подобного сему в Иерусалиме". Народ Божий под руководством царя Езекии пережил сильнейшее духовное пробуждение!
Но это благословенное время не обошлось для Езекии без испытаний.
После того, как было сделано им так много доброго, "...во всём, что он предпринимал на служение дому Божию и для соблюдения закона и заповедей, помышляя о Боге своём, он действовал от всего сердца своего, и имел успех", мы читаем такие слова: "После таких дел и верности, пришёл Сеннахирим, царь Ассирийский, и вступил в Иудею, и осадил укреплённые города..." Царь Ассирийский пришёл с намерением воевать против Иерусалима.
Как раз в разгар пробуждения, когда Езекия имел самый большой успех, враг напал на него, город Иерусалим был осаждён, а Езекия был не в состоянии справиться с таким сильным врагом. Положение его было безвыходное.
Так что испытание для Езекии было весьма тяжёлое. Люди умирали с голоду.
Но сказано, что помолился царь Езекия и Исаия-пророк и возопили к небу! И Бог услышал их молитву, и послал ангела Своего и поразил войска царя ассирийского, и они отступили от Иерусалима. "Так спас Господь Езекию и жителей Иерусалима от руки Сеннахирима, царя Ассирийского..."
И в результате такого великого чуда, сказано, что Езекия возвеличился в глазах всех народов. Ему приносили драгоценные дары, и он весьма уважаем был всеми народами. Ни один из них не был в состоянии поразить ассирийцев.
Поэтому языческие народы, думая, что Езекия силой своей поразил войска ассирийского царя, приходили к нему со своими дарами, чтобы отблагодарить его за такую большую победу над их общим врагом...
Но после этого последовало другое испытание для Езекии. В те дни Езекия смертельно заболел. К нему пришёл Исаия-пророк со словом Господним и сказал ему: "Сделай завещание для дома твоего, ибо умрёшь ты и не выздоровеешь".
Езекия сильно сокрушён был, услышав эти слова, и помолился Господу... И сказано, что Господь увидел его слезы и повелел пророку Исаии возвратиться к царю и сказать ему: "...Я услышал молитву твою, увидел слёзы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдёшь в дом Господень..." И Господь обещал прибавить ему 15 лет к жизни его.
Эти слова, по-видимому, для Езекии показались до того невероятными, что он попросил знамение. Иначе говоря, он потребовал ещё и доказательства, что слова от Господа были действительны. Докажи мне, что эти слова действительны и что они сбудутся, дай знамение. И по молитве пророка Исаии Езекии было дано знамение. Бог возвратил назад на десять ступеней солнце!
Такое чудо, происшедшее в космическом мире, не могло обойтись без внимания. И слух о нём дошёл до самого Вавилона. Это и было причиной того, что от царя вавилонского пришли особые послы, чтобы подробно узнать об этом знамении.
И вот в связи с этим событием были сказаны слова, прочитанные нами в начале проповеди: "...Оставил его (то есть Езекию) Бог, чтоб испытать его и открыть всё, что у него на сердце..."
Почему же Бог его оставил? Разве было что неугодно в нём? Разве не был он самым преданным Богу правителем? Ведь сказано о нём, что "такого, как он, не было между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него".
Почему же Бог его оставил? Во 2-й книге Паралипоменон, в 32-й главе (ст.30-31) сказано: "...И действовал успешно Езекия во всяком деле своём. Только при послах царей Вавилонских, которые присылали к нему спросить о знамении, бывшем на земле (то есть о тени солнца, возвратившейся назад на десять ступеней), оставил его Бог, чтоб испытать его и открыть ВСЁ, что у него на сердце".
Как он поступит теперь, когда Бог оставил Бог? Езекия, имея такой успех и такие невероятные победы и благословения, начал думать, что он, мол, неплохой человек и что в нём, в отличие от других, все же есть что-то, достойное похвалы. Вот эта мысль о своей праведности, которая и удостоила его особого снисхождения со стороны Господа, замечается уже в его молитве, когда он был болен: "О, Господи! вспомни, что я ходил перед лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих".
Езекия просит о помощи на основании своей верности Богу. И вот, когда явились послы Вавилонские, сказано, что Езекия "показал им кладовые свои, серебро и золото, и ароматы, и масти дорогие, и весь оружейный дом свой и всё, что находилось в сокровищницах его; не оставалось ни одной вещи, которой не показал бы им Езекия в доме своём..." (4 Цар. 20:13). Кто-нибудь скажет, ну и что же в этом особенного? Разве не естественно так поступать? Почему бы гостям и не показать свой дом, его достопримечательности, особенно, если сам его построил? Почему бы не похвалиться хотя бы немножечко? Ведь это нормально для человека.
Но видите, дорогие друзья, для человека это естественно и нормально, но чадо Божие находится под другим законом. "...Человек смотрит на лице, (то есть судит по внешнему, по видимому) а Господь смотрит на сердце".
И вот, чтобы испытать Езекию и открыть всё, что у него на сердце, Бог на время отступил от него.
Человек, который не погружался в какой-нибудь грубый и явный грех, может подумать, что причиной его моральной жизни и является то, что по природе своей он все же лучше других. Скажи такому человеку, что он не лучше другого, что вся натура его испорчена грехом и что он способен на самые гадкие поступки, так он тебе ответит, как ответил пророку Азаил, царь сирийский, которому сказано было, сколько зла и зверств он совершит: "Что такое раб твой, пёс, чтоб мог сделать такое большое дело?"
Но пусть Господь только оставит человека на мгновение, и он сразу покажет, что он из себя представляет.
Что обнаружено было в сердце Езекии, когда Бог его оставил? В глазах человеческих грех его не показался таким серьёзным или даже заметным. Что же особенного совершил он, показав все владения свои царям Вавилонским? Но в очах Божиих - это большое преступление...
Показывая свои богатства, Езекия присвоил всю славу себе. Он хотел показать этой важной иностранной делегации, какой он великий и важный человек. Он негласно выразил своё желание, чтобы эти власти с ним считались...
С политической точки зрения он считал, что поступил правильно. Он ведь царь, а это его потенциальные противники. Да, так подсказывало его сердце.
О, насколько сердце человека обманчиво! Оно крайне испорчено.
Господь только что исцелил его, прибавил ему 15 лет жизни, дал ему невероятное знамение, и вместо того, чтобы отдать славу Богу, он присвоил её себе. Похвалил себя, а о Боге промолчал.
Посмотрите, какая чудная возможность была предоставлена ему, чтобы прославить Бога...Он мог бы сказать этим послам из языческого Вавилона, что Бог соделал для народа, для страны его! Как Бог ответил на молитвы его, как поразил ассириян. Ведь это было таким явным чудом! Как ангел Божий истребил войска царя ассирийского! Не войска царя Езекия поразили ассириян. Они были все в осаде, заключены в Иерусалиме. Какую чудную возможность он упустил, чтобы засвидетельствовать этим язычникам об истинном живом Боге, и о том, что Он совершил!
Или он мог бы им рассказать о своём исцелении. Как, будучи уже на смертном одре, Бог исцелил его и добавил ему 15 лет жизни. Разве это не было бы живым, актуальным, только что пережитым им самим свидетельством?
Но он ни слова не сказал о том, что Бог сделал для него и для народа его и страны его.
И ещё одно потрясающее свидетельство для славы Божией мог бы он рассказать этим языческим послам, о невероятном чуде, происшедшем с солнцем. Как ответил Бог на молитву его, когда он просил дать знамение, и Бог дал его! Ведь эти послы специально были отправлены к царю Езекии спросить об этом знамении с солнцем. Но он пренебрёг этой возможностью. Он был слишком занят собой, своей славою, своим величием.
Эти языческие послы оказали Езекии вежливость, большую честь, принесли ему дорогие подарки, и следовало бы ему поступить взаимно, - указав им на Бога, который всё это совершил и который готов стать и их Богом!
А вместо того, чтобы передать им самый драгоценный дар - весть о любви Божией, и Его готовности спасти и их, - он обратил всё их внимание на себя.
В Слове сказано: "...Не воздал Езекия за оказанные ему благодеяния; ибо возгордилось сердце его" (2 Пар. 32:25).
О, как глубоко в сердце человека закоренён грех гордости! Вместо того, чтобы возблагодарить и воздать славу Господу за милость, оказанную ему, он присваивает славу себе. Да, Бог оставил его, чтобы он увидел, каким большим по существу грешником он является. Это смирило его и привело его к покаянию.
Мой друг, не говори, как Петр некогда говорил, когда Христос сказал Своим ученикам, что все они отрекутся от Него: "Если и все соблазнятся, но не я". В тот же вечер Пётр узнал, до чего испорчено было его сердце!
Да, Господь должен порой отступить от нас, оставить нас, чтобы испытать нас, и открыть всё, что у нас на сердце.
И ещё обнаруживается испорченность сердца Езекии в том, что он обрадовался посланным ему. Он обрадовался, когда они пришли посетить его. Радость его, как мы знаем из последующей истории, заключалась не в том, что ему предоставится возможность рассказать о величии Бога, что Бог совершил в его жизни. Нет, он обрадовался, что он настолько важен, что такая высокопоставленная делегация пришла к нему на свидание с ним.
Догогие друзья, это плохой признак, когда в обществе нечестивых мы находим какую-то отраду и утешение.
Единственное, что должно нас радовать в таком обществе, это возможности показать через слово и пример, что наш Бог дивен и силен спасти их и помочь им в их нуждах.
Грех Езекии проявился в большей степени в его молчании. Заметьте, он ничего против Бога не сказал. В отличие от Петра, он открыто и гласно не отрёкся от своей веры в Бога. Нет, он просто-напросто молчал! Но зато он громко хвастался своими успехами и своими достижениями. Если он мало что сказал о Боге, то о себе самом он сказал много.
О, сколько таких возможностей мы упускаем! Да, мы считаем уместным говорить о том и о другом, даже в большей мере о пустяках, а сказать слово о Христе мы считаем то ли неудобным, то ли невежливым, то ли как-то не к месту.
Но прямо или косвенно сказать, какие мы важные и добрые, нам непременно хочется.
Благодарение Богу, что история Езекии кончается покаянием. Господь простил его и дал ему мир и благосостояние на остаток дней его. И это было только по милости Божией. Бог принял на Себя инициативу его восстановления. Он послал пророка со словом Господним, обличая царя в грехе его.
И покаяние его мы видим в том, как он принял Слово Господне, сказанное ему через пророка: "Благо слово Господне, которое ты изрёк", - отвечает он пророку.
Мой друг, только на одной почве Бог может тебя встретить и иметь с тобою дело - это почва смирения. Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать.
Если ты не знаешь Бога, не примирился с Ним, то перед тем, как ты можешь получить прощение, ты должен склониться у подножья Голгофского креста. Только Голгофская жертва Иисуса Христа может тебя спасти. Смерть Сына Его, Его пролитая кровь является единственным средством твоего искупления. У Голгофского креста человеку нечем гордиться. В смирении, верой грешник должен принять то, что Бог сделал для него, совершил через Сына Своего.
"Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры" (Рим. 3:27).
Богу нет надобности оставлять нас, чтобы показать нам испорченность нашего сердца, если крест Христов всегда будет перед нами. Ничто так не говорит нам об испорченности нашего сердца и греховности нашей натуры, как смерть Иисуса Христа. До того сердце человека испорчено грехом, что только смерть Сына Божия могла его искупить.
О, как дорого стоило наше спасение Богу! Будем помнить, что нет ничего в нас хорошего, что доброе только в Боге, только в Сыне Его, Иисусе Христе. Пусть молитва наша к Богу будет: "Не оставь меня, Боже; "сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди меня... Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою."
Слово Божие говорит: "Жертва Богу дух сокрушённый; сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже!" (Пс. 50:19)