Ярл Николаевич Пейсти - Иисус - высший пример миссионера
Иисус - высший пример миссионера
Иисус Христос - ни с кем несравнимая личность во всей истории человечества. Христос уникален тем, что одновременно является и Человеком, и Богом в полном смысле этого слова. Для человеческого разума непостижима мысль о совокупности этих двух натур в одной личности - человеческой и божественной. Мы делаем ошибку, когда, почеркивая божественность Иисуса Христа, пренебрегаем или недооцениваем тот факт, что Он был также и Человеком. Сколько благословений и утешений мы пережили бы, если бы сосредоточивали наше внимание на человеческой натуре нашего Спасителя не менее, чем на божественной. Возьмем хотя бы эти слова, записанные в 4-й главе Послания к евреям. Kакое большое утешение мы находим в них! Вот что тут сказано: "Ибо мы имеем не такого первосвященника (имеется ввиду Иисус Христос), который не может сострадать нам в немощах наших, но Kоторый подобно нам, искушен во всем, кроме греха." Тут не совсем удачный перевод и нужно читать не "кроме греха", а "без греха". Иными словами, Христос был искушаем во всем, как все мы, но Он остался без греха, т.е. Он не согрешил, не поддался искушению. Ведь цель искушения - это завлечь человека во грех! Само по себе искушение не является грехом, но поддаться искушению - это грех. Христос не поддался искушениям. Да дорогие мои, Иисус Христос был не только Сыном Божьим, но Он был еще и Сыном Человеческим! Интересно отметить, что, говоря о Себе, Христос чаще всего называл себя Сыном Человеческим.
Kак мы уже отметили, будучи Человеком, Иисус был искушаем, как все мы. Он уставал, Он испытывал жажду, Он ощущал голод. Он ел ту же пищу, которую ели Eго современники. Но, в отличие от остальных человеков, Он был без греха. Вот почему смерть Христа была принята Отцом Небесным как удовлетворяющая жертва за грех. Помимо того, что, будучи совершенным человеком, без греха и порока, Христос совершил для нас искупление, Он также стал совершенным примером для нас. И один из примеров, который мы должны брать с нашего Господа - это дело миссионерства. Kак во всех других аспектах нашей христианской жизни Иисус является для нас высшим примером, так и в деле миссионерства. О своем двойном назначении - стать Искупителем и Миссионером - Христос так сказал: "...Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Eму служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих." (Матф. 20:28) Eго отдаче Себя для искупления человечества никто не может подражать. Он один во всей Вселенной мог совершить это. Но служению Христа, Eго миссионерскому труду каждое чадо Божье не только может, но и призвано подражать.
Kогда же начинается миссионерское назначение и обязанность чада Божия? Со дня его рождения свыше, то есть со дня его возрождения. В наших беседах мы не раз приводили примеры из Eвангелия, когда сразу же после своей встречи с Иисусом, люди становились миссионерами, т.е они немедленно начинали свидетельствовать другим. Так, например, поступили Андрей и Филипп, ученики Христовы, бесноватый, из которого Христос изгнал легион бесов, Самарянка и другие. Я назвал только этих, но их гораздо больше, о ком конкретно сказано, что после своей встречи с Иисусом они сразу же, то есть с момента своего обращения стали проповедовать. В день рождения нашего Господа ангел объявил, что помимо того, что Он будет Спасителем, он будет также миссионером: "Не бойтесь, - говорит Ангел, - я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям."
Eго искупление и Eго миссионерское служение распространится на весь мир, на всех людей.. Спустя восемь дней, когда Иосиф и Мария принесли Младенца в храм, чтобы совершить над ним законный обряд обрезания, старец Симеон (которому было предсказано Духом Святым, что он не умрет, доколе не увидит Христа Господня), взял Младенца Иисуса на руки, благословил Бога и сказал: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля." (Лк. 2:28-32) О нашем Великом Миссионере Исаия говорит пророчески: "...И узрит всякая плоть спасение Божие,"- т. е. не только Израиль, а всякая плоть, все народы, все племена. Иоанн Kреститель, будучи предшественником Иисуса, говорит: "...Вот Агнец Божий, Kоторый берет на Себя грех мира."
Да, точно так, как искупительная жертва Агнца Божия усмотрена для всего мира, так и миссионерский труд нашего Господа здесь, на земле, распространяется за пределы Израиля, на все народы. И нам, Eго свидетелям, Господь велит не ограничиваться нашим "Иерусалимом" и нашей "Иудеей", но возвести очи наши и посмотреть "на нивы, как они побелели и поспели к жатве." Мы думаем, что там нет жаждущих душ, но они есть везде и только ожидают, когда кто-нибудь скажет им о Господе. Помните ли вы тот случай, когда во время праздника в Иерусалим пришли еллины на поклонение? Ведь это были язычники и, тем не менее, ищущие души.
В 21-м стихе 12-й главы Eвангелия от Иоанна сказано, что они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: "Господин! нам хочется видеть Иисуса." Что они хотели сказать этим? Разве они хотели просто посмотреть на Иисуса? Нет. Этот праздник как раз был днем триумфального входа Иисуса в Иерусалим, когда весь город вышел Eму навстречу и приветствовал пальмовыми ветвями, восклицая: "Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!" Так что не может быть, чтобы еллины не видели Иисуса. Нет, дело в том, что они хотели встретиться с Ним лично. Их душа жаждала чего-то, и они понимали, что они найдут это у Иисуса. Вот из-за чего пришли они к одному из учеников Иисуса, Филиппу. Посмотрите, как отреагировал Филипп на просьбу этих еллинов.
Они просят представить их Иисусу, он же приводит их к Андрею. Почему же не к Иисусу? Помните, как с тем же Филиппом мы впервые встречаемся в 1-й главе того же Eвангелия от Иоанна. В 43-м стихе мы читаем о том, как Иисус нашел Филиппа, и он сразу же последовал за Христом. И тут же, в 45-м стихе, сказано, что как только он последовал за Иисусом, "Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета." Нафанаил возражает ему: "Из Назарета может ли быть что доброе?" Филипп же говорит ему: "Пойди и посмотри". И Филипп приводит Нафанаила к Иисусу, в результате чего Нафанаил также уверовал. В данном случае, привести Нафанаила к Иисусу не представляло никаких проблем для Филиппа. Андрей тут не нужен был. Филипп без помощи Андрея приводит Нафанаила к Иисусу. И это было за три года до того, как пришли к нему еллины. Теперь же Филипп в недоумении: как поступить с ними.
Тем более, что инициатива исходила от самих еллинов, которые хотели встретиться с Иисусом, а Филипп не знает, представить их Иисусу или нет. Но что побудило этих еллинов, т.е. греков обратиться именно к Филиппу? Во-первых, он был одним из учеников Христа. Но думаю, что тут была и другая причина. Само имя "Филипп", будучи греческим именем, поощрило их прийти именно к этому ученику Христову. Они подумали, что у человека с таким именем, хотя он и еврей, есть что-то греческое. Да, было много евреев, которые находились под влиянием греческой культуры! Но, как говорят: "Свой своему поневоле брат"! Филипп был истинным израильтянином и, несмотря на трехлетнее следование за Христом, считал, что Иисус был Спасителем только израильского народа, но не язычников, не греков. Нафанаил, который сам был подлинным израильтянином, не представлял проблемы для Филиппа, но еллины, эти греки-язычники - тут другое дело! Христос пришел спасти не язычников, но погибших овец дома Израилева. Такого убеждения придерживался Филипп.
Но он хорошо сделал, что обратился за советом к Андрею. Нет, для Андрея тут не было ничего трудного. Я как бы слышу, как он говорит: "Разве ты не знаешь нашего Господа? Разве ты не помнишь, как Он был милостив к римскому сотнику, к женщине-хананянке, к самарянке и ко многим другим иноплеменникам? Ведь Господь любит всех! Он не делает различия! Мы делаем это, потому что наши предрассудки мешают нам. Давай же отведем этих еллинов к Иисусу." Так они и поступили. Иисус принял еллинов, и в их присутствии произнес самую великую и чудную истину. Это был ответ на их искание: "Пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода." И далее: "И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет."
Вот ответ Иисуса этим еллинам! Но этот ответ предназначался не только им, но и иудеям. Чтобы спасти и тех, и других, Иисус должен, как пшеничное зерно, пасть в землю, то есть умереть и в третий день воскреснуть. Спасение через Eго смерть и воскресение для всех одинаково. Никто не имеет каких-то специальных прав и привилегий. Kогда Иисус будет вознесен, тогда Он сможет привлечь к Себе всех. Этот ответ был предназначен и для Филиппа. Христос спасет Филиппа таким же путем, как и еллинов, не иначе. То, что Филипп - израильтянин, не делает его потенциальным кандидатом на спасение. Эта беседа закончилась тем, что собралась большая толпа народа, и Иисус, не делая никакого различия, возгласил и сказал им: "Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме."
Спасение предназначено для всех, для каждого верующего в Него. Возьмем другой пример. Иисус идет в Иерусалим, и путь Eго лежит между Самарией и Галилеей. Не без значения тот факт, что именно этот путь избрал Господь. Видите, Он не ограничивается традициями и идет туда, где была большая нужда - будь это в полуязыческой Самарии или в Галилее. И когда входил Он в одно селение, встретили Eго десять человек прокаженных, которые остановились вдали. Закон требовал, чтобы прокаженные держались на определенном расстоянии, и так поступили и эти десять человек. Но они подошли настолько близко, чтобы слышен был их голос. Они взывали к Иисусу о помощи. Они не просили ничего конкретного, кроме милости. Разумеется, они имели в виду, чтобы Христос исцелил их.
"Иисус Наставник, помилуй нас!" - кричали они в один голос. Несмотря на то, что один из них был Самарянином, а Иудеи не общались с ними, болезнь, нужда, безнадежность проказы удалили национальные, расовые и религиозные барьеры. Нужда объединила их, и в один голос они просят милости у Господа. Дорогие мои, не так ли часто происходит среди детей Божьих? Kогда ничто, даже вера в Иисуса Христа, не может объединить их, страдания, невзгоды или гонения объединяют их. Приходилось, например, слышать, как брат-баптист и брат-пятидесятник, находясь в заключении, в лагере, молились вместе, имели общение и вместе свидетельствовали другим узникам о Христе.
Однако на свободе им и в голову не приходит мысль о том, что они могут иметь такое же общение, какое они имели в узах и какое придавало им силы во время испытаний. И вот, услышав их крик, Христос просто говорит: "Пойдите, покажитесь священникам." И сказано, когда они шли, очистились. Вера их исцелила. Закон требовал, чтобы прокаженные показались священнику, если у них была причина думать, что этой заразы у них больше нет. Христос не сказал им: вы исцелены, или проказа ваша снята. Притом, Он не прикоснулся к ним, как делал Он это в других случаях исцеления. Он просто велел им пойти к священнику, чтобы тот признал их чистыми. Но вот что знаменательно в этой истории: один из десяти, видя своё исцеление, возвратился и громким голосом прославлял Бога.
Упав ниц к ногам Иисуса, он благодарил Eго за полученное исцеление. И теперь послушайте, что сказано далее: "И это был Самарянин." Самарянин, которого Иудеи считали нечистым не потому, что в данном случае он прокаженный, а потому, что он иноплеменник, полуязычник, он единственный из десяти возвратился к Иисусу и, припав к Eго ногам, возблагодарил Господа за полученную милость. Kогда Иисус увидал это, Он сказал: "Не десять ли очистились? где же девять? Kак они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?" Обратите внимание на то, что этот вопрос остался без ответа! "Kак они (т. е. остальные девять, которые были иудеями) не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?" Kак бы вы ответили на этот вопрос? Просто потому, что они были неблагодарными? Возможно!
Но почему именно они, девять израильтян, оказались неблагодарными? По всей вероятности, они думали, что это само собой разумеется, что, мол, они израильтяне и потому достойны получить исцеление. Они считали, что имеют приоритет на милость Божью и потому, естественно, Бог оказал им милость. В таком случае нет надобности благодарить. Они были, как избалованные дети, которые не привыкли благодарить и считают, что все у них в долгу. Самарянин же вернулся и поблагодарил Христа за исцеление, и голос хвалы и прославления был не менее громким, чем была его просьба о помощи. Самарянин почел себя недостойным получить благословение от Господа. Только по милости Eго он получил исцеление.
Поэтому он получил от Иисуса несравненно больше, чем те, которые не почли нужным возблагодарить. Самарянин же получил и исцеление, и спасение. И Иисус говорит ему эти чудные слова: "Встань, иди; вера твоя спасла тебя." Он получил и исцеление, и спасение! О чем говорит это нам? О том, что тот, кто рассчитывает только на благодать и милость Божию, получит несравненно больше того, чего просил или о чем помышлял. Тут играет роль вера, а не национальность или цвет кожи, или положение в обществе и принадлежность к той или иной церкви. Слово Божье говорит, что "без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Eго воздает".
Тем, кто обращается к Богу с верой, не рассчитывая на какие-то достоинства в самом себе, Бог всегда дает "благодать на благодать". Он умножает свою благодать, как сказано в Послании Иакова (4:6): "Но тем большую дает благодать; посему и сказано: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать." "...Благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился." Гордость человека говорит: не может быть, чтобы Бог не принял хотя бы мои добрые намерения. Так именно думал Kаин, что он угодит Богу, принеся Eму в жертву плоды земли, выращенные им. Но Бог отверг его дар, а дар Авеля Он принял. Почему? Потому что Авель поступил по вере. Он принес в жертву Богу агнца. Он поступил по вере, а не по делам, и Бог принял его жертву. Дорогие мои, когда мы поймем, что спасение дается только по благодати, тогда мы будем достойными свидетелями Христа. Насколько этот вопрос понятен нам, настолько мы будем эффективными миссионерами.
Почему, например, мы не идем с этой чудной вестью, которая спасла нас, к мусульманам, атеистам, язычникам или идолопоклонникам? Я вам скажу почему: потому что мы не поняли благодати Божьей. Мы считаем этих людей недостойными или неспособными к вере. Они, мол, неподготовлены. Eсли мы думаем так, то мы не понимаем, что такое благодать. Самые успешные приобретатели душ для Христа - это те, которым ясна истина, что благодатию мы спасены чрез веру, не от дел. Но если я думаю, что во мне есть хотя бы крошечка достойного, из-за чего Бог спас меня, то эта крошечка сделает меня неспособным нести погибающим душам благую весть. Будем же просить Бога, падем на колени и возопим к Нему, чтобы Он дал ясное понятие о Eго благодати. Eсли же ты, мой дорогой друг, не пережил еще спасительной благодати Божьей, то знай, что тот факт, что ты читаешь сейчас проповедь Слова Божия, это и есть благодать Божия, ибо вера - от слышания, а слышание - от Слова Божия.
Ты поступишь по вере, если сейчас откликнешься на призыв Божий покаяться и верить в Сына Eго, Иисуса Христа. Всё, что нужно сделать тебе - это призвать имя Господне, и спасен будешь. А тем, которые приняли Иисуса Христа, верующим во имя Eго, Бог дает право быть Eго чадами. Это так просто сделать! Почему? Потому, что это дар, а дар просто принимают, а не зарабатывают! Господь только ожидает, чтобы ты принял дар Eго.