Вообразим себе такую ситуацию: человек при смерти, ему осталось несколько часов жизни, может быть, и того меньше. Однако, по заключению врача, есть одно-единственное средство, воспользовавшись которым можно спасти жизнь этого человека. Думаю, что любой человек, находясь в такой ситуации, не задумываясь, с радостью согласился бы принять то средство, которое дало бы ему жизнь. Но, с другой стороны, подумайте, какое безумие отказываться принять это единственное средство, гарантирующее жизнь!
В Евангелии говорится об одном богатом юноше, который вышел навстречу Иисусу, пал пред Ним на колени и сказал: "Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" И последовал удивительный ответ: "Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог." И дальше Христос ему говорит: "Знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай; не кради; не лжесвидетельствуй; не обижай; почитай отца твоего и мать". Юноша же сказал Ему в ответ: "Учитель! всё это сохранил я от юности моей. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе не достаёт: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест". И теперь послушайте, как прореагировал на эти слова юноша. "Он же, смутившись от сего слова, отошёл с печалью, потому что у него было большое имение".
Какие поразительные слова! "Одного тебе не достаёт..." Не было бы так удивительно, если бы Врач душ человеческих сказал этому молодому человеку: "Друг мой, многого тебе ещё не достаёт..." Но поразительно как раз то, что Христос сказал юноше: "Одного тебе не достаёт..." Имей он это одно-единственное, имел бы он то, что так жаждала его душа - жизнь, жизнь вечную, жизнь Божию.
Давайте вначале познакомимся поближе с этим молодым человеком, которому Христос сказал эти поразительные слова: "Одного тебе недостаёт..." Во-первых, этот юноша не был из рядовых людей своего поколения. Судя по-человечески, о нём, без преувеличений, можно было бы сказать только положительное. Во всех отношениях это был культурный, образованный, хорошо воспитанный молодой человек. И неудивительно, что в Евангелии сказано, что "Иисус, взглянув на него, полюбил его..." Конечно, это не значит, что Иисус не любил бы его, будь он грешником, нарушителем всех заповедей Божиих. Ведь именно любовь к грешникам побудила Его сойти на нашу греховную землю и отдать жизнь Свою ради их спасения.
В этом же молодом человеке видна искренность, откровенность, порыв к вышнему, стремление к жизни, к тому, что свято и вечно. В нём не было лицемерия, в нём было неподдельное и сердечное желание того, что вечно и божественно. Притом в нём была вера, а для Бога наша вера - самое драгоценное.
Если мы хотим, чтобы Бог обратил на нас внимание, то это возможно только верой с нашей стороны. В Библии сказано: "А без веры угодить Богу невозможно; надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт".
Вера всегда проявляется в действии. Иначе говоря, вера без дел мертва. Посмотрите, как выразилась вера этого юноши. В Евангелии от Луки сказано, что он был "из начальствующих". Это значит, что он принадлежал к кругу религиозных лидеров того времени. К этому кругу начальствующих принадлежали люди зрелого возраста. Тот факт, что юноша попал в этот круг, будучи совсем молодым, говорит нам о том, что он был человеком необыкновенно высокого морального и религиозного уровня, и вообще был примерным во всём. И вот, услышав, что Иисус проходит мимо, он бежит к Нему навстречу и падает перед ним на колени. Учтите, что большинство из священнослужителей к этому времени были враждебно настроены против Иисуса. Помните Никодима? Он тоже был один из начальствующих, член синедриона, он знал, чем он рискует, пойди он открыто на беседу с Иисусом, поэтому он решил с Ним встретиться ночью. В Евангелии от Иоанна сказано, что никто не говорил о Нём явно, боясь Иудеев, и тем паче никто из начальствующих!
А этот богач юноша, будучи одним из начальствующих, не считаясь с тем, что будет стоить ему такая открытая встреча с Иисусом на глазах народа, спешит к Нему и падает на колени пред Ним и говорит: "Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" Почему он не обратился с этим вопросом к признанным раввинам? К тому же он должен был сам найти ответ на этот вопрос, так как был религиозным лидером. Но он идёт с этим вопросом к Иисусу!
Во всём этом мы видим проявление положительных качеств этого молодого человека. Итак, первое, чего нельзя не заметить в нём, это его искренность и честность. Несмотря на своё положение в обществе, несмотря на свою религиозность и популярность, несмотря на то, что он был богат, тем не менее, своим обращением к Иисусу он признаёт, что ему чего-то не достаёт, что есть что-то большее и высшее, чем всё то, чего он достиг и чем обладал. Его интересовал вопрос жизни вечной. Да, этот юноша был и честным, и прямым, и искренним.
Но в нём мы видим и большую смелость и смирение. Имейте в виду, что Иисус не был причислен к высшему классу образованных раввинов и священнослужителей. К Нему относились как к самому обыкновенному крестьянину, как к плотнику из Назарета. Религиозники удивлялись, как Он знает Писания, не учившись, то есть будучи простым, необразованным человеком. Да, надо было иметь мужество и смелость, чтобы всенародно обратиться с таким вопросом к простому человеку, плотнику из Назарета!
Обратившись к Иисусу с вопросом о вечной жизни, молодой человек этим самым признал, что он не только не имеет её, но и не знает, как её приобрести. И тут мы видим его смирение. Ведь он от юности усвоил закон Божий, соблюдает его заповеди, но вместе с тем признаёт, что не знает самого главного, единственного и как приобрести это самое главное. Это смирение.
Но кто-нибудь возразит и скажет, разве это смирение - сказать, что все заповеди, которые перечислил Иисус, он соблюдал со дней юности своей. Не хвастовство ли это? А в том, что юноша сказал правду, нет никакого сомнения. В противном случае Христос бы упрекнул его в неискренности. И не без значения как раз то, что после того, как юноша сказал: "...Всё это сохранил я от юности моей", - мы читаем: "Иисус, взглянув на него, полюбил его..." Нет, это не было хвастовством, он сказал правду и сказал искренне, в смирении. Послушайте, что он сразу сказал после этих слов: "...Чего ещё недостаёт мне?" (Мат.19:20).
Несмотря на все достигнутые успехи в религиозности своей, несмотря на блестящую репутацию, он в смирении спрашивает, чего ещё недостаёт ему, чтобы иметь жизнь вечную. С этим важным вопросом он пришёл к Иисусу. Он не был удовлетворён. Не было мира, не было покоя в душе его! Чего-то ему ещё не доставало! Ему подсказывало это сердце и не давало ему покоя ещё до встречи с Иисусом. Христос же, врач душ человеческих, сразу указал ему на то, чего ему не доставало.
Юношу не надо было убеждать в том, что есть вечная жизнь, что со смертью всё не кончается, что душа человеческая бессмертна. Всему этому он был научен, он знал это. И в то же время чего-то ему не доставало, а именно - самого главного. И он хотел знать ответ на этот вопрос; больше того, он верил, что ответ он получит только у Иисуса.
Заметьте, он падает пред Иисусом на колени, зная, что иудею позволительно преклоняться только пред Богом. Поэтому, становясь на колени перед Иисусом, он тем самым признаёт божественное происхождение Иисуса Христа. Больше того, он обращается к Иисусу, называя Его "благим", а словом "благой" обращались только к Богу. И странно, что здесь Господь как будто упрекает его: "Что ты называешь Меня благим? Разве ты не знаешь, что никто не благ, как только Бог?" Как понять эти слова Иисуса? Смысл этих слов может быть один из двух: либо Христос действительно упрекает и говорит юноше, что, обращаясь к Нему, он богохульствует, мол, Он человек, а не Бог; либо Христос утверждает, что Он действительно Бог. А то, что Христос имел в виду именно последнее, в этом нет никакого сомнения.
Свидетельство Священных Писаний и всё, что Христос Сам говорил о Себе, подтверждает, что Он воистину Бог и потому благ! Тогда остаётся вопрос: что же хотел сказать Иисус этими словами? Христос поставленным так вопросом не отрицает, что Он Бог, Он таким вопросом испытывает Своего собеседника. Мол, ты понял, что ты сказал? Ты назвал Меня Богом. Если ты действительно веришь тому, что Я Бог, тогда слушай, что Я скажу тебе: "Если хочешь быть совершенным" (Матф. 19:21), "пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест" (Марк. 10:21).
Ты говоришь, что Я - Бог, в таком случае, удали то одно, что тебе препятствует иметь жизнь вечную, ибо ты поклоняешься ложному богу, вначале свергни с престола твоего сердца бога маммоны, бога богатства, потом следуй за Мною.
Кто, кроме Бога, мог предъявить такое требование человеку? Кто, как не Бог, мог точно ответить на вопрос, чего не достаёт этому юноше, чтобы иметь жизнь вечную? Ты поклоняешься и служишь ложному богу, брось его. Приходи ко Мне, следуя за Мною, во Мне ты будешь иметь истинного Бога, истинного Царя, и с Ним будешь иметь жизнь вечную! Следуй за Мною!
Следует обратить внимание на то, что когда Иисус сказал юноше: "Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди", и дальше, перечислив их, Он назвал только вторую часть из десяти заповедей, то есть Он назвал заповеди, касающиеся взаимоотношений между людьми, но ни одной заповеди, которая говорит об отношении человека к Богу. Например, не упомянул Иисус первую, главную заповедь: "Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим... не поклоняйся им и не служи им..." А вот эту-то заповедь юноша нарушал. Он был виновен в нарушении этой заповеди.
Дорогие друзья, поэтому, если Христос, будучи Богом, не является Спасителем и Господином, то есть Властелином в вашей жизни, то чем бы мы ни владели - всё это не в состоянии спасти. "Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись".
Не думайте, что юноша мог заслужить или купить себе жизнь вечную, отдав всё своё богатство нищим. Нет! Как говорит Златоуст, один из отцов церкви: "Христос не богатство порицает, но тех, кто пристрастились к нему". Проблема юноши заключалась в том, что его богатство владело им, оно было его богом.
Когда юноша услышал ответ Христа, сказано, что, смутившись от сего слова, отошёл с печалью, потому что у него было большое имение.
Как страшно, дорогие друзья, подумать, что только одно что-то может удерживать человека от вечной жизни, от спасения. И, в конечном итоге, этим одним-единственным является грех. Несмотря на свою как будто беспорочную жизнь, этот молодой человек был не менее грешником, чем разбойник, который висел рядом с Иисусом на кресте. Грехом богатого юноши было идолопоклонство, а в конечном итоге это и есть корень греха. Кому мы поклоняемся, тому мы и служим. Или, можно так сказать, кому мы служим, тому мы и поклоняемся.
Да, у юноши была вера, но его вера оказалась не спасительной верой. Она могла бы стать спасительной верой. Но спасительная вера покоряется Иисусу Христу.
Как печально, что человек может так близко подойти к Спасителю и, тем не менее, не иметь спасения. Сколько есть таких людей! Они не отрицают Бога, им в голову не приходит мысль, что нет Бога, больше того, они согласны со всем, чему учит Слово Божие, они и в церковь ходят, и устами прославляют Бога, и все же о них нельзя сказать, что они покорились Христу. Они не пережили в жизни такого момента, когда в своё сердце они приняли Иисуса своим Спасителем и Властелином. Они никогда не воцарили Иисуса на престол своего сердца. Они по-прежнему служат другому богу, богу мира сего. Христос сказал: "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне" (Матф. 6:24). И заканчивается эта история с юношей словами Иисуса: "Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное" (Матф. 19:23).
Когда ученики это услышали, то сказано, что они весьма изумились и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус говорит им: "Человекам это невозможно, но не Богу; ибо всё возможно Богу".
А что, если бы тот же юноша, бросившись к ногам Иисуса, сказал бы: "Господи! Ты требуешь от меня невозможного, но прошу Тебя, помоги мне. Я хочу, чтобы Ты занял престол моего сердца. Ты - Бог, и Тебе всё возможно! Я признаю мой грех, да, я поклонялся и служил другому богу, мамоне, но Ты освободи меня от этого ложного бога. Ты будь моим Спасителем и Властелином!" О, если бы он так поступил! Он тотчас нашёл бы то, что искала его душа, и он стал бы полноценным и самым счастливым человеком. Всё его богатство поблекло бы, и он приобрёл бы самое лучшее, самое драгоценное, то единственное, чего ему не доставало всё это время. Всем и всё для него стал бы Иисус Христос.
Но... Вместо того, чтобы принять Иисуса, юноша, смутившись, отошёл с печалью. Возвратился ли он вновь к Иисусу, последовал ли он за Ним, принял ли он Христа как своего личного Спасителя и Властелина, мы не знаем. Об этом Евангелие умалчивает.
Хотя на этом и заканчивается Евангельское повествование об этом человеке, но, пережив личное соприкосновении с Иисусом, вполне возможно, что он вернулся и покорился своему Спасителю!
В том, что, смутившись, он ушёл опечаленным, есть что-то обнадёживающее. Возможно, что обдумав всё, увидев себя в ином свете, и взвесив все, он всё же решил последовать за Иисусом.
В Библии говорится о печали, которая приводит человека к покаянию. "...Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть" (1 Кор. 7:10). Невозможно, чтобы, возвратившись к своему богатству, юноша не увидел бы его теперь совсем в ином свете. Он не мог не почувствовать после встречи с Иисусом пустоту всего этого земного богатства. Блеск его золота потускнел. Богатство теперь его не радовало и не восхищало.
Нашёл ли он вновь дорогу к Иисусу? Или остался этот богатый юноша со своим богом? Так или иначе, но после встречи с Иисусом он уже не был тем человеком, каким был прежде. Душа, которая так близко подошла к Иисусу, никогда уже не найдёт полного удовлетворения в том, что может дать ей мир.
Вне всякого сомнения, печаль, с которой юноша оставил Иисуса, если она побудила его вернуться к Спасителю, то она превратилась в радость жизни вечной. С другой стороны, если печаль эта угасла, и юноша остался при своём кумире, то его ожидает вечная смерть и гибель.
Возможно, что ты, как этот юноша, имел когда-то встречу с Господом, ты был на грани счастья жизни вечной. Дух Святой обличил тебя во грехе твоём, но ты не захотел с ним расстаться тогда, и ты сказал, будет ещё время более удобное. Могу уверить тебя, что более удобного времени, чем ты имеешь сейчас не будет. Тебе только одного не достаёт: отрекись от своего греха. Встань на сторону Христа, Он хочет быть твоим Спасителем и Господом. И то, что ты не можешь одолеть, Он поможет тебе, ибо нет невозможного для Бога! Он только ждёт твоего согласия, а всё остальное Он обещал сделать Сам. Ему нужна твоя вера! Верь и спасён будешь!