Во всех наших проповедях мы стараемся подчёркивать факт Божьей благодати. И делаем мы это потому, что благодать Божия является основной темой Библии, от первой её страницы до последней. Да, благодать, как блестящая нить ткани, проходит через всё Писание. Нет такого места в Священном Писании, где не была бы видна Божья благодать.
Тема эта неисчерпаема, ибо кто может постигнуть всю широту, долготу, глубину и высоту Божьей любви, кто может до конца оценить богатство благодати Божией, которая проявилась в искупительной жертве нашего Спасителя! И, тем не менее, пока Бог даёт нам дыхание, мы с помощью Духа Святого будем прославлять нашего чудного Спасителя, вновь и вновь напоминая нашим слушателям о Его неизреченной, преизобильной благодати, которую Он явил к нам, грешникам.
И вот сегодня Господь положил мне на сердце вновь поразмышлять на эту вечную тему, о благодати Божией. Что значит благодать? Как можем мы получить благодать Божию? Доступна ли благодать всем людям? Вот вопросы, на которые необходимо иметь правильные ответы.
Апостол Павел в своём Послании к ефесянам говорит: "Благодатью вы спасены..." Если так, если спасение нашей бессмертной души зависит от благодати Божией, а не от дел (как он говорит дальше), чтобы никто не хвалился, - то необходимо с самого начала напомнить себе, что такое благодать.
Благодать - это дар Божьей любви! Это незаслуженная милость Божия! Вот почему никто благодати Божией не может заслужить или удостоиться, как бы он ни старался! Те, которые говорят, что они, мол, недостойны прийти ко Христу, что они не считают себя удостоившимися Его прощения, а они бы хотели... так они восе не понимают значения Божьей благодати.
Возлюбленные, только тогда, когда мы поймём, что ни нашими усилиями, ни нашими добрами делами мы не можем получить прощения грехов и быть спасёнными, только когда мы перестанем утверждать свою собственную праведность, - только тогда Бог может помочь нам! И, дорогие мои, кто бы вы ни были, к какой бы группе грешников вы ни принадлежали, к тем, которые считают себя очень плохими, утонувшими в своих грехах; или к тем, которые считают, что добьются спасения своими стараниями, заслужат его своими добрами делами; знайте, что спасение возможно только по вере, когда мы верой принимаем Божий дар спасения, ибо спасение даровано нам по великой благодати Его! Не думай, мой друг, что если ты не разбойник и не убийца, то ты получишь особое снисхождение у Бога, что ты сможешь получить спасение как-то иначе, а не как дар Его. В очах Божиих мы все согрешили, все лишены славы Божией, и поэтому Бог и поступает по благодати Своей. "А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать." (Рим. 5:20).
На днях я вновь перечитал историю одного из самых нечестивых иудейских царей Манассии. О нём сказано, что "...много делал он неугодного в очах Господа, к прогневлению Его" (2 Пар. 33:6). Притом, Манассия не только сам утопал в грехах, но он "довёл Иудею и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых" (2 Пар. 33:9). Кроме этого, Манассия был убийцей. Он уже не довольствовался одной или двумя жертвами, он истреблял людей массами, так что залил Иерусалим кровью от края до края. Он был немилосердным гонителем и преследовал тех, кто стоял за правду, то есть он проливал невинную кровь. Он совершал массовые убийства тех, кто стоял за истину и святость. Предание говорит, что по его приказанию был зверски убит пророк Исаия (он был надвое перепилен деревянной пилой). Это пророк, который был духовным наставником его покойного отца. Таким жестоким был этот иудейский царь Манассия, много разных мерзостей совершал он, делая неугодное в очах Господа. Казалось, что этот человек - носитель только зла и всякого рода преступлений.
И вот такой грешник, грешник из грешников, был помилован Господом! Вы вправе спросить: как такое возможно? Да, такое возможно только по благодати Божией! Здесь проявлена высочайшая благодать Его!
Эта история с Манассией говорит нам о том, что нет такого плохого человека, нет такого окаянного грешника, погрязшего в пучине грехов и пороков, которого бы Бог не был готов спасти, ЕСЛИ он обратится к Нему с просьбой о прощении своего греха, и смирится пред Богом. Этот пример нам говорит о том, что если Бог помиловал Манассию, если Он явил Свою благодать такому нечестивцу, то тот же Бог готов спасти и любого грешника. Такова благодать Божия!
Поэтому, если ты считаешь себя погибшим грешником, считаешь своё положение уже безнадёжным, и чувства твои очерствели, и совесть твоя глуха, ты не слышишь голоса Божьего, мой друг, пусть для тебя будет этот пример искрой, которая в твоём сердце зажжёт новую надежду. Пусть благодать Божия, явленная Манассии откроет по-новому для тебя великую любовь Божию. Пусть эта история напомнит тебе, как многомилостив, долготерпелив наш Бог, который готов простить всякого приходящего к Нему!
Что иное, как не милость Божия, допустила поражение Манассии? Царём Ассирийским он был взят в плен. "...И заковали они Манассию в кандалы, и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон." (2 Пар. 33:11) И вот, когда Манассия оказался в этих тесных условиях, сказано, что "...в тесноте своей он стал умолять лице Господа, Бога своего, и глубоко смирился пред Богом отцов своих. И помолился Ему, и Бог преклонился к нему, и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь есть Бог" (2 Пар. 33:12,13).
О, кто может постичь величие милости Божией и безграничную любовь Его! Нельзя человеческим языком описать ту радость и ликование, пение и торжество ангелов, когда один блудный сын возвращается домой! Пусть небо веселится, и ад трепещет, ибо одна потерянная овца возвращена! Пропавшая нашлась, и мёртвый ожил! Благодарение нашему Господу!
Возьмите другой пример, когда была явлена благодать Божия. Это из Нового Завета, когда был прощён разбойник на кресте. Не беря во внимание те исключительные условия, в которых находился разбойник на кресте и в которых была явлена благодать Божия, подумайте только о том, кем был этот разбойник. Может быть, на самом деле он не был уж таким ужасным грешником, как его обыкновенно рисуют. Может быть, в нём всё же было что-то доброе, заслуживающее благодати и милости Божией? Нет. Слово Божие говорит, что он был злодей и разбойник. Это был убийца, приговорённый к смерти за свои злодеяния, и Господь славы, Сам Иисус Христос говорит ему слова, не имеющие себе равных: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю".
О, чудная благодать и милость Божия! Кто может постигнуть её! Но вы спрашиваете, как узнать эту благодать? Возлюбленные, она явилась в Сыне Божием, в Иисусе Христе. В Евангелии от Иоанна мы читаем: "И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца. ...Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа". Затем апостол Павел пишет в своём Послании к римлянам: "Но дар благодати не как преступление". В подлиннике подчёркивается, что дар этот бесплатный, что благодать - это незаслуженный дар Божий. "Ибо, если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих".
Да, благодать явилась через Иисуса Христа и преизбыточествует для многих. Так же, как все мы умерли в первом Адаме, также получим мы жизнь в последнем Адаме, Иисусе Христе. Так говорит Слово Божие. В первом мы потеряли всё, а теперь ВСЁ и более получаем в последнем Адаме. Он, Иисус Христос, полон благодати Божией, пришёл помиловать и спасти грешников.
Никто не может соделаться причастником благодати Божией, как только через Сына Его Иисуса Христа! Благодать Божия дарована через Иисуса, Сына Его! Иисус Христос является тем чудным посредником, через которого изливается обильно Божья благодать. Бог явил "в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе" (Еф. 2:7), "в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его" (Еф. 1:7).
Но как же мы можем получить эту благодать? В Послании к ефесянам говорится: "...Благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился." (Еф. 2:8,9)
Дорогие мои, если мы считаем себя достойными благодати Божией, если своими добрыми делами мы считаем, что заслужили её, то Бог не может нам дать благодати. Благодать мы можем принять только как дар! И благодать даруется "не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность", как сказано в Посланиии к римлянам. Не старанием, не делами, не достоинством, но благодатью Божией через веру мы получаем спасение и оправдание через Сына Божия, Иисуса Христа. "...Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал. 1:8).
В 7-й главе Евангелия от Луки мы имеем яркий пример, в котором изобилует благодать Божия. Эдесь говорится о человеке, который получил её сполна, дерзнул поверить слову Христа. Некоторые из вас знают этот случай. Это произошло в Капернауме. У одного сотника смертельно заболел слуга, которым он очень дорожил. "Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин - просить Его, чтобы пришёл исцелить слугу его." (Лк. 7:3) Иудеи пришли к Спасителю и убедительно просили Его: "Господь, один сотник, слуга которого сильно болен, желает, чтобы Ты пришёл и исцелил его, поспеши к нему на помощь, ибо "ОН ДОСТОИН, чтобы Ты сделал для него это". Вы слышали? ОН ДОСТОИН! Да, они просили Иисуса исцелить того человека, потому что он достоин! Что же сделал достойного тот сотник, чтобы получить такую милость Христа? А разве вы не знаете? Он построил иудеям синагогу. Вот поэтому они пришли к Иисусу и убедительно просят Его. "Он достоин, чтобы Ты сделал для него это". То есть - он заслужил милости Христовой своими добрыми делами, так думали иудеи. Ведь он построил им молитвенный дом!
О, сколько есть таких людей, которые, как и эти иудеи, думают, что они заслужили, что они достойны, чтобы Бог помиловал их. Дорогие мои, Слово Божие говорит: "Не делающему, но верующему" даётся благодать Божия! Благодарение Господу вовек.
Заметьте, что Иисус пошёл с ними, как бы соглашаясь с их доводами, что, действительно, сотник заслужил этого внимания, то есть своими добрыми делами удостоился милости Божией. И когда Иисус был уже недалеко от дома, "...сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой; потому и себя самого не почёл я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой" (Лк. 7:6,7).
О, дорогие мои, такому Бог явит Свою благодать. Сотник почёл других лучше себя, он не почёл себя достойным даже подойти ко Христу. Он считает себя недостойным, чтобы под его кров зашёл Иисус. Правда, есть такие люди, которые впадают в крайность, говоря, что они, мол, недостойны милости Божией, что они ничего не значат. Такие люди, обыкновенно, ждут сострадания от человека: мол, ты не такой уж плохой, и у тебя есть добрые качества, и ты когда-то совершал добрые дела, так что заслуживаешь Божьей милости. Дорогие мои, это не что иное, как гордость, прикрытая маской фальшивого смирения. Сотник же не был таким. Хотя он и почёл себя недостойным, хотя его искреннее чувство смирения и не позволило лично обратиться к Иисусу, он проявил необыкновенную веру в благодать Божию. Послушайте, что он говорит Иисусу через своих друзей: "Но скажи слово, и выздоровеет слуга мой."
Иисус был не только тронут такой простой и необыкновенной верой сотника, но удивлён. "Услышав сие, Иисус удивился ему и обратившись сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашёл Я такой веры." (Лк. 7:9) Сказав это, Христос даёт слово, сотник поверил ему, и слуга его выздоровел в этот самый момент. Когда же посланные от сотника возвратились в дом, больной слуга был здоров.
О, возлюбленные, верьте в Божью благодать! Он и сейчас, ради заслуг Своего Сына Иисуса Христа, готов вас простить и принять в Своё семейство не по вашим достоинствам, а только по великой благодати Своей. Одним из самых больших препятствий на твоём пути к Богу, между спасением твоей души и твоим настоящим падшим состоянием, является твоя мнимая праведность, твои добрые дела, на которые ты рассчитываешь. Не заменяй Христа твоими добрыми делами и заслугами, а приди таким, каков ты есть, и прими Его дар благодати.
В Первом послании апостола Павла к Тимофею, в 1-й главе, 15-й стих, мы читаем такие слова: "Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников, из которых я первый". В этом стихе вы найдёте всё Евангелие, всю Благую весть. Этот стих отвечает на важнейший из всех вопросов, который человек может задать. А именно: для кого предназначено спасение? Дух Святой даёт ответ на этот вопрос в этих вдохновенных словах апостола Павла: "Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников".
Да, Иисус Христос пришёл спасти грешников - всех и всяких. Будь они, как нечестивый Манассия или как разбойник на кресте, или как сотник. Перед Богом мы стоим все одинаково виновные, ибо все мы, как овцы, заблудились и совратились каждый на свою дорогу. И вот таковых Христос пришёл спасать. Он пришёл спасать пьяниц и воров, лжецов и прелюбодеев, убийц и злодеев, но Он пришел спасать и тех грешников, которые считают себя "праведными", правильными и добрыми, ибо они не менее виновны перед Богом, ибо нет ни одного праведного, все согрешили.
Да, Иисус Христос пришёл спасать грешников - в этом и явилась благодать Божия! Слово это верно! Всякий, кто принял благодать Божию, на себе убедился в этом.
Ты можешь прийти и положить свою душу на верность Его благодати, принять как своего личного Спасителя Иисуса Христа, Который пришёл в мир спасать именно таких грешников, как ты. Только верь. И когда ты возложишь твою надежду на Него, на чудную Его благодать, ты получишь самый большой дар - дар спасения, дар вечной жизни.
Не говори, что твоя вера недостаточна. Если даже твоя вера с горчичное зерно, Бог ею удовлетворён. Без веры угодить Богу невозможно. Да поможет тебе Господь верить в Его благодать, принять Сына Его, который пришёл спасать грешников. С твоей стороны нужна вера, а всё остальное совершает Он. Отдайся сейчас в Его пронзённые руки, руки благодати Его, и Он тебя спасёт! Да поможет тебе Господь!