Не приходится удивляться, когда раб бежит от своего хозяина. Все вы, наверное, читали или слышали о жестоком обращении владельцев со своими рабами, о том, как их заковывали в цепи, стегали плетьми, как над ними издевались. Сегодня, однако, расскажу вам известный случай из давней истории об одном рабе, который бежал не от какого-нибудь злого хозяина, но от человека доброго, которого этот раб обокрал.
Жил этот раб в городе Колоссах, в Малой Азии. Это было почти две тысячи лет тому назад. О его возрасте можно предположить, что он был сравнительно молодым человеком греческого происхождения, и звали его Онисим.
У Онисима был добрый хозяин по имени Филимон. И вот в один удобный день, взяв вещи и деньги, принадлежащие его хозяину Филимону, Онисим убежал из дома. Чтобы его не нашли, он отправился в самое, возможно, отдаленное место. Лучшего места, чем город Рим, он не мог придумать. Однако из последующей истории мы узнаем, что скрыться ему так и не удалось. В Риме Онисим встречается с одним человеком, узником. И какой это был необыкновенный узник!
Как Онисим очутился в тюрьме, мы точно не знаем. Можно только догадываться. Израсходовав украденное, он, по-видимому, вновь прибегает к воровству. На сей раз его поймали и посадили. Здесь, в тюрьме, он встречается с этим необыкновенным узником, апостолом Павлом. И апостол Павел рассказывает Онисиму чудную историю о том, как он может получить полное прощение своих грехов. В результате этой встречи беглец-раб Онисим уверовал в Иисуса Христа и стал новым человеком. Какую чудную и резкую перемену произвела в этом несчастном человеке встреча с узником, апостолом Павлом!
И теперь, после обращения Онисима, который отсидел свой срок, апостол Павел посылает его назад к его господину Филимону. Павел отправляет Онисима с личным письмом и просит Филимона, чтобы он принял Онисима, бывшего раба своего, теперь уже не как раба, но как равного с ним брата во Христе.
Это вкратце история одного из самых коротких Посланий в Библии, Послания апостола Павла Филимону. И вот в основу моей сегодняшней беседы хочу взять один стих из этого чудного послания, который звучит так: "Он (т.е. Онисим) был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне, возвращаю его", - так пишет апостол Павел Филимону.
Если мы прочитаем этот стих в греческом подлиннике, то обнаружим в нем интересную игру слов. Имя "Онисим" означает "годный". "Этот человек, - как бы говорит апостол Павел, - когда был с тобою раньше, то носил имя "годный", которого был недостоин, теперь же он, в полном смысле этого слова - Онисим. Теперь он годен как тебе, так и мне, но паче всего он теперь годен Богу", - пишет апостол Павел.
Тут мы видим чудный пример радикальной перемены, которую совершает Христос в жизни человека: негодный делается годным! Это, возлюбленные, и есть то, что совершает Христос. Разложившийся, испорченный и негодный материал Он делает годным и полезным. Такова благодать Божья, она обладает искупительной силой. Она из полного разрушения созидает новое творение. Благодарение Ему за это!
Заметьте, как ясно в жизни самого апостола Павла проявляется эта истина. Он тоже некогда был негоден, но из этого негодного сосуда, гонителя и хулителя имени Христова, Бог сделал сосуд новый, который принес обильное благословение бесчисленному множеству людей. Некогда противник, а теперь подвижник церкви Христовой; некогда негодный, а теперь годный. И вот эта истина так ясно проиллюстрирована в данной истории с Онисимом.
В это время, апостол Павел был узником в Риме. Вместе с его заключением все его миссионерские путешествия, вся его деятельность, казалось, пришли к резкому концу. Его пламенеющая ревность по делу Божьему могла бы погаснуть: ведь он находился в тяжелых обстоятельствах, он прикован цепями в римской претории. Но узник Павел не так смотрит на свою участь. Он пишет: "Павел, узник Иисуса Христа." Какую чудную победу имел он над этими тяжелыми обстоятельствами! Он не позволил им стать помехой ни для него лично, ни для его служения. Будучи узником, он продолжал приводить души ко Христу, пользуясь каждой возможностью засвидетельствовать о своем Спасителе.
Заметьте, что Павел называет себя не узником Рима, не узником римского императора, а узником Иисуса Христа. При всех обстоятельствах и событиях жизни он осознает основной факт христианства, а именно, что в жизни человека, всецело отданного воле Божьей, нет случайностей. Кто из нас может, находясь в подобных условиях, когда нашим высшим стремлением и желанием ставятся разные препятствия, когда обстоятельства жизни не дают возможности работать для Господа, при таких стесненных обстоятельствах сесть и написать о самом себе, что он раб Иисуса Христа? И кто из нас в таких условиях способен найти возможность быть полезным для Господа?
Как часто мы готовы заключить, что наши условия не позволяют сделать то или иное для Господа. Но скажите, пожалуйста, может ли наша участь быть хуже, чем участь узника апостола Павла, находящегося в римских цепях?
Онисим нашел апостола Павла в Риме, по всей вероятности, попав в ту же тюрьму, где уже сидел Павел. И тут Павел не упустил случая, чтобы засвидетельствовать Онисиму о Христе.
Я вполне убежден, что где бы мы ни находились, если наша жизнь отдана Богу, Бог может употребить нас. Как Мартин Лютер некогда сказал: "Все мы Господни Онисимы, все мы Его годные рабы. А как сделались мы годными для Господа? Ведь мы были негодными." Возлюбленные по великой и неизреченной благодати Божьей! Так благодать Божья изменила некогда гонителя Павла. И теперь через его свидетельство раб Онисим делается годным сосудом как для Бога, так и для человека.
Иосиф вряд ли мог предвидеть, что четыре стены его тюремной камеры скрывали для него дверь прямо в престольный двор фараона. Дверь эта там была, но пока она ему не открылась, он пользовался теми возможностями, которые представлялись ему в его заключении. Со временем эта дверь открылась, и она привела его на предназначенный ему престол.
Иногда, возлюбленные, то, что может иметь вид сплошной каменной стены, в действительности делается дверью для нас в плане Божьем.
Я прочел свидетельство в одном духовном журнале о том, как одна верующая сестра, видя свою жизнь, полной ограничений и трудностей, вдруг вдобавок к этому была поражена сердечным приступом. Она начала роптать и выражать свое негодование, и в результате этого она утратила совсем свое душевное спокойствие. Но однажды в молитве Господь напомнил ей о том, как часто она желала иметь больше времени, чтобы писать. Она начала пользоваться этим временем, чтобы писать статьи. Теперь у нее было для этого время, она могла тщательно обрабатывать свои рукописи. Каждую рукопись она заканчивала молитвой, чтобы Господь благословил ее труд. Она направляла эти рукописи в разные журналы, и они начали их печатать. Через это служение Господь благословил многие души. Да, то, что для нее казалось глухой стеной, стало открытой дверью для широкого и полезного служения.
Это и есть то чудо, которое совершает благодать Божья. Сколько усилий, реформ, методов воспитания применяется миром, чтобы исправить общество, чтобы сделать людей полезными! И, конечно, мы сочувствуем любой такой инициативе, но, в конечном итоге, человек нуждается в новом сердце, в новой божественной натуре. Подлинная реформа невозможна без перерождения. Поэтому недостаточно лишь перестраивать свою жизнь: нужно, в первую очередь, переродиться.
Заметьте дальше, как Господь совершает это великое чудо возрождения, делая из самого невероятного, испорченного материала годное орудие для славы Божьей. Онисим был до своей встречи с Павлом во всех отношениях низким и подлым человеком. Он был, однако, одним из тех счастливых рабов того времени, хозяин которого был добрым человеком. С ним не обращались так, как обращались с другими рабами, и, тем не менее, воспользовавшись удобным случаем, Онисим обокрал своего хозяина и убежал.
И как ни странно, тут мы видим непостижимую мудрость Божью. Ясно, что Онисим подло поступил, ограбив своего господина, но Богу было угодно использовать совершенное им преступление для его обращения. Именно этот поступок привел его к Павлу, и через Павла он был приведен к Господу. Заметьте, что пишет апостол Павел Филимону: "Ибо, может быть он для того отлучился, чтобы тебе его принять навсегда." Павел не одобряет поступок Онисима. Он не говорит, что Онисим поступил правильно. Наоборот, Онисим совершил зло, он согрешил, а грех является грехом, как бы ни преизобиловала благодать Божья.
Продажа Иосифа в Египет - это было великое злодеяние, которое совершили его братья, но Бог и через это преступление спас дом Иакова и множество людей от голодной смерти. Однако братья Иосифа не предвидели этого, они продали своего брата из зависти. Помните те чудные слова Иосифа, сказанные своим братьям по смерти его отца: "Вот, вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это зло в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей" (Быт. 50:20). А распятие нашего Спасителя дало самое великое благословение человечеству, но, тем не менее, это было величайшим преступлением, совершенным со стороны человека.
Зло, которое совершил Онисим, никак неизвиняемо; он сделался преступником, но Господь Своей благодатью превратил это зло в его пользу. В далеком Риме преступный раб Онисим встретился с человеком, который указал ему путь спасения. Из Послания апостола Павла Филимону мы можем заключить, что Павел бывал в доме Филимона, там устраивались евангельские собрания, в результате которых образовалась домашняя церковь. Не могло быть того, чтобы Онисим тогда не встречался с Павлом; не могло быть, чтобы Онисим никогда не слышал проповеди Павла. Теперь Павел был не в состоянии приехать в Колоссы, он был в узах, в заключении, и поэтому было необходимо, чтобы Онисим пришел к Павлу в Рим, в тюрьму! Да, как неисповедимы пути Господни!
Я уверен, что не раз его хозяин, Филимон, говорил ему о Христе. Делали это и другие из домашней церкви Филимона, но все было безрезультатно. Поэтому Онисим должен был прийти к такому состоянию, в котором только Бог мог его спасти. И это произошло только тогда, когда разбитый, изголодавшийся, никому не нужный, всеми забытый, блудный сын пришел в себя.
Величие премудрости Божьей видим мы еще и в том, как сам дьявол сыграл свою роль в приведении Онисима ко Христу. Вначале дьявол побуждает Онисима к краже, потом говорит, чтобы он бежал от своего хозяина. Все время дьявол безотчетно содействует Божьему плану, то есть спасению души Онисима. И когда Онисим был приведен в состояние безысходности, он пережил то, что пережил блудный сын. Голод своей костлявой рукой начал стучать в его двери. Да, пустой желудок часто бывает очень удачным проповедником, который говорит к сердцу голодного. Бог не может порою дойти до совести некоторых людей иначе, как через пустое чрево. Когда Онисим, живя в Колоссах, был сытым и одетым, его не интересовал ни Павел, ни его проповеди. Теперь здесь, в далеком Риме, он попадает в тюрьму. Здесь он вдруг очнулся. Теперь, придя в себя, он готов слушать Павла.
О, бездна богатства и премудрости, и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
Тут я хотел бы сказать обнадеживающее слово тебе, дорогой отец, дорогая мать. Ты имеешь дочь или сына, который ушел из дома. Может быть, оттого сын твой ушел, или дочь твоя ушла, чтобы избежать христианского влияния. Ты не знаешь, где он, где она, но знает Бог. Ты не можешь пойти к нему, но помни, что Бог может. Ты говоришь, что большое несчастье постигло его, но откуда ты знаешь это? Может быть, это как раз самое лучшее, что могло произойти с ним? О блудном сыне мы читаем, что "когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться." Вот то лучшее, что могло случиться с блудным сыном - он начал нуждаться. Это привело его вначале в свинарник, где он был рад наполнить свое чрево рожками, которые ели свиньи. И тут, в свинарнике, он пришел в себя, но не раньше.
Как часто Бог может достичь сердца человека либо через голод, либо через болезни, трагедии, потери родных и близких, либо через измену лучшего друга. Подумайте, ведь все это любовь - только в ином виде, посылаемая Богом, чтобы заставить грешника прийти в себя, чтобы он взыскал милость и прощение у Бога. Как пишет апостол Павел, "когда умножился грех, стала преизобиловать благодать" (Рим. 5:30).
Как легко пасть духом и унывать, когда мы видим, что те, за которых мы молимся, делаются не лучше, а наоборот, хуже. Друг мой, ободрись словами апостола Павла, которые он написал Филимону, "ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда." Продолжай верить и молиться, как бы безнадежно ни казалось твое дело. Надейся на Бога и продолжай ожидать помощи от Него.
Дорогой друг, не знающий Бога! Если провидение Божье привело Онисима такими странными и окольными путями к познанию Христа, то ничуть не удивляйся, если под силой Божественного провидения ты сегодня открыл эту брошюру. Та Божественная рука, которая привела Онисима к узнику Павлу, заставила и тебя прочитать эту проповедь. "Случайно?" - говоришь ты. Нет! Бог хочет тебя благословить. Отдай твое сердце Ему, прими Сына Его, как своего Спасителя, и ты найдешь мир и счастье душе своей.
Да поможет тебе Господь сделать это. В заключение хочу предупредить тебя. Друг мой, если Бог по великой милости Своей дал тебе возможность услышать о Его любви, то тем самым на тебя ложится большая ответственность. Ты теперь без извинения, ибо знаешь истину. Спеши прийти к Иисусу. Самое лучшее время - сейчас. Не откладывай твое спасение, приди к Нему сейчас, пока не поздно. И Он тебя простит и примет в число Своих детей.