Читая Eвангелие, невозможно не заметить, с каким горячим желанием, с какой ревностью, с какой неуклонной решимостью шел Иисус Христос в Иерусалим, чтобы там смертию Своей совершить дело искупления рода человеческого.
Когда однажды Иисус сказал Своим ученикам, что Eму должно идти в Иерусалим и много пострадать, и быть убиту, Петр хотел удержать своего Учителя от этого шага. И как ответил ему Христос? Господь сказал: "Отойди от Меня, сатана, ты Мне соблазн."
Послушайте, что говорил Иисус о Своих грядущих страданиях и смерти раньше, задолго до этого события: "Крещением должен я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится." В другом месте Eвангелия мы читаем, что когда приблизились дни взятия Eго от мира, Христос восхотел идти в Иерусалим.
Христос не позволил, чтобы что-либо отвлекло Eго от исполнения этой главной миссии, для которой пришел Он на землю. Чем ближе подходило время Eго исхода, тем более пламенел Он жаждой исполнить его. И все же, всего за несколько дней до Своего распятия, на пути в Иерусалим, когда вот-вот должно было исполниться в Нем всё предсказанное пророками, о Христе сказаны эти два поразительных и полных значения слова: "Иисус остановился."
Что же могло задержать Спасителя на пути в Иерусалим? Какая сила могла остановить Сына Божия в этот роковой момент Eго жизни, к которому Он приближался?Иисуса Христа остановил вопль нуждающейся души, плач слепого нищего, отчаянный зов беспомощного страдальца! Да, Христа, поглощенного одним желанием, жаждой исполнения воли Отца Своего, заставляет остановиться мольба одного бедного грешника!
Когда ветхозаветный Иисус Навин сказал солнцу: "Стой!", - оно остановилось. И мы восхищаемся такой невероятной силой, которую Бог дал человеку, позволив ему изменить природное движение светила. Но, дорогие мои, в данном случае, молитва слепого Вартимея оказалась сильнее молитвы Иисуса Навина, ибо этот нищий остановил не ход природы, но Того, Кто сотворил её. Подумайте о том, какая это благодать, какую власть дал Бог человеку! Какое могущество, какая сила в одном вопле нуждающейся души! Задумывались ли вы когда-нибудь, дорогие друзья, какую силу имеет вера?
Но вы спрашиваете, доступна ли такая сила человеку сегодня? Благодарение Богу! Наш Спаситель, Иисус Христос, вчера и сегодня, и во веки Тот же! И я вполне убежден, что и сегодня, вопль человеческой души может остановить Христа, как Он остановился на зов слепого Вартимея!
Дорогой друг, будь ты нераскаявшийся грешник или возрожденное чадо Божие, если сегодня, сейчас, ты призовешь имя Господне, то Господь услышит тебя и даст тебе спасение.
Обратите внимание на то, что слепой Вартимей воззвал к Господу не о спасении и прозрении своей души. Не об этом просил он, хотя более всего нуждался в духовном прозрении, а не в исцелении своей физической слепоты. Вартимей хотел видеть, и он верил, что Спаситель может исцелить его - вернуть зрение.
Итак, Вартимей пришел ко Христу с физической нуждой. Физическая слепота нищего побудила его воззвать к Господу, а не главная, духовная его нужда. И, тем не менее, Иисус услышал его вопль. Но тут важно отметить, что второстепенная нужда человека, которую он считал главной, привела его к познанию Спасителя. Когда же открылись глаза этого человека, и он увидел Спасителя, в тот самый момент он сделался Eго последователем, в тот самый момент получил он духовное зрение и воистину стал Христовым последователем.
Мы не всегда способны видеть нашу настоящую нужду; и поэтому Господь посылает нам физические испытания, вызывая этим нашу молитву и вопль о помощи. Однако через эти испытания Господь хочет показать нам, что в действительности наш недостаток - духовный. Поэтому, в чем бы ни состояла ваша нужда, прежде всего, используйте эту невероятную силу, которой обладает каждый человек - веру! А вера выражается в вопле к Господу в день скорби! Этот вопль обратит внимание Спасителя к нам, и Он поможет и избавит нас от всякой нужды. Слава и благодарение Господу!
А теперь посмотрим на того, чья вера заставила остановиться Иисуса Назорея, Сына Божия, Спасителя мира. Это была вера слепого нищего, Вартимея. Ни Ирод, ни Пилат, ни первосвященник или книжник не могли повлиять на Господа и изменить Eго намерение пойти в Иерусалим.
Наоборот, эти люди только ускорили шаги Господа в борьбе с силами преисподней, чтобы совершить искупление рода человеческого смертию Своей на Голгофском кресте! Ирод, много слышавший об Иисусе, тоже надеялся увидеть какое-нибудь чудо. Но на все его вопросы (а они были своеобразным воплем) Иисус ничего не ответил ему. А этот несчастный нищенствующий бедняк, слепец, своим воплем остановил Христа!
Дорогой друг, быть может, ты считаешь себя слишком бедным, чтобы прийти к Спасителю, слишком незначительным, слишком большим грешником, чтобы быть принятым Христом? Поверь, в этом твое преимущество! Кто обратил бы внимание на Вартимея? Он годами сидел у большой дороги и просил милостыню. И положение его ничуть не улучшалось: он оставался таким же нищим.
А сколько раз искал ты помощи у человека? Сколько раз пробовал ты то одно, то другое средство для исцеления, подобно женщине, 12 лет страдавшей от кровотечения. Она обращалась ко многим врачам, истощила все своё имение и ничуть не поправилась. Как и она, сегодня ты сидишь на руинах своих неисполнившихся надежд! Ты бессилен помочь себе, но в этом выгодность твоего положения, дорогой друг! Именно на таковых обращает Свой взор Бог. К их воплю прислушивается Бог, как говорит Давид: "Сей нищий воззвал, и Господь услышал и спас его от всех бед его."
Приходило ли когда-нибудь тебе на ум, что если бы ты не был в таком положении, то ты не подумал бы о Боге? Поэтому прими своё положение как знак Божьей любви, чтобы душа твоя взыскала Eго, и благодари Бога за эту великую милость.
Да, кто из нас, познав Господа, не может засвидетельствовать: "...прежде страдания моего я заблуждал, а ныне слово Твоё храню, и благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим."
Молитва Вартимея не была заученной молитвой религиозника. Это была молитва, исходящая из сердца разбитого невзгодами бедняка, который томился желанием прозреть и увидеть Божий свет после многих лет жизни во мраке. Но если мы поглубже вникнем в молитву Вартимея, то мы поймем, почему Господь не мог отказать его просьбе. Молитва Вартимея была просьбой о милости: "Сын Давидов, помилуй меня." Вот почему остановился Христос.
Если ты хочешь получить что-нибудь от Господа, то это возможно только по милости Божьей, а не по каким-либо личным твоим заслугам! А если ты думаешь, что в тебе есть что-то, заслуживающее милость Божию, то поверь, что Иисус Назорей обойдет тебя. Такая молитва никогда не остановит Спасителя! Ибо Христос сказал: "Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию."
Вы слышали, как молится гордый человек? Он думает, что за своё многословие и за свою красноречивость будет услышан Богом. Но такая молитва не доходит даже до потолка, она подобна пару, который является на короткое время, а потом исчезает. А молитва смиренного грешника, бьющего себя в грудь и взывающего: "Будь милостив ко мне, грешному, о Господи!" - доходит до Бога и дает ему Eго благодать. Ибо "близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет."(Пс. 33:18)
Итак, если ты приходишь к Богу и просишь у Него, чтобы Он дал тебе по милости Своей, а не по заслугам твоим, даже в том случае, если ты не можешь молиться красноречиво и многословно, знай, что Бог услышит тебя. Для того, чтобы Бог услышал тебя, не нужно быть велеречивым, напыщенным.
Полагаясь только на Eго милость, ты можешь прийти к Богу даже с мольбой из трех слов - спаси меня, Господи! Прости меня, Господи! Помоги мне! И Христос остановится и, как некогда спросил Он у Вартимея, спросит и у тебя: "Чего хочешь от Меня?"
Разве не проявилась в этих словах вся широта и долгота, вся глубина и высота милости и щедрости Божьей?! "Чего ты хочешь от Меня?" Христос сказал: "Eсли чего попросите у Отца во имя Моё, получите!"
Но посмотрите далее, каковы были особенности нужды слепого Вартимея? Eго нужда была необычная. Часто мы думаем, что нашей нужде нет равной, не так ли? Господь дает нам обетование и говорит: "Верь, что Я исполню Своё обетование!" Не возражаем ли мы часто в таких случаях, как некогда возразила Мария ангелу, когда ей было сказано, что она родит Сына: "Как будет это, когда Я мужа не знаю?"
И действительно, это было нечто невероятное, сверхъестественное, небывалое в истории человечества. И потому Мария задает очень естественный вопрос: "Как будет это, когда я мужа не знаю?" И в ответ ангел говорит ей: "Дух Святой найдет на тебя и сила Всевышнего осенит тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божьим." И вот что еще добавил ангел: "Вот и Eлисавета, родственница твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово."
Тут надо обратить внимание на то, что помимо определенного обетования, что Сам Господь исполнит обещанное, для поощрения ее в вере, Марии был дан пример ее родственницы, Eлисаветы. Она в старости зачала сына, обещанного ей Богом. Это был для Марии наглядный пример того, что Бог может всё и нет для Него невозможного, ибо никакое слово от Бога не останется бессильным.
Итак, для того, чтобы утешить нас, укрепить нашу веру, Бог приводит жизненные примеры, чтобы мы познали, что воистину нет ничего невозможного для нашего Бога!
Да, Вартимей имел необычную нужду! Это была двойная, огромная нужда - он был и слеп, и нищ. Он нес двойную тяжесть - был без хлеба и без света, и потому вопль его имел двойную силу для Христа.
Дорогой друг, быть может, ты в подобном же положении? У тебя столько нужд, столько испытаний, у тебя в жизни столько туго стянутых узлов, что развязать их самостоятельно ты никак не можешь. Пример Вартимея дан тебе, чтобы ты не падал духом, но ободрился и поверил Богу, что в день твоей нужды, в день твоей скорби, когда ты призовешь Господа, Он услышит и избавит тебя от всех бед.
Не раз безбожники, желающие подорвать авторитет Слова Божия, указывали на этот случай, как на одно из доказательств противоречия Библии, что, мол, в Библии есть несоответствующие места, и одним из них является история исцеления Вартимея. Они указывают на то, что Eвангелист Лука говорит, что, подходя к Иерихону, Иисус встретил одного слепого и исцелил его перед тем, как войти в Иерихон. Eвангелист Марк рассказывает, что Христос встретил нищего по имени Вартимей, выходя из города, а в Eвангелии от Матфея написано, что Христос исцелил двух нищих, также выходя из Иерихона, но ни одно имя не упоминается. Правда, между описаниями этих трех случаев есть большое сходство, но это не значит, что все они говорят об одном и том же человеке. Лично я придерживаюсь того мнения, что тут идет речь не об одном случае, но, по крайней мере, о двух или трех, сходных случаях.
Иерихон был богатым городом, и по дороге, близ этого города, всегда было много нищих и слепых. И вот, когда один из них воззвал к проходящему мимо Спасителю и получил исцеление, то другие, услышав об этом, также побежали к Иисусу со своими нуждами. Один из них проявил инициативу, а другие, услышав, что совершил Христос, и ободрившись этим примером, тоже воззвали к Господу.
Дорогой друг, как ты можешь знать, что твой пример не послужит к спасению какой-нибудь души или даже многих душ? Твоё свидетельство может ободрить робкого человека и привести его ко Спасителю. С другой стороны, быть может, какая-нибудь душа только и ожидает твоего первого шага, твоей инициативы, и как только она увидит твой пример, она сразу же последует за тобой.
Я часто думаю о том, какая большая ответственность лежит на родителях, на отце и матери семейства. Твоё обращение ко Христу может послужить ко спасению всего дома твоего. Часто родители не решаются обратиться Христу, и в результате вся семья остается неспасенной. Твоя семья ждет, чтобы ты показал ей пример. Вот какая большая ответственность лежит на тебе, дорогой друг!
Так решись сегодня, мой дорогой друг, вступить на путь правды и следовать за Христом, и тогда твоему примеру последуют другие. Так было с Вартимеем, и его пример послужил спасением для других.
Но, быть может, ты чадо Божье, но ты перестал пылать любовью к Господу. Ты оставил твою первую любовь. Сердце твоё охладело, и ты не молишься больше так, как ты это делал некогда. Ты больше не проводишь молитв у семейного алтаря, и вместе с тобой охладела к Богу вся твоя семья.
Или, может быть, ты служитель Божий? Ты продолжаешь исполнять своё служение, но уже без прежней ревности, без радости и без силы Духа Святого. С тобой утратила ревность и охладела в любви вся твоя община. Ты заболел духовно, и этой же болезнью заразились и другие. Но подумай, ведь от тебя может зависеть, как пойдет в дальнейшем дело Божье! Что будет с твоими детьми, с твоим домом? Eсли ты продолжишь идти этим путем, то Господь должен будет сдвинуть твой светильник, и тогда пострадаешь ты и другие. О, дорогие мои, будем помнить, что мы живем не для себя только, но от нас зависит и благосостояние других!
Итак, мой друг, какая бы ни была твоя нужда, воззови к Господу, сегодня, сейчас! Ты знаешь, как нужно тебе поступить? Eсли ты еще не обратился к Господу, то воззови к Нему - и ты будешь спасен! Войди же в ковчег спасения, и, кто знает, быть может, подобно семье Ноя, за тобой последует весь дом твой!
Eсли же ты охладел и утратил свою первую любовь к Господу, и еще не раскаялся в грехе своем, то знай, что твоё покаяние может послужить к пробуждению в твоей церкви и в твоем кругу друзей. Покажи хороший пример, и ты спасешь не только свою душу, но тем самым привлечешь многих в Царствие Божие. Да поможет тебе Господь в этом.