Замечали ли вы когда-нибудь, что после того, как вы начинали молиться о чем-то, то положение дел становилось не лучше, как вы ожидали, а наоборот - хуже. Да, вместо ответа на вашу молитву и ожидаемого избавления, обстоятельства начинали так осложняться, что, наконец, доходило до того, что вы теряли всякую надежду на ответ Господа на вашу молитву. Приходилось ли вам переживать что-либо подобное?
В Библии, в книге Исход, мы имеем яркий пример такого события. И я хотел бы в основу нашей беседы взять именно этот случай и поразмыслить над ним. Эта история начинается с описания того, как народ Израиля находился в египетском рабстве. Об этом мы читаем в 1-й главе, стих 13-й: "Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам, и делали жизнь их горькою от тяжкой работы..." (Исх. 1:13).
Почему же Господь, Который полн любви к Своему избранному народу, допустил для него такие тяжкие испытания? Как ни странно, но Бог в любви Своей приготовил для народа Своего обильное и дивное благословение - избавление от египетского рабства, и допустил это тяжелое угнетение для того, чтобы израильтяне от всего сердца воззвали к Нему о помощи. Так Бог поступает с тобой, дорогой друг. И когда Он выведет тебя из твоего тяжелого положения, ты пойдешь с радостью и с весельем и даже с добычею в обетованную землю. Но перед тем, как Бог совершит это для тебя, ты должен пожелать этого. И вот, дорогой друг, быть может, ты находишься в таком положении. Тебе кажется, что трудности, выпавшие на твою долю, сверх твоих сил и возможностей. Ты готов уже сдаться и говоришь, как поется в гимне, "бороться уж мне не под силу". Но именно в такое время Господь дает чудное обетование лично тебе, как Он это сделал с порабощенным народом Израиля: "Я выведу вас от угнетения Египетского в землю, где течет молоко и мед" (Исх. 3:17).
И вот, дорогой друг, быть может, ты находишься в таком положении. Тебе кажется, что трудности, выпавшие на твою долю, сверх твоих сил и возможностей. Ты готов уже сдаться и говоришь, как поется в гимне, "бороться уж мне не под силу". Но именно в такое время Господь дает чудное обетование лично тебе, как Он это сделал с порабощенным народом Израиля: "Я выведу вас от угнетения Египетского в землю, где течет молоко и мед" (Исх. 3:17).В течение многих лет тяжелых испытаний Господь планировал спасение народа Своего. И вдруг, после долгих лет ожидания, народ Божий услышал дивную весть. О, как устали они от рабства, неволи и бремени невыносимого труда! Тяжела была их участь. Можете вы представить себе, с какой радостью приняли они эту чудную весть? В 4-й главе книги Исход мы читаем, что "поверил народ, и преклонились они и поклонились".
Народ Божий ликовал. О, какая радость! Теперь они получат то, о чем молились в течение стольких лет. Разве Бог не обещал: "Я выведу вас от угнетения Египетского!" И народ поверил, и вера его выразилась в преклонении, благодарении и в радости.
Освобождение. Наконец-то! Спасение рядом! Сегодня! Ну уж не позже завтрашнего дня! Терпеть так дальше невозможно. Раз Бог обещал, то теперь Он медлить не будет. Наконец-то пришел конец долгим, невыносимым годам непосильного рабства. Завтра спасение! Победа! Свобода!
Но что же получилось на деле? Пришло ли избавление? Да, фактически, для Израиля оно началось уже давно. Но, с другой стороны, никакого избавления не было видно. Наоборот, рабство стало еще более тяжелым, и участь израильтян была крайне печальной.
"Дать им больше работы, - велит фараон, - чтобы они работали и не занимались пустыми речами". Итак, вместо избавления и облегчения положение народа стало ухудшаться. Будущее принесло им еще больше страданий и положение стало более безнадежным и безвыходным.
Дорогие мои, нам грозит самая большая опасность, когда мы попадаем в такое положение. В этот момент враг подходит и нашептывает нам сомнения, неверие, ропот и ожесточение. Можем ли мы именно в такое время испытаний, когда Бог готовит для нас избавление, верить, что несмотря на все кажущиеся неблагоприятными внешние обстоятельства, Бог совершит Свое дело?
Бог начал незамедлительное избавление Израиля. Он приготовил ответ. Бог уже имел человека, которого Он готовил и воспитывал 80 лет, чтобы сделать его вождем народа Своего, при исходе его из Египта.
Дорогие мои, Господь не всегда дает нам видеть то, что происходит за кулисами. Израилю не дано было знать, как и когда выполнит Бог обещанное. Израиль знал только, что Бог обещал избавить Свой народ. Поэтому народ должен был только верить Слову, сказанному Богом.
Ошибка Израиля заключалась в том, что народ считал исполнение обещанного по установленному им самим времени. В Своем обетовании Господь не сказал, в какое время, день или час придет помощь. Он только обещал, что избавит свой народ. А народ, рассчитывая на исполнение обещанного в определенное время, добавил свои сроки к Слову Господнему. И результат, как мы видим, оказался весьма печальным. Когда избавление не пришло в ожидаемое время и в ожидаемом виде, то народ Божий потерял всякую надежду и начал роптать.
Переживал ли ты, дорогой друг, нечто подобное? Быть может, сейчас враг нашептывает тебе, что нет больше смысла надеяться и что Бог не сдержал Своего Слова, Он обманул тебя. Или что все это было лишь в твоем воображении. Дорогой друг, не слушай врага и не падай духом. Знай, что он - отец лжи и не хочет, чтобы ты имел надежду на Бога твоего!
Как многострадальному Иову, так и нам не всегда дано видеть, что делается решает Бог втайне. Иов испытал на себе тяжелые нападки со стороны врага.
Все вокруг него рушилось, дьявол свирепо терзал свою жертву, но Иов верил в Божью доброту и любовь к нему, он верил, что Бог не даст врагу сделать что-то без Своего изволения. Иов верил в Бога. "Вот, - говорит Иов, - Он убивает меня, но я буду надеяться" (Иов. 13:15).
Иов не видел и не слышал, что делалось за кулисами, но он был уверен, что чаду Божьему все должно содействовать ко благу.
Видите ли, Бог имел для Иова двойное благословение, но чтобы Иов мог получить его, Бог должен был приготовить Иова для этого благословения. Как часто бывает так, что нечто, вызывающее у нас страх, на самом деле бывает замаскированным благословением. Иов не смог бы воспринять всего того обилия, которое Бог приготовил для него, если бы он не прошел через эти тяжкие испытания.
И вот тут, когда вы начинаете замечать, что после молитвы ваше положение становится хуже, ободритесь, верьте, не переставайте верить тому, что Бог совершает Свое дело, что обещание Божье находится в процессе исполнения.
Да, Израиль начал роптать (5:21). И часто бывает, что в такое время человек стремится найти "козла отпущения". Он начинает искать кого-то, чтобы обвинить его в своих неудачах. И израильтяне начали злобно нападать на Моисея, упрекая его и видя в нем причину своих невзгод.
Вместо ропота, обвинения и осуждения, мы должны направить свой взор на Иисуса, на Начальника и Совершителя нашей веры. Он втайне, с любовью готовит для нас нечто чудное. Таково Его обетование для нас.
"И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, - говорит пророк Исаия. - И потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами, ибо Господь есть Бог правды; блаженны все, уповающие на Него" (Ис. 30:18). Вот в этом-то весь секрет, возлюбленные мои: "блаженны все, уповающие на Него". Можешь ли ты верить, дорогой друг, что Бог любит тебя? Уповай на Него и верь, что Он втайне, с любовью готовит для тебя нечто гораздо большее и лучшее, чем ты мог себе вообразить! Да, чтобы приготовить тебя к восприятию Своего благословения, Бог обращает все события твоей жизни во благо тебе.
Правда, эти тайные действия Божьи не всегда бывают понятны нам, но если мы можем верить, что Бог поступает с нами только по любви, тогда нам нечего смущаться, если мы попадаем в тяжелые испытания. Подобно матери, которая в тиши мечтает о своем ребенке задолго до его рождения, так и наш Господь приготовил в тиши небес, прежде создания мира, чтобы мы были "благословенны всеми духовными благословениями в небесах во Христе".
Как велика любовь и милость Божья к нам, дорогие мои, что Он в тиши, втайне, с любовью готовит для нас сюрприз. И кто может догадаться об этих сюрпризах Божьих?!
Ибо Бог может сделать "несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем". Вот почему в самом разгаре ожесточенных нападок врага, Иов мог сказать: "Он знает путь мой". Благодарение Господу, Он знает твой путь, дорогой друг!
"Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние, - говорит апостол Павел, - терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное" (Евр. 10:35,36).
Да, хотя бы и замедлил ответить Бог на нашу молитву, хотя бы и достигло наше испытание высшей точки, Он не изменит нам, Он не покинет нас в это время ожидания.
Если ты находишься даже в самом отчаянном положении, как бы ни казалось оно безвыходным, верь, что Бог с вами. Он сохраняет вас от ярости врага и готовит руку помощи и защиты. Он совершит все то, что обещал вам. Не считайте замедление знаком отказа; правильнее будет считать его залогом того, что Бог даст вам больше, чем вы можете представить себе. Пророк Исаия говорит: "И скажут в тот день; вот Он Бог наш. На Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасение Его" (Ис. 25:9).
Но в нашем тексте я вижу также ободряющее слово для грешника: "И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы вошел к Богу. И услышал Бог стенание их..." (Исх. 2:23,24). Обратите внимание, что сыны Израилевы сначала начали стенать и вопиять, потому что условия их жизни стали невыносимыми. Восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и он начал притеснять израильский народ. До этого народ Израиля даже был готов остаться в Египте и стать как все прочие Египтяне. Они уже начали воспринимать египетские обычаи и постепенно участвовать в их грехах и даже в идолопоклонстве. И тут происходит такое потрясающее изменение в их жизни.
Я обращаюсь к тем, кто раньше наслаждался мирской жизнью и находил в ней удовольствие, но теперь больше не находит удовлетворения ни в мире, ни в обществе, ни в делах неверующих. Вы больше не испытываете той радости, которую вы имели некогда в мирских делах, но у вас теперь остается какой-то осадок, неприятный привкус после совершенного греха.
Это чудный признак, и я радуюсь за вас, что, наконец, грех сделался для вас противным. Сладости Египта превратились в горькие травы. Благодарение Господу за это!
Но для израильтян изменились не только прежние, благоприятные условия их жизни, но они оказались в Египте в положении узников и рабов. Когда то, при Иосифе, сыны Израиля принадлежали к привилегированному обществу Египта, потому что были родными по крови с правителем страны и были правой рукой фараона. Теперь все это изменилось. В Египте власть была в руках нового фараона, и сыны Израиля оказались в рабстве. Сказано, что "египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам, и делали жизнь их горькою от тяжкой работы..." Таков был Божий план. Чтобы вывести Свой народ из египетского рабства, народ этот должен был почувствовать и полностью осознать тот факт, что они были рабами.
Да, пока вы не почувствуете и не придете к сознанию, что вы - рабы греха, что вы прикованы ко греху и находитесь в порабощении у греха и злых дел, до тех пор вы не будете готовы для того, чтобы от всего сердца возопить к Господу и просить у Него избавление. Когда сыны Израилевы начали стенать и вопиять от побоев своих угнетателей, тогда "взошел их вопль к Богу".
О, радостный день, когда оковы греха начинают причинять боль и наносить раны, а бремя и тяжесть греха становятся непосильными. Но поскольку грешник может носить свои грехи и жить с ними, он будет продолжать ходить путями Египта. Но "благодать на благодать", когда грех делается невыносимым, когда его бремя сокрушает свою жертву, и она беспомощно утопает в болоте беззакония и порока. Да, теперь человек готов принять Того, Кто Один может избавить его от вечной погибели. Он будет благодарить за милость и прощение грехов. Он готов принять Божью благодать, потому что больше не надеется на свои способности и на спасение своими добрыми делами и праведной жизнью.
Я глубоко уверен, что есть такие, которые и сейчас готовы схватиться за спасительную веревку, так им омерзителен грех. Им говорит Господь: "Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься". Когда апостол Павел бросил эту спасительную веревку погибающему тюремному стражу, то тот верой ухватился за нее и спасся не только сам, но и весь дом его. Самым чудным днем моей жизни стал тот день, когда я был не в силах носить тяжесть моих грехов. Я отдал эту ношу Господу. Это была великая Божья милость.
Мой дорогой друг, Бог позволил тебе постигнуть все это, чтобы ты воззвал к Нему об избавлении. Он выведет тебя с радостным сознанием прощения твоих грехов и спасения твоего. Благодарение Ему за это! Быть может, ты уже несколько раз слышал призыв Божий, но все еще думаешь, что ты недостаточно готов, чтобы принять спасение; думаешь, что ты не достоин быть спасенным. Дорогой друг, какое еще нужно тебе приготовление, если ты устал от своих грехов, если сердце твое вопиет об избавлении? Поверь, что ты можешь получить его сейчас, не дожидаясь еще чего-то. Именно эта беспомощность твоего состояния делает тебя самым годным кандидатом для спасения. Именно таких Бог спасает.
Дорогой друг, имея такое чудное обетование, имея такого дивного Спасителя, как можешь ты не принять избавление, которое Господь предлагает тебе сегодня? Бог только ожидает твоего вопля, и когда ты воззовешь о спасении, Он ответит тебе.
Сегодня день благоприятный, сегодня день спасения! Если услышишь сегодня голос Его, то не ожесточи сердца своего. Воспользуйся этим днем, и ты будешь спасен для вечной жизни. Склонись перед Господом, и Он снимет бремя твое. И когда Господь освободит тебя, то ты воистину будешь свободен.
Ибо Слово Божье говорит: "Посему, да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи" (Евр. 4:16). Сегодня настал для тебя этот благовременный час, дорогой друг. Воспользуйся им сейчас и спасен будешь! Да поможет тебе в этом Господь.