В Слове Божьем грех представлен как преступление, как нарушение установленных Богом законов, как непокорность воле Божьей, самовольное непослушание Создателю. Грех - это зло, которое человек совершает сознательно и постоянно потому, что по своей природе он греховен. Иначе говоря, человек - раб греха. Он находится во власти своих греховных похотей. Таково печальное состояние каждого грешника, без исключения.
Но в очах Божьих грех подобен болезни:"От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места"(Исаия 1:6). Грешник является не только беззаконником и преступником, но он является и беспомощной жертвой хронической болезни - греха. Бог смотрит на наш грех, как врач смотрит на больного. И этого больного может излечить один Бог!
Допустим, что Бог смотрел бы на наш грех только как на преступление. Тогда для нас не было бы никакой надежды! Как преступившие Его заповеди все мы виновны пред Всемогущим Богом. Но благодарение Богу вовек за то, что по великой милости Своей, Он относится к нашему греху как к болезни, которую нужно врачевать. Поэтому в 53-й главе книги пророка Исаии мы читаем:"...Он взял на Себя наши немощи, и понёс наши болезни, ранами Его мы исцелились"(Ис. 53:4,5). Слава и благодарение нашему Господу! Однако Бог создал человека, незаражённым болезнью греха. Он создал его совершенным,"по образу и подобию Своему". Вот почему до грехопадения человек не знал физического недуга, не знал болезни. Болезни начались тогда, когда человек согрешил. Смертельное тление вошло в тело человеческое с того момента, когда в непослушании он вкусил от запретного плода. Болезнь - это нечто несвойственное организму человека, отклонение от нормы. Она подобна язве, которая не принадлежит телу. Грех подобен раковой опухоли в теле человека, которая постепенно поедает и уничтожает его, и наконец, приводит его к гибели. Сколько сил, энергии, времени, денег тратится для борьбы со всевозможными заболеваниями, но из всех болезней самой страшной и пагубной является болезнь греха. Грех является источником всех остальных смертельных недугов
Грех, войдя в плоть человека, нарушил весь строй человеческой жизни. Подобно тому, как болезнь расстраивает весь организм, так и грех вносит полный беспорядок в душу человеческую, и от этого страдает весь человек. Он - нездоров духовно и душевно! Он духовно мёртв! Бог предупреждал человека:"В день, в который ты вкусишь от него (от древа познания добра и зла), смертию умрешь"(Быт. 2:17). Человек стал мёртв по преступлениям своим."Душа согрешающая, та умрёт"(Иез. 18:4).
Как раз в этом и заключается вся трагедия греха: это смертельная болезнь. Нет никакой надежды для человека, который во грехе. И от этой болезни ему самому не освободиться. И это касается не только его земной жизни. Но природа греха такова, что он развивается всё больше и больше.
Есть человеческие болезни, которые можно излечить или, по крайней мере, временно приостановить их дальнейшее развитие. Но грех - это болезнь такого рода, от которой нет исцеления без Божественного вмешательства. Грех фатален.
Однако человек дорог в очах Божьих. И зная, что ему самому никак не освободиться от этой болезни - греха, Бог посылает Своего чудного Врача, Который силен полностью исцелить нас, освободить от этой болезни. И Он готов это сделать сейчас, сию минуту. Он не будет лечить нас разными препаратами и методами, нет. Сам Врач берет на Себя все наши ужасные болезни, все наши грехи; и, взяв грехи наши, Он несёт и наказание за них, то есть принимает смерть. Вот почему пророк Исаия говорит в своей чудной 53-й главе:"Ранами Его мы исцелились!"
Грешник, знаешь ли ты, что означает"ранами Его мы исцелились?"Апостол Павел в своём 2-м послании к коринфянам поясняет:"Ибо не знавшего греха, Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными перед Богом"(2 Кор. 5:21).
Это один из величайших текстов Библии. В нем ясно, просто и коротко изложен путь спасения, средство для чудного и моментального исцеления от пагубной болезни греха. Этот стих говорит нам о том, что Великий Врач, Сам не знавший болезни греха, принял на Себя нашу болезнь, чтобы исцелить грешника, тебя и меня, от хронической болезни греха. Когда непорочный, безгрешный Сын Божий занял место грешника и принял на Себя наказание, предусмотренное за грех, Богом было совершено величайшее дело спасения.
Разберём значение этих слов из прочитанного стиха. Первые два слова:"не знавшего греха..."Что означают эти два слова? Они очень ясно говорят о том, что Иисус никогда не совершал греха, Он не знал греха! Этим Он и отличался от всего рода человеческого. Он безгрешен. В 1-м послании апостола Петра написано:"Он (т.е. Христос) не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его"(1 Пет. 2:2). Христос мог обратиться к самому ярому врагу Своему и спросить без колебания и страха:"Кто из вас обличит Меня в неправде?!"Ни один из них, и никто после них не мог указать и на малейшее отклонение Христа от пути святости и праведности.
Да, только о Христе сказано, что Он не знал греха, а обо всех других сказано:"все согрешили и лишены славы Божьей."Поэтому нам необходимо покаяться, как говорит Писание:"Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться"(Деян. 17:30). Все мы лишены славы, все мы виновны пред Ним. Но нашему благословенному Господу Иисусу Христу ни в чём не надо было каяться. Он никогда не сожалел ни об одном Своём поступке или слове. Он никогда не обращался к Богу-Отцу с исповедью о прощении каких-либо Своих согрешений. Иисус Христос безгрешен!
Возьмите любого человека, каким бы он ни был преданным и верным Богу, он стал таким лишь потому, что пришёл к Богу с раскаянием, с сокрушённым сердцем, и исповедал свой грех пред Богом. Можно сказать, чем больше предана душа Богу, тем глубже она раскаивается в своих грехах!
Но Иисус Христос был свят без всякого покаяния, хотя Он и был на земле Человеком. Он превосходил всех людей, потому что Он был Богом, воплощённым в Человека! Да, Христос молился, как человек. Он проводил иногда целые ночи в молитве, изливая Своё сердце пред Богом-Отцом. Но в молитвах Его никогда не было исповедания греха. Он учил других молиться словами:"... и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим"(Матф. 6:12). Но Сам Иисус о Себе не мог молиться так, ибо Он свят.
Слово Божие учит далее, что Иисус Христос не только никогда не совершил ни одного греха, но Он не знал греха, потому что Его человеческая натура никогда не была осквернена даже малейшей склонностью ко греху. Ангел сказал деве Марии:"Рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим."
При этом о Христе сказано, что Он, подобно человекам, был искушён во всем, кроме греха. Грех не был присущ Его натуре, Он не был заражён грехом, как человек. Вот почему искуситель не мог склонить Его ко греху. Спаситель мог сказать:"Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего"(Иоан. 14:30). Кто из нас мог бы сказать подобное?
Когда враг подходит ко мне извне, то внутри меня скрыт мой же предатель - грех, который рад был бы сдать крепость, если бы мог. Такова наша греховная натура. Грех находится внутри нас с момента грехопадения первого человека.
Второй причиной, почему Христу невозможно было грешить, является то, что Он Сам был Богом, хотя Он воистину был и Человеком. Придя на эту землю и воплотившись в образ человека, Он не изменил Своего Божественного естества.
Божий Сын, родившийся от Духа, без вмешательства земного отца, всегда был вечным Богом. И как до воплощения Своего, так и теперь, став Человеком, Он не мог грешить.
Вы можете спросить, зачем тогда надо было искушать Его, если Ему несвойственен грех, если Ему невозможно было впасть в грех? Ответ на этот вопрос прост. Искушение было дозволено Иисусу не для того, чтобы узнать, падёт Он или нет, но для того, чтобы доказать, что Он не может пасть. Искушением был доказан тот факт, что Иисус воистину был свят и без греха, и потому мог быть угодной жертвой за грех.
В Ветхом Завете мы постоянно читаем, что жертва за грех свята пред Богом. И это было чудно проявлено в Сыне Божьем! Искушения доказали Его невинность и абсолютную святость. Обратите внимание на то, что даже в день распятия нашего Спасителя, мы имеем свидетельства о святости и невинности Христа из уст Его же противников.
Например, жена Пилата умоляла своего мужа:"Не делай ничего Праведнику Тому!"(Матф. 27:19). Затем сам Пилат умыл руки пред народом и сказал:"Невиновен я в крови Праведника Сего"(Матф. 27:24). А разбойник, распятый на кресте рядом с Иисусом, воскликнул:"Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал"(Лук. 23:41). И, наконец, когда Спаситель испустил Дух, который отошёл к Отцу Его Небесному, римский сотник, видя происходившее, сказал:"Истинно Человек Этот был праведник"(Лук. 23:47). Да, воистину всё свидетельствует о том, что Иисус Христос был безгрешен.
Следующие слова нашего текста:"...Он сделал для нас жертвою за грех."Иисус Христос Сам сделался жертвою за наши преступления, за наши грехи. О Нём написано:"Когда же душа Его принесёт жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его"(Ис. 53:10). Какое непостижимое чудо! Тот, Кто не знал греха, отдаёт Свою невинную Душу и проливает Свою Святую Кровь в умилостивление за грехи мира!
Следует отметить, что не только физические страдания Спасителя на кресте совершили это чудное искупление, но и страдания Его непорочной, святой, безгрешной Души совершили это искупление. Мы читаем, как в течение шести ужасных часов Он, распятый на позорном кресте, страдал...
Но и в этих страданиях Он заботился о других: о Своей матери, которую Он поручает Иоанну; о народе, стоящем вокруг креста, о котором Он взывает к Своему Отцу Небесному:"Прости им, ибо не знают, что делают"; услышав мольбу разбойника, Он отвечает ему:"Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю"(Лук. 23:43). Несомненно, Иисус страдал и Сам от рук человеческих. Но Его страдания не устранили бы грехи человеческие. И вдруг в полдень солнце как будто было стёрто с неба! Непроглядная тьма объяла всю землю. В этот момент умирал Тот, Кто был и Богом и Человеком. Богу-Отцу было угодно поразить Его. В течение последующих трех часов мрака, в который не мог проникнуть ни один человеческий глаз, Христос принял на Себя наказание за грехи наши. Праведный Бог совершил праведный суд за грехи всего человечества. И это наказание понёс Сын Его, не знавший греха, добровольно став жертвою за грехи мира!
Да,"Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились."Там, на Голгофе, Он сделался жертвою за наши грехи. Великий Врач Сам принял на Себя болезнь греха всего мира, чтобы ранами Своими исцелить нас. Только таким путем, будучи отторгнутым от земли живых, Он мог спасти нас. За преступления людей Иисус Христос претерпел казнь и принял смерть.
Как велика милость Божия! Святой, непорочный, безгрешный Сын Божий занял наше место осуждённых, чтобы мы, ты и я, навсегда были освобождены от наказания за грехи наши, чтобы мы имели жизнь вечную.
И, наконец, рассмотрим последние слова разбираемого нами стиха:"...чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом."Какова была цель жертвенной смерти Сына Божия?"Чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом."Праведными не своей праведностью, а праведностью Святого Сына Божия через жертву умилостивления. Это значит, что мы освобождены от того ужасного наказания за грехи, которое мы заслужили. Иисус Христос не только освободил нас от наказания за грех, но Он исцелил нас от смертельной болезни греха:"Ранами Его мы исцелились."И мы"сделались праведными пред Богом!"Слава и благодарение Ему за это!
Через смерть Сына Божия мы не только прощены, оправданы, исцелены, но, принимая Спасителя в сердце своё, мы даём Ему возможность творить в нас всё новое! Принимая в сердце своё Иисуса Христа, мы получаем усыновление. Мы можем общаться с Богом как с Отцом!
Дорогой друг, принял ли ты этот величайший из всех даров, который предлагает Бог каждому грешнику - жертву, совершенную Христом на Голгофе? Этот дар настолько велик и бесценен, что его невозможно купить за все сокровища мира! Потому и велика милость Божия, что по Его благодати этим даром может обладать каждый, кто принимает верою Иисуса Христа! Бог даёт этот величайший дар по благодати Своей, а не по каким-либо твоим личным заслугам. И когда ты примешь этот дар Божий, тогда ты поймешь, что означают слова:"ранами Его мы исцелились."Своей Голгофской смертью Он спасает тебя, исцеляет тебя от греха!"Взглянь на раны Христа, на терновый венок и познай, как в любви Он высок", как Он хочет спасти и тебя! Прими верой Божий дар спасения твоего.