Заметьте, как неоднократно Христос приводил в Своих проповедях и беседах такие примеры веры из Ветхого Завета.
И вот сегодня Господь положил мне на сердце взять один такой пример и с Божие помощью подчеркнуть из него полезные для нас уроки в области.
Между прочим, Христос упомянул этот случай в одной из Своих проповедей, когда Он упрекнул жителей Назарета за их неверие такими словами: "Много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина." (Лук.4:27). Что хотел Спаситель сказать этим? Он хотел подчеркнуть, что Нееман, несмотря на то, что он был язычник и не принадлежал к народу Божьему, был исцелен от своей проказы, а другие нет. И причина была та, что Нееман верил.
Но вы обнаружите читая историю исцеления Неемана, что он был очень близок к неудачи, он почти не был исцелен, его исцеление висело на волоске.
Вы помните эту историю, как Нееман, военачальник, маршал Сирийских войск, услышав от своей молодой служанки-израильтянки, что Елисей, пророк Божий, может его исцелить, сперва отправляется к царю Израильскому, думая, что он может его исцелить. Но узнав, что тот ничего не может для него сделать, идет к Елисею. Пророк, однако, вместо того чтобы лично встретить такого высокопоставленного гостя, посылает ему слово, чтобы он окунулся семь раз в реке Иорданской, и если он это сделает, проказа с него снимется. И вот тут мы читаем такие слова: "И разгневался Нееман, и пошёл и сказал: вот, я думал..." (4Цар.5:11).
Да, почти гнев его не погубил его. И вся причина была та, что он думал, у него были свои идеи, как он должен исцелиться. И эти его мышления он чуть не лишили его чудного благословения. Не поймите меня превратно, этим я не хочу сказать, чтобы мы не думали, наоборот. Для того Бог и дал нам мозги, чтобы мы их употребляли. Но мы должны правильно думать!
Допустим, что я болен и вызвал врача, чтобы мне приписал нужное лекарство. Но я не хотел принять ни его лекарства, ни рекомендованного режима, которые, он сказал, необходимы для моего лечения. Мне помыслилось, что нужно мне что-то совсем другое, и я отказался. Ну, скажите, разумно ли я поступил? Кто лучше должен знать: врач или я сам? Если думаю, что я лучше знаю, то зачем я вообще обратился к врачу?
Точно так думал Нееман. Он говорит: "я думал..." И когда пророк не поступил так, как он думал, что должен, то он готов был отказался от исцеления. "Да, вот я думал, что он выйдет, станет и призовёт имя Господа, Бога своего, и возложит руку свою на то место, и снимет проказу. Разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? - возражает Нееман - Разве не мог бы омыться в них и очиститься?" И слушайте, что дальше: "И обратился и удалился в гневе" (4Цар.5:11).
Нееман предначертал себе, как должен Бог его исцелить. Какой абсурд! Но разве мы не делаем подобное? Разве мы не указываем заранее, каким методом Бог должен был ответить на наши молитвы или как Он должен был нас спасти и помиловать? О, дорогие мои, мы забываем, что "путь Его в море, и стезя Его в водах великих, и следы Его неведомы" (Пс.76:20). Сколько люди лишаются Божьих благословений, да, и спасение своих бессмертных душ только потому, что они думают, что знают лучше, чем Бог. Какая трагедия! Какая ужасная потеря!
В нашей сегодняшней беседе отметим сперва, как дети Божии себе вредят тем, что даём предписывают Богу, как Он должен с нами поступать. Смотрите, как они этим лишаются мира и радости, и как все время они недовольны. Они, подобно Израильскому народу, вышедшему из Египта, которые должны были идти в Ханаанскую землю не прямо, а окольным путем. Как израильтяне, они всегда находят причину жаловаться и капризничать: почему это нас постигло, почему "то и другое", почему Бог допустил такое испытание в моей жизни, почему я всегда должен ждать, почему Бог меня не ведет прямым путём, а заставляет этот лишний обход? Всегда: почему да почему? Ведь можно было миновать эту опасность. Разве Бог не мог так устроить, чтобы этого не было в моей жизни? Всем они недовольны, они видят только затруднения, препятствия и помехи на каждом повороте. Какое печальное состояние таких людей!
И в чём дело? Вся беда в том, что назначили себе определённый путь, по которому, они думали, что Бог их поведёт, и оказывается, что Он повёл их совсем иным путём. Разве обыкновенно оно не так, возлюбленные? Не удивляет ли нас провидение Божие? Не идут ли они чаще всего в вразрез с вашими желаниями и предпочтениям? То, что казалось было вам в пользу, и вы уверены были, что оно принесет благословение как вам, так и другим. Вы не получили, а наоборот, вас постигла большая беда. Все, что предсказывали вы, и о том, что вы мечтали, не осуществилось, но как будто назло пошло в противопложную сторону. Вам это непонятно. Вы в недоумении. Почему я продолжаю иметь это испытание? Почему это жало продолжает меня колоть, когда без него было бы гораздо легче, и я мог бы быть более полезным без него? Как часто возникали такие вопросы, и все время мы пытались разрешить подобные вопросы, и никак не находя им ответа.
О, возлюбленные! Не пора ли кончить мудрствовать и пытаться нашим ограниченным умом разрешать эти проблемы, и вместо этого оставить всё в руках нашего Небесного Отца? Когда же мы поймём, что Божьи мысли - не наши мысли, не наши пути - пути Его. Не забудем, что сказано в следующем стихе 55-й главы книги пророка Исаии: "Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших".
Дорогие мои, когда мы готовы расстаться с нашими планами и с нашими предрассудками, и оставим путь наш Господу и дадим Ему начертать нам план жизни, тогда мы увидим, насколько лучше было, чтобы Господь поведёт нас именно этим путём. Наша вся беда в том, что мы не можем вполне доверить себя нашему Богу. Мы не отдаёмся целиком Ему, не верим, что Он всегда с нами поступает в любви. Мы никак не можем верить, что "любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу" (Рим.8:28).
Притом, мы часто наперёд думаем, что обязательно нас должно постигнуть какое-то несчастье, что-то неприятное. Это другая крайность, не менее опасная. Мы себе предначертали очень смутную будущность. "Всё против нас, - говорим мы, - даже Сам Господь нас покинул, не может быть, чтобы что-нибудь хорошее случилось со мной, мне суждено несчастье!" Сколько раз мы как Иаков рыдали: "Иосифа нет, и Симеона нет, и Вениамина взять хотите, - все это на меня!" (Быт.42:36). О, если бы мы могли видеть, что всё это было для нашего блага, для нашей же пользы. Да, придет день, когда всё нам станет ясно, как стало понятно Иакову, когда он понял, что Бог послал Иосифа в Египет, Бог отнял любимого сына из отцовских объятий, чтобы спасти множество людей, включая самого Иакова и весь дом его.
О, возлюбленные! Почему не поверить, что Господь устроил путь наш именно таковым? Да, что любовь Его побудила Его выбрать для нас эту дорогу. Он имеет нечто дивное в виду для нас. Он приготовляет трапезу в виду врагов наших! И потому оставим свои мысли, свои планы и предрассудки, и с твердою верою скажем вместе с псалмопевцем, что "Господь - пастырь мой!" (Пс.22:1) И как бы ни был мрачен наш путь, если даже и пришлось пройти долиной смертной тени, мы можем сказать: "благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей" (Пс.22:6),- включая и этот день. Слава Ему!
Но заметьте далее, что Нееман думал. Он говорит: "Вот, я думал, что он (т.е. пророк Елисей) выйдет, станет, и призовёт имя Господа, Бога своего," (4Цар.5:11) - и сделает то и другое, и что реки Дамасские лучше вод Израильских!
Нееман думал, что благословение Божие должно придти обязательно через то, что великое, важное и многозначащее. Он не учёл, как этого многие не учитывают, что чаще всего "Бог избирает немощное мира и уничиженное, и ничего не значущее избирает Бог, чтобы упразднить значущее. И делает Он это, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом. Этого-то он и не учёл.
Разве не из уст молодой рабыни, маленькой девочки-израильтянки, впервые услышал он, что Бог может исцелить его? Разве это не было доказательством, что Бог и через скромное и ничтожное может проявить Свою силу и благодать? Ведь он не отказался от радостной вести потому, что она была поднесена таким жалким существом. Почему же теперь он требует, чтобы пророк отслужил над ним торжественный молебен?
Заметьте, что Бог вторично посылает Нееману слово не через какого-нибудь важного и знатного лица, но через слуг его. Слушайте: "И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: "омойся и будешь чист" (4Цар.5:13). Какую мудрость проявил этот раб! Воистину, из уст младенцев и грудных детей, ничтожных и малозначащих, Ты, Господь, устроил хвалу!
Вы заметили, как раздражается человеческая гордость перед незначительным и маловажным? Это и была причина, почему иудеи возненавидели Христа, ибо "Он взошёл как отпрыск и как росток из сухой земли; не было в Нём ни вида, ни величия - и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему" (Ис.53:2). "Не плотников ли Он сын?" (Матф.13:55), "не здесь ли между нами братья его и сестры?" - говорили они.
Подобно Нееману, их раздражала обыденность и заурядность этого Мессии. Они ожидали не такого Мессию. Они не искали Его в яслях, и когда Он не пришёл по предназначенным им методам, то они отказались совсем от Него. Они удобно для своих предрассудков закрывали пророчества, которые не согласовались с их желаниями. Внезапно, думали они, в блеске и великой славе, где-нибудь в скрытом месте в храме Христос явится. Они ожидали какое-то захватывающее представление, как Нееман, когда он пришел к пророку.
Возлюбленные! Если Господь говорит, что нужно окунуться в воды Иордана, это значит, что все реки мира не могут совершить то, что совершит послушание Его слову. Возлюбленные, сила и величие не во внешней оболочке, но в слове Божьем. Оно живо и действенно. Оно в устах младенца может совершить то, чего все красноречивые речи самих больших ораторов мира не смогут сделать. "Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших" (Ис.55:8,9). Дадим Господу устроить наш путь, а от нас Он ожидает только детского доверия. Будем ходить во свете, который Он даёт, отдаваясь всцело Его воле, и тогда наша жизнь будет полна Его радости.
Но прошу отметить, какое ужасное заблуждение думать, что наши мысли выше Божиих по отношению нашего спасения. Слушайте, что говорит Слово Божие: "Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - пути к смерти" (Прит.14:12).
Нееману реки дамасские казались лучше всех вод израильских, и, тем не менее, если бы он окунулся в них хоть тысячу раз, то остался бы прокаженным. Скажите, кто лучше знает верный путь спасения, Бог или человек? Кажется, что лишний вопрос, не так ли? И все же есть люди, которые думают, что их путь правильный, несмотря на то, что он противоречит тому, что говорит Бог. Дорогие мои, мы теперь говорим о небесном, о том, что вечное. Скажите, как может грешный человек знать то, что Божье? Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить Его? Неужели ты, неосновательный человек, знаешь лучше и больше, чем Сам Господь Бог? Будешь ты Его наставлять?
Не бери на себя предписывать, как тебе спастись. Как бы ни казался этот твой путь прямым, ибо конец его - погибель, вечная смерть. Всем, которые воображают себя мудрее Бога, Он говорит: "Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив" (Ис. 55:7).
Когда Нееман оставил помыслы свои и поступил по сказанному ему, был чудно помилован и исцелён. Новое небо и новая земля открылись ему, когда он вышел из реки Иордана. Его тело совершенно обновилось, и он очистился от проказы своей. Какая чудная картина духовного возрождения! Возлюбленные, не Иордан его очистил, но благодать Божия чрез его веру. Вот тут мы видим веру Неемана и ее результаты. Он поверил и получил обещанное.
Вы можете представить себе эту картину. По совету своих рабов Нееман, наконец, решился ступить в Иордан. Ему было велено окунуться семь раз. "Какой абсурд!" - так, наверное, думал он. Кругом стоят его люди и смотрят, что происходит с их генералом?. Наконец он осмеливается погрузиться. Смотрит, но перемены никакой нет. Хотя бы на одну седьмую долю улучшилась его проказа, но нет, ничего не изменилось. Второй раз он опускается в воду - опять никакой перемены. Третий раз - и тут неверие ему шепчет: "Чудак, что ты делаешь? Разве не видишь, что нет никакого улучшения? Обманул тебя пророк!"
Но, благодарение Богу за ту живую веру, которую вложила маленькая девочка, служанка, в сердце Неемана. Эта вера заставила его окунуться четвертый раз, пятый, и шестой раз. Но и даже после шестого раза не было никакого признака выздоровления. И тут Нееман не усомнился: не смотря на то, что не было ни малейшего признака исцеления, он еще раз погружается, уже седьмой раз, по слову Елисея. И на этот раз он смотрит, и что же? Он чист! Слава Господу! Проказа снята как рукой! На нем все новое, древнее прошло, проказы нет! Он новый человек! Вы слышите? Да, тут и смех, и крик и рукоплескания. "Я чист! Я чист!" Благодарение Господу!
Представьте себе, если бы Нееман понемножку, постепенно очистился бы, при каждом погружении в воду. В таком случае он мог бы подумать, что все же свом старанием он понемножку получает свое исцеление, он как бы заслуживает его. Но нет! Чтобы оно не было от дел, но по вере, Господь не дает этого постепенного очищения. Христос сказал, что дела Божии - чтобы веровали в Того, Кого Он послал. Это единственное дело, которое Бог признаёт и принимет от нас, - нашу веру.
Заметьте, как эта истории заканчивается. После очищения Нееман возвращается к пророку в сопровождении своих людей и при всех свидетельствует, слушайте: "Вот, я узнал (раньше он думал, заметьте, а теперь он знает), что на сей земле нет Бога, как только у Израиля!" (4Цар.5:15). Да, он исцелился, сделался новым творением, и получил уверенность тогда, когда он верой покорился сказанному ему.
Но ты говоришь, что это слишком просто, что путь этот слишком лёгкий, но не забудь, что в тоже время - он единый путь. Иного нет! Если ты от него откажешься, то скажи, как ты спасешься?
Не откладывай больше твоего спасения, мой друг. Приди простой верой в Иисуса Христа, и ты получишь прощение грехов и жребий со святыми. Да, ты сделаешься новым человеком, ты родишься свыше, когда ты примешь верой спасение, приготовленное тебе. Точно так же, как ужаленный израильтянин в пустыне должен был взглянуть на медного змея, выставленного Моисеем на знамя, так ты должен только взглянуть оком веры на Страдальца Христа, Который принял на Себя всю вину, и ты будешь спасён. Жало греха и смерти будет снято с тебя.
О, как просто! Но в тоже время, если ты не примешь Его верой, то знай, что погибнешь вовеки в твоей проказе. О, дал бы Господь, чтобы многие поверили и нашли спасение ради Христа. Аминь.