Допустим, проходя по кладбищу и читая эпитафии на надгробных памятниках, вы обнаружили такую запись: "И делал он зло, потому что не расположил сердца своего к тому, чтобы взыскать Господа" (2Пар.12:14). Несомненно, вы бы заключили, что здесь лежат останки какого-нибудь страшного злодея, тирана, безбожника. Однако, познакомившись с жизненной историей этого человека, вы узнаете, что он не был худшим среди многих.
Это было сказано о царе Иудейском Ровоаме. Да, было много царей Израильских гораздо хуже его, и тем не менее, летописец, записывая историю жизни Ровоама, одного из сыновей Соломона, должен был отметить: "И делал он зло".
Читая книги Царств в Ветхом Завете, вы заметите, что, заканчивая историю того или иного царя, летописец заключает, что делал каждый царь доброе и угодное в очах Господних или что он делал зло. В нескольких словах подводится итог его жизни, этот краткий вывод, один из двух: либо он делал угодное и доброе в очах Божиих, либо он делал зло.
Видите, в конечном итоге пред Господом не будет какой-то средней оценки жизни человека, он либо делал добро, либо делал зло. Когда придет час, в который будет подведен итог нашей жизни, тогда уже изменить что-либо невозможно, будет поздно, порог вечности останется позади. Возможно, что на нашем могильном памятнике не будут высечены такие слова, которые мы прочитали о царе Ровоаме, но они непременно будут записаны в Книге Вечности
"И делал он зло" (2Пар.12:14) - эти слова сказаны о царе Иудейском Ровоаме. Его нельзя сравнить с такими царями как, скажем, с Ахавом или Манасией, которые отличались своими злодеяниями. Да, Ровоаму были присущи некоторые положительные качества, о которых мы узнаем, знакомясь с жизнью его, и все же, подводя итог всей его жизни, в Библии записано: "И делал он зло" (2Пар.12:14). Священное Писание не говорит нам, что Ровоам делал зло, потому что имел нехорошую мать, как сказано о некоторых других царях, или потому что отец его отступил от Бога. Действительно, мать его была Аммонитянкой, идолопоклонницей, одной из многих чужестранок, отвлекавших Соломона, отца Ровоама, от следования за Господом. Если судить по матери или по духовному состоянию отца Ровоама, то можно заключить, что ничего хорошего из сына не могло получится. Однако Слово Божие указывает не на эти обстоятельства, как причины его зла. Зло его было в том, что он "не расположил сердца своего к тому, чтобы взыскать Господа" (2Пар.12:14).
У Израильтян в те времена была такая поговорка: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина" (Иер.31:29). Это была поговорка, и говорит она о том, что человек не ответственен за свои поступки, так как он унаследовал греховную натуру у своих родителей. Совершая греховные дела, дети оправдывали себя, прикрываясь тем, что они унаследовали свою греховную натуру от родителей. Но Господь через пророка Иезекииля говорит: "Живу Я! не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет.
(Иез.18:3,4). Иными словами, каждый человек ответственен за себя. Но видите, человек имеет доступ к Богу, и сила, которую дает Бог, приходящему к Нему человеку, способна преодолеть его греховную натуру, унаследованную от родителей. Вполне возможно, что я унаследовал какую-нибудь дурную наклонность от моих родителей, но в общении с Богом, в союзе с Ним, мне доступна Его Божественная сила, которая способна преодолеть мои греховные привычки. Поэтому погибнет человек не потому что его отец и мать передали ему свою греховную натуру, но потому что он не воспользовался дарованной ему благодатью Божией, и он не взыскал Господа. Возлюбленные, каждый из нас ответственен за себя перед Богом, и этой пословицей никто не сможет оправдать свои греховные поступки. О Ровоаме сказано: "И делал он зло, потому что не расположил сердца своего к тому, чтобы взыскать Господа" (2Пар.12:14). Притом не говориться о том, что Ровоам совершал зло по причине пылкого темперамента или по влечению сладострастия, нет, а потому что он не располагал сердца своего к тому, чтобы взыскать Господа, он не искал помощи у Господа.
С самого начала видно, что, будучи совсем молодым, он пренебрегал Бога отцов своих, он никогда не отдался Господу всецело, никогда не покорился Создателю своему.
Отец его, Соломон, заняв престол двадцатилетним юношей, просил у Бога мудрости и знания, чтобы разумно управлять народом Божиим, но о Ровоаме, сыне его, мы ничего подобного не слышим.
По смерти отца своего он ухватился за скипетр, и так как престол принадлежал ему по наследству, то он законно занял его, то есть он унаследовал престол законным путем как сын царя. Однако, став царем, он легкомысленно взял на себя столь высокую ответственность, не думая, что это можно считать умышленным злом, нет, но в тоже время, мы не находим в нем стремления к тому, чтобы Бог ему помог и благословил на этом ответственном посту. По-видимому, ему даже и в голову не приходила мысль о том, чтобы просить благословения от Господа на царствование свое. Он принял его естественно и законно, но в тоже время не взыскав Господа.
Я хочу надеяться, дорогие друзья, что среди моих радиослушателей нет таковых, которые в сердце своем умышленно решили вести развратный образ жизни, но одновременно, если вы не расположите сердце свое, чтобы взыскать Господа, и о вас будет сказано в итоге жизни вашей: "И дела он (или она) зло". О, если бы я как-нибудь мог внушить моим молодым слушателям, что в жизни все зависит от того, как мы начинаем свой путь. Начинаем ли мы с молитвой о Божием водительстве, о Его благословении, чтобы каждый наш шаг был руководим Им ил мы рассчитываем на свои способности, на свою мудрость и свою силу? Подобно Ровоаму, каждый из нас рано или поздно попадет в такие обстоятельства в жизни, как он, например, когда нам будут необходимы советы и руководство других людей, и в этом ничего нет плохого и унизительного, но одно можно сказать, что тот, кто не подумал прежде всего обратиться к Богу, непременно примет неверный совет.
Вскоре после того, как Ровоам начал царствование свое, ему необходим был совет в решении важного и серьезного вопроса, царству его грозила опасность. Дело заключалось в том, что отец его во время своего сорокалетнего царствования наложил на народ тяжкое иго, и теперь народ просил царя Ровоама: "Ты облегчи жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и мы будем служить тебе" (2Пар.10:4). И советовался царь сперва со старейшинами, которые сказали ему именно это: "Если ты будешь добр к народу сему и угодишь им и будешь говорить с ними ласково, то они будут тебе рабами на все дни" (2Пар.10:7). Но Ровоам пренебрег советам старейшин, а посоветовался еще с людьми иного склада, с людьми его возроста, и они посоветовали ему, чтобы он еще больше увеличил иго народа. И как поступил Ровоам? Сказано: "Оставил царь Ровоам совет старейшин, и говорил им по совету молодых людей так: отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу его; отец мой наказывал вас бичами, а я [буду бить вас] скорпионами" (2Пар.10:13,14). Видите, Ровоаму представлялась необыкновенная возможность проявить милость и объединить народ Божий, и таким образом укрепить свое царство. Но он не воспользовался этой Богом данной возможностью, не расположил сердца своему к тому, чтобы взыскать Господа, и принял совет людей, которые руководствовались эгоистическими чувствами, ища себе власти. И очень скоро Ровоам начал пожинать плоды своих решений. Реакция была моментальной - десять колен Израилевых восстало, вся нация раскололась на два лагеря и начался период двух царств - Израильского и Иудейского.
Может быть некоторые из вас, особенно молодые люди, говорят: "Мы не намерены отдавать Богу сердце наше, но, и не думаем быть глупцами". Поверьте, друзья, что сама по себе вот эта мысль уже является безумием. Однако блажен тот юноша, который говорит: "Господь! Ты будь Водителем юности моей, я Тебе поручаю дни и годы моей жизни!" О, дал бы Бог, чтобы среди моих слушателей были такие именно.
Далее мы видим из истории царя Ровоама, что, не расположив сердца своего, чтобы взыскать Господа, легко оказывается под плохим влиянием окружающих его людей. Вскоре Ровоам собирает свои войска, чтобы пойти против десяти колен Израиля. Он стал готовиться к войне против своего же народа. Но Господь послал слово Свое ему, сказанное через пророков, чтобы он не воевал с братьями своими, и сказано, что Ровоам послушался слов Господних. Такого послушания трудно было ожидать, не так ли? Может быть Ровоам действительно покаялся и имел какую-то перемену в сердце своем? Нет, дело обстояло совсем иначе. Будучи с детства приучен почитать пророков Божиих, он послушался их. Но я боюсь, что если бы к нему пришел, скажем, пророк Волоамский, и начал говорить с ним как бы от имени Господа, то врядле Ровоам увидел бы разницу между ними.
Да, сколько есть молодых людей, которые ведут моральный образ жизни и считают себя религиозными, поскольку они под влиянием хороших людей. Однако, попав под влияние плохих людей, они быстро сообразуются с их образом жизни. Происходит это, потому что они никогда не расположили сердец своих, чтобы взыскать Господа.
Из истории Ровоама мы видим, что он был окружен преданными Господу людьми, сказано, что в Иерусалиме стекалось много людей из расколовшихся колен Израилевых, чтобы взыскать Господа Бога, и укрепили царство Иудино и поддерживали Ровоама. Таким образом, царство Ровоама утвердилось и сделалось сильным. Господь благословил этот народ, потому что нашлись среди них люди, которые всецело были преданы Господу, не потому, что царь Ровоам был там, а именно из-за этих людей, которые взыскали Господа. Это люди, которые во все века являлись подлинной силой человеческой истории, именно через таких людей, не считающихся ни с чем, кроме воли Божией, Бог мог совершить свои планы на земле.Эти люди были преданы Богу, поэтому их часто не понимают, преследуют те, которые служат не Богу, а своим личным интересам и выгодам. И вот, благодаря преданным и верным Богу людям, царство Ровоама процветало, но в сердце самого царя не было никаких радикальных перемен.
Во 2-я Пар.12:1 мы читаем такие слова: "Когда царство Ровоама утвердилось, и он сделался силен, тогда он оставил закон Господень, и весь Израиль с ним". Да, начало было хорошее, в течении трех лет его царствования народ верно поклонялся Богу, но сам Ровоам в сердце своем этого не делал. На первый взгляд он казался человеком набожным и богобоязненным, но в сущности он никогда не расположил сердца своего, чтобы взыскать Господа. И поэтому на заре успехов своих, когда царство его утвердилось под влиянием добрых людей, когда он сделался силен, именно в это время он оставил закон Господень.
О, дорогие друзья! Подлинная духовная сила не зависит от его внешнего благосостояния, его сила полностью зависит от степени преданности Богу. Как только человек делается независимым от Бога, как только он становится самостоятельным, он начинает блуждать. Так и Ровоам, когда он сделался сильным, он оставил Бога.
И вот, для того, чтобы вразумить Ровоама, Господь допускает, чтобы царь Египетский пошел войною против него. Но и это испытание не побудило царя взыскать Господа и всецело отдаться Ему. Правда, мы читаем, что князя Израилевы смирились и сам царь, и что они сказали: "праведен Господь!" (2Пар.12:6), но это было лишь временным явлением, к этому принудили их обстоятельства.
Ровоам готов был подстраиваться под обстоятельства, он всегда был неустойчивым. Заметьте, что говорит Слово Божие: "И смирились князья Израилевы и царь" (2Пар.12:6) - вначале смирились князья Израилевы, а потом смирился царь, ему не оставалось ничего другого, он не мог принимать самостоятельных, твердых решений. И мы видим, что Господь все же спас царство Иудино от поражения; не из-за Ровоама, а потому что в Иудее были люди, которые были всецело преданны Богу.
Не удивительно, что жизнеописание Ровоама кончается такими печальными словами: "И делал он зло, потому что не расположил сердца своего к тому, чтобы взыскать Господа" (2Пар.12:14).
Возлюбленные друзья! Не является ли Ровоам олицетворением множества людей, живущих в наше время, которые, слушая проповедь, Слово Божие, чувствуют силу Его и жаждут взыскать Господа, но когда они находятся под влиянием своих мирских товарищей, они забывают проповеди Слова Божиего. Такие люди склонны стать и на сторону Христа, и в тоже время склонны ко греху, все зависит от того, под чьим влиянием они находятся именно в то время. И в результате они делают зло.
Когда человек не тверд в своем решении делать добро и не иметь желания во всех случаях стать на сторону Христа, то нет никакого сомнения, что конец его будет очень печальным.
О, дай Господь, чтобы среди моих слушателей не было "Ромоамов", которых даже наказание Божие не может вразумить и привести на путь истинный. А если таковые есть, то о них исполнилось слово пророчества Самого Бога: " Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. За то и я посмеюсь вашей погибели" (Прит.1:24-26).
Дорогой друг! Ты можешь смеяться над Богом в своей земной жизни, но не в вечности. Там посмеется Бог над тобою. Какая страшная мысль, мой дорогой друг! Да, суд Божий исполнится над теми, кто "не расположил сердца своего к тому, чтобы взыскать Господа" (2Пар.12:14).
Быть может кто-нибудь из вас, в это самый момент, стоит в преддверии вечности. Враг души вашей и на сей раз старается удержать вас, он не хочет, чтобы вы от всего сердца взыскали Господа. "В другой раз - говорит он - не сегодня!" А Бог говорит: "Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?" (Лук.12:20).
Готов ли ты, мой дорогой друг? Приди к Иисусу сейчас, покайся от всего сердца и скажи: "Боже! Спаси меня! Ради заслуг Иисуса Христа омой и очисти меня пречистой Кровию Его. Сделай меня чадом Твоим, я покоряюсь Тебе. Я признаю свой грех. Прости меня!" Друг мой, когда ты поступишь так, то могу уверить тебя, на основании Слова Божиего, что Кровь Иисуса Христа очистит тея от всякого греха. Пусть Господь тебе поможет это сделать сейчас.