НАРОД ЗАВЕТА
Бог дал нам такие возможности, о которых раньше и помыслить было невозможно. До того, как мы познали Христа, мы были грешниками. На что могли претендовать грешники не знающие Бога? Ни на что. Кто-то жил в блуде, кто-то пьянствовал, кто-то воровал, кто-то грабил, насиловал, был завистлив, горд или на весь свет обижен. А сегодня мы можем приходить свободно общаться и разговаривать с Ним. Почему? Мы знаем почему.
Сегодня мы имеем такие привилегии не потому, что мы сами что-то сделали, но потому что Он что-то сделал для нас. Он близок к Нам не из-за наших добрых дел. Истинная причина в том, что ОН заключил с нами Завет. Между Богом и Его народом существуют заветные взаимоотношения. В этом все дело!
В книге 4-Царств описывается время, когда народ израильский снова уклонился от Господа, и царь Осия поступал не совсем правильным образом, следствием чего приходили проблемы в жизнь всего народа. Но, тем не менее, это был тот самый народ, который ранее заключил Завет с Богом. И об этом напоминается в 4-Цар.17:35 «Заключил Господь с ними завет и заповедал им, говоря: не чтите богов иных, и не поклоняйтесь им, и не служите им, и не приносите жертв им, но Господа, Который вывел вас из земли Египетской силою великою и мышцею простертою,
- Его чтите и Ему поклоняйтесь, и Ему приносите жертвы, и уставы, и учреждения, и закон, и заповеди, которые Он написал вам, старайтесь исполнять во все дни, и не чтите богов иных; и завета, который Я заключил с вами, не забывайте, и не чтите богов иных, только Господа Бога вашего чтите, и Он избавит вас от руки всех врагов ваших».
Христиане понимают, что настоящие их враги – это не соседи, не родственники, не сотрудники на работе, или конкуренты по бизнесу. И уже тем более не те братья и сестры в церкви, с которыми они пока не нашли общего языка или не пришли к одинаковому пониманию некоторых спорных вопросов. И Писание нам показывает путь, как можно быть избавленными от руки всех врагов – это находиться в Завете с Богом. Он дает обещание, что избавит нас от всех врагов наших. Но есть условие – нужно помнить о заключенном Завете.
Еще более интересное место можно найти в 2-Тим.2:8 «Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему». Такие слова пишет апостол Павел своему ученику Тимофею, который был пастором церкви. Неужели, пастору церкви, напоминается, что надо не забывать Иисуса Христа?
Очень часто в бытовых ситуациях люди могут на самом деле забывать простейшие вещи. Могут впадать в панику из-за сложных обстоятельств. Служители Божьи могут так «заслужиться», что забывают про Него Самого. Хотя все дела, все служения делаются ради Него. Поэтому и существует так много напоминаний: «не забывай… помни… держи перед глазами… не отходи…».
«Помни завет и чти Господа» - эти две вещи идут всегда вместе – завет и почтение к Богу. Соблюдая завет можно надеяться на обетование, что человек будет избавлен от всех врагов своих.
ЧТО ЕСТЬ ЗАВЕТ?
Так много раз можно слышать в церквях это слово «Завет» - оно и в песнях, и в проповедях, и на значках и наклейках, оно упоминается в молитвах. Это все правильно, потому что это слово из Писания. Библия состоит из двух книг – «Ветхий Завет» и «Новый Завет». Это слово на слуху и на устах, но что же оно означает? На иврите оно звучит как «берит», его можно перевести как «соглашение». Это слово означало договор, который к чему-то обязывал две стороны, вступившие в этот договор. Четко сформулировать это понятие можно так: «Завет – это соглашение или договор между двумя сторонами, представляющее собой обязательство каждой из сторон действовать в пользу друг друга».
Когда двое заключали Завет, то их отношения не были подобны тем договорам или соглашениям, которые в обилии заключаются сегодня. Большое количество заключенных договоров сегодня, можно просто разорвать или расторгнуть без каких-либо последствий для обеих сторон. Сегодня это делается легко и просто. Завет между людьми в библейские времена был более серьезным шагом, и не каждый с легкостью на него шел.
Само заключение Завета имело определенную процедуру, и нарушение условий завета не оставалось без серьезных последствий. Когда люди вступали в завет, они были готовы идти на очень большие жертвы и неудобства со своей стороны.
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ЗАВЕТ?
Я бы выделил пять основных вещей, из которых состоит завет. Зачем нам нужно это знать? А затем, что если мы, как находящиеся в Завете с Богом, хотим пользоваться привилегиями или правами Завета, то не мешало бы, больше знать и наши обязательства, выполнение которых является нашей ответственностью.
- Обязательства
Завет не начинается с прав и привилегий, он начинается с обязательств. Вот почему в церквях не признаются так называемые «гражданские браки». Люди в «гражданских» браках считают себя мужем и женой, и потому конфронтируют, когда окружающие не признают их как нормальную семью. В действительности это и не семья вовсе. По Писанию их можно считать блудниками.
В Евангелии от Иоанна описана история про женщину Самаритянку, которую Иисус встретил у колодца. Когда Он разговаривал с ней, то попросил ее позвать мужа, на что она сказала, что у нее мужа нет. Иисус ответил ей: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Иоан.4:17,18). Итак, эта женщина жила с кем-то, но он не был назван ее мужем. Сожительство – это еще не семья, потому что семья не начинается с права обладать телом другого или с права пользоваться одним кошельком, или с права жить под одной крышей. Нет, семья начинается со взаимных обязательств: «Я беру на себя ответственность… Я обязуюсь… Я тебе обещаю…».
Однажды я слышал потрясающее свидетельство. У одного христианина была неверующая жена. Однажды эта женщина заболела и оставалась лежачей больной в течении 15 лет. После первого года болезни она сказала мужу, что он может быть свободен и волен делать, что захочет. Она сказала так, потому что не могла исполнять свои супружеские обязанности и понимала, что, скорее всего уже и не сможет. Она болела, но не умирала. Они оба старели. Но все эти годы, ее муж хранил ей верность и ухаживал за ней как сиделка. Скорее всего, не так часто за все время он мог испытывать какие-то эйфорические ощущения от своего решения быть верным. Но он продолжал быть верным и заботливым. Если говорить о настоящей любви, то можно точно сказать, что она в завете, а не в эмоциях.
Завет – это серьезно. Вот почему молодым парам в церквях говорят, чтобы они не торопились и имели время подумать обо всем прежде, чем вступать в брачный завет. Поэтому для новообращенных людей в церквях проводят специальные встречи перед тем, как допустить их до водного крещения. Зачем нужно время от помолвки до свадьбы, зачем нужны специальные встречи от покаяния до принятия водного крещения? Затем, чтобы понять: «…что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни» (Еккл.5:3).
- Права
Люди, вступившие в брак, пользуются правами, правами мужа или правами жены. В одной семье у супругов уже ничего не делиться на «твое» и «мое». Независимо от того, кто какое имущество принес в семью, отныне все стало общим. У каждого из них есть права пользоваться и владеть всем.
Маленькие государства стремились вступить в союз с большими и сильными соседями. С одной стороны такой союз возлагал на них обязательства следовать чужим правилам или платить дополнительные налоги, но с другой стороны они могли получать защиту. Обязанности – это не единственный фактор завета, который существует в жизни людей, состоящих в нем.
Если кто-то пытается навязаться замужней женщине, она может показать правый кулак, и наличие обручального кольца на пальце, уже, о многом должно сказать любому прилипале. Обручальное кольцо, как знак завета будет кричать: «Смотри, я не одна. Я ЗАМУЖЕМ. Я под защитой». У нее всегда есть право рассчитывать, что муж вступится за нее. Вспомните, как отреагировал царь Артарксеркс, когда царица Есфирь сказала, что ее хотят убить.
- Неизменность и постоянство отношений
Современные контракты и договора, тем отличаются от библейского Завета, что заключаются на ограниченные сроки, а Завет, если уж и заключался, то навсегда. Таков Завет с Богом, таков Завет с супругом. Писание говорит, что когда мы не верны: «то, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» ( 2-Тим.2:13). Принимая нас вступающих с Ним в Завет, Бог рассчитывает на вечность отношений. Семья по Божьему замыслу так же не является полигоном для творческих испытаний: «Давай попробуем парочку лет вместе пожить, а там посмотрим». Вот почему, планируя семью, надо это знать и создав семью, надо об этом помнить.
- Негативные последствия от нарушения завета
В Ветхозаветные времена завет всегда заключался с клятвою. Другими словами, участники завета призывали на себя проклятия, если они не исполнят всех условий.
Вспомните историю, когда Валаам пытался проклясть Божий народ, но у него ничего не получалось, хотя заказчики были солидными, и куш предвиделся не малый. Бог - Сам не давал Валааму произнести слова проклятия, и потому он всякий раз вместо проклятия говорил благословение. Как Божий пророк, он не имел права говорить что-то от себя и потому не проклял Израиль. Но он показал врагам стратегию, как это проклятие может прийти само. Если совратить народ на грех, тогда у врага будет успех. Когда народ начал блудить с иноплеменниками, поступать нечестиво, уклоняясь от Господа, и тем самым нарушая Завет, так все и произошло. Они сами навлекали на себя проклятие за неисполнение Завета.
О семейных отношениях написано: «И прилепится к жене своей; и будут двое, одна плоть» (Быт.2:24). Нельзя оторвать одного от другого, при этом, не повредив обе стороны. Сейчас миллионы людей разводятся, но ни для одной пары это не проходит бесследно. Последствия от разводов катастрофические – это проблемы душевные, проблемы финансовые, проблемы с воспитанием детей, проблемы с воспитанием внуков, которые вырастут у детей из разведенных семей. Проклятие развода подобно снежному кому, который катиться вниз с горы.
Когда люди нарушают Заветные отношения с Богом, им так же не обойтись без негативных последствий. Вместе с грехом в жизнь человека приходит дьявол, который в свою очередь приносит проклятия. Нарушение завета – это серьезно.
- Доказательства серьезности намерений
Когда Бог заключил завет с Ноем, Он дал радугу, как свидетельство Своей верности. С тех самых пор и по сегодняшний день радуга является знаком Божьим. И Господь никогда не нарушал Своего Завета, заключенного однажды с Ноем – мир больше никогда не будет поглощен водой.
Когда Бог разговаривал с Авраамом, он говорил: «Собою клянусь». Господь Самого Себя представлял гарантом соблюдения Завета. Авраам был готов принести в жертву своего единственного сына, как знак заветных отношений с Богом и Господь оценил способность Авраама соблюдать условия завета до конца, и потому для пролития крови дал Свою жертву – овна. Начиная со времен Авраама, когда человек начал строить с Богом заветные отношения, Бог всегда ценил жертвы и верность, которые человек предлагал в доказательство серьезности своих намерений. Знаком заветных отношений со стороны Авраама было обрезание мужского пола.
Современные христиане, заключая завет с Богом, тоже имеют внешнее свидетельство завета – это водное крещение.
В браке так же есть внешний знак – это обручальное кольцо. В древнее время, и в некоторых культурах современного мира этим символом являлось покрывало на голове женщины.
КРОВЬ ЗАВЕТА
Завет в древние времена всегда заключался с пролитием крови через приношение жертвы. И Ной, и Авраам и другие патриархи – все приносили жертвы. Когда совершался исход народа из Египта, то именно кровь жертвенного агнца была свидетельством Завета на косяках дверей, куда ангел-губитель не мог войти. Пасха или Песах (проходящий мимо), означало, что для людей Завета проклятие прошло мимо.
Израильский народ вступил в Завет с Богом и был назван святым Божьим народом. В Законе Моисеевом как знак завета народ должен был приносить жертвы. И это было введено в правило – за каждый проступок должна быть пролита кровь невинных животных. Отношения народа с Богом строились по схеме – грех - жертва, грех - жертва… Так продолжалось много веков, пока не пришло осознание, что жертвы не способны изменить приносящих их. И потому был необходим Новый Завет. Завет, который будет заключен не только с одним народом, но Завет в Котором Господь открыл Себя для всех. Это Завет во Христе Иисусе.
«Но Сей [Первосвященник] получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях. Ибо, если бы первый [завет] был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но [пророк], укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр.8:6-13).
Что же произошло на самом деле? Для того, чтобы не было нужды приносить многие жертвы, была принесена однажды, одна совершенная Жертва. Иисус понес все грехи и все проклятия этого мира на Себе, чтобы благословение Авраамово было распространено и на язычников и мы получили обещаного Духа верою. Таким образом был заключен Новый Завет в Крови Иисуса Христа, при котором Бог дал обещание, что беззаконий и грехов Он не воспамянет более.
Все, что Бог обещал со Своей стороны, как условие Нового Завета, Он выполнил. И сегодня Он готов вступать с людьми в отношения Завета. Но Заветные отношения не могут быть односторонними. Бог хочет иметь ПРАВО говорить в нашу жизнь, хочет иметь ПРАВО вести нас по жизни, Он хочет иметь ПРАВО быть Господином в нашей жизни. Божьи ПРАВА в нашей жизни – это условия Завета. Он хочет иметь эти права не на время, а навсегда, во веки. Это не воскресные отношения – это отношения вечные. Если нам нужны гарантии и доказательства, что Он исполнит этот Завет, и вечно пребудет с нами, то такие гарантии есть – Он дал нам в Залог Свого Духа.
И вот теперь все зависит только от человека – захочет ли он быть в этом Завете. Для участников Завета есть потрясающие возможности, потрясающие права, но надо так же помнить и об обязательствах Завета. Оставаться верным Богу и послушным Его Слову во всех обстоятельствах. Бывают минуты искушения, но тот, кто серьезно относится к Заветным отношениям, в которые он однажды вступил, тот помнит, что Завет подразумевает обоюдность его соблюдения. Завет – это обоюдное посвящение друг другу: «Я буду всем для тебя, а ты будешь всем для меня». Готовы ли мы к этому всегда? Всегда ли мы об этом помним?
Те обетования, которые когда-то были обещаны только одному израильскому народу, сегодня могут принадлежать всем вступившим в Завет, основанный на Крови Христа. Сравните эти два места Писания:
«Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым» ((Исх.19:5,6).
«Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы» (1Пет.2:9,10).
Мы становимся участниками Завета, когда принимаем водное крещение. Мы напоминаем себе и Богу о том, что мы участники Завета, когда мы принимаем участие в святом причастии. Соблюдение условий Завета – это на самом деле очень ценно и важно. Нарушение условий Завета, делает нас непричастными к привилегиям Завета: «Поступающих нечестиво против завета он (антихрист) привлечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать» (Дан.11:32).