ВОЗМОЖНОЕ НА ГРАНИ НЕВОЗМОЖНОГО
«Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Петра 1:10-11).
Когда мы говорим о том, что Бог нас спас, мы четко понимаем, что он спас нас по Своей благодати и милости. Мы сами ничего не сделали для этого, просто поверили в Него. И благодаря этому наша жизнь изменилась. И благодаря этому сегодня мы можем иметь близкие отношения c Богом, можем общаться с Ним, как с любящим Отцом.
Тогда давайте поразмышляем, как же тогда во времена Ветхого Завета люди строили свои отношения с Богом? Конечно, и тогда была определенная благодать. Конечно же, и они должны были иметь веру. Но как тогда Бог мог спрашивать с них что-либо, если у них не было сил, чтобы жить праведной жизнью, поскольку они не были рождены свыше? Когда я размышлял об этом, то обнаружил, что как во времена Ветхого Завета, так и во времена Нового Завета, действовал один и тот же принцип.
Многие люди сегодня думают, что Бог оценивает их исключительно по тому, что они делают. Так могли думать и люди Ветхого Завета. Отчасти это правда. Неоднократно в Писании написано, что Бог знает все наши дела. Но не все людские дела, слова и мысли имеют праведный характер. Как же тогда Богу оценивать людей, которые могут одновременно иметь поступки и хорошие и плохие? Ответ на этот вопрос содержится во 2-Петра 1:10 «Посему, братия, более и более старайтесь…».
Всегда можно увидеть разницу между теми, кто прилагают к чему-то усилия, и теми, кто все пускает все на самотек. Первые будут более успешными. К сожалению, так много людей проходят по жизни, не радея о ней по настоящему. Это нерадение может касаться разных сфер. Люди не радеют о своей душе, о служению Богу, о своей работе, о своем интеллектуальном уровне, о своей семье, об отношениях с окружающими и т.д. Радение означает прикладывание неких усилий, затрату дополнительного труда.
Есть категория людей, которые ходят на работу и выполняют там необходимые объемы, но на самом деле в своем сердце они плюют на эту работу. Навряд ли, такие работники будут расти в карьере, навряд ли они будут выдвигаться на более высокие позиции, навряд ли они станут новаторами и первопроходцами тогда, когда откроются новые направления и вакансии.
Другая категория людей так же может ходить каждый день на работу и выполнять те же необходимые объемы, но при этом прикладывать к этому сердце. Они делают так, потому что они трудиться, им нравится их занятие. Про таковых Библия говорит, что проворный в деле своем не будет стоять перед простыми, Бог поднимет его, и он будет стоять пред царями (Пр.22:29). Бог будет поднимать его не потому, что он какой-то особенный любимчик, но потому что этот человек усерден. Слово «усердие» означает «у сердца». Бог неоднократно обещает в Писании, что все то, что мы делаем с душой, с усердием, Он благословит, как дела рук наших.
В Библии нам даны обетования не только относительно работы, но так же и относительно отношений с Богом, благословения за которые будут распространяться на все сферы жизни: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя» (Второзаконие 28:15).
Бог не питает иллюзий относительно наших духовных способностей. Он на самом деле знает, на что способен человек вообще, и каждый отдельный верующий в частности. Он знает, что трудно заставить нас молиться по пять часов каждый день и столько же читать Писание, трудно заставить всех жить и гореть для распространения Евангелия так, как апостол Павел. И, тем не менее, Господь побуждает нас к тому, чтобы мы прилагали ко всему некое старание, а не жили только на своем минимуме. Нам нужно стараться делать все дала на нашем человеческом максимуме уповая, что Божья благодать будет сопровождать нас.
Именно так и жил народ Божий во времена Ветхого Завета. Именно это усердие и старание являлось критерием оценки их жизни, их служения, их достижений. Ну, а что же теперь для нас - тех, которые живут в Новозаветное время?
УСЕРДИЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Мы знаем, что мы оправданы верою, а не исполнением закона. Бог избавил нас от проклятья закона. Иисус стал за нас проклятьем, чтобы мы имели благословения в Нем: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Галатам 3:13-14).
Да, наше оправдание и прощение безусловны, но наши достижения в духовной ли жизни, работе, служении, семье… напрямую зависят от количества приложенных нами стараний. Принцип остается тот же: «Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми» (Прит.22:29).
Это касается всех сфер – семьи, работы, служения, характера и т.д. Чтобы пришли какие-то изменения, нужно приложить усилия. Некоторые оправдывают свое бездействие такой мирской поговоркой: «Не зная броду, не лазьте в воду». Это правило только для тех, кто не собирается учиться плавать. Те же, кто хочет научиться плавать, должны знать, что они никогда не смогут этого сделать вне воды.
Когда мы читаем Новый Завет, то должны знать, что в некоторых местах с оригинала на русский язык слово «старание» переведено как «усердие» или как «рвение. «Старание», «Усердие», «Рвение» - это те вещи, которые Бог ожидает от нас. Когда мы пытаемся двигаться к какой-нибудь цели, но даже если у нас сразу не получается, мы все равно должны продолжать свои попытки. Старание говорит о направлении сердца – куда человек стремиться, чего он хочет достичь. Конечно, у многих не получается сразу быть общительными, святыми в словах и делах, успешными на работе и в бизнесе… но нужно стараться! Когда человек старается, то он поднимется на некий другой, более высокий уровень. Своими стараниями он как бы преодолевает новую, более сложную для него планку. Вспомните наставление, которое перед своей смертью давал Иисус Навин народу: «Посему всячески старайтесь любить Господа Бога вашего»(Ис.Нав.23:11). Эти слова были сказаны в Ветхом Завете, когда еще любовь Божья не излилась в сердца Духом Святым. Но даже там была заповедь ВСЯЧЕСКИ СТАРАТЬСЯ любить Господа Бога вашего.
Как спортсмены становятся чемпионами? Они же не сразу сильные, ловкие, накаченные, опытные. Но они стараются, прилагают множество дополнительных усилий. И делают это на протяжении нескольких лет, прежде, чем появятся хорошие результаты. Если неподготовленный человек приступает к тренировкам, то после первого дня, он может подумать, что хорошие результаты для него невозможны. Сердце стучит как сумасшедшее, в боку колит, мышцы болят. Но если продолжать тренировки, то уже через пару дней видно, что подвиг первого дня уже никакой не подвиг и то, что вчера было достигнуто с таким трудом, сегодня дается гораздо легче. Мы понимаем, что никто после недели тренировок не может оказаться на Олимпийских играх. Так же мы понимаем и то, что никто не может сразу начать иметь стабильную и сильную молитвенную жизнь, держать сорокадневные посты, проповедовать на трех служениях в день и т.д. Но если мы принимаем решение делать что-то, чтобы возрастать и притворять свои мечты в жизнь, то нужно старание. Именно оно может повыситься нашу планку, сделать нас способными выполнять то, что раньше было только в самых смелых мечтаньях.
Но при этом мы должны помнить, что есть одно «но». В нашем человеческом естестве заложены Божественные лимиты или ограничения, и потому во всем нужно соблюдать баланс. Если человек не будет кушать, спать, купаться, но все свое время с утра и до ночи станет только молиться и читать Библию, то у него обязательно возникнуть проблемы. Проблемы возникнуть и в обратном случае, когда человек совсем не читает Библию и не молиться, но только ест, спит и развлекается. Необходим баланс. Но по поводу баланса существует так много проповедей и учений, что большинство христиан научились таки балансировать свою жизнь. Однако, даже внутри этого баланса многие люди живут только в пол оборота. Они не развивают те сферы, которые вполне реально могли бы развить. Они не улучшают свои знания, хотя вполне могут это делать. Они не оттачивают свои навыки, хотя были бы успешнее, если бы поступали так. Ученые говорят, что наш разум работает на какие то 4-5%. Остальные 95% остаются не у дел.
Таким же образом люди используют предоставляющиеся для них возможности. Это касается всех сфер: физической, духовной, трудовой, семейной, интеллектуальной, коммуникативной и т.д. Во всех сферах у нас есть более высокие стандарты. Реальные, достижимые стандарты, которые годами остаются в небрежении. Многие люди даже не ставят пред собой цели, а просто живут словно бревно, плывущее по течению. Наш удел не быть бревнами, которых несет по реке жизни. Мы должны быть подобны кораблям, которые сами выбирают курс и следуют ему.
Давайте, посмотрим в Писании еще один пример усердия: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало» (Деяния 17:11-12). Люди, которые были в тот момент на собрании Апостола Павла, не просто послушали его, а подняли свою планочку повыше. Они приложили усердие, чтобы самим разбирать Слово Божье. И неудивительно, что многие из них уверовали.
Еще в Писании есть история про Елисея, который ходил с Илией. Когда служение Илии подошло к концу и он хотел расстаться со своим учеником, здесь Елисей проявил усердие: «Жив Господь, жива душа твоя! Не оставлю тебя!» (4-Цар.2 глава). Таким образом они переходили из города в город, и Елисей не хотел покидать Илию. У него было личное рвение в служении Богу, у него была цель – получить помазание, получить от Бога силу и способность на это служение. Он это получил.
УСЕРДИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ
Порою люди недооценивают того, что могут сделать за десять лет, но переоценивают то, что могут сделать за один год. Поэтому многие бывают так сильно расстроены в конце года, когда поднимают свои записи о планах на прошедший год. Они думают, что раз им не удалось осуществить даже половины задуманного, то может быть не стоит слишком «загибать» и в отношении года предстоящего. Так вот люди и живут, строя планы только на один год. И все их мечты и дерзания упаковывают несколько страничек записной книжки с планами только на текущий год. Почему-то многие просто не додумываются, чтобы запланировать некоторые вещи надолго. А на ближайший год иметь задачей осуществить только какую-то часть программы. Таким образом и к цели будешь двигаться, а при неудачах или неуложениях в предполагаемые сроки, не будешь сильно разочарован.
Некоторые же верующие вообще бояться что-либо планировать, и при этом утверждают, что такая позиция соответствует Писанию. Давайте разберемся с этим местом Библии, правильное ли ему дается применение? Итак, Иакова 4:13-15: «Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибылью. Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое». Здесь вообще не говориться о том, что не надо иметь никакие планы. Здесь можно найти мысль, что не надо быть самонадеянными и строить планы без Бога. Здесь говориться о том, что наши планы могут осуществлять тогда: 1-Когда Господу угодны, 2-Когда мы сами живы будем. Об этом говорит Иаков. Итак, это место Писания нельзя использовать в оправдание беспечной жизни «бревна текущего вниз по течению».
Впрочем, многие люди на самом деле строят планы, но не все из них впоследствии осуществляются. Почему? Потому для многих они остаются только желаниями, даже если они реальные и хорошо продуманные, но грош им цена, если их так и не начать осуществлять. Однако, если у человека есть цель и он старается, стремится, работает для ее осуществления, то он сделает в своей жизни гораздо больше, чем если бы он просто жил, ни к чему не стремясь. Он сделает в своей жизни гораздо больше, даже если все его планы и желания полностью никогда не осуществятся. Но ведь хотя бы часть их будет реализована, а это уже не мало.
Не замечали ли вы, что когда вы сильно загружены и крутитесь как белка в колесе, то в итоге вы успеваете сделать гораздо больше, чем когда у вас много свободного времени? Почему так происходит? Потому что сознание о свободном времени расхолаживает и деморализует, а загруженность мобилизует весь наш потенциал. Таковы результаты усердия.
Очень многих людей надо уговаривать верить, молиться искать от Бога Слово для их сложных ситуаций. А ведь Бог не изменился. Как в Ветхозаветное время, так и сегодня Он ищет человека, который сам о чем-то ревнует, сам чего-то хочет. Пусть этот человек не будет сразу совершенным, идеальным, отвечающим всем требованиям Писания. Но пусть этот человек стремится к совершенству, пусть он стремится к тому, что отвечать требованиям Писании, соответствовать стандартам Божьим. Тогда Бог возьмет такого человека и будет использовать его, будет менять что-то в нем самом и в его жизненных обстоятельства: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12).
УСЕРДИЕ И ЛИЧНОЕ РАЗВИТИЕ
Вспомните, о тех людях, которые толпами ходили за Иисусом, чтобы слушать проповедь Его и видеть чудеса. Но однажды после притчи о сеятеле, толпа рассеялась, а ученики остались, чтобы задать свои вопросы. Они не поняли и хотели разъяснений. Наверняка, множество людей в той толпе, так же ничего не поняли, но за разъяснениями они почему-то не пришли. А ученики пришли. Это было их усердие и старание, потому что они хотели больше знать. Они прилагали свое сердце к учению Иисуса, а не просто слушали Его как толпа зевак.
Однажды я понял, что если человек занимается каким-то делом, то для него жизненно необходимо все время двигаться в той сфере, в которой он уже занят. Ему нужно работать над собой, своими навыками и теоретическими знаниями, для того, чтобы развиваться дальше. Если я проповедую Слово Божье, то я не обязан знать как устроены транзисторы и диоды. Но мне необходимо развиваться в своей сфере. Развиваться постоянно, а не служить сегодняшней церкви на конспектах библейской школы, которую я окончил 15 лет назад.
Однажды Морис Серрулло проповедовав на одной конференции, сказал, что он не знает как устроена машина, и что если она поломается где-нибудь по дороге, он позвонит ремонтной бригаде, а сам сядет на такси и уедет. Слушая это, я подумал: «Ну и ну, это не правильно! Если водишь машину, надо хоть немного знать, как она устроена». У меня включился советский образ мышления. Наш человек может все – он и сантехник, и электрик, и плотник, и столяр. А про наших женщин еще в прошлом веке хорошо сказал Некрасов… Но позже размышляя о такой универсальности, я понял, что никакой человек не может быть во всем совершенен, во всем компетентен. Конечно, это очень хорошо многое уметь. Желательно быть многоплановой личностью. Но только не стояла бы за такой многоплановостью на самом деле поверхностность. Ведь можно знать только вершки, и не иметь никаких углубленных знаний.
В любой сфере, где мы прилагаем старания и усилия, мы должны знать - это окупиться. Будь то сфера работы, семьи, дружбы… – везде. Это усердие будет инвестицией, правильным вложением, и в конечном счете - Божьим благословением в нашу жизнь. Вы сможете делать то, что никогда не делали. Вы достигнете таких целей и планок, которые никогда не моги достичь.
НА ГРАНИ НЕВОЗМОЖНОГО
Некоторые люди приходят к Богу и молятся, прося шикарный дом или машину последней марки, или работу с немереной зарплатой. Но Бог не сразу отвечает на такие молитвы. Лестер Самрал как-то сказал: «Если ты не можешь получить по вере булочку, то не проси у Бога трех этажный торт. Потому что ты можешь надорваться. Ведь никогда раньше ты не верил и не получал от Бога по своим молитвам. Поэтому двигайся сегодня по мере веры, и тогда твоя вера будет расти. Не начинай сразу с великих вещей». Резкие скачки и непомерно высокие запросы, могут приводить нас в состояние кризиса. Не нужно создавать для себя кризисы, а вместо этого надо просто развиваться день за днем на пределе своего максимума, постепенно поднимая планочку. И тогда то, что казалось было невозможным, будет становиться нормой. И это касается всех сфер. Возможное граничит с невозможным, когда мы делаем наш максимум, делаем все, на что способны, и тогда Сам Бог выходит нам на встречу, и помогает подняться выше.
В Новом Завете описана история про одного отца, который обратился к Иисусу, прося исцеления для своего одержимого сына. Он просил помощи: «Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (Марка 9:23-24). Этот отец делал свой максимум, хотя у него было много сомнений. Но он решил просто перепрыгнуть через все свои сомнения, и он сумел их преодолеть: «Верую, Господи! помоги моему неверию». То, что он сделал, было подобно последнему подтягиванию на турнике, когда выжимаешь из себя больше, чем можешь.
Невозможное существует на грани возможного!