Россия больше всего нуждается в милосердии (СМИ) 30 ноября Преображенское содружество малых православных братств совместно с общиной друзей Святого Эгидия провели круглый стол, посвященный проблеме отмены смертной казни. В этот день 1169 городов – участников всемирного движения «Города за жизнь – города против смертной казни», которое существует с 2002 года, провели свои встречи, концерты, диспуты, чтобы вместе сказать «Нет» смертной казни.
Впервые участниками этой инициативы в России стали Москва и Тверь. В Твери мэр города и городская дума в эти дни на законодательном уровне рассматривают предложение мэра Рима о вступлении первого города от России во всемирное движение «Городов за жизнь», переданное им представителями Преображенского братства и общины Святого Эгидия.
В Москве в Библиотеке иностранной литературы впервые собрались вместе представители тех церковных, молодежных, правозащитных движений, научных центров и вузов, которые стремятся восстановить ценность и достоинство человеческой жизни и в нашей стране, и в других странах мира.
А эти ценности действительно нуждаются в защите и восстановлении в своих правах – даже там, где смертная казнь отменена или, как в нашей стране, фактически упразднена (ведь именно таково значение недавнего решения Конституционного суда по вопросу о применении этой меры наказания). От всех нас сегодня требуется внутренняя сопричастность этому решению. Между тем большинство жителей страны к такой сопричастности не готовы.
Самой яркой иллюстрацией к этому стал построенный на результатах ноябрьского всероссийского исследования доклад Алексея Левинсона, руководителя отдела Аналитического центра Юрия Левады. Опрос показал, что 53% россиян выступают по-прежнему за сохранение или даже расширение сферы применения смертной казни. Этот показатель выше у пожилых людей, чем у молодых; у людей с низким образованием выше, чем у людей высокообразованных; у бедных – чем у людей с высоким достатком. Меньше всего желают смертной казни в крупных городах с числом жителей более 500 тысяч человек. Но исключение составляет Москва, где это процент позорно высок. Но главное – это то, что вопрос о смертной казни не анализируется людьми рационально. Смертная казнь в России – это не инструмент борьбы с преступностью, плохой или хороший, это выпущенное на волю террором ХХ века «общественное безумие».
Об этих же глубинных изменениях в сознании человека в ХХ веке говорили герои показанного на встрече фильма «О проблемах смертной казни в России: непростой разговор» – ректор Свято-Филаретовского института проф.-свящ. Георгий Кочетков, телеведущий Александр Гордон, поэт и доктор богословия Ольга Седакова, д.филол.н. Мариэтта Чудакова, настоятель храма св. Космы и Дамиана прот. Александр Борисов и к.юр.н. адвокат Константин Рыбалов.
Соведущий круглого стола Владимир Лавренов, директор филиала РГГУ в Твери и член Преображенского братства, привел интересные исторические данные об отмене смертной казни в России князем Владимиром, императрицами Елизаветой Петровной и Екатериной II. Также он рассказал, что в начале XX века русское общество было потрясено сообщением о том, что в период с 1826 по 1906 годов, т.е. за 80 лет бурной политической истории России, было вынесено 612 смертных приговоров, а исполнено из них 153. Христианская совесть и правосознание очень многих людей были уязвлены этим фактом очень глубоко. Что же мы можем в свете этого говорить о следующих 80 годах нашей истории? Слишком много пролилось невинной крови, и человек уже не воспринимается как образ Божий.
Татьяна Ромон, координатор проекта в области гражданского общества, демократии и прав человека Европейской Комиссии в РФ, приветствуя собравшихся, рассказала о том, что когда президент Франции Франсуа Миттеран принимал решение об отмене смертной казни в стране, 63% французов были против ее отмены. Но руководитель страны должен быть готов взять такое решение на себя, ибо ответственность за нравственное состояние общества лежит на нем.
Сергей Никитин, директор представительства «Международной амнистии» в РФ, приведя последние данные о распространении смертной казни в мире и о тех приговорах, которые были отменены уже после приведения их в исполнение, подчеркнул, что если даже один человек может быть убит невинно по приговору суда, невозможно законодательно сохранять смертную казнь.