ИОВ
Иов — справедливый и богобоязненный человек, живший примерно в XVI веке до Рождества Христова, как полагают богословы, в земле Уц, между Едомом и Пустынной Аравией. К тому времени, когда Библия начинает рассказывать об Иове, он был очень богатым человеком и "знаменитее всех сынов востока". У Иова было много мелкого скота и верблюдов, волов и ослиц, а также — слуг. Он имел 7 сыновей и 3 дочери, и ради своих детей часто приносил жертвы Богу, потому что полагал, что на своих пиршествах они могут согрешить против Господа. Но однажды, представ перед Богом, сатана усомнился в искренности Иова, потому что Бог всегда хранил и благословлял этого человека. Бог позволил сатане проверить богобоязненность Иова, поразив его бедствиями. И вот, в один из дней, к Иову пришел вестник и сообщил о том, что Савеяне захвалили его овец и волов. Вслед за первым вестником пришел второй и сказал, что сошедший с неба огонь погубил всех овец и бывших при них пастухов. Не успел второй вестник окончить свой рассказ, как пришел третий и известил Иова о нападении Халдеев, забравших его верблюдов. Четвертый вестник сообщил отцу о гибели всех его детей, на которых от сильного ветра упал дом. От внезапно обрушившегося горя Иов разорвал свою верхнюю одежду, остриг голову и, упав на землю, поклонился и благословил Бога: "Нагим я родился, нагим и умру. Господь дал, Господь и взял" (Книга Иова, глава 1). Но сатана, вновь представ перед Богом, сказал, что "за жизнь свою человек отдаст все, что у него есть". И Бог разрешил сатане коснуться тела Иова, но только сохранить его душу. Сатана поразил Иова сильной проказой — от подошвы ног до самого темени. Иов сел в пепел, взял черепицу и стал ею себя скоблить. Видя страдания мужа, жена укоряла его за непорочность и твердость. "Похули Бога и умри", — посоветовала она. Но Иов ответил ей, что такие слова мог сказать только безумный человек. Потому что от Бога нужно принимать и доброе, и злое. О бедствии Иова услышали три его друга — Елифаз, Вилдад и Софар. Придя к Иову, они не узнали его — настолько обезображено было его тело. Друзья разорвали свои верхние одежды и, по обычаю того времени, в знак печали и страшного горя стали бросать в воздух пыль. Затем они 7 дней и 7 ночей молча просидели рядом с Иовом на земле (Книга Иова, глава 2). После этого Иов проклял день своего рождения. Но Елифаз, Вилдад и Софар стали утешать друга, выражая в своих речах традиционные благочестивые взгляды на причину его страданий. Они напомнили Иову, что Бог наказывает только нечестивых, и потому советовали покаяться перед Ним. Человек, по их словам, рождается для страданий, и потому советовали Иову предать свое дело Богу, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает. Друзья упрекали Иова за то, что он считал свои суждения и самого себя чистым перед Богом, и советовали ему исповедать грехи, за которые, по их мнению, Иов и страдал. Отвечая Елифазу, Вилдаду и Софару, Иов не скрывал своего отчаяния и назвал друзей "жалкими утешителями", "бесполезными врачами". Иов настаивал на своей невиновности перед Богом и требовал указать, в чем он согрешил. Иов вспоминал свою благочестивую жизнь, когда он "спасал страдальца, сироту и вдову; когда он совершал справедливые суды; когда он был глазами для слепого и ногами для хромого, отцом для нищих". Видя это, и юноши, и князья, и знатные люди уважали его. Иов не мог понять, почему Бог "воспылал на него гневом, разорил и причислил к Своим врагам". Он жаловался, что все близкие и знакомые покинули его — служанки считали чужим, а малые дети издевались над ним. Иов спрашивал у Бога, почему Он стал "жестоким к нему", и просил взвесить себя "на весах правды", чтобы Бог мог узнать его непорочность. Ослепленный своим отчаянием и страданием Иов воскликнул: "Невинен я; не хочу знать души моей, презираю жизнь мою. Все одно... Он (Бог) губит и непорочного, и виновного. Если виновного поражает Он (Бог) бичем вдруг, то пытке невинных посмеивается". Иов очень хотел, чтобы Бог ответил ему (Книга Иова, главы 3-31). Выслушав длинный разговор Иова с Елифазом, Вилдадом и Софаром, заговорил Елиуй, человек из племени Рамова, который был самым младшим и не вступал в беседу до того времени из уважения к старшим. В своей длинной речи Елиуй повторил доводы друзей Иова. Он сказал, что Иов не прав в том, что считает себя чистым и невиновным, а Бога — несправедливым. Елиуй хотел, чтобы Иов был испытан Богом и остался Ему верным (Книга Иова, главы 32-37). Но в это время из бури Бог ответил Иову и назвал его "омрачающим бессмысленными словами Провидение". Бог задал Иову множество вопросов, спрашивая, где был этот человек, когда Господь создавал землю, и показывая, насколько совершенно и мудро Он управляет вселенной. Бог сказал Иову, что он поступает безумно, если хочет обличить Божий суд, обвинить Бога и оправдать себя (Книга Иова, главы 38-41). Увидев Бога и выслушав Его, Иов признал, что Бог может все и Его намерение не может быть остановлено. Иов отрекся от всех своих претензий и раскаялся. После этого Бог велел каждому из друзей Иова принести в жертву по 7 тельцов и овнов, потому что Он разгневался на них за их речи. "Вы говорили обо Мне не так верно, как раб мой Иов", — сказал Бог Елифазу. Только молитва Иова могла спасти друзей от отвержения их Богом. Иов помолился Богу о них, и когда он это сделал, закончились дни его бедствия, и Бог дал Иову вдвое больше того, что он имел прежде. К нему вернулись все его братья и сестры, прежние знакомые и дали подарки. И Бог благословил последние дни Иова больше, чем прежние. У Иова снова родились 7 сыновей и 3 дочери. Дочери были очень красивы, и отец дал им наследство, что было не обычно для того времени. Иов прожил еще 140 лет и видел своих потомков до четвертого рода. Умер он в глубокой и доброй старости (Книга Иова, глава 42). Богословы считают Книгу Иова самой древней. Через пророка Иезекииля Бог называет Иова, на ряду с Даниилом и Ноем, человеком особенной праведности (Книга пророка Иезекииля, глава 14). В Новом Завете апостол Иаков говорит об Иове, как об образце терпения, достойном подражания (Послание Иакова, глава 5). Вера Иова проявилась в том, что в самый трудный час он сказал своим друзьям: "А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою...; и я во плоти моей увижу Бога".
|