ЕЛИСЕЙ
Елисей — израильский пророк, ученик и преемник пророка Илии, сын израильтянина Сафата. Жил в Израиле во время царствования израильских царей Иорама, Ииуя, Иоахаза и Иоаса. Библия рассказывает, что Елисей орал землю, когда мимо его поля шел пророк Илия. Пророк бросил на Елисея свой плащ и он, оставив свою работу, последовал за Илией. Но прежде Елисей заколол пару волов, поджег плуг, зажарил на огне мясо и раздал людям, которые работали с ним. А потом пошел за Илией и стал ему служить (Третья Книга Царств, глава 19). Спустя некоторое время Елисей вместе с пророком Илией шел из Галгала. Илия несколько раз просил Елисея остаться в той местности, где они останавливались по пути. Но Елисей ни за что не хотел расставаться с пророком, потому что знал, что Господь заберет Илия на небо. В Вефиле и Иерихоне ученики из пророческих школ (Библия называет сынами пророков) специально приходили к Елисею, чтобы сказать ему о вознесении Илии. Но Елисей запретил им об этом говорить. Тем временем Илия продолжал упрашивать Елисея оставить его одного, но Елисей упорно следовал за пророком. Перейдя через Иордан, Илия сказал Елисею: "Проси, что сделать тебе прежде, чем я буду взят от тебя". И Елисей ответил: "Пусть дух, который в тебе, будет на мне вдвойне". "Будет тебе, если увидишь, как я буду взят", ( ответил пророк. Как говорит Библия, вскоре появилась "огненная колесница, на которой Илия понесся в вихре на небо". От огорчения, что он расстался с пророком, Елисей разорвал свои одежды на две части. Затем он взял плащ Илия, упавший с пророка, и ударил им по воде Иордана. Вода в реке расступилась, и Елисей по суше перешел на другой берег. Навстречу Елисею вышли ученики из пророческих школ Иерихона и поклонились ему. Увидев Елисея издали, они стали говорить между собой, что на нем почил дух Илии. Подойдя ближе, стали настаивать, чтобы Елисей разрешил им пойти поискать тело Илии в горах или в долинах, потому что думали, что Дух Божий мог повергнуть его где-либо на землю. Елисей долго не соглашался, но сыны пророков надоедали ему, и он в конце концов согласился. Три дня 50 человек искали тело Илии, но так и не нашли. Библия рассказывает, что служение Елисея в течение его жизни сопровождалось чудесами Божьими. Как-то жители Иерихона пришли к Елисею с жалобой, что их земля бесплодна из-за плохой воды в их местности. Елисей взял соль, бросил ее в источник и сказал, что "Бог делает эту воду здоровой, и от нее впредь не будет ни смерти, ни бесплодия". По слову Елисея так и случилось. Затем пророк отправился в Вефиль. По дороге ему на встречу вышли дети и стали смеяться над ним, называя плешивым. Елисей посмотрел на них и проклял их именем Господним. Тут же из леса вышли две медведицы и растерзали 42 ребенка из числа тех, кто насмехался на Елисеем (Четвертая Книга Царств, глава 2). Когда три царя — Израильский, Иудейский и Едомский — вышли на войну с царем Моавитским, то пришли со своим войском в местность, где не было воды. Тогда они пошли к Елисею узнать, есть у пророка для них слово Господне. Елисей приказал позвать человека, который хорошо играл на гуслях. В то время, как гуслист играл, пророк получил от Бога откровение о том, что долина, где находилось войско трех царей, без дождя наполнится водой. Кроме того, Бог обещал победу над Моавитским царем. На другой день слова пророка сбылись (Четвертая Книга Царств, глава 3). Как-то к Елисею пришла женщина — одна из жен сынов пророческих. Со слезами она рассказала пророку, что ее муж умер, и теперь заимодавец хочет забрать ее сыновей себе в рабы, поскольку она не может расплатиться с долгами. Елисей велел женщине собрать у соседей как можно больше пустых сосудов, потом взять тот сосуд с елеем, который был в ее доме, наполнить все собранные пустые сосуды маслом и продать это масло. Поступив по совету Елисея, женщина и ее сыновья расплатились с заимодавцем. Одна богатая семья из Сонама специально для Елисея выделила в своем доме комнату, чтобы он имел возможность там остановиться, когда приходил в их город. У хозяйки дома не было детей, потому что ее муж был стар. Однажды, находясь в доме сонамитянки, Елисей пообещал, что через год у нее будет сын. Действительно, на следующий год женщина родила мальчика. Но через несколько лет, когда ребенок подрос, у него внезапно заболела голова, и мальчик умер на коленях своей матери. Не долго думая, женщина положила умершего сына на постель в комнате Елисея и отправилась к горе Кармил, где в то время жил Елисей со своим слугой Гиезием. Обняв ноги пророка, сонамитянка рассказала ему о случившемся. Тогда Елисей велел Гиезию взять посох, принадлежавший пророку, и, никого не приветствуя на своем пути, возвратиться в дом женщины и положить посох на лицо ребенка. Слуга выполнил повеление Елисея, но ребенок по-прежнему оставался недвижим. Узнав об этом, Елисей вошел в дом сонамитянки, запер за собой дверь, а потом, помолившись Богу, дважды распростерся над ребенком и согрел его тело. Мальчик 7 раз чихнул и открыл свои глаза. Елисей позвал Гиезия, и тот отдал сына матери. Когда Елисей пришел в Галгал, в той местности был голод. Пророк велел своему слуге сварить в большом котле похлебку для сынов пророков. Но один из сынов пророческих пошел на поле, чтобы собрать для похлебки овощей, и нашел нам неизвестное дикое вьющееся растение. Собрав плоды этого растения, человек накрошил их в котел с похлебкой, но никто об это не знал. Когда же начали есть похлебку, то не смогли ее есть и стали кричать, что в котле — что-то смертоносное. Тогда Елисей взял муку, всыпал ее в котел, и не стало в котле ничего вредного для людей. Как-то пришел один человек и принес Елисею пожертвование — 20 ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе. Пророк велел Гиезию отдать хлеб людям, чтобы они ели. Но Гиезий возразил пророку, что для сотни людей этого хлеба не хватит. "Господь говорит: "Насытятся и останется", — ответил Елисей. Так и случилось — люди ели, наелись, и хлеб еще остался (Четвертая Книга Царств, глава 4). Спустя некоторое время Елисей услышал, что к Израильскому царю с письмом от Сирийского царя приехал военачальник Нееман. Нееман был болен проказой и услышал, что в Израиле есть пророк, которой может помочь ему исцелиться. Поэтому Сирийский царь написал письмо Израильскому царю, прося его снять с Неемана проказу. Узнав, что, прочитав это письмо, Израильский царь разорвал свою одежду, Елисей послал к царю слугу передать, чтобы Нееман пришел к нему. Когда сирийский военачальник приехал на своей колеснице к дому пророка, к нему вышел слуга. Через слугу Елисей велел Нееману пойти и 7 раз омыться в реке Иордане. Услышав это, военачальник разгневался, потому что ожидал, что израильский пророк выйдет, возложит на него руки, помолится Богу, и он выздоровеет от проказы. В гневе Нееман развернул свою колесницу и оправился обратно. Но по дороге слуги военачальника убедили его исполнить слова Елисея. Как только Нееман 7 раз окунулся в Иордане, тело его исцелилось и стало похожим на тело маленького ребенка. Тогда Нееман возвратился к Елисею и просил его принять дар, который принес ему. Елисей же не взял у Неемана ничего, и военачальник отправился домой. Увидев, что Елисей ничего не взял у Неемана, слуга пророка Гиезий решил догнать Неемана и взять у него что-нибудь для себя. Обманув сирийского военачальника, что его послал Елисей, Гиезий попросил талант серебра и две перемены одежд. Нееман дал ему больше. Вернувшись, слуга запрятал серебро и одежды у себя дома, а Елисею сказал, что никуда не ходил. Тогда Елисей ответил, что за совершенный поступок проказа Неемана пристанет к Гиезию и его потомству. Библия говорит, что слуга вышел из дома Елисея белый от проказы, как снег (Четвертая Книга Царств, глава 5). Когда сыны пророков захотели построить себе жилище отдельно от Елисея, потому что им стало тесно жить вместе, то пошли к реке Иордану срубить себе по одному дереву. У одного из мужей, валивших деревья, упал в реку топор, который был взят на подержание. Елисей попросил указать место, куда упал топор. Пророк взял кусок дерева, бросил на это место и топор всплыл. Через какое-то время сирияне вышли воевать против народа израильского. Сирийский царь, посоветовавшись со слугами, несколько раз устраивал для израильтян засады. Но Елисей открывал все эти планы Израильскому царю. Узнав, что Израильского царя предупреждает Елисей, Сирийский царь послал своих воинов взять пророка в Дофаиме, где он тогда был. Когда утром слуга Елисея вышел из дома, то увидел, что весь город окружен сирийскими колесницами. Вернувшись, слуга рассказал об этом пророку. Елисей помолился Богу, и Тот открыл глаза слуге, который увидел Божье воинство, посланное на защиту Елисея. По молитве Елисея Бог поразил сирийских воинов слепотой, и пророк привел их в столицу Израиля — Самарию. Увидев сириян, Израильский царь хотел их убить, но Елисей посоветовал ему накормить людей и отпустить. После большого пира сирийские воины вернулись к своему царю, и какое-то время полчища сирийские больше не ходили на израильскую землю. Но позже новый Сирийский царь Венадад пришел и осадил Самарию. В той земле начался такой голод, что ослиную голову продавали за 80 сиклей серебра, а голубиный помет — за 5 сиклей. Однажды Израильский царь услышал, что в осажденном городе от голода матери стали есть своих сыновей. Разодрав одежды, царь решил, что во всем этом виновен Елисей и поклялся его убить (Четвертая Книга Царств, глава 6). Царь послал к пророку одного из сановников спросить, чего ему ждать от Бога. Елисей ответил, что через сутки мука и ячмень в городе будут стоить дешево. Но сановник не мог в это поверить. Случилось же так, что четыре прокаженных, сидевших у ворот города, пошли ночью в Сирийский стан, чтобы найти хоть какой-нибудь пищи. С большим удивлением они обнаружили, что вражеский стан пуст, а вся дорога до Иордана устлана одеждой и вещами, которые побросали при торопливом бегстве сирияне. Оказалось, Господь сделал так, что сирийскому стану послышался стук колесниц, ржание коней и шум большого войска. Потому сирияне оставили свои шатры, коней, скот и побежали, спасая свою жизнь. Не дождавшись утра, прокаженные позвали привратников передать весть о бегстве сириян царю. Но Израильский царь решил, что сирияне придумали хитрый маневр и ушли из стана, чтобы выманить из города голодных израильтян. Однако слуги убедили царя послать людей и, когда царские посланники вернулись, то подтвердили, что сирияне все оставили у стен города. Тогда израильтяне вышли и разграбили сирийский стан. Слова Елисея сбылись в точности (Четвертая Книга Царств, глава 7). Как-то Елисей пришел в Дамаск. Сирийский царь Венадад, который в то время был болен, послал своего слугу по имени Азаил к Елисею с подарком, чтобы узнать, выздоровеет ли царь. Азаил взял с собой всего лучшего, что было в Дамаске, и сколько смогли унести 40 верблюдов, и пришел к Елисею. Елисей ответил, что Сирийский царь выздоровеет. Потом пророк долго молча смотрел на Азаила, от чего сириянин сильно смутился. Елисей же горько заплакал и сказал Азаилу, что Бог показал ему, сколько бедствий принесет Азаил израильскому народу, потому что он станет царем Сирии. И действительно, возвратившись, Азаил задушил Венадада и воцарился вместо него (Четвертая Книга Царств, глава 8). По велению Божьему Елисей послал одного из своих учеников в город Рамоф, помазать военачальника Ииуя в царя Израиля. Юноша выполнил слова пророка в точности: помазал Ииуя елеем и повторил пророчество Илии Фесвитянина, что новый царь истребит весь дом царя Ахава, а тело его жены — царицы Иезавели — съедят псы на поле Изреельском. Вскоре все так и случилось (Четвертая Книга Царств, глава 9) . Когда Елисей заболел, к нему пришел Израильский царь Иоас. Царь сокрушался и плакал над Елисеем. Пророк велел Иоасу взять лук, открыть окно и выстрелить на восток. Это, сказал Елисей, стрела избавления от Сирии. Затем пророк велел царю пустить стрелы в землю. Иоас выпустил 3 стрелы и остановился. Елисей огорчился и сказал царю, что он всего трижды поразит сириян, но победить их окончательно царю не суждено. Библия говорит, что после этого Елисей умер и был похоронен. Чудеса Божьи сопровождали Елисея не только при его жизни. Как рассказывает Библия, Елисей даже после своей смерти стал причастником чуда воскресения человека. Спустя год после смерти пророка в Израиль пришли полчища моавитян. Случилось так, что люди, погребавшие тело какого-то человека, увидели моавитян и, испугавшись, бросили тело в гроб Елисея. Коснувшись костей Елисея, человек ожил (Четвертая Книга Царств, глава 13). Об Елисее упоминает в Своей Нагорной проповеди Иисус Христос, говоря, что никакой пророк не принимается в своем отечестве (Евангелие от Луки, глава 4).
|