Давид — второй царь израильского народа, живший в XI веке до Рождества Христова. Младший сын Иессея, родившийся в Вифлееме. Белокурый, приятного вида юноша Давид пас овец своего отца. Однажды Иессей послал слуг на пастбище за Давидом, ибо так повелел ему пророк Божий Самуил. Когда юноша пришел, то был помазан Самуилом в цари Израиля. Бог избрал Давида вместо первого израильского царя Саула, который не исполнил Божьего повеления. Библия говорит, что "Дух Божий почивал на Давиде" с того дня, как Самуил помазал его елеем. Как-то слуги царя Саула, которого все чаще одолевали приступы меланхолии, посоветовали ему найти человека, умеющего искусно играть на гуслях. Саул позвал во дворец Давида, потому что его рекомендовали царю, как "человека храброго, разумного в речах, видного собой и умеющего играть на гуслях". И когда Давид играл для царя, то Саулу становилось лучше и отраднее (Первая Книга Царств, глава 16). Собрав свои войска, филистимляне пришли в долину дуба, чтобы воевать с израильтянами. Трое братьев Давида пошли вместе с Саулом на войну, а юноша возвратился из царского дворца к отцу. Вскоре по велению отца Иессея Давид отправился в расположение израильских войск, чтобы отнести братьям провизию и узнать об их здоровье. Добравшись до места, Давид нашел братьев и, разговаривая с ними, услышал, как филистимский силач и великан Голиаф смеется над израильскими воинами, потому что те боялись выйти и сразиться и ним. Давид услышал также, что человека, победившего этого филистимлянина, царь одарит богатством и отдаст ему в жены свою дочь. Юноша стал переспрашивать, так ли это, потому что решил сразиться с Голиафом. Узнав об этом, царь Саул позвал Давида к себе и сказал, что он слишком молод и не может идти против сильного филистимлянина. Но Давид ответил царю, что Господь поможет ему расправиться с Голиафом точно так же, как Он помогал Давиду справиться со львом или медведем, нападавшими на стада овец. Царь велел Давиду одеть медный шлем и броню, взять меч. Но юноша взял с собой только посох, пращу и пять гладких камней из ручья. Увидев Давида, Голиаф презрительно посмеялся над юношей и проклял его своими богами. Давид же пошел навстречу филистимлянину, достал из сумки камень и бросил его из пращи. Камень вонзился в лоб великана и тот замертво упал на землю. Подойдя к Голиафу, Давид отсек ему голову его же мечом. Филистимляне побежали, а израильтяне гнались за ними и убивали до самого Аккараона. Начальник израильского войска привел Давида к царю, и Саул увидел в руках юноши голову Голиафа (Первая Книга Царств, глава 17). Когда царь беседовал с Давидом, царский сын Ионафан слышал этот разговор, и Давид ему очень понравился. Ионафан заключил с Давидом союз и подарил юноше в знак своей любви верхнюю одежду, пояс, меч и лук. Саул поставил Давида военачальником, и куда бы его не посылал царь, юноша везде действовал благоразумно. Это понравилось всему израильскому народу и слугам царя Саула. Когда израильское войско одержало победу над филистимлянами, женщины вышли на улицу и прославляли Давида больше, чем царя Саула. Услышав это, Саул стал подозрительно смотреть на Давида. Царь хотел убить Давида и дважды бросал в него свое копье, когда юноша играл на гуслях в царском дворце. Но Давид ловко увернулся и Саул стал бояться его, потому что видел, как благоразумен Давид. Царь дал Давиду задание принести сто краеобрезаний филистимских воинов, чтобы получить право жениться на царской дочери Мелхоле. Давид принес царю 200 краеобрезаний и Саул выдал за него свою дочь. Увидев, как Мелхола полюбила Давида, царь еще больше возненавидел зятя и сделался его врагом на всю жизнь (Первая Книга Царств, глава 18). После очередной победы в войне с филистимлянами, которую израильтяне одержали под руководством Давида, Саул снова хотел его убить. Но Мелхола помогла Давиду убежать от слуг царя. Давид пришел к Самуилу в Раму и рассказал пророку, как с ним поступал Саул (Первая Книга Царств, глава 19). Вернувшись из Рамы, Давид пришел к сыну царя Саула Ионафану, который полюбил Давида, как родного брата. Давид рассказал о замысле Саула и просил Ионафана отпустить его, чтобы спрятаться, пока тот не выяснит правду. Ионафану не верилось, что его отец хочет убить Давида. Но убедившись в этом, Ионафан нашел Давида и, прощаясь с другом, поклялся, что между их потомками всегда будет мир (Первая Книга Царств, глава 20). Прячась от Саула, Давид пришел в Номву к священнику Ахимелеху и попросил у него хлеба. Но кроме освященных хлебов у священника ничего не было, и он отдал Давиду этот хлеб. Вместе с хлебом Ахимелех отдал Давиду меч Голиафа, который хранился в Номве (Первая Книга Царств, глава 21). Спасаясь, Давид укрылся в Адолламской пещере. Узнав об этом, к нему пришла его семья, "все притесненные, должники и все огорченные душей" ( всего около четырехсот человек. Давид стал их начальником. Своих родителей Давид отвел к Моавитскому царю и они оставались там до тех пор, пока он скрывался от Саула. Сам Давид по слову пророка по имени Гад отправился в землю Иудину. Узнав от Авиафара о том, что Саул убил всех священников, мужчин, женщин, животных в священническом городе Новме, Давид велел ему остаться под его охраной. Авиафар был единственным из священнического рода, кто спасся от мести Саула за помощь Давиду (Первая Книга Царств, глава 22). Когда филистимляне напали на город Кеиль, Давид вопросил Бога и пошел воевать с неприятелем. Люди Давида нанесли филистимлянам поражение, забрали их скот и освободили жителей Кеиля. Царь Саул узнал об этом и собрался пойти, чтобы убить Давида в Кеиле. Но Давид ушел из города и скрывался в непреступных местах на горе и в пустыне, поэтому Саул отменил свой поход на Кеиль. В пустыню Зиф к Давиду пришел Ионафан, чтобы поддержать его и укрепить надеждой на Бога. Однако Зефеи сообщили царю Саулу, что Давид скрывается в их местности. Царь собрал своих людей и отправился на поиски Давида. Когда Саул двинулся в обход, чтобы захватить Давида, к царю пришел вестник и сообщил о нападении на израильскую землю филистимлян. Саул был вынужден оставить погоню и вернуться в свою землю (Первая Книга Царств, глава 23). Через некоторое время Саул с тремя тысячами воинов снова отправился на поиски Давида и его людей в пустыню Эн-Гадди. Недалеко от овечьего загона была пещера, куда Саул зашел по своей нужде. Давид и бывшие с ним люди прятались в глубине этой пещеры, но царь их не заметил. Люди Давида говорили ему, что Бог предает в его руки царя Саула и поэтому он может сделать с ним все, что угодно. Но Давид отказался причинять вред помазаннику Божьему, а только незаметно отрезал край царской одежды. Когда Саул вышел из пещеры на дорогу, Давид вышел вслед за ним и, поклонившись царю, пытался убедить его, что не хочет сделать ему никакого зла. Показав отрезанный край царской одежды, Давид призвал Саула убедиться в том, что он не имеет никакого коварства, и царь напрасно хочет погубить его. Выслушав Давида, Саул возвысил свой голос и плакал, говорит Библия. Саул понял, что Давид непременно будет царствовать в Израиле, и поэтому просил его дать клятву, что Давид не искоренит потомство Саула и память о нем. Давид дал царю такое обещание (Первая Книга Царств, глава 24). После того, как умер Самуил и окончились дни плача о нем, Давид пришел в пустыню Фаран. Он узнал, что там стриг своих овец человек по имени Навал. Давид послал к Навалу своих слуг, чтобы он дал им какого-нибудь пропитания, потому что пастухи и стада Навала всегда были под охраной людей Давида. Но Навал был злым человеком и грубо отказал слугам Давида. Тогда Давид собрал своих людей, чтобы пойти и уничтожить самого Навала и все, что у него есть. Однако, о случившемся узнала жена Навала Авигея, женщина мудрая и разумная. Авигея велела отправить ослов с пропитанием для Давида, а сама отправилась вслед за ослами. Когда Авигея встретила идущего навстречу Давида, то упала перед ним на колени и стала просить прощения за себя и своего мужа Навала, прося принять дары, не причинять зла дому Навала и не проливать невинной крови. Выслушав женщину, Давид принял то, что она принесла ему, и отпустил с миром. А через 10 дней Навал умер, и Давид поблагодарил Бога, что не пролил невинную кровь, а дал место гневу Божьему. Давид послал к Авигее своих слуг, чтобы взять ее в жены. Авигея поспешно собралась и пошла за послами Давида. В это время дочь Саула Мелхола уже была отдана отцом в жены израильтянину Фалтию из Галима (Первая Книга Царств, глава 25). Несмотря ни на что, Саул продолжал преследовать Давида. Царь снова пришел со своими людьми в пустыню Зиф и расположился там станом. Узнав об этом, Давид взял с собой Авессу, сына Саруя, и вошел ночью в шатер Саула. Царь спал, а у его изголовья было воткнуто в землю копье. Авесса предложил расправиться с Саулом, но Давид велел ему только взять копье и сосуд с водой. Отойдя от стана на большое расстояние, Давид воззвал с вершины горы к людям Саула и военачальнику Авениру, спрашивая, почему они так плохо охраняют царя. Давид показал копье и сосуд, взятый из шатра Саула, и сказал, что Саул зря пытается убить его, потому что за ним нет никакой вины. Давид дважды не использовал возможность убить царя и не искал смерти Саула. Царь признал правоту Давида и они возвратились каждый в свое место (Первая Книга Царств, глава 26). Видя, что Саулу доверять нельзя, и боясь попасть в его руки, Давид вместе с шестью сотнями людей отправился в филистимскую землю Геф. Саул узнал об этом и перестал искать Давида. Давид же просил Гефского царя Анхуса дать ему город, в котором жил бы он и его люди. Анхус дал Давиду город Секелаг, и Давид жил там около полутора лет. Вместе со своими людьми Давид нападал на жителей, которые издавна населяли окрестную землю — гессурян, гирзеян, амаликитян, кенеян, — и не оставлял в живых ни мужчин, ни женщин, забирал скот и одежду. Анхус доверился Давиду, полагая, что он опротивел народу израильскому (Первая Книга Царств, глава 27). В то время филистимляне в очередной раз собрали свои войска для войны с Израилем. Царь Анхус велел Давиду и его людям идти в ополчение. Но филистимские князья, командовавшие войсками, вознегодовали и потребовали от Анхуса отпустить Давида с его людьми, чтобы те во время сражения не перешли на сторону израильтян. Потому царь приказал Давиду возвратиться назад (Первая Книга Царств, глава 29). Когда Давид вернулся в Секелаг, то нашел его сожженным огнем. Воспользовавшись отсутствием Давида, амаликитяне напали и сожгли город, а всех его жителей увели в плен. Бывшие с Давидом люди подняли сильный плач о своих родных и близких, попавших в плен к амаликитянам. Они даже хотели побить Давида камнями, настолько велика была их скорбь. Давид спросил Бога, преследовать ли ему амаликитян, чтобы отнять награбленное ими. Получив от Бога утвердительный ответ, Давид с четырьмя сотнями воинов отправился в погоню. Добравшись до того места, где грабители праздновали по поводу взятой добычи, Давид устроил расправу. Библия говорит, что из большого полчища амаликитян спаслись только 400 юношей, которые убежали на верблюдах. Давид же и его люди возвратили все, что взяли у них амаликитяне (Первая Книга Царств, глава 30). Через два дня после победы над амаликитянами к Давиду в Секелаг пришел юноша, который случайно оказался на поле сражения филистимлян с израильтянами и был свидетелем гибели царя Саула и трех его сыновей. Юноша рассказал Давиду, что убил израненного царя по его просьбе. Узнав об этом, Давид велел убить юношу, осмелившегося поднять руку на царя, а потом стал оплакивать Саула и его сына Ионафана, который был очень дорог Давиду (Вторая Книга Царств, глава 1). После этого Давид спросил Бога, в какой из иудейских городов ему возвращаться. Бог указал Хеврон, и Давид вместе со своими женами и людьми поселился в этом городе. В Хеврон пришли иудеи и помазали Давида на царство в Иудее. Узнав об этом, начальник войска Саула Авенир взял сорокалетнего сына Саула Иевосфея и поставил царем над Израилем. Однажды произошло жесточайшее сражение между израильтянами, во главе с Авениром, и иудеями, во главе с Иоавом. Израильтяне были поражены слугами Давида, которые долго преследовали Авенира, но потом отпустили его и бывших с ним людей (Вторая книга Царств, глава 2). В Хевроне у Давида родились сыновья Амнон, Далуиа, Авессалом, Адония, Сафатия, Иефераам. Между домами Давида и Саула была продолжительная распря. Царство Давида все больше укреплялось, а царство дома Саула ( ослабевало. Военачальник Авенир, поддерживавший дом Саула, поссорился с сыном Саула Иевосфеем из-за бывшей наложницы Саула Рицпы и потому направил к Давиду послов с предложением заключить между собой союз. Давид потребовал, чтобы Авенир вернул его жену Мелхолу, которую Саул отдал в жены Фалтию. Авенир пришел со своими людьми в Хеврон и, поговорив с Давидом, решил вернуться и собрать израильский народ, чтобы поставить Давида царем и над Израилем. Давид отпустил Авенира с миром, но в это время в Хеврон из похода возвратился военачальник Иоав и стал укорять Давида за то, что он отпустил Авенира. Затем Иоав послал гонцов, тайно вернул Авенира в Хеврон и убил его. Узнав об этом, Давид оплакал Авенира и народ убедился, что царь не имеет никакого отношения к смерти военачальника. Это понравилось народу (Вторая Книга царств, глава 3). После смерти Авенира два бывших военачальника войска царя Саула убили его сына Иевосфея и принесли его голову в Хеврон к Давиду. Давид приказал их казнить, а голова Иевосфея была погребена в гробу Авенира (Вторая Книга Царств, глава 4). Старейшины всех колен израильского народа пришли в Хеврон к Давиду и помазали его в царя над Израилем, заключив с Давидом завет перед Богом. Библия говорит, что Давиду тогда было 37 лет, и он царствовал над Израилем и Иудеей 33 года. Собрав своих людей, Давид пошел войной на Иерусалим, в котором жили иевусеи. Он взял крепость Сион, поселился в ней и обустроил, назвав "городом Давидовым". Бог всегда был с Давидом и его царство все более утверждалось. Давид взял жен и наложниц из Иерусалима, и у него родились сыновья и дочери. Услышав, что Давид помазан в царя Израиля, филистимляне собрали свое войско и выступили против него. Но были разбиты воинами Давида, которые взяли идолов, оставленных филистимлянами на месте сражения (Вторая Книга Царств, глава 5). Укрепившись в городе Давидовом, царь решил перенести туда ковчег Завета из дома Аминадава, где он находился с тех пор, как филистимляне вернули его израильтянам. Ковчег поставили на колесницу, впереди которой шли сыновья Аминадава Оза и Ахио. За колесницей шел Давид и другие израильтяне, играя Богу на разных музыкальных инструментах. По дороге колесница сильно наклонилась и Оза прикоснулся к ковчегу Завета, чтобы не дать ему упасть с колесницы. Но Богу это не понравилось и Он поразил Озу на смерть. Увидев это, Давид испугался и решил не везти ковчег Божий в город Давидов, а оставить его в доме Аведдара Гефянина. Спустя 3 месяца Давид услышал, что Бог очень благословил дом Аведдара Гефянина ради ковчега Завета. Тогда Давид снова пошел, чтобы перенести ковчег в город Давидов. Когда несущие ковчег люди делали по 6 шагов, Давид приносил в жертву тельца или овна. Царь был одет в льняной ефод и веселился перед ковчегом Божьим, как простой человек. Жена Давида Мелхола, увидев мужа в таком виде, огорчилась и укорила его в том, что царю не годится так себя вести. Но Давид возразил ей, говоря, что его уничижение ничего не значит против той славы, которую ему дал Бог. Давид поставил ковчег Божий в шатре ( скинии собрания (Вторая Книга царств, глава 6). Спустя некоторое время Давид решил построить храм для Бога из кедрового дерева. Но через пророка Нафана Бог сказал Давиду, что храм Божий предстоит построить его сыну. Давиду же Бог обещал утвердить его царство и защитить от всех врагов. Радуясь, царь поблагодарил Бога за откровения и благословения, Которые Бог обещал дать его дому (Вторая Книга Царств, глава 7). Давид успешно вел войны с филистимлянами, аммонитянами, амаликитянами, моавитянами, сирийцами. Моавитяне и сирийцы стали рабами Давида, платившими дань. Паразил Давид также Адраазара, царя сувского, и взял золотые щиты, которые были у рабов Адраазара. Все золото, серебро и медь, отнятое у покоренных народов, Давид посвятил Богу. В Сирии и Идумее Давид поставил охранные войска (Вторая Книга Царств, глава 8). Как-то Давид разыскал человека по имени Сива, который был слугой в доме царя Саула. Давид хотел знать, остался ли в живых кто-либо из дома Саула, чтобы оказать ему милость ради Ионафана, которого очень любил. Сива рассказал о Мемфивосфее, хромом сыне Ионафана, которого слуги Давида позже привели во дворец. Давид распорядился, чтобы Мемфивосфею были отданы все земли, принадлежавшие ранее Саулу. Сива стал рабом Мемфивосфея и должен был обрабатывать эту землю для своего господина. Сам же Мемфивосфей стал жить в Иерусалиме и всегда ел за царским столом (Вторая Книга Царств, глава 9). Однажды вечером, прогуливаясь по кровле царского дома, Давид увидел очень красивую женщину, которая купалась во дворе своего дома. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Давид велел своим слугам привести ее в царский дом, спал с ней и потом отпустил домой. Через время женщина сообщила Давиду, что беременна. Тогда Давид велел ее мужу Урии Хеттеянину прийти из военного стана в царский дворец. Он расспросил Урию о ходе войны с аммонитянами, а затем велел идти ему домой. Но Урия не пошел домой и сказал Давиду, что не может есть, пить и спать с женою в своем доме, тогда как войска израильские и ковчег Завета находятся в шатрах. Видя это, Давид написал письмо военачальнику Иоаву, чтобы тот поставил Урию в месте самого сильного сражения. Давид хотел, чтобы Урия был поражен и умер. Иоав выполнил приказ Давида и Урия погиб. По окончании дней плача по убитому мужу, Вирсавия стала женой Давида и родила ему сына. Так Давид совершил грех перед Богом (Вторая Книга Царств, глава 11). Бог послал Своего пророка Нафана к Давиду и объявил ему, что за убийство Урии Хеттеянина совершит суд над ним. Вскоре ребенок, которого родила Вирсавия, заболел и умер. Давид исповедался перед Богом о своем грехе. Вирсавия снова родила Давиду сына и назвала его Соломоном (Вторая Книга Царств, глава 12). Однако вскоре Давида постигло новое несчастье. Сын Давида и Ахиноамы Амнон обесчестил Фамарь — дочь Давида и Маахи, сестру Авессалома. Авессалом возненавидел Амнона, но ждал удобного момента, чтобы отомстить ему за свою сестру. Через 2 года Авессалом стриг своих овец и упросил отца — Давида — отпустить с ним всех царских сыновей. Когда они ели, пили и веселились, слуги Авессалома напали на Амнона и убили его. Остальные сыновья Давида сели на своих мулов и вскоре вернулись к отцу. Авессалом же укрылся в Гессуре у царя Фалмая, где прожил 3 года. Оплакав Амнона и утешившись, Давид не стал преследовать Авессалома (Вторая Книга Царств, глава 13). Как говорит Библия, в Израиле не было тогда мужчины настолько красивого и хвалимого, как Авессалом. От подошвы ног до макушки головы не было у него недостатка. Военачальник Иоав сумел убедить Давида возвратить Авессалома в Иерусалим. Но, прожив в Иерусалиме 2 года, Авессалом не видел царя. Потом отец позвал сына к себе и простил его (Вторая Книга Царств, глава 14). Вскоре Авессалом обзавелся колесницами, лошадьми и скороходами. Он выходил утром к городским воротам и подзывал к себе всех, кто шел к царю искать правосудия. Авессалом говорил людям, что у царя некому выслушать их просьбу, и старался склонить их сердца на свою сторону. Через некоторое время Давид отпустил сына в Хеврон, чтобы тот принес жертву Богу. Во время жертвоприношения к Авессалому пришел советник Давида Ахитофел, и они составили заговор против царя. Израильский народ склонялся на сторону Авессалома. Давида предупредили об этом и он решил уйти из Иерусалима. Оставив жен и наложниц для охраны царского дворца, Давид со слугами и своими людьми, которых было около 600 человек, перешел через поток Кедрон и направился к пустыне. Священник Садок хотел вынести из Иерусалима ковчег Завета, но Давид велел ему вернуть ковчег на место. По пути Давид встретил своего друга Хусия Архитянина и попросил его идти к Авессалому и расстроить его заговор с Ахитофелом (Вторая Книга Царств, глава 15). Когда Давид дошел до местности Бахурим, человек по имени Семей стал бросать в царя камнями и злословил его, называя кровопийцей. Давид запретил своим людям трогать Семея, надеясь, что Бог воздаст ему благословением за это злословие. В Бахуриме Давид остановился со своими людьми на отдых, но вскорости к нему пришли вестники и сообщили, что Хусий Архитянин велел до рассвета перейти на другую сторону Иордана, потому что Ахитофел советовал Авессалому гнаться за Давидом и разбить его. Давид поспешно перешел реку и пришел в Маханаим. Авессалом со своим войском вышел из Иерусалима и расположился станом в галаадской земле (Вторая Книга царств, глава 17). Давид отправил свое войско против войска Авессалома, прося военачальников сохранить жизнь сына. Сражение произошло в лесу, в котором погибло очень много израильтян, потому что войско Давида нанесло большое поражение людям Авессалома. Сам Авессалом в лесу запутался волосами в ветвях дуба и повис на дереве. Когда военачальнику Иоаву донесли об этом, он сам выпустил три стрелы в сердце Авессалома. Оруженосцы Иоава бросили тело царского сына в глубокую яму и набросали на него кучу камней. Хусий Архитянин пришел к Давиду и рассказал ему о поражении израильтян и смерти Авессалома. Давид очень плакал о сыне, так что народ смутился от этого. Но Иоав убедил Давида выйти к народу, и народ просил Давида вернуться в Иерусалим (Вторая Книга Царств, глава 19). Когда Давид возвращался, между иудеями и израильтянами произошел спор. Израильтяне чувствовали себя униженными из-за того, что иудеи первыми позвали Давида вернуться и проводили его через Иордан в дом царя. Человек по имени Савей призвал израильтян отделиться от Давида и они пошли за ним. Давид приказал преследовать Савея и, настигнув его, воины во главе с Иоавом осадили город Авела-Беф-Мааха. Не желая, чтобы город был разрушен, его жители казнили Савея и бросили его голову военачальнику Иоаву, который сразу же возвратился в Иерусалим (Вторая Книга Царств, глава 20). Спустя некоторое время филистимляне снова вели войны против израильтян, но израильтяне поражали филистимлян. Давид же старел и уже оставался в царском дворце (Вторая Книга Царств, глава 21). Он приказал пересчитать народ израильский и, когда через 9 с половиной месяцев военачальник Иоав подал Давиду список переписи, сердце царя вздрогнуло. Давид понял и исповедался, что согрешил перед Богом, пересчитав народ израильский. Через пророка по имени Гад Бог предложил Давиду избрать одно из трех наказаний. Давид избрал Божье наказание ( моровую язву, от которой умерло 70.000 человек. После этого царь поставил жертвенник Богу на гумне Орны Иевусянина и принес всесожжения и мирные жертвы (Вторая Книга Царств, глава 24). Когда Давид состарился, его сын Адония сильно возгордился и говорил, что скоро станет царем. Военачальник Иоав и священник Авиафар поддерживали Адонию и помогали ему. Тогда пророк Нафан посоветовал Вирсавии идти к Давиду и выяснить судьбу ее сына Соломона, которого Давид клялся поставить царем после себя. Вирсавия пошла к Давиду и просила его объявить народу, кто взойдет на престол после смерти царя. Тогда по приказу Давида священник Садок помазал Соломона елеем и объявил его царем Израиля. Соломон сел на царском престоле и отпустил Адонию с миром (Третья Книга Царств, глава 1). Чувствуя приближение смерти, Давид завещал своему сыну Соломону хранить завет Бога, соблюдать Его уставы и заповеди, определения и постановления, чтобы быть благоразумным во всех путях и во всех дела, и чтобы исполнилось обетование Божье, данное когда-то Давиду о благословении его дома. Давид также завещал сыну построить дом Богу (1-я Книга Паралипоменон, глава 22). Когда Давид умер, его похоронили в городе Давидовом (Вторая Книга Царств, глава 2). За 40 лет царствования Давида еврейский народ достиг вершины военно-политического могущества. Давид раздвинул границы царства, объединившего израильские колена, и превратил его в империю, простирающуюся от моря до пустыни. Давид был выдающейся личностью. В нем уживались вера, смирение и сокрушение перед Богом, бесстрашие борца, государственная мудрость, отеческая любовь и любовь к музыке и поэзии. "Псалмы Давида" — пожалуй, самые известные песнопения на земном шаре. В ученном мире ведутся споры о возрасте и авторстве этих псалмов, а также о том, насколько они связаны с царем Давидом. Однако из 150-ти псалмов 73 явно приписываются Давиду. Религиозный пыл и литературное мастерство способствуют тому, что эти псалмы на протяжении многих веков продолжают оказывать огромное влияние на христиан.