Эта рубрика посвящена теме формирования ведения для домостроительства церкви Божией у служителя, посредством даров и служений Духа Святого, согласно Слову Божию. К обсуждению этой темы приглашаются опытные пастыри ХВЕ, а также и молодые служители со стажем служения не менее 3-5 лет.
Определимся, что понимать под словом «ведение». В переводе с еврейского – это познание, мудрость, разумение, понимание, прозорливость (предвидение). Ведение это знание от Вездесущего и Всемогущего Бога, который в последние дни открывается и говорит через Сына Божия Иисуса Христа, Которым Он веки сотворил и покоряет Ему все (См. Евр. 1:2,6; 1Кор. 15:27).
Ведение согласно Слову Божию
«Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования, которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него» (Еф. 3:1-13).
(Окончание. Начало см. «Вестник ХВЕ» No 3 за 2005г.)
1. Теперь и тогда
Живя во плоти, мы должны расти и развиваться духовно. «Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Прит. 4:18).
Псалмопевец Давид Духом Святым предсказал конечную цель для человека: «Это покой Мой навеки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его… священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются» (Пс. 131:14-16). Апостол Павел прямо указал на образ и славу Иисуса, куда нам надлежит стремиться: «Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор. 3:18).
Павел пишет, что сейчас мы «отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1Кор. 13:9). Прекратится то, что было несовершенным по причине младенчества духовного возраста: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор. 13:11-12). Здесь мы встречаем описание Апостолом Павлом процесса становления Царства Божьего в нас. Этот процесс совершается на отрезке времени жизни и находится между «сейчас», и «тогда», когда наступит совершенное.
Естественно, возникает вопрос: «Когда же настанет все совершенное, что мы будем видеть Его лицом к лицу и познаем Его, «подобно как я познан»? Ответ на этот вопрос богословы дают по-разному. Одни понимают категорически, что на земле, во плоти, ничего совершенного быть не может. Совершенство возможно только тогда, когда мы придем на небо. Кстати, эту точку зрения имели древние греческие философы — гностики, которые считали, что земля и жизнь на ней в нынешнем ее состоянии находится в бесконечном удалении от первозданного состояния и возвращение в это состояние не возможно. Евангелие от Иоанна дало церкви сильный аргумент для преодоления гностицизма в церкви, провозгласив: «И Слово стало плотью и обитало с нами полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца». «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать; Ибо закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин. 1:1,14,16). Сегодня одной из разновидностей гностицизма является суждение, исключающее возможность для Церкви на Земле, еще во плоти, войти в славу Христа, которую он имел во дни Плоти Своей, включая и Его преображение. Иными словами, что плоть не может измениться и стать Словом.
2. И вы имеете полноту в Нем (Кол. 2:10)
Наступило время говорить о реальности славы Божьей, ибо в этом и состоит наше движение вперед от «теперь» к «тогда же». Апостол Павел имел глубокое откровение, что «все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь», — в славу Божию, через нас» (2Кор. 1:20). Он верил, что примирившись с Богом через Иисуса Христа, мы получили доступ к такой благодати, которая позволяет хвалиться надеждою славы Божией, которая откроется уже во дни плоти нашей (См. Рим. 5:2). Это обетование относится к нам, «достигшим последних веков» (1Кор. 10:11). «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся» (1Кор. 15:51). Первые христиане также верили в скорое пришествие Господа, хотя оно и замедлило на двадцать веков. Насколько же ближе к нам сегодня время совершения этой тайны (См. Откр. 10:7). Современным ученикам становится опасно не верить в реальность исполнения этого обетования еще при жизни. Пришествие Его уже настолько близко, что Дух Божий побуждает сегодня обратиться ко всем обетованиям славы Божьей, «готовой открыться в последнее время» (1Пет. 1:5). И речь здесь идет все о том же полном спасении: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5:23). «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Фил. 3:21). Заметим, что это одно из обетований полного спасения человеческого тела, совершится не через смерть и воскресение плоти, а через поглощение смертного жизнью, то есть через преображение тела нашего. «Ибо мы… не хотим совлечься (т. е. умереть, прим. автора), но облечься (т. е. преобразиться как Христос на горе преображения), чтобы смертное поглощено было жизнью» (2Кор. 5:4). «Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему (т. е. телам умерших) надлежит облечься в нетление, и смертному сему (т. е. живым телам) облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор. 15:51-55).
Многие категорически настаивают на понимании, что все обетования славы Божьей относятся ко времени, когда наступит вечность (в пакибытии), когда придет Христос и установит тысячелетнее царство. В общем-то, и те, и другие не противоречат друг другу. Различие лишь в вере и неверии в возможность открыться славе Божьей прямо сейчас. Поэтому те, которые отодвигают реальность славы Божьей на некую неопределенную дистанцию во времени, не будут искать ее, не готовят себя и рискуют упустить момент вхождения в нее навсегда.
Иисус, пришедший во плоти, является для нас ответом на все вопросы. Если эту способность преобразиться и измениться имел Иисус, пришедший во плоти, значит это обетование совершенства и покоя для нас, через посланного Святого Духа, является только делом времени, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божья, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Если мы еще не достигли совершенства, то Иисус наш был совершен всегда, если мы сейчас знаем отчасти, то Он знает все. «Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (1Пет. 3:22). «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3:1). «Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8:34). Итак, мы можем с полной уверенностью сказать, что Иисус, сидящий одесную Бога Отца, является нашей полнотой, премудростью (т. е. ведением) и откровением воли Отца нашего Небесного. «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога…» (1Кор. 1:30).
3. Мы имеем источник ведения в Иисусе через Духа Святого
Через Духа Святого мы можем иметь все необходимое ведение. «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам», «наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Иоан. 14:26, 16:13).
Оказывается, через Духа Святого мы имеем всю полноту в Нем еще на пути, задолго до наступления нашего совершенства. Это есть самое захватывающее обетование, которое Иисус дал ученикам о принятии силы Духа Святого во имя Его, Который станет источником полноты спасения и ведения, как и было обещано через пророка Исаию: «И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень будет сокровищем твоим» (Ис. 33:6). Это обетование принадлежит нам сегодня. Иисус говорит: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей!»(Иоан. 7:37).
На страницах Деяний Святых Апостолов, как бы на наших глазах, из простых рыбаков, таких как Петр, Иоанн, Иаков, воздвиглись ученики, которые имели доступ к Иисусу в любое время, чтобы спросить Его о тайнах устроения Царства Небесного. И даже тогда, когда Иисус был уже на небе, для Петра не было никакой проблемы, преклонив колени в Иоппии, узнать волю Божью о воскресении Тавифы. Иоанн на острове Патмос получил откровение о состоянии семи церквей в Асии. Павел на корабле получил откровение о судьбе всех пассажиров. Пророк Агав из Иерусалима получил пророческое предупреждение о грядущем голоде, а позднее об узах Апостола Павла в Иерусалиме.
В первом веке откровения, видения, пророчества наполняли служения в церквах, насажденных Апостолом Павлом, как сам Павел пишет об этом: «…только Дух Святой по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня» (Деян. 20:23). Роль главы Церкви — Христа подчеркивалась Апостолами постоянно: «И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1:18). «…И не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (Кол. 2:19). «…И вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти» (Кол. 2:10).
4. Из чего мы строим?
Весь вопрос в том, нуждаемся ли мы сегодня в ведении от Господа Иисуса Христа? Понимаем ли мы, что в Его Церкви, которую Он приобрел Себе Кровью, пасторское руководство должно принадлежать по праву Ему, а нам, всего лишь, как сопастырям, в меру дарованного нам от Господа? И все, что бы мы ни делали, должны делать во имя Его, как бы от лица Его, исполняя Его конкретную волю не только на уровне внешнего, видимого соответствия Его Слову, но и на уровне намерений и помышлений сердечных.
Иисус и сегодня через Духа Святого может послать откровение и дать оценку всякому пасторскому труду и роли руководства в церквях. Только Господу принадлежит право оценивать реальное состояние той или иной церкви, по отношению к Нему и по отношению к окружающему миру. И если мы долго не слышим голоса Господа, и не интересуемся Его мнением о нашем труде, то не удивительно, что когда, наконец, услышим, нам может не понравиться то, что Он может сказать о нас и нашем служении. Например: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3:17). Кому подобная оценка может понравиться, даже если откровение было получено через Апостола Иоанна? Находились такие пасторы, подобно Диатрефу, которые исключали из числа приближенных даже Иоанна, и не принимали в церковь. Если пастырь недоволен нелестным пророчеством или откровением, полученном о нем, то вне милости окажется не только рядовой член церкви, но и уважаемый служитель. Поэтому для обличения служителей Господь использует служителей. «Почему, как говорит Дух Святой, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота» (Евр. 3:7). Пастор, который не ищет откровения Иисуса Христа и не ходит во свете Его, уже согрешил и делает зло пред Господом. Иисус объясняет это просто: «Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3:20-22). Если в церкви пастырь не имеет духовного ведения и откровений, это удобно для лжепророков и лжеучителей, потому что в мутной воде можно долго оставаться безнаказанным, но все это ненавидит Господь (см. Откр. 2:15).
Драгоценные камни Откровений
«Буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь» (Пс. 118:46). Искать воли Божьей, или вопрошать Господа по трудным, или судьбоносным вопросам церкви и окружающего общества, стало делом архаичным даже у пятидесятников, и мало кто сегодня прибегает к этому. Знать мнение Господа, например, при избраниях и рукоположениях, создании новых миссий, новых учебных заведений, при конфликтах в церквах, при разделениях, равно как и при объединениях, не только важно для достижения устройства, но и для избежания неустройства. Религиозная мотивация без откровения свыше может увлечь как общину, так и целое объединение в долину нищеты и бесплодия на много десятков лет. Не полагая в основание драгоценные камни новозаветных откровений, можно построить дом из дерева, сена и соломы. «О сем свидетельствует нам и Дух Святой; ибо сказано: Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их» (Евр. 10:15). «…и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Лев. 26:12). Если домостроители не строят согласно этому проекту, то они отвергли и Главного Архитектора, то есть краеугольный Камень строения.
У Господа есть возможность руководить каждым пастырем, каждой церковью, каждым человеком в отдельности на пути домостроительства Царства небесного. Для этого нужно взять за основу откровение Апостола Павла о плане домостроительства благодати Божьей для язычников, сверить со своим строением и, в случае необходимости, поправить все в точном соответствии с первоначальным проектом. У Господа полнота ведения.
Владимир Мурашкин,
епископ,
г. Малоярославец