Тернистый путь
Трудно описать впечатления человека, впервые попавшего в тюрьму за веру Евангельскую и оказавшегося в среде уголовных преступников, осуждённых по закону. Одним утешением в этот момент было сознание, что Иисус раньше сходил в преисподние места Земли, что я не один в таком положении, что где-то за стеной томится Иван Петрович, который уже в третий раз пошёл защищать дело церкви. Ведь это брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной, которая длится уже не одну тысячу лет, и впереди прошло бесчисленное облако свидетелей - братьев и сестер. Бог в таких случаях всегда напоминает о воздаянии за верность. История церкви вмещает личные истории её членов и идущих впереди народа пастырей. В то время мы были разделены с малоярославецкой церковью большими расстояниями. Ивана Петровича этапами привезли в Коми Республику, в г. Сыктывкар, в зону строгого режима. Там он отбывал все свои долгие пять лет. Все эти годы он был вынужден проходить двойное поприще за имя Господа: сидел в изоляторах по пятнадцать суток, в БУРах (барак усиленного режима) по нескольку месяцев. Он не терял там время, но молился за церковь, за братство, за Коми народ.
Спустя пятнадцать лет именно в этом посёлке, рядом с зоной, сейчас находится главный молитвенный дом г. Сыктывкара, столицы Республики Коми, и миссия, охватывающая своей работой весь Север до г. Воркуты и г. Лабытнанги. А когда Ивана Петровича пригласили на молодёжную конференцию, проходившую в этом молитвенном доме, он не упустил возможности подойти к воротам этой зоны, чтобы совершить молитву благодарности Богу за то, что Он всё может обращать во славу Свою.
Меня этапом отправили далеко на северный Урал. На мою долю выпало испытать все тяжести этапного передвижения. За пять лет меня перевозили из зоны в зону пять раз и каждый раз через пересыльные тюрьмы. За пять лет пришлось испытать 36 автомобильных этапов, 18 железнодорожных, три авиационных и множество пересыльных тюрем. Три раза ко мне приезжал начальник малоярославецкого отдела КГБ с одной целью: склонить к регистрации церкви. В последний раз он прямо предупредил меня: Владимир Григорьевич, последний год вам покажется самым тяжёлым. Это была установка КГБ для администрации местной зоны, которая исполнялась в точности. За год до освобождения меня лишили всех свиданий, продуктового ларька, поставили на самую грязную и тяжёлую работу , хотя от врачей было заключение о непригодности к тяжёлому физическому труду. Был в опасности от администрации, разбойников, от туберкулёза и дизентерии, от голода, холода и изоляторов. Годы прошли в другом мире, о существовании которого я даже не подозревал: лишённый всех прав, под давлением унизительного режима содержания, среди курящих и сквернословящих. Многие, оказавшись в камере, попадали под влияние среды, разделенной на множество враждебных каст, каждая со своими порядками и психологией. Об этом нужно писать не историю, а плачевную повесть о грехопадении человечества, или воспоминания узника.
Нужно сказать, что жребий узников с нами в равной мере делили наши жёны. Валентина Федотова, тоже бывшая узница за Господа, уже второй раз смело шла рядом с мужем по этому узкому и тернистому пути. Моя жена впервые проходила такого рода искушение. Но, взирая на мужество впереди идущего пастыря и его жены, находила силы все преодолевать верой и терпением. Они не пропустили ни одного свидания, как бы далеко ни приходилось им ехать. И каждый раз, приезжая на личное свидание, они подвергались унижениям, как жены преступников. Неоднократно им по приезду неожиданно отказывали в свиданиях под разными предлогами. Переступая пороги дверей с железными решётками и замками, наши жены подчинялись тюремному режиму содержания, охраняемому солдатами с оружием и собаками. В дни наших свиданий они были такими же узницами, но для нас единственной живой связью с церковью. Их подвиг был неоценим. Например, чтобы моей жене приехать на краткосрочное часовое свидание и привезти передачу, ей приходилось отпрашиваться или искать замену на работе, лететь на самолёте до Перми, с Перми на небольшом самолёте местных авиалиний лететь на Север до г. Ныроб, затем на катере или барже добираться по реке Колва до посёлка Бубыл, где находилась моя зона. Всякий раз кто-нибудь из сестёр из церкви охотно сопровождал ее в этой поездке. Это было большим свидетельством христианской любви и преданности для всех заключённых.
Церковь в этот период продолжала молиться о своих пастырях, твёрдо держаться Господа и собираться по домам для богослужений. Приходилось часто менять места собраний, время проведения служений, чтобы укрыться от своих преследователей. Собирались для богослужений по ночам или рано на рассвете, потому что власти продолжали переписывать верующих, вызывать на Административную комиссию и штрафовать. Такое было время, такая была политика в стране.
Незадолго до освобождения ко мне в зону приехал подполковник КГБ из г. Калуги и неожиданно спросил: ем вам помочь? Мы слышали, что вас здесь администрация притесняет? Так со сменой внешнеполитического курса страны изменилось отношение к верующ им и к религии. Мы хотим этапировать вас в г. Калугу для освобождения. Это было что-то новое. В Калужской тюрьме они запланировали устроить встречу Федотова с Мурашкиным, поместив их в одну камеру. Бдительные Органы, вероятно, хотели узнать, с каким настроением мы возвращаемся из уз. Нас свезли за двадцать дней до освобождения в маленькую камеру на двоих. Эти дни личного свидания за решёткой двух пастырей одной церкви, после пятилетней разлуки, были уникальным событием в истории христианских уз. Мы могли подвести итог нашему пятилетнему пути за пределами общества.
В эти дни мы переживали чудные посещения Духом Святым и получили много вразумлений от Господа. Он открыл нам в каком состоянии находится церковь, что в братстве произошло разделение, что придет небывалая свобода и нам предстоит принимать участие в зарубежных пятидесятнических конференциях.
В день освобождения нас разъединили, опасаясь демонстрации со стороны встречающих. Ивана Петровича повезли освобождаться в малоярославецкое районное отделение милиции, в то время как его жена поехала в г. Калугу. Иван Петрович, получив документы на освобождение, вышел из милиции и, не видя никого встречающих, пошёл домой в зековской телогрейке с биркой. Это всё, чем могли досадить ему напоследок. Меня же встретили у Калужской тюрьмы жена и мой друг Павел Савельев. В конце дня мы все собрались в доме Федотовых. Велика была наша радость. Так закончился срок последних узников церкви ХВЕ.
Братья были радушно встречены церковью. К этому времени она была в покое от преследований. Во всё время отсутствия пастырей о церкви заботился один из первых её членов Иван Тимофеевич Козырев из г. Обнинска, уверовавший из баптистов. Иван Тимофеевич оказался мужественным, верным и добрым пастырем, нежно заботившимся о народе. Несмотря на неоднократные предупреждения со стороны властей, он был тверд и готов в любой момент пойти в узы. Он с честью пронёс это служение до возвращения братьев.
Федотов был освобожден с административным надзором в течение года. Режим надзора запрещал выезд из города без разрешения и предписывал регулярные отметки в милиции. В случае нарушения условий проверки или графика отметок, его могли без суда и следствия возвратить в зону на один год для отбывания наказания за нарушение режима. Иван Петрович не пропускал ни одного собрания, при этом пунктуально являлся в милицию, но однажды он ошибся датой и в определённый день не пришел. Его тут же вызвали в отделение и вручили предупреждение, что в случае повторения нарушения, он будет возвращён опять в тюрьму. Тогда в церкви был объявлен пост и совершена ночная молитва за эту нужду. Около двух часов ночи, получив свидетельство от Духа Святого, что мол итва услышана, собравшиеся начали благодарить Бога. А через несколько дней в г. Москву прилетела большая делегация руководства мирового пятидесятнического объединения Ассамблеи Божьей из США. Они услышали, что Михаил Горбачёв объявил о начале Перестройки в СССР, и решили проверить его слова на деле. Приехав в г. Москву в Союз Баптистов, они спросили, можно ли увидеться с лидерами гонимой церкви пятидесятников? Например, с Федотовым, который недавно освободился из тюрьмы? Им ответили: Нет никаких проблем. Федотова вызвали в милицию и вручили разрешение поехать в г. Москву на эту встречу с иностранцами. Это было почти неправдоподобно, чтобы узнику после заключения разрешили встретиться с иностранцами, руководителями мировой пятидесятнической церкви, говорить с ними, обмениваться рукопожатиями, задавать вопросы без цензуры. Это был первый вздох настоящей свободы. Так Господь ответил на молитву церкви.
Пришла свобода
Впоследствии эта встреча, по-видимому, способствовала досрочному снятию административного надзора с Ивана Петровича. Вскоре после этого к Федотову и ко мне прямо домой приехал уполномоченный по делам религий и культов Калужской области, который был режиссёром гонений на нашу нерегистрированную церковь и инициатором двух судебных процессов. Он в простоте заявил, что в этом деле он был "дитя времени", и что наступила перестройка, и мы теперь можем собираться свободно, не бояться и не закрывать дверей и окон. Иван Петрович ответил ему, что он не боялся и тогда, когда они его преследовали. Так приходила настоящая свобода.
Возвратившись из заключения, мы нашли братство ХВЕ в разделенном состоянии. Разделился Киевский Епископат, разделилась и Московская церковь. Историкам ХВЕ ещё предстоит сделать правильный вывод об истинных причинах разделения такой славной церкви, которая прошла 60 лет путем гонений и репрессий и вышла победительницей. Но одним из очевидных камней преткновения разделению послужило так называемое Таллиннское движение - духовная волна пробуждения, прокатившаяся по церквам в конце 70-х и в начале 80-х годов. Одни епископы, восприняв её как действие от Бога, стали сами её проводниками, другие, - критиками.
По той или иной причине на одной стороне оказались Белых и украинские епископы: Левчук, Каминский, Южаков, московские епископы: Костюк, Ряховский. На другой стороне: азиатский епископ Егоренков, киевский епископ Иванов, московский епископ Разумовский. И. П. Федотов ещё до своих уз увидел в их разномыслиях опасность разделения и неоднократно предупреждал об этом братьев. Чтобы не дать места разномыслиям к разделению из-за Таллиннской благодати своей церкви, Иван Петрович предложил братьям совершить пост и молитву о получении силы Духа Святого. После семидневного поста сила Духа Святого пришла в церковь не меньше, чем в г. Таллинне и многие члены пережили на себе её свежее, исцеляющее и обновляющее проявление. Это благословение мы потом предложили в Беларуси и в других местах. Тогда никто не мог сказать, что у наших братьев Таллиннская благодать. Но к 1982 г. разделение всё же состоялось.
Свобода, пришедшая с перестройкой, разрушила Советский Союз и нанесла удар по единству церкви ХВЕ. Потребовалось несколько лет для преодоления разделения в братстве. К началу 90-х годов пятидесятническое движение в бывшем Союзе разделилось на тр и ветви: 1) церкви, объединившиеся в регистрированный Союз, под руководством Р. Биласа, 2) братство ХВЕ под руководством В. Белых и И. Левчука, желавших легализовать служение церквей ХВЕ, и 3) братства ХВЕ под руководством И. Федотова, под руководством П .С. Егоренкова и под руководством М. И. Иванова считали, что Церковь Христа не может принимать юридическое лицо, т.е. регистрироваться. Все три ветви одного движения происходили от одного корня, берущего начало от Воронаевского Союза ХЕВ, но отличались между собой по признаку отношения к легализации церкви в государстве в условиях демократических свобод.
Иван Петрович в 1988 году созывает 1-й Съезд ХВЕ, находящегося под его руководством, нерегистрированного Братства в г. Хотьково Московской области. На нем присутствовало около 120 служителей из России, Украины, Армении, Беларуси. А в 1988 году второй Съезд в г. Малоярославце. Своего молитвенного дома ещё не было и Съезды проводились в палатке, или в частном доме.
В 1988г. И. П. Федотов и А. А. Власов из г. Москвы получают приглашение посетить церковь пятидесятников в Швеции. До этого ни один епископ нерегистрированного братства не выезжал за границу. Ещё более неожиданным было разрешение на выезд. Проводы Ива на Петровича в Швецию были похожи на прощание с дорогим пастором, а он давал наставления церкви, почти как завещание. Были опасения, что его, трижды судимого, власти могли не пустить назад, как Георгия Винса или диссидентов. Появление на Западе репрессированных служителей вызвало широкий резонанс и возбудило большой интерес к церквам в России. Между церковью в г. Буросе и церковью в г. Малоярославце было сделано соглашение о побратимости.
Через два года в церковь приехал автобус гостей из г. Буроса. Члены буросской церкви, среди которых были врачи, медсёстры, учителя, политики, захотели посетить районную больницу, городские школы, районную Администрацию. Вечерами были встречи с населением города: пели псалмы, непринуждённо свидетельствовали о Боге. Все они произвели на горожан хорошее впечатление. Это стало событием не только для церкви, но и для города. К пятидесятникам в Малоярославце в корне переменилось отношение. Миссии сдали в аренду здание в центре города для организации благотворительной деятельности для малоимущего населения. Шведская миссия стала направлять для жителей города фургоны с гуманитарной помощью. Общение между церквами-побратимами стало двусторонним и плодотворным.
В этот период наступившей свободы появилась возможность для широкой миссионерской деятельности. Широко открылись двери для евангелизации населения: в воинских частях, в тюрьмах, детских колониях и ЛТП. В церкви происходят следующие события:
- 1988 г. Организовано Калужское отделение Библейского общества.
- 1988 г. Федотов впервые выезжает в Швецию по приглашению Пятидесятнических церквей.
- 1990 г. в г. Малоярославец приезжают 40 гостей из побратимой шведской церкви г. Буроса.
- 1990-1995 многократные выезды зарубеж руководящих братьев на международные конференции в Америку, Швецию, Германию, Норвегию, Корею.
- С 1990 г. Массовые евангелизации по городам Калужской, Тульской, Московской и других областей, начало тюремного служения.
- 1991 г. Организован ХМЦ с пунктом раздачи гуманитарной помощи обрый Самарянин
- 1992 г. создана Ассоциация Христианских миссий в Москве, в организации которой В. Г. Мурашкин принял активное участие.
- В 1992 году произошло воссоединение двух Братств ХВЕ, возглавляемых В. И. Белых и И. П. Федотовым. Это было во время Московской Школы Служения, проводимой Карлом Ричардсоном, из руководства церкви Бога. Воссоединенное Братство стало называться Объединенной Церковью ХВЕ (ОЦХВЕ).
Церкви было крайне необходимо своё молитвенное здание. Это было самое благоприятное время обратиться к властям города с просьбой выделить участок для строительства частного дома с молитвенным помещением. Власти пошли на встречу, видя все добрые начинания верующих. Теперь, особенно после восстановления единства в Братстве пришло время начать строить большой кирпичный молитвенный дом. В 1994 году на улице Зелёная было начато, а в 1995 году закончено строительство первого в России молитвенного здания, в котором можно было собирать Съезды всего Братства ОЦХВЕ. Это были вера и видение Начальствующего епископа Ивана Петровича Федотова, чьи заботы простирались гораздо дальше нужд одной церкви. С этого времени все события в церкви оказались прямо связаны с историей братства и неотделимы от неё.
В малоярославецком молитвенном доме были проведены несколько Конференций всего братства ОЦХВЕ. Сейчас в нём постоянно функционирует Детская Воскресная школа и Общеобразовательная основная школа для детей верующих родителей, а так же Центр реабилитации.
Окончание следует
Владимир Мурашкин,
епископ, г. Малоярославец