Начало Малоярославецкой церкви было так. В 1972 году, после долгих скитаний по квартирам вокруг Москвы, в город Малоярославец приехал узник за имя Господа Иисуса Христа Иван Петрович Федотов. Отбыв десять лет заключения за активную проповедь Евангелия в Москве и за ее пределами, он вернулся домой в родной город, где проживали его мать и сестра. Но, по законам того времени, все судимые лишались права на свое жилье в Москве и высылались для проживания за ее пределы на так называемый 101-й километр. Таким образом, Иван Петрович оказался в этом городе, где и поселился со своей женой Валентиной и ее матерью, купив небольшой кирпичный домик по улице Зеленая 9. Задолго до приезда Ивана Петровича в городе Малоярославце жил дьякон, "дед Матвей Владимирович", его так звали за большую белую бороду, и бабушка Наташа - это были первые пятидесятники в городе. Потом переехал из Смоленской области бывший летчик, дьякон Михаил Анохин с женой и детьми. Так образовалась первая группа Христиан Веры Евангельской из двух дьяконов и двух сестер. Когда приехал еще Иван Петрович, то в группе стало уже три служителя и четыре сестры. Иван Петрович и Валентина - оба ревностные труженики для Господа не могли удовлетвориться таким маленьким собранием. Они решили поститься и молиться за пробуждение в городе. После пятидневного поста Господь побудил их пойти в местное собрание евангельских христиан баптистов; их молитвенная группа также молилась о пробуждении. После нескольких проповедей в этом собрании Ивана Петровича окружили члены молитвенной группы и спросили: брат, ты крещен Духом Святым? Он пригласил их к себе домой и рассказал по Слову о крещении Духом Святым со знамением иных языков. Вскоре семнадцать человек, наиболее ревностных членов церкви баптистов, были крещены Духом Святым. Их помазание от Духа Святого было таким мощным, что они не могли скрыть своей радости. Зато реакция пастора и остальных членов баптистской церкви на их молитву в Духе Святом была неоднозначна. Некоторые уверовали и начали ревновать о крещении Духом Святым. Но их отлучили от церкви, а И.П. Федотова изгнали из собрания. Так образовалась новая община из 25-30 человек, крещеных Духом Святым. Зимой они собирались по домам, а летом в лесу. Церковь же при утешении от Святого Духа умножалась (Деян.9:31). Все служили домами по очереди. Небольшой дом Ивана Петровича, полдомика бабушки Наташи, маленький домик Миши Анохина - это первые молитвенные дома в Малоярославце.
Но вскоре грянул гром. Поступил донос в горисполком о нелегальных собраниях пятидесятников. Их стали посещать наряды милиции и дружинников, верующих постоянно переписывали, составляли акты, вызывали на административную комиссию и штрафовали по пятьдесят рублей, что соответствовало тогда размеру пенсии или минимальной зарплате. Пенсия бабушки Наташи была меньше налагаемого штрафа, но когда она говорила об этом на комиссии, ей отвечали: "ничего, братья и сестры тебе помогут". В некоторых семьях было по трое-четверо взрослых членов общины и штрафы складывались в солидную сумму, превышающую месячный доход семьи. Это происходило каждый месяц и было большим испытанием веры для молодой церкви, но утешение от Святого Духа, какое имела она в этот период, восполняло всё.
Я приехал в Малоярославец летом 1974 года по приглашению Ивана Петровича. Мне поручили вести небольшую группу верующих в городе Калуге. А осенью у меня наметился брак с Ольгой Захаровой. Этому браку суждено было попасть в историю. В намеченный день бракосочетания, рано утром, выходя из дома и направляясь в Калугу, Иван Петрович обнаружил за собой "хвост". За ним следили, чтобы собрать побольше улик для его ареста. Будучи опытным конспиратором, Иван Петрович решил внезапно выйти из электрички за одну остановку раньше так, чтобы двери захлопнулись перед ними. Таким образом он успешно оторвался от своих преследователей. Но молодежь, ехавшая из Москвы, все же привела их за собой. Вскоре к дому на окраине г.Калуги, пока гости из Москвы и других городов ещё собирались, подъехал автобус с милицией и главой районной администрации. Им уже было известно о готовящемся бракосочетании. Образование церкви в атеистическом городе Калуге для КГБ было делом недопустимым. Всей операцией руководил уполномоченный по делам религии и культов области полковник КГБ. И если бы не уверенное и приветливое приглашение Ивана Петровича заходить в дом, многие гости, не решились бы на это, видя милицейские машины и мотоциклы. Представители власти не препятствовали всем гостям входить во двор дома, где проживал жених, но никого уже не выпускали. Вскоре они начали всех переписывать. Но, ответственный за этот первый брак в церкви, пастор Иван Петрович, обратился ко всем со словами: время начинать наше служение, прошу пройти всем в дом. В дом зашли все, послушные голосу пастора, и служение началось. Во дворе осталось несколько неверующих гостей, которые и были переписаны милицией. Мне работники КГБ предъявили обвинение в том, что я собрал несанкционированный съезд, и требовали распустить его. Но я показал свидетельство о регистрации брака и сказал, что пригласил гостей на свою свадьбу. Служение в доме проходило в большой силе помазания Духа Святого, переходившего на каждого проповедующего. Глава администрации был в замешательстве, не понимая природы духа, в котором проповедовали и пели псалмы верующие. С трудом пробравшись к столу, он попытался сказать, что это собрание незаконное и его нужно прекратить. Иван Петрович сказал, что это не съезд, а бракосочетание, и когда оно окончится, они могут сделать все, что им положено. "А сейчас вы, как не приглашенные на это торжество, во имя Иисуса Христа не препятствуйте нам проводить его". Сказав это, он, исполнившись Духом Святым, проговорил к ним со властью на незнакомом языке. От этого явного действия Духа Святого, глава администрации побледнел, быстро повернулся и вышел из горницы. Посоветовавшись, администрация, милиция и КГБ оставили дежурного сержанта присмотреть за порядком и сразу все уехали. Наряды милиции, перекрывавшие улицу с двух сторон, были сняты. Многочисленные соседи, собранные необычным вмешательством милиции, хлынули к дому, где уже шло полным ходом приготовление к браку. Накрывались столы, московская молодежь разворачивала свои музыкальные инструменты, на свое место вышли в нарядах жених и невеста. Когда уехала милиция, на всех присутствующих сошла необыкновенная радость победы от Духа Святого. Все окна были облеплены любопытными зрителями. Такого небывалого чуда, чтобы милиция отступила и дала беспрепятственно, под охраной стража порядка, осуществляться торжественному собранию верующих, они никогда еще не видели. Одна сестра из Москвы потом говорила в своей общине: "Я была на войне". Но самым впечатляющим во всем этом была великая радость, сходящая на всех, кто приближался к этому месту. Сосед, когда еще стоял караул милиции, из любопытства зашедший посмотреть, что происходит в этом доме, стал у входа в горницу, где проходило собрание. Вскоре он заплакав, со слезами выбежал из дома и был тут же остановлен милицией. На вопрос, что с ним случилось, он с трудом выговорил: это мирный народ! Брачный пир продлился до позднего вечера. Это служение состоялось благодаря подвигу мужества и жертвенности пастыря, который стал в проломе за свою церковь, как написано: "Пастырь добрый полагает жизнь Свою за овец" (Ин.10:11). Но это стало последней каплей в чаше терпения атеистических властей. Через десять дней Ивана Петровича арестовали.
(Продолжение следует)
Владимир Мурашкин,
епископ,
Малоярославец