Когда мы говорим об истории нашего братства ХВЕ, то имеем в виду его преемственность от первоапостольской церкви. На практике же мы являемся самой молодой ветвью протестантского движения реформированной католической церкви. Когда при Мартине Лютере после длительного отпадения от Слова Божьего в реформированной Церкви Апостольское Учение начало восстанавливаться, тогда в Церковь начала возвращаться жизнь Сына Божия, а с ней и дары, и служения Духа Святого. 2000-летнюю историю Церкви легче понять, если последовательно рассматривать ее в трех исторических периодах времени.
1. Общий период (с первого века вплоть до восхищения Церкви) включает в себя:
- 1-й век верности Богу
- 12 веков падения Церкви
- 7 веков периода Реформации (восстановления) Церкви.
2. Вторая половина периода (с 14 по 20 век - история мирового реформаторского движения, восстановление церкви).
3. Период новейшей истории. Образование и развитие церкви ХВЕ в Pоссии:
- с 1922 г. по настоящее время.
Для чего нужен такой широкий исторический подход к изучению истории церкви ХВЕ? Для того, чтобы осознать себя частью
исторического реформаторского процесса, иметь ясное представление, откуда и куда мы движемся. Когда Церковь в Иерусалиме была рассеяна по причине гонений, огонь Пятидесятницы переместился в Антиохию, а затем разлился по всему миру. Иисус Христос, явившийся Апостолу Павлу на пути в Дамаск (Деян.9:3-6), а затем и в Храме, сказал ему: «иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян.22:21). Мы знаем, что служение иерусалимских Апостолов было предназначено для Иудеев, тогда как Апостол Павел был призван благовествовать язычникам (Гал.2:9). И он «более всех их потрудился», повсеместно полагая основание для спасения язычников через веру в Господа Иисуса Христа (2Кор.11:23-31). Церкви, основанные Апостолом Павлом, изобиловали благодатью, различными служениями и дарами Духа Святого (Рим.11:29; 1Кор.12:4,28). В конце первого века начались гонения на вселенскую Церковь. Апостолы Павел и Петр приняли мученическую смерть, оставшись верными Богу. В Книге Откровения (3:10) написано: «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения…». Однако не всем это удавалось, поэтому началось ослабление Церкви, приведшее впоследствии к ее падению. Это прослеживается в посланиях к семи церквам, которые приведены в книге Откровения. Именно в то время и произошло общее ослабление Церкви из-за ее неспособности побеждать мир, плоть, искушения, что и привело церковь через несколько столетий к полному её падению. Повеление Ангелу Ефесской церкви вспомнить, откуда он ниспал, покаяться и «творить прежние (апостольские) дела» не были исполнены никем. Итак, к XII веку официальная церковь пришла в глубокий упадок, став к тому же гонительницей верных христиан. Как написано: «Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых» (Откр.17:6).«…Пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее…» И далее звучит призыв: «…выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Отк.18:2-4). Именно поэтому и нужна была Реформация - отделение от «церкви-блудницы» верного народа и восстановление истинной живой Церкви, то есть «жены, облеченной в солнце» (Отк.12:1-17). К моменту пришествия Христа Церковь Его будет приготовлена, переплавлена, облечена силою свыше. И тогда она будет восхищена, как написано: «вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1Кор.15:52). К тому времени Церковь не только поднимется на свой прежний духовный уровень, но и достигнет зрелости и совершенства. И «слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего» (Агг.2:9). Таков общий панорамный обзор истории церкви от её рождения до восхищения.
А теперь о второй половине периода. Это период Реформации Церкви с 14-го века и до наших дней, то есть, начиная с времен Лютера, Кальвина, Цвингли, анабаптистов, баптистов, методистов и до современных пятидесятников.
Второй период необходимо рассматривать на фоне первого, чтобы увидеть то, что реформация Церкви все еще продолжается. И мы также находимся в этом процессе. Восстановление Церкви будет завершено к моменту прихода антихриста. В Церкви должны быть восстановлены: 1) опыт облечения силой свыше всего собрания (Деян.1:8;2:4); 2) служения Апостолов, Пророков и Евангелистов (1Кор.12:28). Она должна войти «в меру полного возраста Христова», то есть в Его покой (Евр.4:1-3). Церковь должна облечься силой свыше, стать в этом мире «грозной, как полки со знаменами» и победить антихриста (Еф.1:23, 3:19; Откр.12:11).
Третий период включает в себя историю Церкви ХВЕ (в бывшем СССР), а затем ОЦХВЕ в России. Это является всего лишь фрагментом второй половины периода общей истории Церкви. Все эти три периода должны представлять из себя как бы единую историческую картину продвижения Церкви к совершенству, то есть вхождение «в меру полного возраста Христова» (Евр.6:1; Еф.4:13). В книге В.Франчука «Просила Россия дождя у Господа»1 применен именно этот принцип раскрытия исторической преемственности современной церкви ХВЕ от первоапостольской Церкви. И это является важной истиной для утверждения в вере детей Божиих. В этой книге собраны все исторические свидетельства о том, как пятидесятническая проповедь о крещении Духом Святым достигла России в конце 19-го - начале 20-го века с трех напралений.
Первое направление - северное
Примером этого является проповедническое служение евангельского христианина А.И.Иванова, а впоследствии Н.П.Смородина на северо-западе России до революции. Это первое направление, откуда пятидесятническое учение пришло в Россию. И на А.Иванова и на Н.Смородина оказали большое влияние норвежский методистский пастор Томас Баррат и шведский баптистский проповедник Леви Петрус. Последние способствовали возникновению пятидесятнического движения в Скандинавских странах. В 1911г. они посетили г.Хельсинки (столицу Финляндии) с «радостной вестью» о крещении Духом Святым, а в 1913 г. там произошло излияние Духа Святого на общину, руководимую А.Ивановым и Н.Смородиным. Тем самым было положено начало возникновению пятидесятническому движению, которое затем распространилось в г.Выборге, в Эстонии, в Петрограде (1916 г.), в Новгородской, Витебской и Московской губернии. С приездом в 1915 г. в Петроград А.Д. Уршана6, который учил об Иисусе Христе как о едином Боге. Смородин (во время отсутствия Иванова), принял эту доктрину. А затем они добавляют ее к своей проповеди полного Евангелия, создав этим самым «церковь христиан в духе апостолов», последователи которой до сих пор носят название «единственников», «иисусовцев», «пятидесятников-смородинцев». Они имели практику перекрещивать в воде во имя Иисуса. На самом деле, эта форма благовестия затормозила распространение истинного, неповрежденного учения об излиянии Духа Святого на всякую плоть. Иванов, отбыв ссылку в Удмуртии, после революции возвратился в Петроград и присоединился к Смородину, много трудился для насаждения этого учения и распространения церкви с такой теологией. Так, например, в Москве в 20-е годы у них была община, состоявшая из 800 членов. Они повлияли на молодую церковь евангельских христиан-трезвенников, численностью в 600 человек, принявших крещение Духом Святым, которой руководил И. Колосков. Вся его община приняла учение «о едином Боге» и приняла повторное крещение. Все попытки отвратить их от небиблейского подхода к учению о единстве триединого Бога не увенчивались успехом, что свидетельствует о перерождении, а значит, и вырождении такой церкви. Это печальный опыт в развитии Реформаторского движения в России. После массовых репрессий 30-х годов обе эти многочисленные общины в Москве перестали существовать.
Второе направление - западное
Весть о Пятидесятнице пришла на западную Украину и в Белоруссию из Польши. Начиная с 1928 г., это движение получило значительное распространение после создания Восточно-Европейской Миссии (ВЕМ) в г.Данциге миссионерами из США Густавом Шмидтом7 и Артуром Берхгольцем. Они открыли там «полевую квартиру ВЕМ». Сначала ими были организованы трехмесячные Библейские курсы, а в 1930 г. занятия стали проводиться регулярно. Затем на основе этих курсов был открыт двухгодичный Библейский институт, до войны у него было три выпуска. Всего на Библейских курсах за 9 наборов обучился 271 проповедник. А Библейский институт выпустил 50 слушателей с двухгодичным и 39 с десятимесячным сроком обучения. Большой вклад в дело образования внёс известный теоретик мирового пятидесятнического движения Дональд Джи, который в 1929- 1930 гг. присоединился к служению Г.Шмидта и А.Бергхольца.
Г.Шмидт начал регулярно выпускать журнал «Примиритель». С какой целью? Чтобы молодое пятидесятническое движение основывалось на сбалансированном, здравом учении о спасении через веру в Иисуса Христа, а также о Личности Святого Духа, Его силе и дарах. За основу проповедуемого ВЕМ Евангелия была взята доктрина «Ассамблеи Божией»: «Законченная работа Голгофского креста» без омовения ног. В результате деятельности этой миссии в 1924 г. был образован союз ХВЕ, охвативший территорию Польши, Белоруссии, Литвы и Западной Украины. Вторая мировая война внесла свои «коррективы», в результате чего Западная Украина, Белоруссия и Литва отошли от Польши и перешли под юрисдикцию СССР, что, в свою очередь, оказало отрицательное действие на дальнейшее распространение этого движения.
Третье направление - южное
Пробуждение началось в г.Одессе. Наибольшего успеха в распространении пятидесятнического движения достигли, благодаря своей проповеднической и организационной деятельности, миссионеры из США Иван Ефимович Воронаев и Василий Романович Колтович. К ним присоединились многие крещенные Духом Святым проповедники из евангельских христиан и баптистов. Это движение в дальнейшем получило название ХЕВ (ХВЕ). И это было основным направлением в пробуждении вплоть до начала перестройки в СССР. При этом следует различать несколько периодов в истории ХЕВ (ХВЕ), каждый из которых имел свой собственный неповторимый опыт.
Первый период - полной свободы (1921-1930 гг.) В 1921 г. И.Воронаев и В.Колтович прибыли в Одессу. В том же году было проведено первое собрание. А через три года был созван съезд, на котором было решено создать Одесский областной Союз Христиан Евангельской Веры. К 1924 г. «воронаевские» общины были уже почти во всех областях Украины, а также на Урале, в Сибири, в Ташкенте. Поле их деятельности постоянно расширялось. Ежегодно проходили съезды. На 2-м областном съезде ХЕВ в 1925 г. был принят ряд важных решений, касающихся вероучения, а также резолюции о молитвенных собраниях сестер, о христианских праздниках, об отношении к другим церквам, о браке и разводах, о рукоположении и другие. Это послужило к устройству в новых общинах. Съезд также одобрил предложение о создании Всеукраинского Союза ХЕВ. К 1926 г. в Одесской церкви уже насчитывалось около 400 членов. А к концу 20-х годов в союзе ХЕВ было уже 350 общин, в которые входило около 17 тыс. верующих. В том же 1926 г. И.Е.Воронаев издал «Краткое вероучение Христиан Евангельской Веры (пятидесятников)». В 1927 г. состоялся 2-й Всеукраинский съезд ХЕВ, который был одновременно объявлен первым Всесоюзным Съездом Союза ХЕВ (пятидесятников). На нем, вопреки действующей Конституции, была принята жесткая резолюция об обязательной для всех членов ХЕВ воинской повинности. Такая постановка вопроса ущемляла свободу совести верующих, уже девять лет пользовавшихся законом об альтернативной службе, что, в конечном счете, и привело к церковному разделению. Было как бы два полярных мнения по отношению к новой политике советской власти. Таким образом, были сформированы самостоятельные объединения церквей, которые и до сего дня не нашли пути к воссоединению. Обрушившиеся сталинские репрессии нанесли еще более ощутимый удар по двум направлениям ХЕВ. На первом Всесоюзном Съезде ХЕВ принимал участие в качестве делегата от Московской губернии А.Е. Фролов9. На Съезде было принято решение об издании журнала братства, который впоследствии получил название «Евангелист».
В 1928 г. И.Е.Воронаев совместно с И.Н.Подлесным издали 8 номеров этого журнала, тиражом 3000 экземпляров. Когда огонь Духа Святого охватил всю Украину и Россию, над верующими начали сгущаться тучи. В 1929 г. вышло постановление «О религиозных объединениях», закон о культах, ограничивающий свободу совести. В 1930 г. союз ХЕВ распался, поскольку все его руководство было репрессировано. Так закончился первый период в истории церкви ХЕВ, руководимой И.Е.Воронаевым. Что было характерным для этого времени? Небывалая свобода для проповеди Евангелия (см.1Кор.16:9). В этих условиях особенно эффективно осуществлялось служение посланных Духом Святым И.Е.Воронаева, В.Р.Колтовича и других евангелистов и проповедников (см. Деян.13:4). Они не упустили этого благоприятного времени, успев заложить хороший фундамент как вероучения, так и организации церкви. У этого движения были свои сильные и слабые стороны. Сильной стороной являлось фундаментальное отношение его руководителей к Слову Божию, касающееся как вопроса спасения, так и внутреннего благочестия, а также неуклонное следование Слову в гонениях, до самой смерти. Так что последующие поколения могут, «взирая на кончину их жизни, подражать вере их» (Евр.13:7). Слабой же стороной этого движения оказалась недальновидность его руководства, приведшая к разделению в братстве перед началом гонений. Основной их ошибкой было то, что они шли на компромиссы с атеистическим государством в деле церковного домостроительства.
Второй период в истории церкви ХЕВ (1930-1945) связан со служением епископа Г.Г.Понурко. Он принял руководство братством, находящимся в тяжелейших условиях в период сталинских репрессий 30-40-х годов. Будучи сам неоднократно репрессирован, он был не в состоянии полноценно осуществлять функции руководителя братства, полностью лишенного каких-либо юридических прав на свою деятельность. Только в годы оккупации Украины, церкви пользовались относительной свободой и весьма умножались.
В 1942 г. ХЕВ и ХВЕ объединились в один Союз и стали называться так: епископальная церковь ХЕВ, а руководящий орган - епископальная коллегия Церкви ХЕВ на Украине. Председателем этого союза был избран Г.Г.Понурко. Епископы Гавриил Понурко и Михаил Бут решили созвать съезд, чтобы выработать церковный Устав, объединяющий все церкви «воронаевского» и «шмидтовского» направлений. В это время были рукоположены на епископское служение А.Бидаш и И.Пономарчук. Была проведена большая работа по объединению в один союз пятидесятнических церквей, разрозненных в период после репрессий. В процессе подготовки к Всеукраинскому съезду были проведены окружные и областные съезды. В это время (1943 г.) один из будущих руководителей братства В. И. Белых принимает водное крещение и начинает свой труд в церкви. Другие же - И.А.Левчук и П.С.Егоренков - проходят «школу» верности, отказавшись взять в руки оружие во время военной службы. За это они были приговорены к расстрелу. Но И.Левчук был чудесным образом освобождён, а П.С.Егоренкову заменили расстрел на большой срок заключения. Епископальная коллегия церкви ХЕВ на Украине в составе Г.Г.Понурко, И.Пономарчука, А.Бидаша, Ф.Шокало и других служителей приняла решение о проведении в общинах бесед духовно-назидательного и воспитательного характера. Кроме того, было решено открыть воскресные школы, организовать кружки христианской молодежи, сестринские кружки и т. д. Благодаря такой активной деятельности епископальной церкви ХЕВ, возникло много новых общин. Если в 1942 г. на 200 общин «воронаевского» направления с общей численностью 5000 человек, то в 1943 г. было создано еще 152 общины, в которых 6600 верующих. А.И.Бидаш совместно с другими богословами выработал в 40-х годах вероучение Церкви ХВЕ, которое называлось так: «Вероучение - основание церкви Христиан Веры Евангельской, находящейся в СССР» (см.Еф.2:20-21). В 1944 г. Г.Г.Понурко и М.С.Бут были репрессированы и отправлены в Среднюю Азию, где отбывали долгий срок заключения как узники Божии. Во время второй мировой войны из лагерей было освобождено руководство церквей евангельских христиан, баптистов и православных. Я.И.Жидков, освобожденный из уз, учредил Всесоюзный Совет Евангельских Христиан-Баптистов (ВСЕХБ). В августе 1945г. под давлением КГБ руководители ХЕВ А.И.Бидаш и Д.И. Пономарчук, а также руководители ХВЕ И.К.Панько (Беларусь) и С.И.Вашкевич (Западная Украина) обратились во ВСЕХБ, чтобы обсудить условия, необходимые для вхождения в союз ЕХБ. Обращение это было вынужденным, поскольку совет по делам религиозных культов (при Совете Министров СССР) отказался утвердить решение о создании пятидесятнического союза ХЕВ, восстановленного в условиях оккупации в 1942 году.
Поэтому в августе 1945 г. было подписано соглашение об объединении Христиан Веры Евангельской с евангельскими христианами и баптистами в один союз, то есть так называемое «Августовское соглашение». В нем ЕХБ официально признавало крещение Духом Святым как со знамением иных языков, так и без него. В связи с арестом Г.Г.Понурко руководителем братства фактически стал А.И.Бидаш. Он через три года после заключения Августовского соглашения встанет на сторону членов ХЕВ (ХВЕ), ущемленных в своих правах со стороны служителей ВСЕХБ.
Это третий период в истории Церкви ХВЕ (1945-1967 гг.), когда ее руководителем являлся А.И.Бидаш. В результате Августовского соглашения с августа 1945-го по январь 1960 г. в общины ЕХБ вошло около 25 тысяч пятидесятников. Всего в ВСЕХБ насчитывалось около 300 пятидесятнических общин. Таким образом пятидесятнические лидеры рассчитывали дать возможность церкви находиться на легальном положении и беспрепятственно проповедовать о крещении Духом Святым. На самом же деле после подписания Августовского соглашения в церквах возникло противостояние между пятидесятниками и баптистами, которые имели разные доктринальные основы. Запрещалась общая молитва на иных языках, а также было упразднено омовение ног. Тогда А.Бидашу стали поступать письма от тех, кто согласился на это объединение, что баптисты повсеместно нарушают это соглашение, не допускают наших братьев к руководству даже на равных правах, но всячески их ущемляют. И Бидаш пошел на очень смелый поступок. Он созвал в Днепродзержинске съезд с участием служителей ХВЕ и ХЕВ, чтобы провозгласить: чистота вероучения - это главное и сохранять ее следует любой ценой, вплоть до разрыва Августовского соглашения и выхода из Союза ЕХБ. Многие служители пятидесятнических церквей, которые не могли смириться с пренебрежением истиной, были настроены на то, чтобы создать независимый (нерегистрированный) Союз Христиан Веры Евангельской. И вот в 1948 г. в Киеве под руководством А.И.Бидаша состоялось совещание служителей, не согласных с Августовским соглашением. Все стали молиться о Божьем водительстве.
Бог утешил предстоящим успехом, но было предвозвещено, что прежде их ожидают узы, через которые надо будет пройти, чтобы защитить истину. Руководство церкви, сохраняя вероучение, должно было добровольно обречь себя на гонения. В 1948 г. в г. Днепродзержинске состоялось второе расширенное совещание служителей Христиан Веры Евангельской, несогласных с тем, что руководство ВСЕХБ всячески препятствует проявлениям Духа Святого в церквах. Было составлено заявление руководству ЕХБ и Советскому правительству, где было сказано: «Мы, христиане веры евангельской, можем быть только отдельным союзом ХВЕ, по нашему вероучению». В письме были изложены причины, побуждающие к выходу из объединения. В совещании принимали участие епископы: А.Бидаш из г.Пятихатки, Ф.Шокало из г.Кривого Рога, П.Ильчук из Ровенской области, пресвитеры, дьяконы и проповедники. Среди них были также В.Белых из г.Золотоноши и И.Левчук из г.Киева. Сразу же после окончания съезда все его 16 участников были арестованы и отправлены в Днепропетровскую, а затем в Киевскую тюрьму. Их осудили якобы за антисоветскую деятельность, приговорив к разным срокам заключения. В числе осужденных были также А.Бидаш, П.Ильчук, В.Белых, И.Левчук. Начались преследования христиан, вышедших из объединения с баптистами. И многие из руководителей церквей, а также истиных христиан пошли в тюрьмы и лагеря. В 1949 г. в одной только Днепропетровской области вышло из объединения ВСЕХБ более 38 процентов от общего числа тех, что вступили в него в августе 1945 г. Епископ А.И.Бидаш был удивительно стойким и мужественным защитником чистоты Учения Христова. Будучи в узах, он подавал молодым братьям-узникам замечательный пример терпения и стойкости в перенесении страданий за имя Господа. Г.Г.Понурко, вернувшись из уз в 1955 г., сложил с себя полномочия руководителя запрещенного властями «воронаевского» союза ХВЕ. Он объяснил это тем, что устал сидеть в лагерях и что впредь будет работать на объединение на основе Августовского соглашения. Руководство братством принял на себя заместитель Г.Г.Понурко епископ Афанасий Иванович Бидаш, находившийся с 1948 г. в узах и также освободившийся в 1955 г. В 1955-56 гг., после смерти Сталина, многие христиане, осужденные за религиозную деятельность, были освобождены. Значительная же часть священнослужителей все еще находилась в ссылке в Сибири или на Севере. Служители, выйдя на свободу, начали труд по восстановлению разрушенных церквей, рукоположению священнослужителей, освящению членов церкви. После двух лет интенсивной работы (к июню 1956г.) был восстановлен руководящий центр в г.Пятихатках. К июлю 1956 г. были доработаны «догматы христиан веры евангельской». В 1956 г. А.И.Бидаш рукоположил в г.Инте на пресвитерское служение В.И. Белых, а сам в этом же году возвратился на Украину. Его здоровье было основательно подорвано в тюрьме и в ссылке. Ведь в тюрьме А.И. Бидаш постоянно находился в камере для инвалидов. И это очень отрицательно сказалось на состоянии его здоровья. В 1956г. на Украину вернулся В.И.Белых, который тогда имел возможность свободно встречаться с руководством и другими служителями церкви ХВЕ. Это был тот период, который позже назовут «оттепелью».
После доклада Н.С.Хрущева «О перегибах в атеистической пропаганде» на ХХ съезде КПСС отношение властей к религиозной деятельности стало более терпимым. Созрела необходимость в созыве братского съезда. В процессе его подготовки руководители церкви разъехались по многим областям страны, где ознакомили общины с разработанным вероучением. Съезд служителей ХВЕ состоялся в августе 1956 г. в Харькове. На нем на основе воронаевского вероучения были утверждены «догматы христиан веры евангельской». Там был провозглашен независимый неформальный Союз Христиан Веры евангельской. Тогда встал очень важный вопрос: как быть дальше? Дух Святой сказал: «Трудитесь, Я даю вам свободу». Правление братства продолжило свою работу.
А.И.Бидаш, В.И.Белых проходили по городам и селам Украины, Молдовы, основывая новые церкви, излагая вероучение ХВЕ, рукополагая священнослужителей. В конце 1956г. В.И.Белых, согласно решению Совета епископов, рукоположили на епископское служение. Через некоторое время на это служение был также рукоположен И.А.Левчук, который на протяжении всей своей жизни был его верным помощником в этом ответственном служении. Во время заседаний Совета епископов была отработана структура руководства братством. Руководящими органами братства церквей ХВЕ стали Совет епископов и Правление. Начальствующим епископом был избран А.И.Бидаш. Заседания Совета епископов проходили преимущественно в г.Пятихатки, где он жил. Он, по свидетельству служителей, был мудрым и в то же время очень кротким человеком. Ему довелось в течение 20 лет находиться в узах за имя Христа. Так, к 1967г. А.Бидашом был сформирован пасторский орган управления - Совет епископов с Правлением и начальствующим епископом. Впоследствии этот орган стал называться (по месту его постоянных собраний) Киевским епископатом. В него вошли епископы В.И.Белых, И.А.Левчук, П.С.Егоренков, М.И.Иванов, И.И.Славик, Н.М.Каминский, И.И.Южаков. Председательствовали на нем по очереди П.С.Егоренков, М.И.Иванов и Н.М.Каминский, в то время В.И.Белых и И.А.Левчук отбывали свои очередные сроки заключения. В 1972 г. в епископат вошел от России И.П.Федотов. И хотя А.И.Бидаш в последние годы своей жизни отошел от активного труда по состоянию здоровья, но созданный еще при нем пасторский орган братства ХВЕ вполне справлялся со своей задачей.
Четвертый период в истории ХВЕ (1967-1984 г.г.). Это было то время, когда братством ХВЕ руководил Киевский епископат. Гонения продолжались, но церкви все же росли. Для евангелизации использовались любые поводы, чтобы собраться вместе: браки, похороны, дни рождения. Нередко приходилось проводить служения в лесу. Епископы в условиях строжайшей конспирации совершали поездки по всей стране: рукополагали служителей, разрешали трудные вопросы. Они неоднократно приезжали в Москву, в том числе для рукоположения И.П.Федотова - сначала на пресвитерское, а затем и на епископское служение. Перед началом перестройки произошло разделение Киевского епископата. Оно окончательно оформилось к 1984 г., когда И.П.Федотов был в узах. Между епископами П.С.Егоренковым и М.И.Ивановым, с одной стороны, и В.И.Белых и И.А.Левчуком, с другой, прекратилось общение. Причиной этого стало неоднозначное отношение епископов к ряду практических вопросов в деле домостроительства церкви, а в частности, к так называемому «таллиннскому» движению, к легализации церкви и взаимодействию с властями. Были и другие вопросы. Причины разделения предстоит еще исследовать и сделать надлежащий вывод на основании Библии. Но бесспорно то, что с разделением Киевского епископата, закончился четвертый период в истории церкви ХВЕ в СССР. С приходом перестройки прекратились гонения, узники вышли на свободу, открылись границы, многие уехали в США и Германию. Вывод: десять лет в церкви ХВЕ не было единства. Она управлялась епископами, которые сохраняли свое региональное влияние.
Пятый период в истории церкви ХВЕ (с 1992-2003) связан с образованием ОЦХВЕ. Объединение происходило в два этапа. Первыми епископами, подавшими друг другу руки с тем, чтобы восстановить единство, были В.И.Белых и И.П.Федотов. На конференции Карла Ричардсона в 1992г. в Москве, куда были приглашены практически все служители ранее гонимого братства ХВЕ, была создана удивительно трогательная атмосфера почтения и уважения со стороны мирового объединения «Церкви Божией» к гонимому братству. Лед критики и отчуждения растаял и братья объединились на основании Евангельского учения, создав новый пасторский орган управления - Правление Совета епископов ОЦХВЕ во главе с начальствующим епископом В.И.Белых и его заместителем И.П.Федотовым (к тому времени М.И.Иванов и И.А.Левчук уже отошли в вечность). Несмотря на то, что СССР разделился на независимые государства, со своими политическими и экономическими законами, церковь ХВЕ твердо решила сохранить свое единство на основании учения Веры Евангельской. В 1993, а затем в 1995 г. были созваны съезды ОЦХВЕ, на которых было выработано «Положение об управлении Объединенной церковью Христиан Веры Евангельской». Непосредственная пасторская ответственность по управлению церквами на территории отдельных независимых государств поручалась созданным национальным Правлениям Советов епископов. Виктор Иванович Белых открыл в г.Рыбнице первое учебное заведение на основании написанной им программы по учению ХВЕ.
Это внесло стабильность в дело сохранения учения и соответствующей практики служения в церквах братства. Как на Украине, так и в России начали регулярно издаваться периодические издания, обеспечивающие связь отдельных регионов с руководством братства. Второй этап в объединении произошел в 2003 году, когда П.С.Егоренков, возглавлявший Казахстанское братство ОЦХВЕ, решил войти в братство на правах одного из старейших епископов, наравне с И.П. Федотовым и его заместителем Г.А.Бабием.
Съезд в Виннице, который проходил после отхода Виктора Ивановича Белых в вечность, показал, что сохраняя преемственность в учении, переданном И.Е.Воронаевым, А.И.Бидашом, В.И.Белых, И.А.Левчуком и другими епикопами, Братство способно сохранять единство.
******************
1 Владимир Франчук. Просила Россия дождя у Господа, Киев 2001. Том I, 648 с.
2 Александр Иванович Иванов (1880-1931) - петербуржский мещанин, бывший православный, а затем евангельский христианин. Получил Библейское образование в колледже Чарльза Сперджена в Великобритании. С 1910г. был пастором церкви евангельских христиан (ВСЕХ) в предместьях г.Гельсингфорса (Хельсинки). 3 Николай Петрович Смородин (1875-1953) - бывший штабс-капитан царской армии, ставший ближайшим сотрудником А.И.Иванова. (Данные взяты из книги В.Франчука «Просила Россия…», стр. 305-306).
4 Томас Баррат - методистский пастор, побывавший в пятидесятнической миссии Уильяма Сеймура на ул.Азуза-стрит в г.Лос-Анджелесе в 1906г., где он принял крещение Духом Святым и вернулся в Норвегию с учением полного Евангелия. Его считают основоположником пятидесятнической церкви в Норвегии.
5 Леви Петрус - баптистский проповедник из Швеции, принявший учение о Духе Святом после посещения им в г.Осло Т.Баррата. Он считается основоположником пятидесятнического движения в Швеции.
6 Андрей Давид Уршан (1884-1967) по национальности - сириец, гражданин США, сын пастора пресвитерианской церкви в Иране. В 1901г. эмигрировал в Америку, где и присоединился к пятидесятническому движению. Вернулся в Иран в качестве миссионера. Во время Первой мировой войны он вместе с беженцами (1915-1916) прибыл в Петроград. Распространял учение о «едином Боге». Накануне революции он вновь уехал в США, где был в руководстве движения «Только Иисус».
7 Густав Герберт Шмидт (1891г.рожд.) немец украинского происхождения, в 1905г. уехал в Германию, где обратился к Богу, затем в США, где учился в Нью-Йорке в 1915-1919гг. в Библейской школе. В Польше трудился в качестве миссионера пятидесятнического союза «Ассамблеи Божией» с 1920 по 1925гг.
8 Журнал «Примиритель», гл.Редактор Г.Шмидт, выпускался с 1929 по 1939 гг. в Данциге тиражом 4-5 тысяч (всего вышел 121 номер), печатался в г.Риге, затем в г.Нарва (Эстония). 9 ФРОЛОВ Алексей Егорович (1882-1967) рукоположен на пресвитерское служение для московской церкви примерно в 1927 г. Руководил этой церковью вплоть до самой смерти.