«И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней...» (Быт. 28:12-13).
«Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16).
Разговор о «лестнице Иакова» возникает не случайно. Написано: «Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк. 13:23-24). Такими узкими вратами для Иудеев оказался обещанный Богом Мессия — Иисус из Назарета. Именно Он открыл путь на небо. Апостол Пётр уверовавшим, рождённым свыше, указывал на открытое Небо: «Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Пет. 1:11). Это одно из самых призывных обетований во всей Библии, да и, наверное, самое захватывающее, что прозвучало в Евангелии Сына Божьего: «…Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (Ин. 11:40). Здесь нужно обратить внимание на то, что эти обетования Иисус даёт живущим, а не обещает их после смерти. Все благословения Божьи нужны человеку при жизни, чтобы сподобиться войти в город воротами не в момент смерти, а ещё при жизни измениться и получить удостоверение, что угодил Богу. Именно так написано о человеке, который старался угодить Богу. «Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр. 11:5). Вот почему человеку, жаждущему спасения, нужно при жизни получить свидетельство, что он будет восхищен и не останется на великую скорбь. Для этого он вдохновляется словами Апостола приступать, искать, обретать свободный доступ к престолу благодати, «чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16, Евр. 10:22).
Всё человечество на протяжении всей своей истории пыталось отыскать во всех религиях путь на Небо. Но только Иисус сказал: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). «Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Лк. 22:30).
Поэтому учение Апостола Петра о Божьем плане ещё при жизни ввести нас в царство возлюбленного Сына «через познание Призвавшего нас славою и благостию» является одним из захватывающих, драгоценных обетований Нового Завета, равно как и обетование соделаться«причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2Пет. 1:4). Это обетование гораздо значительнее, чем обетование пробуждения, которого многие ищут сегодня. Все исторические пробуждения, выполнив своё назначение, угасли, будучи не в силах удержаться на духовной высоте и передать это состояние следующему поколению. Им не удавалось сохранить и передать все свои духовные достижения.
Пётр же обещает: «Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Пет. 1:1-12).Вечное Царство Господа — это обещанный покой в окружении растленного мира, это живой Иисус, это Эммануил, то есть с нами Бог. Свободный вход без опасности выйти вон — это процесс законченный и необратимый, из которого нет возврата, как написано: «Пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились» (Мф. 25:10). Этот свободный вход находится на вершине вообразимого достижения. Путь к нему можно отыскать, двигаясь верою по «лестнице Иакова» — обетований, выстроенных ступенями, ведущих в самое небо. Но человеческий опыт стремиться двигаться горизонтально, соизмеряя свои возможности с достигнутым уровнем духовности, или обретёнными дарованиями. В беседе Иисуса с Марфой встретились два направления движения в вере: у Марфы — по горизонтали духовного опыта иудаизма, а Иисус предложил ей движение по вертикали ступеней веры к обещанной славе Мессии. «Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин. 11:23-24).
Но Иисус повел её по непривычной крутизне восхождения в Небо: «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11:25-27). Этим исповеданием она не поставила преграду в вере для воскресения Лазаря, равно как не отвергла возможность ещё при жизни войти через Иисуса в Царство Небесное. Марфа оказалась способной ученицей Господа.
Часто во время болезни верующие ищут рецептов и лекарств, но не ищут Самого Господа. Это случается по причине ослабления в вере, как это случилось и с Асой: «И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» (2Пар. 16:12). Болезнь Асы была допущена Господом, потому что Аса разгневался на посланника Божия, который сказал ему: «Безрассудно ты поступил теперь. За то отныне будут у тебя войны. И разгневался Аса на прозорливца, и заключил его в темницу, так как за это был в раздражении на него; притеснял Аса и некоторых из народа в то время» (2Пар. 16:9,10). Если бы Аса смирился, признал над собой главенство Божье, выпустил из темницы прозорливца, поднял в молитве к Богу своё лицо, то непременно был бы услышан, прощён и исцелён, как помиловал Господь царя Иоакима. Но он не хотел признать зависимость свою от Господа, ожесточил своё сердце и закрыл его для откровений. Он стал решать проблему здоровья не через веру, по вертикали духовных ступеней, где на вершине Бог, а в горизонтальной плоскости, доступной его опыту и царскому авторитету. Он призвал знаменитых врачей, стал надеяться на лекарства. Они ему не помогли. «И почил Аса с отцами своими, и умер на сорок первом году царствования своего» (2Пар. 16:13).
Не так поступил Апостол Павел, когда заболел. Он молился и искал откровения от Господа: «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня» (2Кор. 12:8). Вероятно, первая молитва осталась без ответа. Нам известны только два последующих откровения Павла. Первое: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор. 12:9), — не удовлетворило его. Второе ответило на все его вопросы: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор. 12:7,10).
Ища лица Господня, он поднимался по вертикали лестницы, пока не увидел Славу Его. Господь объяснил ему причину его болезни и дал понять, при каких условиях Он перестанет судиться с ним. Три раза он молился и всякий раз достигал новых ступеней этой «лестницы».
Некоторые люди, получив благословение от Господа и успешно применив его на деле, перестают искать дальнейших повелений от Господа, останавливаются в движении по вертикали «от веры в веру», от силы в силу. Они стараются безмерно расширить свою успешную деятельность по горизонтали и выпадают из воли Господа. Постоянный успех кружит голову и уводит от цели.
Движение поиска Бога по вертикали приносится в жертву успеху развития по горизонтали, а успех без откровения свыше необуздан в самомнении, приводит в трясину самодостаточности и к отпадению от Господа. Вот откуда приходят неустройства и потрясения в самые успешные служения. Эти горизонтальные ступени достигнутого успеха стремятся распространиться во всю широту этого мира. Получив благодать, люди, как правило, перестают искать её полноты, но начинают искать по обыкновению человеческому успеха и признания. Неверующие советовали Иисусу: «Ибо никто не делает чего-либо втайне и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру» (Ин. 7:4). Многие идут этим горизонтальным путём, связывая себя на долгие годы обязательствами. Получив успех и признание, они перестают быть нищими духом, теряют интерес к Божьим обетованиям потребность двигаться по вертикали к познанию Бога. Для достижения горизонтальных (организационных) целей люди едут учиться в учебных заведениях, ищут спонсоров, привлекают юридическую поддержку, ищут благосклонного лица правителей, опираются на мнение большинства, начинают заниматься политическими делами. В таком случае их оценка собственного состояния и результата может резко расходиться с оценкой Господа, как это было с пастором Лаодикийской церкви: «Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3:17). Находясь во свете, на более высокой ступени близости с Господом, он не удовлетворился бы собственным тщеславием или лестью приближенных, заискивающих у него людей и хвалящих его. Но если дело его разрушится и он увидит бедствие своего состояния, а ещё лучше, когда он получит такое ясное откровение, то он опять понуждается двигаться по вертикали познания Господа и начнёт искать Его на более высоком уровне.
Владимир Мурашкин
епископ,
г. Малоярославец