Анализ некоторых проблем, связанных с пробуждением
1 Часть
Предлагаемая вашему вниманию статья представляет собой попытку проанализировать библейские пробуждения, выявить условия, при которых они приходят, а также Божьи цели, которые достигаются духовными пробуждениями, как для отдельного человека, церкви, так и для целой нации, и, наконец, обсудить предназначение и масштаб ожидаемого последнего пробуждения для церкви и для мира. Насколько правильно определена важность поднимаемых вопросов и найденных в Писании ответов, судить читателям. Но, бесспорно, ценным в подобных рассуждениях будет совместный поиск и точное определение Божьих обетований последнего пробуждения, на пороге которого все мы сегодня стоим. Что же касается пророческих откровений о последнем времени, о которых пишет Иоанн, они становятся понятными по мере приближения времени их исполнения. Высказанные здесь суждения являются мнением автора, а не общепринятым учением. Кто ожидает пробуждения, несомненно, увидит его, а кто готовит себя к нему, согласно данным Святым Духом повелениям (см.Деян.1:2), тот непременно станет его участником, так как Сам Спаситель обещал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф.7:7).
1. Что мы понимаем под пробуждением?
Обратимся прежде всего к Писанию. В Библии это слово употребляется в четырех значениях.
Первое — это пробуждение от сна обыкновенного для общения с Богом : Быт.28:16, 3Цар.3:15, Пс.138:18, Пр.6:22, Иер.31:26, Деян.16:27.
Второе — духовное пробуждение для Бога от сна греховного: «Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна»(Иоил.1:5; Рим.13:11). «Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14).
У пророка Исаии слово «пробуждение» ещё ассоциируется с получением откровения: «каждое утро Он пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад» (Ис.50:4-5). Когда спасённый человек входит в соприкосновение с Духом Божиим, он обычно переживает особое состояние подъёма и одухотворения, при котором у него открываются духовные глаза и он становится способным видеть духовный мир: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм» (Ис.6:1). «И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его» (Зах.4:1,2; 5:2; Амос.7:8, 8:2). А отвращение от истинного света к заблуждению пророк называет духом усыпления и слепотой: «они ослепили других, и сами ослепли: ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши» (Ис.28:9-10). Псалмопевец взывает к Богу, как бы прося Его пробудиться, сделать явными Свои действия: «Восстань, Господи, во гневе Твоём... пробудись для меня на суд» (Пс.7:7; 34:23).
Третье значение этого слова применяется в Писании в смысле воскресения из мёртвых. Такое выражение используется пророком Даниилом: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2). Иисус также применял слово «сон», когда говорил о смерти: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер» (Иоанн.11:11-14). «Сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним» (Мф.9:24).
В Библии описаны случаи, когда по молитвам святых Бог начинал действовать сверхъестественным образом: ниспадал огонь Духа Святого с неба (4Цар.1:10, 1Пар.21:26, 2Пар.7:1), колебалось место (Деян.4:31; 16:26), приходил шум с неба, как бы от несущегося ветра (Деян.2:2), появлялись огненные языки пламени (Деян.2:3), бесы с криком выходили из людей (Деян.8:7), люди исцелялись от болезней (Деян.5:16) и даже воскресали из мертвых (Деян.9:40; 20:10). И тогда под воздействием силы этих чудес и знамений у людей появлялась живая вера, происходило массовое покаяние и обращение людей к Богу, сопровождавшееся излиянием великой радости. «Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. И была радость великая в том городе» (Деян.8:8). Это и есть библейская модель пробуждения.
Здесь необходимо уточнить, что истинные пробуждения происходят от действия Духа Святого и всегда движутся к одной цели: спасению людей от грехов их (Мф.1:21). Бог использовал Свои избранные сосуды, которые заранее приготовлял, а затем посылал на этот труд. При их служении и правильном научении люди каялись пред Богом, спасались от всякого рода зависимости и болезней, с радостью устрояли из себя церковь, чтобы жить новой жизнью во Христе Иисусе. «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян.11:26; 2:41).
Но как только пробужденные люди уклонялись от цели, определённой Словом Божиим, они попадали в искушение, само пробуждение перерождалось и угасало. Иллюстрациями служат истории всем известных величайших пробуждений в начале двадцатого века. Так, в городе Лос-Анджелесе на Азуса-Стрит Вильям Сеймур, через которого пришло пробуждение, впоследствии потерял Библейский ориентир, увлекшись проявлениями и действиями даров Духа Святого, стал не способен критически оценивать происходящее и потерял свое служение в этом пробуждении.
Эван Робертс, через которого пришло одно из величайших пробуждений начала века в Уэлсе (Англия), впоследствии не смог сохранить его в Библейском русле, оставил руководство служением, вышел из него и по этой причине пробуждение угасло.
Когда во время пробуждения у людей появляются чуждые Писанию мотивы и действия, Дух Святой оставляет их. Пробуждения, которые возникли при мощном излиянии благодати, но не имели в основе своей апостольского евангельского ведения и ясной конечной цели, определенной Словом Божьим, вскоре смешивались с чуждыми, человеческими и даже оккультными влияниями. Они становились объектом резкой критики и поношения: «...Через них путь истины будет в поношении» (2Пет.2:2). Этим объясняются причины угашения и многих других пробуждений.
Обобщая, можно сказать, что в истории Церкви были уникальные, длительные, исключительные по силе и глубине действия пробуждения, такие как Иерусалимское, Антиохийское, из которых вышли облечённые силою Святого Духа Апостолы, Пророки и Евангелисты. Влияние этих пробуждений продолжается доныне и достигло даже до края земли. Были также менее сильные, кратковременные пробуждения, как, например, в городе Самарийском (см. Деян.8:5-8). Если пробуждение не выходит за рамки поместной церкви, то оно всего лишь «по щиколотку». Но если изливается обильный дождь, река благословений выходит из берегов, её не может удержать никакая деноминация. Тогда в пробуждение вовлекаются многие церкви (например: США в 20-м столетии, Аргентина в 70-х годах, послевоенная Южная Корея, Африканские страны второй половины 20-го столетия и мн.др.) и это пробуждение становится общенациональным и даже международным событием.
2. Зачем нам сегодня нужно пробуждение?
Вопрос о необходимости пробуждения встает перед церковью всегда, когда она испытывает духовное ослабление, сон, или застой. Всякий раз, когда духовный рост прекращается и жизнь угасает, вспоминают о необходимости пробуждения. Многие проблемы в церкви начинаются в результате потери духовной ориентации на Христа, когда Он перестаёт быть главной целью и источником жизни. Это, как правило, приводит к потере близких отношений с Господом, к подражанию миру, бесплодию и многим другим проблемам в личной жизни и в служении церкви. Тогда всё недостающее духовное обычно заменяется человеческим, плотским и церковь перестаёт быть местом спасения грешников, лоном утешения и укрепления во Святом Духе, а также солью для мира. В обществе, где церковь мертва для Бога, растут преступность и растление. При подобных проблемах необходимо прежде всего взыскать Господа в своем сердце, молиться и искать пробуждения согласно Слова Божьего. Господь Сам создаёт для этого условия, подсказывая путь, как для человека, так и для церкви, равно как и для целой страны: «и смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их»(2Пар.7:14), «и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс.49:15). И ещё: «Воззови ко Мне — и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь» (Иер.33:3).
В этом смысле обещание послать Спасителя универсально: касается ли это одного человека, либо целого народа. «Пророческое слово Господа на землю Хадрах, и на Дамаске оно остановится, — ибо око Господа на всех людей, как и на все колена Израилевы, — и на Емаф, смежный с ним, на Тир и Сидон, ибо он очень умудрился» (Зах.9:1-2).
Если у человека, церкви, или целой страны появляется проблема, значит им срочно нужен Спаситель. Когда возникают скорбь и теснота, тогда люди прибегают к Богу, и Он посылает им Своё живое Слово о Христе с действиями и проявлениями Святого Духа, Который дает и веру, и умиление, и сокрушение сердца к покаянию. Где приходит покаяние, там приходит примирение с Богом, взаимное прощение, любовь и сострадание между людьми. Он обещает явить Себя всякий раз, когда Его взыщут. Это и есть одно из величайших обетований Божиих.
Но последнее пробуждение, которое должно произойти при излиянии позднего дождя, согласно Писанию, должно превзойти все предыдущие, потому что в его время завершится план домостроительства Церкви из язычников «и внезапно придет в храм Свой Господь» ( Мал.3:1).
3. Люди постоянно стоят перед выбором
Сегодня пришло время, подобное дыханию смертоносного ангела-губителя. Оно проявилось в мировом терроризме, в затянувшихся войнах, в катаклизмах природы, многочисленных бедствиях, в умножившихся беззакониях. А при умножении беззаконий у многих охладевает любовь (см.Мф.24:12). Как бы сами основания земли расшатываются, потрясаемые невидимыми, разрушительными волнами. В то же самое время свобода с пьянящим привкусом высокого уровня жизни, в одеянии религиозных новшеств, дарящая всем равные возможности и увлекающая в стремительную погоню за головокружительными целями, особенно пленяет воображение молодых, талантливых, но неутвержденных душ.
Дух современного мира, мироправитель века сего, внушает молодому поколению церкви, что время патриархов и столпов ушло вместе с двадцатым веком, а их опыт вместе с их духовными ценностями стал неприемлемым, подобно дореформенным купюрам, потерял спрос и применение. Кажется, уйдет старое поколение почитаемых столпами, на которых держалась в свое время вся слава и ответственность церкви, и вот уже готовы к применению новые ценности, новое мышление, новый опыт и даже новый религиозный «мировой порядок». Уже сегодня можно слышать пренебрежительные суждения о страданиях за веру, о наскучившем всем «религиозном» учении о церкви, о «правящем» руководстве братства, об их ошибках и несостоятельности решать многие проблемы. И не разделение, а просто распад, расслоение, расход, как во времена строительства вавилонской башни, ожидает тех, кто не осознает своих корней, своей преемственности в поколениях постоянно обновляющейся Церкви, кто не видит ясной конечной цели домостроительства благодати Божьей (см.Еф.3:2).
С другой стороны, отделенность от мира и современного прогресса, проповедуемая в крайне законнической и непримиримой форме, облекает такую «духовность» в одежды ущербности, приводит многих в пустыню сектанства.
Рано или поздно церковь сотрясет очередная волна разделения, вызванная неудовлетворенностью, разочарованием, преткновениями, соблазнами, непониманием друг друга. Это происходит тогда, когда Господь испытывает строение. Создается впечатление, что отступает Дух Святой, охладевает любовь, утрачивается ведение, теряется из виду Христос. На самом же деле создаются условия, чтобы показать человеку или церкви их духовные проблемы (см.Ос.2:9, Откр.3:16-19).
Разрыв преемственности поколений в Библии назван проклятием для земли, общества, тем более утратой благословения для церкви. Многие уже сегодня, видя все признаки этого процесса, вместо того, чтобы искать обновления, допустили разделение в умах и сердцах. Первые, кто подвержены этому поражению, — это молодое поколение церкви (см.Агг.2:6, 21; 1Пет.4:17; Евр.12:27). В этом испытании все станут перед выбором: какой путь избрать? Поступить по плоти, или по духу? Плоть ищет выход из критической ситуации, спасаясь бегством. Так ведет себя живность в лесу перед пожаром, крысы бегут с обреченного корабля, люди — из горящего дома. И только самоотверженная любовь родителей жертвует собой, и долг и честь капитана корабля предписывают ему уходить последним.
Обратиться к обетованию пробуждения, как к единственному от Бога средству спасения нужно для того, чтобы, когда придет испытание огнем, не поступить по плоти, как прочие. Каждый еще до прихода испытания должен заранее сделать этот судьбоносный выбор.
Поэтому, ожидая последнего пробуждения, нужно предвидеть заранее путь исполнения Божьих обетований и покориться ему, как единственному пути спасения, как и написано: «Он есть камень, пренебреженный вами, зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения»(Деян.4:11). «И тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Мф.21:44).
Многие уже сегодня тяготятся друг другом и от этого болеют. Страдают не только от человеческого фактора, но и от духовной индивидуальности друг друга. Они помышляют о свободе от какой бы то ни было зависимости, в том числе и пасторского жезла, и воспринимают переход в другую церковь или переезд в другую страну за желаемое избавление от этих не преодоленных проблем. Кто-то пассивно выжидает, не стремясь их преодолеть, а другие уходят на более широкий путь. Но очень немногие ищут причину болезней, обратившись к Писанию, а ещё меньше тех, кто осознает, что они сами являются частью этой проблемы по причине духовной незрелости их самих или церкви в целом.
Исцеление и обновление может принести только пробуждение, и чем оно мощней, тем глубже достигает цели. Но многие сегодня, к сожалению, склонны искать человеческие методы решения проблем.
4. Реакция или пробуждение
У всякого человека, перед глазами которого разворачиваются нежелательные, угрожающие его миру и безопасности события, естественно, возникает реакция на уровне плоти и души. Эта реакция возбуждает его искать выход в противодействии, сопротивлении, борьбе.
Сегодня многие руководители в церкви, когда видят духовное ослабление или заблуждение, стараются сразу противостать этому, прибегнуть к усилению дисциплины, осуждению или отлучению.
Но как мало таких, которые, подобно Иакову, предвидя неминуемые столкновения, прежде чем вступить в борьбу, начинают искать более славный путь, которые понимают, что, получив благословение, их голова вознесется над любой проблемой. Это решение по духу, а не по плоти (см.Гал.5:16).
Очень мало тех, кто при виде надвигающейся беды ищет обетования пробуждения как помощи свыше. Но, как Саул не смог удержаться от жертвоприношения, не дождавшись Самуила, так невозможно явить святость служителю, у которого нет совершенного обрезания Христова (см.Фил.3:3 и Кол.2:11). Саул лишился царства, немного не дождавшись указанного Самуилом срока: «И ты пойди прежде меня в Галгал, куда и я приду к тебе для принесения всесожжений и мирных жертв; семь дней жди, доколе я не приду к тебе, и тогда укажу тебе, что тебе делать»(1Цар.10:8).
Искушение делами в служении Богу является непреодолимым испытанием для природного человека, что может заключить его в категорию «непослушных», «необрезанных» и «неверных».
Иисус явил в Себе новую природу, мёртвую ко греху и к проявлениям душевного и плотского человека. Ещё задолго до своего Голгофского креста Иисус говорил Иудеям: «когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я, и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю» (Ин.8:28). И ещё: «На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Ин.5:19; 14:10). Слово «не может» на несколько порядков выше по значению, чем слово «не хочет». «Не может» включает в себя и «не хочет», также и «не может себе позволить». Если в Гефсиманском саду Сын Божий позволил Своей плоти обратиться к Отцу с мольбой, чтобы миновала Его чаша сия, то в служении людям Он не мог позволить никаким чувствам быть инициаторами даже самых добрых дел. А почему не мог? Потому что искал проявления совершенной воли Отца Своего небесного. Если бы Он что-либо делал от Себя, то дьявол мог бы иметь часть в Нем и право влиять на чувства, возбуждая реакцию. Но диавол не имел в Нем части. Все, что мы делаем от себя в служении Богу, отражает плотскую природу падшего человека, которая не имеет печати славы Божией. Вот почему таковые не могут угодить Богу.
Всё, что делает Бог, — хорошо весьма, вполне совершенно, непогрешимо и неуязвимо. Поэтому Он не может дать славы Своей никому иному, если видит участие человеческого «я», способного если не на присвоение славы, то на душевную реакцию. Не напрасно Он сказал: «Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» (Ис.42:8). «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, — ибо какое было бы нарекание на имя Мое!» (Ис.48:11). Да, нареканий бывает много, но тем не менее плотская природа все равно хочет, чтобы её почтили вместе с Богом:«И известили Самуила, что Саул ходил на Кармил и там поставил себе памятник» (1Цар.15:12).
Слава Богу, что Иисус победил плоть и соделался для нас всем, в чём мы имели бы нужду для своего совершенства.
Владимир Мурашкин