Анализ некоторых проблем, связанных с пробуждением
(2 часть)
5. Все ли прежние пробуждения закончились?
Все пробуждения, которые были до этого в реформированных церквах, или уже закончились, или пережили свой пик и пошли на спад. Об этом свидетельствуют исторические исследования всех мировых пробуждений. Длительность одного пробуждения часто прямо связана с жизнью одного человека или целой группы —генераторов этого пробуждения, людей, посланных Духом Святым. Но с уходом этих людей из жизни вскоре затихало и пробуждение. Об этом красноречиво свидетельствует история жизни Апостолов, Евангелистов, мужей веры, чьё служение вошло в историю вселенской церкви. Есть только один вид пробуждения, который не кончается — это проповедь Евангелия при излиянии Духа Святого (см.Иоил.2:28, Деян.2:17, Мк.16:15-16).
Исполнение обетования Отца: «изолью от Духа Моего на всякую плоть: и также на рабов и на рабынь в те дни изолью от Духа Моего»(Иоил.2:28-29) впервые осуществилось в день Пятидесятницы над народом Израильским, в результате чего образовалась церковь из евреев. Облечённые силою свыше евреи, посланные Духом Святым, пришли в языческий мир с проповедью Евангелия и как в Иерусалиме, так и у язычников, их проповедь сопровождалась знамениями и чудесами (см. Деян.4:31; 16:26). Первая церковь из язычников была образована в городе Антиохии, в Сирии. Но обетование излияния Духа Святого на языческий мир в полном объёме осуществится только перед самым пришествием Христа. Этому обетованию в самые последние дни предстоит исполниться во всей своей широте и полноте, как для Его многочисленной Церкви, так и для всего языческого мира. Именно об этом возвестил Дух Святой через Иоиля. Излияние Духа Святого «на всякую плоть» происходило и происходит для благовествования — одним во свидетельство, другим — во спасение и сопровождается всеми указанными знамениями. А для верных и святых в церкви последних дней есть обетование облечения силой свыше, как и в апостольское время: «на рабов и рабынь в те дни излию от Духа Моего и покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный» (Иоил.2:30-32). Облечение силою свыше церкви из язычников будет также сопровождаться проявлением знамений на небе, а на земле явлением огня Духа Святого, как и в первом веке на евреях.
Излияние этой полноты Духа Святого в Откровении Иоанна названо «печатью Бога живого», которая ляжет «на челах рабов Бога нашего»(Откр.7:2-3). Это будет происходить в последние дни и в Израиле, и во всех других народах: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь» (Иоил.2:32). От принятия этой полноты Духа Святого зависит победа над явлением духа антихриста, над второй смертью и победоносный исход Церкви из этого мира через восхищение. Патриарху Иакову нужно было принять полноту благословения от Бога, чтобы победить неумолимую вражду Исава, у которого в руке была сила отомстить ему за хитростью взятое первородство. Исав был исполнен решимости уничтожить Иакова. Всю ночь он боролся с Богом, прося полноты благословения, но святой и правосудный Бог не мог его благословить, пока не ослабил его плоть, повредив ему состав бедра (см.Быт.32:25). Это глубокие символы, указывающие на условия, при которых Бог может дать полноту благословения Церкви через веру в Сына Его Иисуса Христа. Но эти условия указывают на неизбежную необходимость полного и сокрушительного обрезания Христова для «рабов и рабынь» Его (см.Фил.3:3; Кол.2:1).
6. Какое пробуждение мы ожидаем, или что будет в последние дни?
«И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем»(Ис.2:2-5).
Традиционно считается, что это место Писания относится только к Израилю в период тысячелетнего царства. Но вся важность этого пророчества заключается в том, что оно относится не только к Израилю и тысячелетнему царству. Этот величественный прообраз горы Господней символизирует престол благодати, который привлечет к себе внимание всех народов перед пришествием Христа. А «гора дома Господня» и «дом Бога Иаковлева»символизируют здесь церковь, восстановившую самые близкие отношения с Богом. Но не всю церковь, а именно ту её часть, которая верна Ему и побеждает. В по следние дни перед Его пришествием произойдет ряд глубоких перемен, подобных знамениям времени, которые поменяют соотношение сил не только на земле, в человеческом обществе, но и «в воздухе» (в духовном пространстве, см. Еф.2:2).
Что же особенного произойдёт? Жена (Церковь) родит, наконец, «младенца мужеского пола». Он (младенец) и произведёт эти радикальные перемены.«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения» (Откр.12:1-2). Это образ жены — верной Церкви, отделённой от мира, облечённой в праведность Христа и имеющей от Него духовную силу переносить страдания и гонения за имя Его. О появлении этого поколения верующих, рожденных в лоне Церкви, как и их мать, искупленных от земли, указывает Откровение Иоанна. Они, в отличие от матери, будут иметь на челах своих имя Бога в виде«печати Бога живого»: «И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых» (Откр.7:2).
«И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах»(Откр.14:1). «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу» (Откр.14:4).
Все эти места говорят об исключительности этих запечатленных. «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца» (Откр.12:4). Но дракон не в состоянии был этого сделать. Не напрасно он трепетал в ожидании появления этого младенца, который оказался той же природы и с тою же силой и властью, какая была у победившего на Голгофском Кресте Сына Божьего. «И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным» (Откр.12:5). Кто же этот младенец, который оказался не по зубам дракону, змею древнему? Традиционно понималось, что младенец — это Христос, родившийся от ветхозаветной Церкви. Но Иоанну было показано то, «чему надлежит быть после сего» (Откр.4:1). Поэтому «жена, облеченная в солнце» — это никто иной, как новозаветная Церковь последнего времени, от которой родится ожидаемый «младенец». Образ младенца указывает на появление качественно нового духовного уровня Церкви. Именно на это явление указывает Апостол Павел: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим.8:19-21). В лоне Церкви последнего времени родятся облеченные славой дети Божьи, которые будут иметь «печать Бога живого», «у которых имя Отца Его написано на челах». Они есть никто иной, как «младенец» из Откровения (см. Откр.12:5), явившие миру «откровение сынов Божиих» (Рим.8:19). Именно это событие и было показано Апостолу Иоанну на острове Патмос: «И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр.7:2-3). Когда появятся эти рабы Бога нашего в этом мире, тогда и исполнится пророчество Исаии: «И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». Получив облечение силою свыше, это дитя примет от Бога и Его совершенную природу: «и восхищено было дитя её к Богу и престолу Его» (см. Откр.12:5). Тогда исполнится обетование, данное через Апостола Павла: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор.15:53-55).
Можно спорить о времени исполнения этого обетования, а лучше рассуждать, на ком оно исполнится, но оно непременно должно исполниться в последние дни. Сын Божий даст Своим рабам власть над язычниками: «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего»(Откр.2:26-27). Нужно заметить, что здесь речь идет о духовной власти, а не о человеческом правительстве. Но прежде, чем эти рабы Божии вознесутся от земли, они осуществят всё, что было сказано в Писании о церкви последнего времени: «дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф.3:10). В ожидании исполнения этого обетования и заключается праведность святых, их вера и терпение (см.Откр.13:10). «Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола» (Откр.12:13). Здесь мы видим, что дракон начал преследовать Церковь, в лоне которой появились эти запечатленные рабы Бога. Церковь последнего времени ожидают гонения. Она будет изгнана из среды греховного мира и отделена от него: «И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени» (Откр.12:14). Традиционно это приписывалось народу Израильскому, от которого родился Младенец-Христос. Но Израиль не имел покоя две тысячи лет среди язычников. Павел говорит, что это всё были прообразы для нас: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор.10:11). Тогда исполнятся слова пророка Исаии: «Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев» (Ис.26:20). А церковь-блудницу, оставшуюся в среде этого мира, постигнут суды Божьи (см.Откр.17:1). Это будет время великой скорби на земле — час суда и гнева Божия (см.Откр.14:7). Зверь — антихрист будет сражаться в Израиле с двумя пророками и победит их. И тогда придёт Христос. События этих последних дней описаны и у Иоанна, и у Павла (см.Откр.11:7; 1Кор.15:51-52).
Жизнь в Его присутствии — это духовный уровень, это высота, с которой упала церковь с уходом из жизни Апостолов Христовых в конце первого века (см.Откр.2:5). Восстановление первоначальных взаимоотношений церкви со своим Господом возможно только через восстановление веры, обеспечивающей доступ к престолу благодати: «Через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (см.Рим.5:2; Евр.4:16) Это и есть осуществление ожидаемого излияния той полноты, которая была обещана Господом для Церкви последнего времени. Но на пути к получению этого самого великого обетования как у церкви в целом, так и у каждого зрелого её члена в отдельности большим препятствием стоит «человеческий фактор» — «необрезанное сердце» (Деян.7:51), «греховное тело плоти»(Рим.6:6), «бедро Иакова» — надежда на «плотскую мышцу» (Быт.32:25), которые должны быть сокрушены и обрезаны особым воздействием благодати Божьей — «обрезанием Христовым» (Кол.2:11).
Поэтому Церковь последнего времени ожидает такого пробуждения, которое введёт её в славу Христову, то есть в покой: «И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава» (Ис.11:10; Евр.4:10). Из этого становится очевидным, насколько могущественно и уникально должно быть излияние последнего дождя: «Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря — явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю» (Ос.6:3; Иоил.2:23; Иак.5:7).
Как же познать Господа так, чтобы обетование «дождя позднего» открылось и сделалось доступным современному поколению христианства? Об этом молятся на всех континентах и во всех странах искренние Его ученики, ища ключи к этому последнему пробуждению. Очень многие, услышав стук и Его голос у дверей, ищут сегодня открыть дверь своего сердца. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Сам Иисус даёт ключи к этому величайшему и окончательному пробуждению:«Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр.3:18-19).
Вот эти пять ключевых слов к пробуждению:
1. «кого Я люблю, тех обличаю и наказываю»
2. «советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное»
3. «белую одежду, чтобы одеться»
4. «глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть»
5. «будь ревностен и покайся».
Без принятия и понимания этих ключевых условий, пробуждение не коснется, но пройдет мимо.
7. Золото, огнем очищенное
Если начать копать и углубляться в прочитанное, то само Писание даёт ответ: «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться» (Откр.3:18). В этих драгоценных советах Иисуса ангелу Лаодикийской церкви заложено, в свою очередь, ещё не менее пяти ключевых слов — откровений, ведущих к возникновению пробуждения.
Первое слово: «купить», то есть прийти к Нему нищим духом и взять у Него в молитве в обмен на покаяние, живую веру, которая названа в Писании«золотом» (Ис.55:1).
Второе слово: «золото» — это слово олицетворяет живую веру, в смысле учения об «осуществлении ожидаемого» (1Пет.1:7; Евр.11:1).
Третье слово: «огнем» — имеется в виду огонь Духа Святого. Очищение огнём: (Мф.3:11,12, Мк.9:49, Лк.3:16; 12:49, 50; 1Кор.3:13). Обрезание Христово Он производит огнём Духа Святого, которое совершается во время крещения огнём.
Четвертое: «золото огнём очищенное» — вера, допускающая учение о крещении огнём Духа Святого, во время которого происходит окончательное обрезание Христово. Очищение огнем при крещении Духом Святым предсказано Иоанном «После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан.17:1-3). (Рим.5:1).
Вера в искупительную жертву Христа приносит с собой мир с Богом и открывает доступ к рекам благодати, которые в свою очередь названы «реками воды живой», «вином и молоком».
Вот какого пробуждения сегодня ожидают те, которые смотрят не на плоть и не на видимое, а на невидимое обетование Божие.
Владимир Мурашкин