«Взыщите Господа во время засухи!»
Когда долго нет дождя, земля превращается в пустыню, и мы можем видеть только пыль, потрескавшуюся почву и нагретые скалы. Нечто подобное может происходить как в нашей личной жизни, так и на уровне церкви или целого союза церквей. Масштабы разные, но суть одна и та же.
«Если Я заключу небо и не будет дождя, и если повелю саранче поядать землю, или пошлю моровую язву на народ Мой, и смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их». (2 Пар 7:13-14)
Итак, в этом месте Писания Господь говорит: «Если Я заключу небо, и не будет дождя, и если повелю саранче поедать землю, или пошлю моровую язву на народ Мой». Если Бог примет решение так поступить, значит, на это есть причина, сокрытая в духовном мире, и если эту причину изменить, то изменятся и следствия. Необходимо понять, что закрытое небо – это следствие, а причина кроется в чем-то другом.
Когда долго нет дождя, земля превращается в пустыню, и мы можем видеть только пыль, потрескавшуюся почву и нагретые скалы. Нечто подобное может происходить как в нашей личной жизни, так и на уровне церкви или целого союза церквей. Масштабы разные, но суть одна и та же. Потому что нет церкви, которая не состояла бы из отдельных людей. Если такой период пришел, очень важно понять, как выйти из этой безводной пустыни, как спастись от саранчи, поедающей нашу жизнь, радость, служение. Господь, как всегда, предлагает нам выход. У Него есть ответ, как это изменить.
Первый шаг: «И смирится народ Мой». Самое первое, чего Господь ожидает от людей – что они смирятся. Молитва и исправление своих путей – это следующие этапы. Но прежде, чем мы начнем молиться, Он говорит: «Вначале исправь свое сердце», - или, по крайней мере, прими решение стать на путь исправления. Поставь свое сердце в позицию смирения, потому что смирение – это противоположность ожесточению. Когда подобная засуха приходит в твою жизнь, не ожесточись! Ведь есть два способа отреагировать на трудности: либо наше сердце смягчается и становится мягким пред Богом, либо ожесточается. Одни люди в такие моменты уходят от Бога, а другие, наоборот, усиленно приближаются. Оказывается, «пустыню» можно оседлать и въехать на ней верхом в глубины Духа Святого.
Важно понимать, что даже в тот момент, когда Господь допускает в нашей жизни пустыню, Он ожидает, что мы прильнем к Нему еще ближе. Взять, к примеру, Иова. Он оседлал эту волну и подъехал на ней так близко к Богу, как никогда раньше не был. Он сказал: «Я слышал о тебе слухом уха. Но теперь глаза мои видят Тебя». Он использовал все обстоятельства своей жизни, чтобы приблизиться к Богу.
Почему засуха может прийти в нашу жизнь? Возможно, причина кроется в нас, если в нашей жизни есть нечто такое, что неугодно Богу. Однако она может прийти и потому, что дьявол пытается принести смущение и разочарование в нашу жизнь. Третья причина заключается в том, что мы живем в несовершенном мире. Этот мир испорчен грехом еще со времен Адама и Евы. И пока Иисус не придет во второй раз, нельзя быть идеалистами и считать, что зло может каким-то образом исчезнуть с этой земли, и все люди станут добрыми. Это утопия. Библия открывает нам настоящую реальность: наша жизнь будет полна искушений и противостояния, пока Иисус не придет во второй раз. Это будет продолжаться до тех пор, пока рядом с нами будут жить грешники. Суть грешников – грешить. И их дела, слова, их присутствие будет цеплять нас и приносить в нашу жизнь испытания, потому что мы не изолированы от других людей.
Причины, почему происходит засуха в нашей жизни, могут быть разными. Но какова бы ни была причина, что бы ни спровоцировало ее – виноваты ли мы сами, или за этим стоит сатана, обстоятельства или другие люди – нам необходимо смягчать свои сердца перед Богом и использовать все это, чтобы приближаться к Нему.
Смиренный человек – означает еще более зависимый от Бога, еще более податливый. Потому что в противном случае ты идешь в обратном направлении: по пути бунта, раздражения и ожесточения против Бога; тогда ты ропщешь на Господа и обвиняешь во всем Его. Порой мы не понимаем, что чем больше ты ожесточаешься и ропщешь на Бога, тем хуже и сложнее становится тебе самому. Ты начинаешь чувствовать себя, как Савл, когда он шел против Бога. В один прекрасный день Господь сказал ему: «Ну что, Савл, трудно тебе идти против рожна?» Другими словами, чем больше ты будешь сопротивляться, бороться, роптать, тем хуже тебе будет внутри, потому что ты будешь ощущать себя так, как будто твою внутренность сжимают тиски. Если же ты в сердце сдаешься пред Богом и встаешь на путь сокрушения, смирения пред Ним, тогда в душе сразу становится легко, светло и просторно. В каких бы сложных обстоятельствах мы ни находились, эта легкость может прийти к нам в одну секунду, потому что сдаться перед Богом можно быстро. Это зависит, прежде всего, от нас. Смирение – это та часть в отношениях с Богом, которую мы должны исполнять сами. Много мест Писания подтверждают, что это наша ответственность: «Смиритесь под крепкую руку Божию, и вознесет вас в свое время» (1Пет. 5:6), «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6),«Жертва Богу – дух сокрушенный, сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19). Итак, давайте смирим свое сердце перед Богом, и сделаем это намеренно, тем самым выполняя первое условие, которое Господь поставил перед нами для спасения от засухи и приближения к Нему.
Второй шаг к восстановлению: «…и будут молиться». Что такое молитва? Что имеет в виду Бог под словом молитва? Это разговор с Ним, обращение. Это вступление в контакт с Богом. И это диалог: мы говорим Ему, а Он отвечает и говорит нам. Это не просто общение на расстоянии, издалека – это беседа стоящих лицом к лицу. Молитва – не просто религиозный обряд. Это живой контакт с Богом. Когда Бог говорит: «И будут молиться», - Он не уточняет, каким именно видом молитвы. То есть, Он ожидает нашего внимания вообще, каким бы методом мы его не уделяли Богу. Например, мы знаем, что молитва бывает безмолвной, когда ты так переполнен, что и слова не можешь вымолвить, когда твоя душа молчит перед Господом в благоговении. Поэтому мы можем сказать, что молитва – это не обязательно речь или песня. Двое влюбленных порой могут молчать, но им комфортно в присутствии друг друга. Само осознание, что твой возлюбленный находится рядом, дает тебе переживать особенное чувство. Так может происходить и в отношениях с Богом: просто молчание. Но Бог с нами не только молчит, но и говорит к нам. Он разговаривает с нами, во-первых, через Писание; мы также знаем, что Он оживляет Свое Слово в духе, когда определенные стихи из Библии цепляют тебя, и ты начинаешь видеть в них себя. Так Дух Святой дает нам слово рема. Кроме этого, есть голос Духа Святого, который может сказать прямо вслух: «Я люблю тебя».
«И будут молиться» - не означает, что общение с Богом произойдет нечаянно, само по себе. Это предполагает определенное усилие и, прежде всего, посвящение времени для этого. Конечно, сюда включается не только отделенное время, но и молитва в течение дня. Молитва может происходить как в тайной комнате, так и непрестанно, на ходу. Кроме этого, Господь ожидает, что мы будем молиться не только поодиночке, но и вместе. Итак, чтобы исполнить Божью волю, давайте будем молиться всеми известными нам способами и методами, во всякое время и на всяком месте!
Третий шаг выхода из периода засухи: «…и взыщут лица Моего». Здесь не написано, что они взыщут Божьей руки или чего-нибудь еще. Мы уже знаем, что лицо подразумевает персону, личность. Поэтому здесь мы должны читать: взыщут личности Бога, заинтересуются Им лично. Ведь Божьих благословений ищет весь мир, все грешники входят в число охотников за Божьим (тем, что Господь может нам дать). Но Сам Бог их не интересует. Они поют песни о любви (всем нужна любовь!), но Бог, который есть Любовь, им не нужен. Все ищут успеха, но сам Успешный им не важен. Даже атеисты вспоминают Бога перед экзаменами. Сколько людей вспоминает Бога перед смертью, чтобы попасть на небеса! И все это происходит тогда, когда им что-то нужно от Него.
Когда-то и мы с вами жили, как и весь мир. Однако мы узнали, что Бог есть, и теперь мы живем вместе с Ним. В этом месте Писания Господь говорит именно к нам. Он утверждает, что Его народ, то есть верующие в Него, христиане, взыщут Его. Конечно же, все христиане знают Бога, но только вопрос: кто в какой степени? Во 2-й книге Паралипоменон 7:13-14 Бог не только просит нас вернуть потерянное, но призывает нас, тех, кто уже знает Его, углубляться в познании Его. Ведь даже христиан порой мало интересует сам Бог; гораздо меньше, чем Его благословения. Нас выдают наши молитвы, проповеди, общение с другими верующими, книги, которые мы читаем. Как много внимания во всем этом мы уделяем личности Бога? Если бы каждый из нас взыскал Бога по-настоящему, то мы все были бы похожи на тех мужей Божьих, которые описаны в Библии: Давид, Моисей, Павел... Они близко знали Бога, и Он проявлялся через них.
Кто в какой степени ищет Бога, тот в той степени и найдет, потому что Бог дал нам обещание: «Если взыщете, то найдете». Если люди, сговорившись, могли построить вавилонскую башню, так что даже Бог сказал: «Если не помешаю – точно построят!», если в единомыслии они могли соорудить и неугодное Богу, то неужели то, к чему благоволит Господь, мы не построим?! Можно сомневаться в чем угодно, но в том, что к развитию личных отношений с Богом Господь благоволит – это мы знаем точно! Поэтому, если мы поставили перед собой цель познать Бога и приблизиться к нему, то мы будемзнать Его лично, и нам не нужно будет читать об этом в книжках или слушать чужие истории.
Если в народе появляются люди, которые познают Бога не понаслышке, познают не фальшиво (не имитируют познания Бога), а по-настоящему, то таких людей не остановить. Эти люди увидят великую Божью славу в своей жизни. Они будут идти из города в город, и никто не остановит их.
Вспомните Елисея, который знал Бога лично. Когда враги обступили его город и обложили со всех сторон, его слуга, Гиезий, стал метаться, а Елисей оставался спокоен и говорил: «Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними» (4 Цар. 6:16), - и молился, чтобы Господь открыл слуге глаза. Церковь, которая не знает Бога лично, подобна Гиезию, который мечется перед лицом врага. Но церковь, имеющая отношения с Богом, будет подобна Елисею, который всегда остается спокоен. Даже во время самой страшной опасности она знает, что «живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится» (Пс. 90:1). Елисей выиграл войну «без единого выстрела», потому что знал Господа и видел, что Он делает.
Бог может и сегодня изменить нашу землю без единого выстрела, но для этого Ему нужны Елисеи, которые будут видеть то, чего не видят другие. Для этого Ему нужны апостолы Павлы, которые будут слышать то, чего не слышит никто. В тот момент, когда Гиезии мечутся, нам необходимо остановиться и в молитве взыскать лица Господа по поводу какой-либо ситуации, услышать Его слова и увидеть Незримого Бога, а затем идти и в послушании воплотить в жизнь все увиденное и услышанное.
Мы должны понимать пути Божьи, знать, как действует Господь, осознать волю Божью и осуществить ее. Часто мы ищем методы, механизмы: новые системы домашних групп, новые методы евангелизации, новый стиль оформления брошюрки, которая будет особенно эффективно влиять на неверующих людей, привлекая их к Богу. Все это важно. Но самый главный секрет – это ключ Давидов! Создать механизм просто, и этому можно научиться, скопировать и внедрить. Это человеческое, и это может сделать любой. Но то, о чем мы говорим – построение взаимоотношений – очень тонкое дело; оно сложнее и потребует больше времени. Однако это надежное и настоящее вложение, и за него стоит платить цену.
Очень важно знать Иисуса лично и слушать Его; важно обратить внимание на Иисуса, потому что Он есть пробуждение в нашей личной жизни и в жизни нашего общества. Господь говорит: «Не смотри на то, что небо закрыто, и нет дождя, не смотри на саранчу и язву. В тот момент, когда все это происходит вокруг, подними глаза на Меня! Я твой центр, Я твой ответ, Я есть путь, истина и жизнь».Единственный наш ответ – это Иисус. Ничто другое не действенно, никакие методы или способы завлечения – только Господь. Не в Нем ответ, а Он Сам, как Личность, есть ответ для нашей жизни.
Часто мы, даже придя к Богу, так сильно хотим иметь то, что может нам дать Иисус, что даже забываем хотеть самого Иисуса. Став христианами, мы все так же хотим построить дома, какие строят себе неверующие. Те строят беззаконными методами, а мы используем веру, используем имя Иисуса, включаем в действие молитву, смирение своего сердца, ищем Божьего лица – и тоже строим. Мы используем веру, чтобы приобретать джипы и машины – и мы действительно будем их иметь, если подключим свою веру. Мы используем Бога, чтобы получить все то, чем пользуется этот мир. Мир не ищет Бога, он ищет успеха, популярности, славы. В мире успешный человек – это тот, который состоялся в этом обществе, который имеет известность и влияние и находится на гребне волны. Того же самого пытаемся достичь и мы, но только с помощью Иисуса. Мы тоже хотим почувствовать себя признанными, принятыми, популярными. С одной стороны, все выше перечисленное абсолютно нормально, и Бог действительно обещал нам все эти благословения, и еще многие другие. В Библии есть около 33000 Божьих обетований. Но сейчас мы говорим о другом: часто мы желаем Божьих благословений настолько сильно, что это занимает наши умы, и у нас уже нет ни сил, ни времени возжелать самого Бога.
Сегодня вся земля ожидает появления людей, любящих Бога больше всего на свете. Людей, которые хотят одного: Бога. Которые не просто говорят устами: «Я хочу Его», но действительно в своем сердце больше ничего, кроме Него, не желают и вместе с Асафом восклицают: «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле!» (Пс. 72:25) Им ничего не нужно не только на земле, но и на небе. Потому что можно не хотеть ничего земного, но очень хотеть духовного и стремиться только к тому, чтобы через них действовали дары, и на них было помазание. Однако, к сожалению, это все равно не Бог, потому что Бог – это Личность.
Апостол Павел сказал: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою» (Фил.3:7). Аввакум говорил: «Даже если виноград не принесет никакого плода и овец не станет в загоне, я буду радоваться о Господе». Почему? Потому что в Нем моя жизнь! Об этом говорит вся Библия. Бог сказал: «Идите без Меня в обетованную землю», но Моисей ответил: «Не пойдем, если Ты не пойдешь с нами». Лучше быть в пустыне, где нет воды, нет радости, нет благословения, чем идти туда, где есть зелень, вода, где течет молоко и мед, и дома наполнены добром, но нет Бога. Моисей сказал: «Нет, лучше мы останемся в пустыне, потому что Ты – наша главная и единственная ценность».
Бог ищет сегодня людей, которые искренне влюбились бы в Него. Не потому, что об этом стало модно или популярно говорить, но по-настоящему! Он ищет людей, которым, кроме Бога, ничего не надо. Он говорит: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим (Втор. 5:7). Возлюби Меня (только Меня!) всем сердцем и всей душой своей (Втор. 6:5)» . Корень всех зол – сребролюбие, но корень всякого пробуждения – это Боголюбие. Вот корень всех благ.
Почему Господь сказал: «И взыщут лица Моего»? Только по одной причине: потому что Он Сам так относится к нам. Потому что Он любит нас любовью агапе, любит без всяких условий. Ему не нужно наше(то, что мы можем дать) – Ему нужны мы. Потому, любя нас так бескорыстно, Он просто ожидает взаимности. Хотя это так просто и естественно – любить в ответ, - но очень немногие из нас действительно сделали это. Если у нас нет такого сердца и такого отношения, то тогда Господь ничего не может сделать в нас, потому что это фундамент. «Никто не может положить другого основания, кроме уже положенного, которое есть Иисус Христос».
Конечно же, это нормально – приходить к Богу, главным образом, за Его помощью, за восполнением нужд и благословениями – так называемым, Божьим. Но если это единственное, из-за чего мы приходим к Богу, или если это для нас – самое главное, то мы находимся в стадии младенчества. Но ведь нельзя оставаться младенцами всю жизнь! Нужно поспешить к зрелости. Можно сказать, что все выглядит подобным образом: сначала люди нуждаются только в благословениях Бога. Затем к ним присоединяется осознание нужды и в Боге, потому что именно с Его помощью мы начинаем всего этого достигать. В таком случае, Бог очень похож на волшебную палочку, которую мы пытаемся использовать для своих целей. Когда человек идет дальше, глубже в Бога, его перестают волновать материальные ценности; они уходят на второй план. На первом плане появляются ценности духовные, и одна из них – Господь. Это еще один ценный этап взросления. К сожалению, многие из нас застряли именно на нем, но нам важно продолжать расти в познании Бога до того момента, пока мы искренне не сможем сказать: «Я уже ничего не хочу не только на земле, но даже на небе. Я хочу только одного: быть с Тобою, Господь!» Бог становится для тебя единственной ценностью во всей Вселенной. Он Единственный, Кого ты любишь и жаждешь, и к Кому стремится душа твоя. Это Тот, от чьих чувств ты волнуешься больше всего, и тебя захватывает одно осознание того, что Он думает о тебе. Ты начинаешь жить Им, дышать Им и думать все время о Нем, а также о Его воле, чтобы исполнить ее во что бы то не стало.
Другими словами, наша главная задача – не просто научить людей молиться, но помочь им сформировать правильное отношение к Богу, «влюбить» их в Него. Если нам это удастся, то многое другое вытечет из этого автоматически. Например, уже не надо будет много учить о молитве, пожертвованиях, служении Богу: ведь всем известно, что любовь – самый сильный мотиватор в мире. Итак, все написанное выше – это то, что имел в виду Господь, когда сказал: «И взыщут лица Моего». Но и это еще не конец. Давайте читать дальше.
Последний, четвертый шаг, о котором Бог говорит при выходе из засухи, чтобы прийти к его исцелению: «И обратятся от худых путей своих». То есть, исправят свой образ жизни и станут жить иначе. Они будут иметь другие мысли, другие чувства и пути. И действительно, если, как мы говорили выше, Господь стал нашей страстью, нашим смыслом жизни, нашей главной и даже единственной целью, то не удивительно, что нам захочется угождать лишь Ему, исполняя Его волю и желания. Другими словами, они обратятся от худых путей своих и будут ходить путями своего ВОЗЛЮБЛЕННОГО.
И вот, наконец, после исполнения нашей части Господь говорит: «Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их». То есть, Бог имеет в виду, что через смирение, молитву, любовь к Господу и изменение образа жизни отдельно взятых людей Он хочет изменить не только церковь, но и всю землю, все народы. Из истории мы знаем, что Бог может за короткие сроки произвести невероятно масштабные перемены. Это способен сделать только Бог! Но именно наше смирение, общение с Ним, поиск Его лица и изменение нашего образа жизни позволяет Богу исполнить Свою часть и осуществить Свою волю через нас.
Итак, давайте исполним Божьи условия. Давайте испытывать себя и прилагать усилия к исправлению своих путей. Давайте выполним свою часть, и тогда Бог, несомненно, выполнит Свою. Ведь если Он выполняет свою часть, допуская в нашей жизни засуху, язву и саранчу, то уже одно только это говорит нам о том, что Бог сдержит свое слово и в остальном: пошлет исцеление нам и нашей земле. Давайте приблизимся к Богу, и Он приблизится к нам; откроемся Богу, и Он откроется нам; смиримся, и Он даст нам Свою благодать; взыщем Его лица и найдем Его, исправим свои пути и увидим исцеление своей земли!
Конспект проповеди Сергея Шидловского со встречи региональных представителей.