«Всесветные возмутители»
«Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда…» (Деян 17:6) Здесь апостола Павла и Силу назвали «всесветными возмутителями». Именно о таких людях я и хотел бы поговорить.
«Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам. И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих [Бога], великое множество, так и из знатных женщин немало. Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу. Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда, а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса. И встревожили народ и городских начальников, слушавших это. Но [сии], получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их. Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую». (Деян.17:1-10)
Ключевое место Писания в этой истории – стих 6: «Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда…». Здесь апостола Павла и Силу назвали «всесветными возмутителями». Именно о таких людях я и хотел бы поговорить сегодня.
История была такой: апостол Павел и Сила вместе пришли в Фессалонику и начали проповедовать. У них появились последователи, многие стали обращаться к Богу и становились учениками – и из-за этого некоторые люди возмутились. Конечно же, у них присутствовала зависть и чувство конкуренции («Почему это именно за ними пошел народ?!»), а также многие другие плотские человеческие мотивы. Это были неверующие люди, как написано в Слове, «неуверовавшие Иудеи». То есть, те, кто не поверил Павлу и Силе, стали противниками, а те, кто поверил, стали друзьями. Так всегда происходит в жизни: кто верит нам – становятся нашими друзьями, а кто не верит – автоматически становятся противниками. Те, кто сам живет посланием, например, о личных отношениях с Богом, будут действовать по вере, а у кого в жизни этого нет, тот будет отвергать это послание и в жизнях других людей.
В истории о «всесветных возмутителях» ясно просматривается некая особенность характера апостола Павла и Силы – способность оказывать сильное влияние на людей. Откуда это было у них? Конечно от Иисуса Христа! Когда Он ходил по земле, где бы Он ни появлялся, сразу начиналось какое-то движение: то Его хотели сбросить с горы, то искали другие способы убить. Если бы Иисус был тихим и спокойным человеком, разве Его захотели бы убить? Убить хочется такого человека, которого невозможно угомонить, когда все попытки и средства перепробованы, но ничего не выходит. Тогда остается один выход: убить – и, таким образом, избавиться раз и навсегда.
Недавно мне попалась на глаза газета «Christian Telegraph», в которой меня особенно заинтересовала статья о Мартине Лютере Кинге. Это один из всесветных возмутителей, подобный апостолу Павлу. Он жил в прошлом столетии и был афроамериканским пастором, боровшимся за права черных людей. Он поднял столько шума по этому поводу, устраивая всякие митинги, забастовки, подбивая людей на бунт. Власти с ним боролись разными способами: его арестовывали, штрафовали, но совладать с ним не могли и, в конце концов, его убили. Однако даже смерть не смогла уничтожить последствий его труда – слишком далеко он зашел. Это можно сравнить с делом Иисуса Христа: Его убили, но основание и развитие Церкви, которую Он начал созидать, никто не может остановить даже до сего дня. Механизм был уже запущен! Своей борьбой Мартин Лютер Кинг добился того, что на сегодняшний день чернокожие люди имеют такие же права, как и белые. Он был всесветным возмутителем, который поплатился жизнью за свою деятельность, но в результате изменил историю. Благодаря семени, которое умерло, было принесено очень много плода. Рано или поздно все люди умрут – вопрос только в том, за что и как. Люди, о которых мы здесь говорим, – люди цели, их смерть не прошла незамеченной; сгорая, они так вспыхнули, что успели осветить множество других жизней.
Вспомним апостола Павла: его били, забрасывали камнями, избивали плетками. В то время у плеток были металлические наконечники, и обычно после 39 ударов люди не выживали. Поэтому, когда Павла били, его практически доводили до полумертвого состояния. Когда апостола побили камнями, по мнению теологов, его убили насмерть. Потому что в те времена, собираясь побивать камнями человека, его сажали в яму и швыряли камни сверху вниз. Чтобы осужденный не погиб, нужно было сверхъестественное вмешательство, потому что все участники казни целились попасть именно в голову, чтобы убить наверняка. Но даже это не остановило Павла. Написано, что после побивания камнями его окружили ученики, он встал, пошел в другое место и… тут же стал проповедовать! (Деян.14:19-22). Чтобы так поступать, нужно иметь конкретную цель и быть безумным ради Христа. Павел говорил, что он потрудился для Христа больше всех апостолов – и это правда. Он умер не своей смертью, но свою жизнь он прожил, полыхая для Господа. Многие люди получили исцеление, многие пошли на небо вместо ада, и у многих изменились жизни в результате его служения. Мы с вами тоже являемся частью плодов служения апостола Павла. И то, что в современной Европе есть определенные вечные ценности и сам дух христианства, – это тоже его заслуга.
Всесветные возмутители заплатили реальную цену. Самая первая составляющая этой цены – это цена молитвы, настоящая смерть для плоти. На самом деле, смерть начинается не на улице, а в тайной комнате – ведь когда ты молишься, ты выкладываешься. Утром хочется спать – но ты встаешь и начинаешь общаться с Богом. Платить цену, мы начинаем с вечера – когда нужно вовремя лечь спать; тебе обычно этого не хочется – но жертва есть жертва, и мы умираем для себя. Умерев вечером, чтобы лечь спать рано, мы снова умираем утром – чтобы рано встать, да еще молиться и не уснуть при этом. И не просто для галочки молиться, но качественно! Цена начинается именно здесь, когда ты начинаешь познавать Бога, и приходит Божье помазанье. А потом ты платишь следующую часть цены, чтобы все то, что получил от Бога, донести другим.
Мы знаем, что без жертвы никогда ничего не бывает. Вся Библия пропитана жертвами, начиная с жертвы Бога, когда Он принес ее в Эдемском саду, а потом одел в шкуры убитых животных Адама и Еву. Так и до сегодняшнего дня: Царство Божие усилием берется. Люди, которые понимают этот принцип, сразу нацеливают себя на жертвенность, зрят в корень христианской жизни, в корень успеха и Божьей воли. Иисус заплатил самую большую цену и принес Богу и нам самую большую жертву: Он отдал нам вечную жизнь и Свою праведность и святость; Он забрал на себя наши грехи и вместо нас пошел в ад. Цена Иисуса определяется не тем, как Он пострадал на земле, а тем, что Он потерял, когда оставил Небо. Нам, людям, это пока не понятно, потому что мы не имели еще славы Небес и поэтому не знаем, как это – потерять Небеса. Если ты имеешь чуть-чуть чего-то, то ты только чуть-чуть и расстроишься, если это «что-то» потеряешь. Но Он – Господь Бог, сотворивший весь мир и даже тех, кто впоследствии распял Его. После Небес уже само хождение в теле для Него было адом, но Он пошел дальше – и тот настоящий ад, который Он посетил, был для него адом в квадрате. Он говорил: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Иоан. 12:24).
Когда Иисус собирал своих учеников, Он разговаривал с ними, помогая им снять розовые очки. Сам Он их никогда не имел – Он знал, как устроена жизнь на земле: есть человеческая плоть, которая нас тянет вниз; есть душа, и есть дух; и здесь идет борьба – кто кого перетянет. Не зря Давид говорил: «Хвали, душа моя, Господа» (Пс. 145:1). Потому что он знал, что душа не хочет славить; ее нужно постоянно возбуждать и заводить – сама она не заведется.
Бывает еще одна крайность: когда, например, я долго молюсь, я очень глубоко вхожу в Бога и выгляжу в эти моменты тихим и спокойным, и, на первый взгляд, грустным – чуть ли не впавшим в депрессию. Если же после этого нужно идти проповедовать, то для того чтобы выйти из такого состояния и суметь послужить другим людям, нужно приложить огромное усилие. В книге Бенни Хина я читал, что однажды, когда он собирался выйти проповедовать, одна из помощниц Кэтрин Кульман сказала: «Слишком много не молись, потому что Бог тебя не сможет использовать». И именно это состояние она имела в виду. Конечно, молиться надо, и Йонгги Чо пишет, что пред каждой проповедью он молится, как минимум, три часа. Но эта женщина имела в виду, чтобы Бенни Хинн был осторожен и не вошел слишком глубоко внутрь себя. Потому что в этом случае, когда к тебе подойдут люди, ты не сможешь им послужить. Тебе-то будет хорошо, но что пользы другим? Это подобно тому, что Павел сказал о говорении на иных языках в собрании: другие люди не смогут назидаться! (1 Кор. 14:16-17).
То же самое касается и служения: подготовка проповеди – это цена; высвобождение проповеди на сцене – тоже цена; вводить людей в поклонение, ходатайствовать за других – это тоже жертвы и напряжение, но другого пути не существует. Однажды, когда Юлий Цезарь захотел завоевать один полуостров, его войско подплыло на кораблях и высадилось на сушу. Когда же все солдаты вышли, то, обернувшись назад, они увидели дым и пламя: он сжег все корабли, и у них не было другого пути, как прорываться вперед, чтобы затем по этому полуострову, по суше, попасть домой. Естественно, им не только нужно было прорваться, но и выжить. Это было рискованно. Но мы видим характер победителей, которые сжигают за собой мосты. Это люди с туннельным взглядом, они не смотрят назад, у них нет зеркал заднего вида; они, забывая заднее, простираются вперед.
Такой характер был у Христа: Его не пускали в одно место – а Он обтекал, как вода, и шел в другое. Такой характер был у апостола Павла: его выгоняли, побивали камнями – а он вставал, отряхивался и шел дальше, продолжая свое дело. Такой характер должен быть у каждого из нас. Мы не должны сдаваться, мы должны иметь четкую цель и двигаться к ней. Не опускать руки, если у нас не получилось с первого раза, а начинать снова и снова – столько, сколько понадобится. Не важно, с какого раза это получится; надо делать – и пока не сделаем, мы не успокоимся.
Итак, Иисус Христос – наш пример. Мы с вами тоже должны быть всесветными возмутителями, как Павел и Сила. Для того чтобы быть таким человеком, нужно, во-первых, иметь цель, стремиться к ней и преодолевать любые препятствия на своем пути, ни за что не сдаваясь. Потому что наш Учитель был всесветным возмутителем. Он так возмутил современный Ему мир, что окружающие не знали, что им делать. Когда Он въехал в Иерусалим – весь город пришел в движение. А мы так часто чувствуем себя скованно, если один-единственный человек посмотрит на нас один «как-то не так»! Иногда нам хочется залезть под стул, чтобы на нас не смотрели люди. Иисус же весь город привел в движение – и чувствовал себя нормально!
Когда Иисус вошел в храм и увидел продающих, что Он сделал? Выгнал всех! Он не только не боялся людей, но люди боялись Его. Он был неконтролируемым для них, они ничего не могли с Ним сделать. Хотя Иисус заранее знал, что для Него это все закончится смертью, Он смело шел вперед. Вот это радикальный подход! В нашей жизни вопрос обычно так не стоит: жизнь или смерть, – обычно все гораздо мельче. Но мы все равно должны понимать, что, если мы прилагаем хоть маленькое усилие, – это есть маленькая смерть для себя: смерть для удовольствия, для отдыха, удобства, комфорта. Это должно стать нормой не только для каких-то «особенных» людей, а для всякого верующего – так учит Библия! Апостол Павел был всесветным возмутителем, и мы должны ему подражать: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16).
Этот стих говорит о том, что в каждом из нас заложен потенциал быть всесветным возмутителем. Мы не должны бояться каких-то людей, которые возмущают народ – наоборот, мы должны быть инициаторами всяких возмущений. Поэтому давайте каждый в своей области, в каждой сфере нашей жизни, в тайной комнате, в нашем служении Господу и, вообще, в христианской жизни будем такими возмутителями. Это касается и борьбы за святой и чистый образ жизни, и поведения, и мыслей, и чувств. Все это проходит не без жертвы и не без креста. Когда мы пришли в этот свет, уже тогда было предрешено, что мы будем прилагать усилие – младенец силой прокладывает себе дорогу из маминой утробы наружу. Итак, либо ты будешь прилагать усилие и бороться с обстоятельствами – либо все равно тебе придется приложить усилия, но уже тогда, когда эти обстоятельства раздавят тебя, затопчут в грязь, и ты будешь стараться выбраться из них. Каждый из нас в любом случае заплатит цену: либо это будет цена за послушание Богу, либо, наоборот, за непослушание. И, что интересно, цена за непослушание – больше!
Поэтому давайте будем платить цену за послушание Богу, и этим мы не только избежим, наказания за непослушание, пиком которого является ад, но обретем награду вечной жизни, венец победителя, близость с Богом и еще многое-многое другое, что Господь приготовил для любящих Его! Любое усилие вознаграждается. Если ты толкаешь что-то – обязательно будет произведен результат. Мы должны смотреть на воздаяние, так как оно вдохновляет нас платить цену. Вспомните купца, который продал все ради одной жемчужины. Он заплатил цену – и заплатил ее с радостью, потому что смотрел не на то, что теряет, а на жемчужину, которую приобретает. Когда ты платишь цену, эту звучит страшно и трудно, и если сосредоточиться на цене без награды, можно подумать, что для тебя это невыполнимо. Если же мы говорим о награде и при этом понимаем, что награда больше, чем даже та цена, которую ты считал огромной (она может быть огромной на твой взгляд, но в свете Божьей награды она будет выглядеть мелкой), тогда ты поймешь что это вообще не цена.
Выйдя из Египта, Моисей потерял все: свой статус, положение, богатство – но написано, что он вышел, взирая на воздаяние (Евр. 11:26). То есть, он видел: то, что он приобретает – гораздо лучше! Точно так же мы должны смотреть на то, что будет в результате нашего труда, и стараться смотреть подальше – на всю нашу земную жизнь и на то, какой у нас будет плод.
Когда мы смотрим на некоторых людей и на цену, которую они платят, мы удивляемся. Они же сами об этом не думают, потому что смотрят вперед, на то, что за этой ценой стоит: перед их глазами стоят миллионы обращенных к Богу людей. Может, некоторые смотрят на несколько столетий вперед, когда они умрут и пойдут на небеса, что произойдет впоследствии, какой резонанс произведет их служение в последующих поколениях. Для таких людей платить цену – это уже просто образ жизни.
Я призываю каждого на своем месте, в своей области быть всесветным возмутителем. Потому что если христиане не будут такими, то такими будут мирские люди, и прорываться будут безбожники. Бог хочет поднимать людей, знающих Его, и каждый будет способен на это в той степени, в какой он знает Господа. Поэтому, конечно же, нам нужно, прежде всего, больше познать Бога, и, во-вторых, стремиться к такому уровню Его познания, чтобы иметь смелость делать дела во имя Господа. Это один из критериев познания Бога. Это должно быть не только нашей целью, но и плодом. Ведь если это была бы только цель, тогда можно сказать, что мы используем Бога, как средство, а если это только плод, то тогда мы, вероятно, не достигнем его, потому что сам по себе он не вырастет и не созреет в наших жизнях – нужно приложить сознательное усилие, как при достижении цели. Важно не впасть ни в ту, ни в другую крайность. И, конечно, необходимо понимать, что мы сами не можем этого сделать, потому что «не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6). Нам, конечно, тоже надо не отставать и грести, но все равно всегда помнить, что ведет нас Господь. Одна из причин, почему мы общаемся с Духом Святым, – потому что это общение приносит благодать, и ты все это делаешь, даже не замечая прикладываемых усилий, потому что внутри тебя появляется энергия, помазание, огонь, и это уже делаешь не ты, но Сам Бог. Поэтому давайте не будем надеяться, что мы сделаем это сами, и, в то же время, не будем переживать по этому поводу. Это не наше дело.
Многие планы, о которых Бог проговорил в мое сердце, являются огромными; они захватывают мой дух, когда я слышу от Бога и читаю Священное Писание. Я знаю, что мы это сделаем, но сам по себе я чувствую себя маленьким, слабеньким, немощным человечком. Когда же я наполнен Духом Святым – я не чувствую рук, потому что, наверное, тогда они становятся руками Иисуса Христа. Мы все сделаем не своими силами и напряжением, но Духом Святым. Поэтому нам необходимо довериться Духу Святому, чтобы Он сделал это через нас. Павел сказал: «Я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15:10).
В каждом из нас – в тебе и во мне – заложен потенциал стать «всесветным возмутителем», который изменит окружающий мир, повлияет на жизни других людей. Эта способность – не от нас, она дана нам Богом и увеличивается по мере приближения к Господу и познания Его. Давайте же развивать отношения с нашим небесным Отцом и, не жалея сил, не боясь платить цену, исполнять Его цели на этой земле, чтобы возмутить вокруг нас все общество и увлечь их страстным стремлением к Богу!
Конспект проповеди Сергея Шидловского со встречи киевской команды