«Святость» часть 1
Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12:14)
Написано «старайтесь иметь мир», и это стало когда-то для меня откровением и правилом жизни, Я стараюсь иметь мир со всеми – со всеми служениями, со всеми лидерами. Дальше здесь говорится о святости, «без которой никто не увидит Господа».
Существует два вида святости. Первый вид святости – это по вере во Христа Иисуса. Когда мы поверили во Христа Иисуса, мы стали святыми по вере, и потому каждый из нас уже свят и праведен. Мы святые не из-за своих дел, но потому что Иисус нас сделал святыми, и это спасательный круг, за который надо хвататься каждый день. Каждый день благодарить за жертву Иисуса Христа, потому что если бы не Иисус, то не оправдается перед Ним никакая плоть, ибо по закону все становятся виновными. Жертва Иисуса должна всегда быть перед нашими глазами, потому что если мы начнем изучать тему святости не на фоне этой жертвы, а просто отдельно как изменение поведения, то мы можем попасть в сильнейшую депрессию, которая в конечном итоге может убить нас. Поэтому, говоря о святости, мы должны помнить в первую очередь, что нас спас Иисус и что мы спасены не по нашим делам, то есть мы здесь вообще не при чем. Мы не имеем никакой части в нашем примирении с Богом. Наша часть – просто поднять руки вверх и сдаться, признать, что Иисус нас спас, и согласиться с этим своей верой. Если мы потеряем веру в Иисуса и перестанем хвататься за этот спасательный круг, делая это каждый день, со всяким постоянством, то мы точно никогда не увидим Господа.
Мы спасены просто по вере и по благодати, мы святые перед Богом и можем стоять перед Ним с дерзновением, не глядя вообще ни на какие свои дела, ни добрые, ни злые. Потому что даже добрыми делами мы не можем заработать себе благоволенье Божье, мы только можем это заслужить заслугами Иисуса Христа. Наши заслуги перед Богом не работают, и это смиряет нас. Это Он заслужил, а ты этим пользуешься, это все равно, как кто-то деньги заработал и отдал тебе, чтобы ты ими пользовался. Так и мы пользуемся тем, что Иисус нам подарил, потому что не мы открыли доступ к Богу, не мы сделали себя святыми во Христе Иисусе. В Писании есть подтверждение вышесказанным словам, что не от дел нам пришло оправдание: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. Где же то, чем бы хвалиться? Уничтожено. Каким законом? Законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников. Потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру. Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим 3:23-31).
Итак, тем, что мы святые во Христе, мы уничтожаем святость по делам? Никак, но ее утверждаем. Другими словами, раз мы святы во Христе бесплатно, то Бог ожидает, что мы проявим эту святость в делах и продемонстрируем ее себе, миру – всем. Павел пишет: «…мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем». Именно вера в то, что спасение, святость нам даны бесплатно, должна нас приводить к тому, чтобы святость выражалась в наших делах. Если мы вернемся к месту Писания «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа», то можем сделать вывод: мы должны дорожить святостью во Христе Иисусе и беречь ее.
Второй вид святости – от наших дел. И она так же важна, как и святость по вере, они одинаково важны, и нельзя сказать, что один менее важен другого, они просто разные.
Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие. Чтобы не было между вами какого блудника или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от первородства. Ибо вы знаете, после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами» (Евр.12:15-17). Автор послания говорит о конкретных делах, и в других местах Нового Завета много сказано об этом. Здесь имеются в виду конкретные поступки: «…чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие. Чтобы не было между вами какого блудника или нечестивца…» Говоря о горьком корне, он имеет в виду не только мысли и чувства, но образ жизни. Корень, когда появляется, начинает расти; можно ветви отрезать, но корень все равно продолжит расти.
Поэтому Божье слово и учит нас, что нужно наблюдать за тем, чтобы этот корень вообще не появился, но если он все-таки появился, его надо выкорчевать, избавиться полностью, чтобы вообще не было никаких предпосылок повредить нам. И если такие корни будут вырваны из нашей жизни, как легко нам станет жить, как легко станет приходить к Богу, мы будем чувствовать уверенность. Потому что, с одной стороны, если мы не уверены в спасении по вере, нам страшно приходить к Богу, но, с другой стороны, согласитесь, наши поступки «напрягают» наши отношения с Богом. Но когда знаешь, что доброе делаешь, чувствуешь себя уверенным и тогда так просто приходить к Богу.
У всех бывают периоды в жизни, когда мы чувствуем себя неуверенно, но также и такие времена, когда – очень уверенно. И образ жизни влияет на уверенность в молитвенной жизни. А разве у нас не появляется чувство угрозы нашему служению, когда мы видим этот горький корень? А когда у нас все хорошо, разве нет у нас чувства уверенности в том, что наше служение непоколебимо? Поэтому Господь и хочет, чтобы мы имели святость, ради нас самих, чтобы мы чувствовали себя пред Ним уверенно. Святость в наших делах, несомненно, приносит дерзновение, как в молитве, так и в делах, и вообще во всей жизни. Святость приносит смелость и уверенность; чувствуешь, что твои ноги стоят на твердом основании. Поэтому Господь так сильно хочет, чтобы каждый из нас имел это великое благословение святости и чистоты.
Все знают, что по Новому завету спасение – благодатью, и этого никто не оспаривает, это как закон, и на этой базе все строится. И Павел, не отрицая искупления по вере, пишет: «Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дошедши до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. Но вы не так познали Христа» (Еф. 4:17-20). То есть можно познать Христа так, чтобы допускать грехи в своей жизни. Павел пишет: «Но вы не так познали Христа». Бог хочет, чтобы мы познали Его так, чтобы это познание принесло в нашу жизнь освящение и чистоту. «Потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина в Иисусе, – отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф.4: 21-22). Здесь Господь говорит, раз мы святые внутри через веру в Иисуса, бесплатно, то теперь должны вести себя соответственно, правильно. Дальше Господь так говорит об образе жизни: «Посему отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем. И не давайте места дьяволу. Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, которым вы запечатлены в день искупления» (25-30ст.). Оказывается, наш образ жизни может либо радовать, либо огорчать Духа Святого, и наши поступки влияют на Бога. «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас. Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (31-32ст).
Итак, Бог призывает нас к новому образу жизни и к тому, чтобы мы постоянно над собой работали. Нам важно так познать Христа, чтобы наша личная жизнь изменилась, чтобы наша святость возрастала. Чтобы наш личный стандарт святости подтягивался к Божьему. «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят». И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1Петр1:14-19).
Итак, Господь говорит: «…со страхом проводите время странствования вашего». Когда мы заговорили о святости, внутри уже сразу появилось какое-то чувство страха. А Бог говорит, что это правильное чувство, Он нас к нему призывает. Это не панический страх, потому что написано: «боящийся не совершен в любви». Не должно быть страха в ином понимании этого слова. Но есть позитивный страх, и Библия много говорит о страхе Господнем. Когда мы переходим дорогу, нас этот страх побуждает быть осторожными. Поэтому если у нас появляется страх, когда мы говорим о святости, это хороший страх, он защищает нашу жизнь. Этот страх побуждает нас бодрствовать и быть внимательными к нашей жизни. Нам нельзя этот страх заглушать. Есть люди, которые теряют страх, они привязывают резину к ногам и прыгают с моста, то есть теряют страх до такой степени, что не ценят свою жизнь, и им тогда очень легко ее потерять. Поэтому страх должен быть в нашей жизни, это наш друг.
Итак, Господь нам говорит, во-первых, чтобы мы были святы, потому что Он свят. Во-вторых, Бог хочет, чтобы мы были святыми, потому что Иисус сделал нас святыми. Третье, Господь хочет, чтобы мы были святыми, потому что святость приносит нам дерзновение и смелость в наших отношениях с Богом. Если у нас есть святость в наших делах и поступках, тогда мы имеем возможность так близко приближаться к Богу, как никогда в своей жизни не могли, потому что подобное соединяется с подобным. Также святость приносит уверенность в нашем служении, мы знаем, что служение стоит на непоколебимом основании. Поэтому очень важно, чтобы служение было чистым и святым. А грех разрушает служение. Даже большие служения могут разрушиться из-за нечистоты в финансах, из-за гордости, из-за неправильного отношения с противоположным полом. Это все области проявления святости, и тут могут быть как большие проблемы, так и огромные благословения. Представьте, в каких масштабах созидаются служение, отношения с Богом.
С одной стороны, мы приближаемся к Богу, освящаемся и изменяемся, потому что Он влияет на нас и изменяет нас. С другой стороны, наше изменение, освящение приближает нас к Нему. То есть близость с Богом приводит нас к святости, а наша святость приближает нас к Богу еще ближе, это обратная связь. Один доктор теологии сказал, что любовь к Богу предшествует переменам в нашей жизни, потому что Бог любит нас такими, какие мы есть. Но когда перемены приходят в нашу жизнь, то любовь Его следует за ними. Поэтому мы не можем сказать, что наши дела не влияют на близость с Богом. Это не отвергает бескорыстной любви Божьей, любви «агапе», но, наоборот, утверждает. Давайте не будем этим злоупотреблять, но будем проявлять любовь к Богу в делах.
(Продолжени во второй часть)