«Смирение тела»
Господь хочет, чтобы наше тело подчинялось нам во всем, чтобы оно было покорено нашей воле.
Сегодня я хочу поговорить о том, что такое плоть, о ее сути, а также рассмотреть, что написано о важности и методах смирения плоти. Потому знание этого способствует тому, чтобы стать на путь смирения тела и всех его инстинктов, страстей, похотей. Рассмотрим цель, чтобы наше тело со всеми его желаниями, стала послушно нам, как я сам для себя определил, как натренированная собака своему хозяину. То есть Господь хочет, чтобы наше тело было покорено Ему и нам без всяких отговорок.
Все мы с вами видели, как выгуливают собак, - это хорошая иллюстрация к нашей теме. Таких историй много и они все разные. Иногда бывает даже непонятно, кто кого выгуливает: либо хозяин собаку, либо наоборот. Случается, что хозяин кричит на собаку, пытается давать какие-то команды, а собаке абсолютно все равно, у нее свои дела. Есть и обратный пример: собака надрессирована, всегда стоит возле хозяина, и если он подал голос и сделал хоть какое-то движение, она смотрит на него и тут же реагирует.
Господь хочет, чтобы наше тело подчинялось нам во всем, чтобы оно было покорено нашей воле. Я не случайно сравнил наше тело с собакой, потому что тело человека относиться к животной природе, и это как раз то, что нас соединяет с физическим миром. В нашем теле есть все обычные инстинкты, которые есть у всех кошек, собак. То есть я хочу сказать, что наше тело это обычное животное, которое хочет есть, спать, жить в комфорте и больше ничего другого. Но, слава Богу, что мы больше чем наше тело, больше чем просто материя, у нас есть душа, это более возвышенная материя, у нас есть дух, это самая возвышенная часть нашего естества. Поэтому Слово Божье говорит нам о том, чтобы мы духом умерщвляли дела плотские, чтобы наше тело было покорено духу полностью.
Давайте вместе посмотрим, что такое плоть в Библии. Во-первых, плоть - это тело человека. Во-вторых, в переносном смысле тело – это все люди, живущие на земле, в том числе и звери (во время потопа, Господь сказал, что погубит всякую плоть). Также этим словом часто называют ветхую природу, т.е. то, что в человеке противоположно духу. Как написано: дела плоти известны, это ссоры распри, разногласия.
Давайте обратимся к посланию к Коринфянам: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:24-27). Здесь Павел говорит, что я бегу небесцельно и бьюсь не так, чтобы только бить воздух. В переводе с греческого это звучит так: докучаю, мучаю, истязаю и надоедаю своему телу, подавляю, умерщвляю желания своего тела.
Посмотрим для сравнения разные переводы. Перевод епископа Кассиана: «Разве вы не знаете что бегущие на ристалище, бегут все, но один получает награду. Так бегите, чтобы получить. Каждый подвизающийся воздерживается от всего: те, чтобы получить венец тленный, а мы – не тленный. Итак, я бегу не как впустую, ударяю кулаками не как по воздуху, но мучаю мое тело и порабощаю, чтобы проповедуя, другим, самому не оказаться негодным». И также посмотрим это же место Писания, с современного перевода «Радостная весть»: «Вы что не знаете, что на стадионе, бегут все участники забега, а приз получает один? Бегите же и вы чтобы получить его. Все атлеты упорно тренируются, но те поступают так. Чтобы получить венок, который увянет, а мы – чтобы получить венок неувядаемый. Так И я бегу – но не бесцельно! Я тоже, как кулачный боец не колочу воздух впустую. Нет, я закаляю тело и подчиняю его своей воле, чтобы не получилось так, что, провозгласив весть для других, сам не буду допущен до состязания». Этот перевод более точно показывает тот смысл, который хотел выразить апостол Павел. Здесь четко видно, что же имел в виду Павел. Потому что когда мы читаем Синодальный перевод, не совсем понятно, кто такие были подвижники, в оригинале написано, что это – спортсмен. Если посмотреть комментарии к переводу Радостная весть, то слово закаляю - дословно обозначает «ставлю синяки под глазом». Павел сравнивает порабощение тела с кулачным боем. Когда он говорит, что я не просто машу кулаками впустую, он подразумевает, я бью собственное тело, «ставя ему, синяки под глазами». Конечно, это небуквально, что он брал и бил себя в глаз по-настоящему, но он имеет ввиду смирение плотских инстинктов, покорение животной природы высшему началу.
Есть еще один хороший комментарий Баркли к Новому Завету. Он пишет: «Павел подходит с другой позиции. Он убеждает коринфян, желавших пойти по легкому пути, что без серьезной самодисциплины никто не дойдет до цели. Павел всегда восхищался спортсменами. Спортсмен желающий победить на соревновании, должен усиленно тренироваться; в Коринфе знали, какими захватывающими могут быть соревнования, потому что в Коринфе проводились народные празднества, уступавшие по значению только Олимпийским. Далее спортсмен подвергал себя суровой дисциплине и тренировке ради того чтобы завоевать лавровый венок, который уже через несколько дней завянет. Сколь же строже должна быть самодисциплина, христианина чтобы получить венок, дающий жизнь вечную».
Божье Слово говорит, что наше тело с одной стороны нейтральное, то есть не хорошо и не плохо; благодаря телу, мы можем быть связанными с физическим миром. Также Библия говорит много хорошего о нашем теле, например, оно называет наше - тело храмом Духа Святого, но также, к сожалению, у нашего тела есть и низкие склонности, инстинкты, которые оно стремится удовлетворить. Если не контролировать и не дисциплинировать тело, то оно может разрушить нашу жизнь, так как постоянно стремиться к хаосу. Если дух стремится к созиданию, то наше тело стремится привести все в бардак. Потому, если отпускать поводья и позволить нашему телу со всеми его желаниям господствовать над нами, то жизнь может превратиться лишь в удовлетворение желаний тела и наслаждений.
Кеннет Хейгин в своей книге описывает историю, как один человек терял над собой контроль и начинал кричать на жену, когда она задерживала ужин или готовила не то, что ему нравится. Этот мужчина никогда не постился, не дисциплинировал свое тело, и в итоге желания плоти взяли над ним господство, так что даже такая мелочь как задержка ужина могла вывести его из себя. Такое может произойти с любым человеком, если он позволит желанию своего тела взять над ним контроль. Для многих желание покушать действует как наркотик, потому что если плотно поесть, то притупляется активность, и происходит какое-то помутнение в мозгах, многие живут ради этого ощущения. Некоторые люди начинают много есть, чтобы заглушить переживания от проблем.
Также один из самых сильных инстинктов, который нуждается в ограничении, - сексуальные желания. Если мы не будем себя дисциплинировать и ограничивать свои физические похоти, то тогда тело может разрушить нашу жизнь. Мы видим плачевные результаты в мире из-за бесконтрольного следования на поводу этого инстинкта - распадаются семьи, дети рождаются вне брака. Жизнь рушится просто из-за того, что во главе стоит не удовлетворения духа, а удовлетворения тела, т.е. люди кормят свое животное естество, и это для них важнее, чем взаимоотношения со своей женой, мужем, детьми. Они готовы разрушить свою семью ради того, чтобы накормить своего «осла», которого Господь дал нам, чтобы ездить и господствовать над ним.
Получается, тело доминирует над человеком и является своего рода идолом для него. В этом мире тело один из самых главных богов. Люди поклоняются ему, например модели, спортсмены. Помню, когда я занимался спортом, и видел у кого-то впалую грудь, худые руки и бледный вид, то просто ненавидел таких людей, потому что я сам был спортсменом. Статистика говорит, что 80 процентов депрессий у населения случаются из-за того, что идеалы тела были неправильно построены. То есть идеалы, которые нам диктуют, их просто не бывает в природе, но люди ориентируются на них, стремятся к ним. Мы часто слышим истории, как люди желая похудеть, так истязают свой организм, что в итоге умирают от неправильно питания. Все наши мысли вращается вокруг тела. Если развить эту тему дальше, мы можем увидеть, что люди покупают красивую мебель, машины, так как хотят, чтобы телу было комфортно. Конечно, нам для удобства нужны хорошие вещи, и они благословение, но надо всегда помнить, что это не самое главное в жизни.
Мир живет ради тела, дышит ради тела, делает все, чтобы это тело красиво одеть, вкусно накормить, но Господь просит нас жить ради духа. В послании к Галатам написано, чтобы мы духом умерщвляли дела плотские, стремились к тому, чтобы дух доминировал, так как нельзя служить двум господам. Если мы угождаем духу, то автоматически тело лишается чего-то. Мы угождаем своему духу, потому что он очень сильно хочет общаться Богом, а в это время тело хочет спать. Угодить двум господам невозможно, поэтому перед нами всегда будет стоять выбор, либо встать и идти молиться, угождая тем самым духу, либо продолжать спать, доставляя удовольствие своему телу. То же самое вечером наш дух хочет лечь спать раньше, но тело невозможно уложить во время, оно хочет есть, посидеть, пообщаться допоздна. Но когда ты правильно расставляешь приоритеты, ты не можешь угодить всем одновременно. Нам все равно придется чем-то пожертвовать. Поэтому Павел и говорит: «…но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор 9:27). Обратите внимание на то, что он говорит, то, что он смиряет и порабощает, таким образом, Павел отождествил себя с духом, потому что кто смиряет? Дух. Потому что если бы он сам себя смирял он бы так и написал, что я сам себя смиряю, но смирить тело может только Дух. Поэтому наше настоящее«я» это дух, и поэтому когда наше тело страдает, то это не наше настоящее «я» страдает. Мы должны стремиться угодить не телу, а духу. Если мы духу угождаем, то ничего страшного что тело страдает, ничего страшного что мы рано утром встаем на молитву, или вечером раньше ложимся, то есть ничего страшно не произойдет, если мы тело лишим комфорта, ради того чтобы сделать духовные вещи. Нам важно научиться плотские, материальные вещи покорять духовным, к чему нас и призывает Божье Слово.
Павел, когда говорит об этом, он не стесняется в выражениях, он довольно резко говорит: «я докучаю, мучаю, истязаю, подавляю и умерщвляю свое тело». Это означает что, мы должны ограничивать желания своего тела, не ради самого ограничения, но ради угождения духу, и исполнения Божьего Слова, потому что желания тела, расходится с тем, что написано в Библии для нас.
Поэтому давайте будем угождать Богу, и угождать исполнению Божьей воле, давайте будем молиться, поститься. Также Божье Слово нас учит, чтобы мы во время упражнения поста и молитвы воздерживались от своих жен и мужей, то есть показать нашему телу кто в доме хозяин. Надо лишать себя интимных отношений с женой (мужем), ради того чтобы смирять свою плоть потому что, у нашего тела есть два главных инстинкта это еда и интимные отношения. Но также во время поста нам нужно удерживать себя от всевозможной информации, потому что информация, завладевает нашим разумом. И делать это постоянно и систематически, потому что плоть она никуда не девается. И если ее не смирять, она постепенно начинает поднимать голову, потому существует только один выход, поставить это на систему, и сделать образом жизни навсегда.
Поэтому друзья давайте будем угождать нашему духу, порабощая тело, указывая ему свое место, и будем служить лишь одному господину, нашему Господу.
С уважением Сергей Шидловский