""Правильное основание самооценки"" часть 1
От того, как мы оцениваем себя, многое зависит в нашей жизни: с каким дерзновением мы будем служить, какую степень ответственности мы сможем взять на себя, на какие свершения мы решимся замахнуться в жизни, и многое другое.
Сегодня мы поговорим о правильном основании нашей самооценки. От того, как мы оцениваем себя, многое зависит в нашей жизни: с каким дерзновением мы будем служить, какую степень ответственности мы сможем взять на себя, на какие свершения мы решимся замахнуться в жизни, и многое другое. От нашей самооценки зависит и то, как мы относимся к другим людям. Это важный момент, потому что-то, как мы смотрим на себя, зависит от того, насколько мы любим себя. Если мы не любим себя – значит, мы собой недовольны, и это недовольство собой всегда будет выливаться в общее недовольство другими людьми. Не важно, чем именно ты недоволен – это чувство всегда будет отравлять тебя изнутри, и мешать, тебе жить. Божье слово учит нас: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф. 22:39), и мы должны быть послушны ему. Если Библия говорит, что любовь к ближнему базируется на любви к себе, значит, другого пути нет: только полюбив себя, мы сможем полюбить других людей.
Цель сегодняшней проповеди – показать, как Бог оценивает нас с вами, потому что единственным правильным критерием нашей самооценки является Божий взгляд на нас. Каждый из нас приходит к Богу с определенным грузом комплексов и искаженного самовосприятия. И нам необходимо увидеть, во-первых, каков Бог, и, во-вторых, каковы мы в Нем. Мы будем созерцать свою красоту во Христе Иисусе как образ и подобие Божье. А когда мы увидим себя в зеркале Божьего Слова, мы сможем полюбить себя такими, какие мы есть, и это будет прямой дорожкой к исполнению второй важнейшей заповеди.
Как часто, если у нас неправильный образ Бога, нам бывает трудно строить с Ним отношения; но если у нас неправильный образ себя, нам точно так же будет тяжело приближаться к Нему, потому что тогда нам будет постоянно казаться, что Бог нами недоволен. Даже когда мы думаем, что Бог хороший, идеальный, при низкой самооценке мы будем смотреть на себя и думать: «Нет, такого, как я, Он полюбить не сможет!» Но Господь хочет, чтобы мы чувствовали Его любовь, потому нам важно изменить взгляд на себя и возрастать в этом, приучаясь смотреть на себя глазами Бога.
Однако нужно приготовиться к тому, что нам для этого придется смиряться. Если мы слышим что-то плохое про себя, нам это привычнее, но если хорошее – тем более от Совершенного Бога – что-то внутри начинает бунтовать. Потому что хотя мы можем думать о себе хорошо, но не настолько, как думает о нас Бог. И когда мы видим, что Бог думает о нас лучше, чем мы сами, нам не всегда верится, что такое может быть. У смирения есть две грани: первая – видя свои недостатки, смиряться, сокрушаться; вторая – видя в себе хорошее и слыша, что Бог говорит о нас, соглашаться с этим.
Когда Бог послал Моисея вывести Израильский народ из Египта, тот сказал: «Я косноязычен». Господь разгневался на него, потому что из-за своей низкой самооценки Моисей едва не провалил Божье задание. Смирение не означает думать о себе как можно скромнее. Смирение означает безропотно доверять всему, что говорит Бог. Для выполнения великих Божьих задач нам просто необходимо иметь высокую самооценку. Иначе нам не справиться! Потому что если задача масштабна, то тогда все будет большим: и Божья слава, и критика, и противостояние – и тогда, будучи неуверенны в себе, мы не устоим.
Итак, как же Бог смотрит на нас?
1. Мы образ и подобие Бога. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26-27). Бог смотрит на нас как на Свой образ и подобие еще от сотворения мира. Он творил нас, глядя на Себя. Только представьте себе: мы похожи на Бога! Задумайтесь об этом хотя бы на короткое время. Наша самооценка должна строиться на главном основании, что мы есть образ и подобие Бога, а потом уже к этому могут пристраиваться разные внешние факторы.
2. Бог сделал нас из Себя. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Бог есть Дух, и благодаря тому, что Он вдунул в нас частицу себя, мы являемся духовными существами, в отличие от всех животных, населяющих землю. Бог Вечен – и человек вечен, потому что наша душа никогда не умирает. У наших детей – наши гены, они похожи на нас, потому что вышли из нас; точно так же в нас есть Божьи «гены», потому что мы вышли из Него и наследуем Его качества.
3. Мы вторые после Бога. Ни один ангел не назван образом и подобием Бога. Только люди – каждый из нас – и это означает, что мы на порядок выше всех других творений. «Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!» (Пс. 8:4-10). В оригинале, на иврите, вместо слов «пред Ангелами» стоит слово «пред Собою». Если Бог «немного умалил нас пред Собою» – только представьте, насколько высоко нас поставил Бог! Стих 7 говорит здесь, что Бог поставил человека владыкою над делами Своих рук. Но ангелы – тоже творение Божьих рук!
Все творение находится в иерархии. Можно представить пред собой доску и на ней нарисовать ступеньки: Бог — человек — ангелы — животные — растения — камни. Итак, каждый находится в своей прослойке, и в этой иерархии есть одна особенность: никогда нельзя из одной прослойки перейти в другую. То есть камни не могут стать растениями, растения – животными, и так далее, потому что только подобное рождает подобное. Поэтому и человек не может опуститься ниже, чем он есть, или подняться выше. С одной стороны это нас смиряет, потому что мы никогда не прыгнем выше головы; с другой стороны – возвышает, потому что, что бы мы ни делали, мы никогда не опустимся ниже, чем Бог нас поставил. Мы просто не можем. Даже самый последний алкоголик, который валяется на улице в луже, является образом и подобием Бога. И на этом основании каждому из нас нужно строить свою самооценку.
Мы можем смотреть на свои дары, таланты; на успехи в бизнесе, в служении, и пытаться возвыситься этим над другими. Но это неверный критерий; ведь всегда найдется кто-то успешнее и талантливее нас. Мнение о себе нужно строить на том, что является вечным и неизменным – тогда ее невозможно будет поколебать. Укорени в Боге свою самооценку; и тогда любой удар по ней – пусть даже он все снесет вокруг и сровняет с землей – не будет смертельным для твоей личности, потому что из этого правильного корня твоя уверенность вырастет заново.
Из правильного понимания вытекает правильное поведение; как я о себе думаю, так и поступаю. Чем больше на нас влияет слово Божье, тем больше у нас появляется достоинства; если мы познаем верой, что мы подобие Бога – мы подобно Ему и начинаем поступать. Из понимания этой истины приходит и осознание нашей значимости на этой земле.
4. Какой Бог, такие и мы. Если Бог благой, добрый, значит, по своей духовной натуре мы тоже добрые и хорошие. Мы хорошие как образ и подобие Бога. Подспудно каждый из нас знает, что не такие уж мы и хорошие, когда делаем что-то не так, но, независимо ни от каких факторов, Бог создал тебя хорошим – и с этим нужно смириться. Если человек не верит в это, то он обманут дьяволом и не знает правды о себе. Он не знает, кто он есть на самом деле, потому что от самого начала его научили, что он произошел от обезьяны. Какое же может быть понимание об образе и подобии Бога! Поэтому он, и придя в церковь, все еще продолжает о себе думать, как об обезьяне, и соответственно поступает. Измени мнение человека о себе – и ты изменишь его поведение. Например, ни для кого сейчас не секрет, что тюрьмы не являются исправительными учреждениями. Они служат для наказания и зачастую лишают человека не только свободы, но и человеческого достоинства. Попав в тюрьму, человек выходит оттуда закоренелым преступником. Почему? Потому что там у него формируется новая самооценка: «Я – преступник (убийца, вор)!» Ни судья, ни охранники, ни надзиратели, ни другие заключенные не говорят им о том, что, на самом деле, в них есть нечто доброе и хорошее, но они согрешили, будучи искушены и обмануты врагом душ человеческих. Как важно знать правду о себе!
Сколько людей строят свою самооценку на внешнем: на том, как выглядит их лицо, фигура, цвет волос. Многие строят свое «я» на том, как они одеты, тратя все свое время на то, чтобы хорошо выглядеть, поднимая свою самооценку. Все это из-за того, что человек не может чувствовать себя малозначимым. Это единственное существо, которое так нуждается в чувстве собственного достоинства! Отними у человека чувство значимости – и он превратится в ничто. Но теперь посмотрите: если взять золотое изделие и вымазать в грязи, то ценность золота не уменьшится. Да, нужно будет поработать над ним, отмыть, но «благородный металл» не потеряет своего происхождения. Точно так же и человек – пусть внешне он будет выглядеть самым последним «бомжем», но если воскресить в нем чувство собственно достоинства, он сможет стать нормальным человеком, потому что по сути своей он создан вершиной творения. Понимание этого нужно в себе развивать. «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:32). Все, что нужно человеку – познать истину, и только она сделает его свободным. Тогда никакая критика не сможет тебя раздавить и уничтожить, потому что твоя самооценка выстроилась не на собственных достижениях или ошибках. Она коренится в Боге и Его вечной истине.
(Продолжение во второй части)