""Ключи к сердцу Бога"" - 1 часть
Краткий конспект проповеди С. Шидловского, открывающий трилогию ""Ключи к сердцу Бога""
""Действие Божье вызывает страх и хранит человека – это своего рода отрезвляющий страх, страх направляющий к покаянию и действиям к изменению нашей природы. Именно такой страх остановил старейшин на пути к горе. Однако Моисей тоже имел страх, НО все равно пришел к Богу, и именно так, за счет этого страха, изменилось их общение...""
«Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев [то], народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.
И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили. И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог» (Исх.20:18-21)
«и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти; рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых; во время протяжного трубного звука могут они взойти на гору» (Исх.19:12,13)
Интересный момент, что разрешение войти на гору было: «во время протяжного трубного звука могут они взойти на гору», однако народ испугался. Божий план - чтобы все могли войти на гору, и страх Божий не должен являться препятствием для этого.
«Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели Бога, и ели и пили» (Исх.24:9-11)
Еще важный момент: и старейшины, и Иисус Навин видели Бога, но на определенном этапе они остановились и остались ждать Моисея, и только Моисей пошел дальше. И тут опять видно, что каждый идет к Богу на столько, на сколько он решил.
«Не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим…» Одна из сторон нашей реакции на приход Бога - это страх, дающий понять, что все происходит серьезно. Когда в евангелие Иисус творил чудеса - это также вызывало страх. Страх Господень - это следствие познания Бога, как Бога. Когда узнаешь природу Бога – это вызывает страх и благоговение перед Ним. И очень важно, что и Сам Бог хочет открываться нам, как Страшный Бог. Всегда нужно знать и помнить, что Он – Бог, а не человек! К Нему так просто не подойдешь, как к человеку.
Бог Единственный, и нам негде и не с кем было приобрести опыта общения с Ним, так как с людьми. Одним учителем и помощником в этом становиться Писание, а оно учит нас, что без страха Божьего не может быть общения с Ним.
«Чтобы страх Его был пред лицем вашим…» О каком страхе идет речь? Для понимания давайте рассмотрим несколько его составляющих:
-
Страх причинить боль Богу.
-
Страх перед разрывом отношений с Ним.
-
Страх перед последствиями греха.
Действие Божье вызывает страх и хранит человека – это своего рода отрезвляющий страх, страх направляющий к покаянию и действиям к изменению нашей природы. Именно такой страх остановил старейшин на пути к горе. Однако Моисей тоже имел страх, НО все равно пришел к Богу, и именно так, за счет этого страха, изменилось их общение. Когда приходишь к Богу с правильным страхом, ты стоишь в позиции смирения и кротости, находясь в благоговении перед Ним. Поэтому страх должен быть в нашем общении с Богом, но не должен останавливать нас на пути к Нему. Именно такой страх ставит нас в позицию сокрушения перед Ним и раскрывает наше сердце.
СТРАХ ГОСПОДЕНЬ необходим перед лицом Божьим!!! Именно когда приходишь к Богу в страхе, высвобождается милость Божья и благодать. Приведем еще несколько примеров из Писания.
«В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.
Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите» (Ис.6:1-9)
Увидев Бога, Исая убоялся и сказал: горе мне я человек с нечистыми устами и видели глаза мои Бога Саваофа. Но он шагнул в славу Вечного Бога, при этом осознавая, что он никто и грешен, все же он решился прийти к Богу. И Бог освятил его и изменил, и более того – послал на служение. Начало истории – это страх в приближении к Богу, который подобен ужасу, предвещающему близкую смерть, НО именно с таким сердцем, осознавая свою греховность надо идти к Нему.
Итак, когда чувствуешь страх в Его присутствии – самое время прийти к Богу. Часто люди, имея страх, наоборот убегают от Бога, получая осуждение от страха. Так делать нельзя. Это своего рода крайность, которая удаляет нас от Бога.
«Начало мудрости - страх Господень; разум верный у всех, исполняющих [заповеди Его]. Хвала Ему пребудет вовек» (Пс.110:10)
Когда мы приходим к Богу со страхом и благоговением - это и есть мудрость. Мудр тот, кто приходит к Богу, имея страх. Все вышеперечисленные примеры ясно показывают, что именно в этом и есть мудрость приходить к Нему тогда, когда чувствуешь себя недостойным Его присутствия, именно в такие моменты приходит смирение, покаяние и кротость перед Ним.
Но и здесь важно иметь баланс, чтобы избежать крайностей. Есть две стороны - первая когда появляется страх идти к Богу, а вторая стимулировать страх в себе, размышляя о себе и о Боге. С одной стороны приход к Богу без страха – это опасность появления неправильных, своего рода панибратских отношений с Богом, приводящих к погибели. С другой стороны страх не должен стать преградой на пути к Богу.
Еще один важный момент – нельзя убивать страх, покрывая свои грехи кровью Христа все время, тем самым, успокаивая свою душу, не обращая внимания на грех и проблемы. Кровь Христа не должна стать для нас анестезией, которая просто обезболивает душевные проблемы и раны, удаляя боль страха. Конечно, нужно и важно иметь покаяние и очищение грехов кровью Иисуса, НО пусть это не будет простым религиозным успокоительным, которое не исцеляет проблемы, а просто угождает нашей душе.
Давайте еще раз обратимся к Писанию и рассмотрим несколько близких к этой теме мест.
«Сын чтит отца и раб - господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: ""чем мы бесславим имя Твое?""» (Мал.1:6)
Бог достоин благоговения и почтения.
«Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу» (Прит.8:13)
«Нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» (Быт.39:9)
Вот правильные чувства – ненависть к злу – пик презрения. Это проявления правильного страха Божьего. Полезно вызывать в себе ненависть ко греху через ассоциации. Представить грех в ассоциации с ненавистным продуктом или делом, от которого в дрожь бросает. Это реально работает и помогает начать думать о грехе с ненавистью. «Возлюбил правду и возненавидел беззаконие...»
«Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся» (Прит.10:27)
«Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Прит.14:27)
Нельзя надеяться только на собственные чувства или интуицию. Например, если наш грех не вызывает осуждения, это не значит, что нет действия и последствий греха. Тут очень важно наличие страха, который раскроет дела плоти. Плод страха Божьего – это исцеление духовных ран, и действительная работа над проблемами.
«Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение» (Прит.15:33)
«За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь» (Прит.22:4)
Чтобы испытать страх надо посмотреть на себя в свете Божьем, а это не иначе, как смирение.
«И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень будет сокровищем твоим» (Ис.33:6)
«Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим» (Лук.2:9)
«И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое. Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям» (2Кор.5:9-11)
«Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать. Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю. Тайна Господня - боящимся Его, и завет Свой Он открывает им» (Пс.24:12-14)
Итак, подводя итог, хотелось бы еще раз остановиться на нескольких моментах наших рассуждений. Во-первых, важно помнить, что нельзя убегать от неприятных тем, вызывающих в нас страх Божий, так же и нельзя удаляться от самого страха, но помнить, что без него наше общение с Богом никогда не будет полноценным.
Во-вторых, необходимо хранить баланс, понимая, что страх Божий – это не мотив прихода к Богу, а состояние, в котором нужно приходить. Мотивом же всегда должна быть наша любовь к Творцу.
Конспект проповеди Сергея Шидловского
(16 августа 2007 года, Встреча региональных представителей «ДиБ»)