""И разошлись все по домам""
«Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их». (Иоанна 8:1-2) Итак, Иисус пошел на гору Елеонскую. У этой горы была одна особенность: там был Гефсиманский сад, в котором находился пресс для выжимания масла из маслин...
«Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их». (Иоанна 8:1-2)
Итак, Иисус пошел на гору Елеонскую. У этой горы была одна особенность: там был Гефсиманский сад, в котором находился пресс для выжимания масла из маслин. То, что маслобойня находилась именно на Елеонской горе, является прообразом. Во-первых, место выбивания масла – это место, где ты платишь цену, проходя через давление и труд. Во-вторых, масло – это помазание на служение. Кроме того, в Библии мы не раз встречаем образ горы как символ общения с Богом.
Если мы посмотрим на один стих выше, то есть Иоанна 7:53, там написано: «И разошлись все по домам». Что такое дом? Это место, где ты живешь постоянно и чувствуешь себя уютно и хорошо, где ты находишь покой; это не в гостях, куда ты приходишь только иногда. Если все разошлись по домам, то возникает вопрос: а где же был дом Иисуса? Для людей, шедших с Иисусом, гора была местом, куда приходят в гости, а потом идут по домам. Для Иисуса же, получается, гора была домом. Когда все пошли по домам, Иисус тоже пошел в свое родное место, где больше всего любил находиться. Конечно, Его привлекала не сама гора как географическое место, а атмосфера молитвы, присутствовавшая там.
Иисус уходил на гору общаться с Отцом. На протяжении всего Евангелия мы видим, как Он снова и снова уходил на гору, а потом, утром, приходил в храм, и весь народ шел к Нему. Прочитаем подобное место Писания: «Днем Он учил в храме; а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою. И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его» (Луки 21:37). Еще в одном месте написано: «И выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую…» (Лук 22:39). «По обыкновению»! Эти слова показывают нам, что для Иисуса это было привычным делом – ходить и молиться на горе, Он ходил туда постоянно, как к Себе домой. И дальше читаем: «Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лук 22:40). То есть, и Сам Иисус, и Его ученики приходили на это место не просто так, а чтобы молиться. «И сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колени, молился…» (ст.41). Вот на чем концентрировал Свое внимание Иисус: для Него молитва была домом, родной, домашней атмосферой – атмосферой любви Небесного Отца. Он общался с Богом, а потом выходил к людям, чтобы учить их. Он говорил: «Пока день, нужно делать дела», – когда же наступала ночь, Он снова шел на гору проводить время со своим Отцом, и это общение и было Его настоящим домом.
Иисус говорил: «Мой дом домом молитвы наречется» (Матф.21:13). То есть, то место, где ты молишься, можно назвать домом. Когда Иисус крестился и молился, отверзлось небо, и Он услышал голос Отца, который говорил Ему: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Лук.3:22). Вот это и есть молитва: отверзшееся небо, сошествие Духа Святого и голос Отца. Там, где молитва, и есть дом Иисуса.
Есть люди, которые в тайную комнату наведываются редко, как в гости: просто помолился, душу излил и ушел. Иисус же всегда возвращался в Свой дом, потому что дом – это база, где ты можешь восстанавливать силы и чувствовать себя защищенным. Когда мы думаем о том месте, где живем, мы всегда представляем что-то родное и близкое; нас невольно тянет туда, и куда бы мы ни приехали, нам всегда хочется вернуться домой. Дом должен быть таким местом, куда ты рвешься, где самая теплая атмосфера, и где тебя всегда ждут. Иногда бывает, что наша квартира – это не то место, где мы по-настоящему живем, потому что есть такие периоды в жизни, когда нам не хочется находиться в доме. Например, когда разводились мои родители, атмосфера дома была тяжелой, я сильно переживал, и меня не тянуло туда. Меня больше тянуло в католический храм, и на некоторое время он превратился в мой дом, так как дом – это атмосфера принятия. Иисус точно знал, где Он будет принят – на горе Елеонской, на месте встречи с Отцом. Не сама гора тянула Его, не те деревья, которые там росли, но ждущий Его Отец.
Люди часто не принимали, не понимали, осуждали Христа. Не успевал Он выйти утром, как собирались книжники и фарисеи, которые постоянно искали подковырки, стараясь найти что-то грешное, в безгрешном Сыне Божьем; пытаясь найти беса в Том, Кто был наполнен Духом Святым. Идя же на встречу с Отцом, Он ожидал совсем другого – безусловной любви Агапе.
Когда Иисус выходил к народу, он попадал во враждебную обстановку; люди говорили Ему: «Кто Ты такой, что делаешь себя равным Богу?». Он как бы выходил на поле битвы и вел духовную брань. А когда Он приходил на гору, как Сын к Отцу, Он слышал в свой адрес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение!» Затем Иисус опять выходил к людям, и опять в Его сторону летел негатив от фарисеев. Поэтому Он снова и снова возвращался к Отцу, от Которого слышал слова любви и принятия. Невозможно вести духовную брань, если ты слышишь только негатив о себе. Но от кого ты получишь позитивную информацию, как не от своего Небесного Отца? Конечно, что у нас есть друзья, близкие, которые могут сказать нам добрые слова, но не тем ли более Отец наш Небесный? Потому Иисус шел даже не к матери (хотя у Него была мама) – Он шел на гору Елеонскую и там пропитывался атмосферой позитива.
Тайная комната должна быть для нас позитивом, каким она была для Иисуса. Однако не у каждого и не всегда молитвенная комната является именно такой, и тогда люди выходят оттуда еще более побитые, униженные и в ещё большем отступлении, чем были, когда вошли туда. Так не должно быть, это неправильно! Из этого места мы всегда должны выходить заряженными позитивом, принявшими Божью любовь и прощение. Если нужно покаяться в грехе – кайся, но выйди после этого вдохновленным! Туда ты можешь зайти каким угодно (и часто мы туда не входим, а вползаем!), но оттуда мы должны вылететь, как на крыльях. Если имя Духа Святого – Утешитель, значит, мы должны быть утешены, ободрены, мы должны услышать в свой адрес: «Ты сын Мой возлюбленный! Ты дочь моя, в которой Мое благоволение» Вот что мы должны там услышать, во что бы то ни стало. И потом ты можешь слышать все, что хочешь, но это – основа, и на ней строится все остальное.
Тайная комната должны быть для нас местом принятия, а не отторжения. Потому что если мы чувствуем, что это место отторжения, если это место, где мы только боимся Бога, что Он осудит нас за то, что мы в служении что-то не дотягиваем, или с семьей что-то не получается, - то тогда нас не будет туда тянуть. Каким бы ни было наше состояние, мы не должны приходить к Богу в боязни Его, у нас должно быть понимание, что Бог – самое доброе Существо в мире, и если нас к кому-то должно очень сильно тянуть, то именно к Богу. Не должно быть более родного существа на планете Земля. Мы не должны хотеть проводить больше времени с каким-либо человеком – даже с самым близким и любимым, – нежели с Иисусом. Иначе это означает, что мы забыли, где наш дом, и какой классный наш Господь. Если нас больше тянет к людям, тогда мы просто уравниваем Бога с человеком, но ведь Господь настолько превосходнее, что к Нему должно тянуть в тысячи раз больше; одна только мысль о Нем должна приносить тепло в наше сердце.
Что нас может отталкивать от Бога? Наши недостатки, грехи, и, может быть, какие-то добрые дела, которые мы могли бы сделать, но не сделали. Например, мы чувствуем, что могли бы пожертвовать, но не пожертвовали; хотели позвонить брату, спросить как у него дела, но не позвонили; если мы знаем, как сделать добро, но не делаем – это грех. Вроде бы все хорошо, но чувствуешь, что мог бы сделать что-то еще большее – и не сделал. В результате, мы чувствуем неуверенность: как Господь отнесется к этому, как Он это примет?
Продолжение 8-й главы Евангелия от Иоанна показывает Божье отношение к нам в подобных ситуациях. Когда привели к Иисусу блудницу, Он сказал: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? …и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Иоан. 8:3-11). Эта женщина не знала Иисуса, она могла подумать, что Он примет какое-либо жесткое решение, например: побить камнями, - и, в принципе, это было бы правильно по закону. Но слава Богу, что у Него милость превозносится над судом! Нам нужно познавать Господа как Бога Милующего, потому что если бы эта женщина знала Иисуса, тогда она шла бы без всякого страха. Наоборот, она сказала бы: «Отведите меня к Иисусу! Пусть Он решит, что со мной делать». Она бежала бы к Нему, потому что знала бы, что ее шанс на спасение – это Иисус.
Часто нам и не надо никаких посторонних обвинителей, нам бывает самим плохо от осознания своего образа жизни. Наша совесть так прессует нас, что нам страшно оставаться наедине с самими собой. Эта женщина сама прекрасно осознавала свою вину. Но мы видим, как Иисус с ней поступил, и это не просто поступок – это определенное отношение сердца. Как человек не может летать, кошка не способна лаять, а собака мяукать – так и Господь не может поступить иначе, потому что это – Иисус, и в этом Его уникальность; суть Бога изменить невозможно.
Чем больше ты познаешь, какой Иисус, тем больше изменяется твое отношение к Нему. Нам нужно познавать Бога Многогранного, чтобы нас тянуло к Нему. Нас должно влечь к Нему, а если у нас нет такого влечения, значит, в нашем разуме и сердце хранится неправильный образ Иисуса. Мы должны знать сердце Иисуса и не оценивать сами себя по своим поступкам, потому что в нашей жизни всегда будет что-то не так, и мы никогда не сможем стать совершенными, как Господь Бог. У нас всегда будет такое чувство, что мы что-то не доделали. Хорошо сказал апостол Павел: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели» (Фил.3:13-14). На основании себя ты никогда не будешь уверенным, что ты достоин, потому что, как правило, мы довольны собой лишь на короткое время, а потом снова видим, что не все сделали, как нужно, что-то не доработали. Поэтому мы сами – не критерий. Апостол Павел говорит: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит» (1 Кор. 3:10) и «…хвалящийся хвались Господом» (1 Кор. 1:31).
У нас должна быть жажда и внутренняя тяга к Богу, желание быть с Ним, уединиться и насладиться Его присутствием. И чтобы страх не мешал нам это делать, тема Иисуса должна быть в нашей жизни самой исследованной. Конечно, с одной стороны, Бог непостижим, и мы никогда не сможем узнать Его до конца, но, с другой стороны, в нашей жизни не должно быть ничего, что мы будем познавать с большим рвением и глубже, чем Иисуса, потому что наш предмет познания может стать нашим идолом, и мы нарушим заповедь: «Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим».
Если ты неверно воспринимаешь Бога, если общение с Ним не вызывает у тебя теплых чувств, то это обязательно наложит отпечаток на всю твою молитвенную жизнь. Потому что ты не будешь говорить уверенно, ожидая Его расположения, и начнешь превратно понимать Его: Он может сказать тебе одно, а ты через призму своего страха услышишь совсем другое. У тебя будет предвзятое мнение. Поэтому нам очень важно, чтобы образ Бога в нашем разуме был сформирован правильно. У нас должна быть полная картина понимания Бога: Он и Справедливый, Он и Судья – но Он и Добрый, Милующий, Любящий; мы должны смотреть на Бога многогранно.
Итак, почему у нас мог сложиться неправильный образ Бога? Во-первых, дьявол ещё в Эдемском саду постарался исказить правильный образ Бога в разуме Евы и Адама (Бытие, 2). Во-вторых, это невежество – «от недостатка знания гибнет народ» – просто незнание Писания. Незнание может воображать страшную картину, потому что все, что нам непонятно, наша натура почему-то рисует в мрачных тонах, так как обычно она настроена на что-то плохое, мы редко бываем настроены на позитив. Именно поэтому для нас написано: «Бог – благ»; «…благость Божия ведет тебя к покаянию». Так как все идет от познания Бога, мы должны знать своего Небесного Отца, мы должны постоянно работать над этим образом Божьим в своем разуме. Все, что есть благого в людях, исходит только от Него. Поэтому нам надо искать; и кто ищет – найдет. Мы всегда должны помнить, что Бог может быть строгим, но также не забывать, что милость Его превозносится над судом. Когда Бог поставил Моисея, Он сказал ему о Себе: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый, и многомилостивый, и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. ( Исх.34:6-7). Это место Писания показывает нам, насколько велика разница между наказанием и милованием. Бог удаляет от нас грех и никогда не вспоминает о нём, и каждый раз, когда мы совершаем новый, Он нам не вспоминает предыдущий. Как часто мы, когда дети наши что-то натворят, вспоминаем им все их грехи, за которые они уже попросили прощения! Но Бог совершенно не такой!
Итак, все начинается с определенного взгляда на Бога. Сначала мы для себя решаем, есть в этом мире Бог или нет – это первая точка отсчета. И когда мы узнаем, что Бог есть, выстраивается все наше мировоззрение: как Бог относится лично ко мне. На этой базе строится все: молитвы, служения, самовосприятие. Ведь как ты будешь служить, если у тебя неправильный образ Бога? Если ты думаешь, что Бог – только Наказывающий, то тогда для такого Бога и делать ничего не захочется. Ты будешь служить в постоянном страхе и снова чувствовать неудовлетворение собой в служении. Поэтому наша первостепенная христианская задача – не просто изменить отношение людей к Богу, а помогать людям изменить в себе образ Бога.
Когда мы по утрам наполняемся Богом, это влияет на все, что нас окружает: на суть наших разговоров; на отношение к жене, мужу, детям; на наше настроение – приподнятое или унылое – от встречи с Ним. То есть, эта встреча должна быть самой позитивной в течение дня; тем более что встреча с Богом – это первое, что происходит с нами в начале дня. Потому что день сам по себе не принесет нам ничего позитивного. Днем придут фарисеи, приволокут к тебе блудницу и скажут: «Забросай ее камнями!» Если ты выйдешь из тайной комнаты неудовлетворенным, ты можешь сорвать свое раздражение и неуверенность на ком-нибудь из окружающих. Какое же нужно иметь спокойствие, чтобы внешние обстоятельства на тебя не влияли! Это возможно только в том случае, если у тебя есть глубокий внутренний мир.
Поэтому нам так важно общаться именно с таким Богом – позитивным, принимающим, теплым, всегда желающим нам добра. То, что наш Бог такой – это одна из фишек христианства. В других религиях нужно зарабатывать и вымаливать благословения, а здесь – все наоборот: Он сам все протягивает и предлагает нам. В этом уникальность христианства – великий, благой, добрый Бог. Поэтому нам нужно идти от веры в веру и от познания – в познание Бога. Ведь понимание сущности Бога изменяет все: и служение, и отношения, и всю нашу жизнь.
Однажды ученики спросили у Иисуса, где Его дом (Иоан.1:37-39). Он ответил им: «Пойдите и увидите». «Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него тот день». Мы знаем, где живет Иисус – там, где молитва. А зная это, мы должны пойти за Ним по Его тропинке и пребывать с Ним.
Поэтому давайте будем приходить на гору Елеонскую каждый день, от ранней зари, и давайте будем приходить именно к такому Богу, а к другому «богу» не пойдем, потому что «другой» - это не наш Бог. И каждый из нас, когда познает вот именно такого, принимающего Бога, никогда не захочет ходить к иным богам, потому что его сердце будет тянуться к Отцу – теплому, нежному, ласковому, всегда понимающему. Иисус приходил к такому Богу всегда, и это было Его домом. Давайте и мы последуем Его примеру!
Конспект проповеди Сергея Шидловского со встречи киевской команды