«Ответственность, которую дает нам Господь» часть 1
Почему Господь нам дает ответственность? Как нам с ней справиться? Почему Господь хочет в нас сегодня посеять это слово?
Почему Господь нам дает ответственность? Как нам с ней справиться? Почему Господь хочет в нас сегодня посеять это слово? Потому что, во-первых, Господь Сам по Себе как Личность имеет такое качество, и мы должны быть подобны Ему; а во-вторых, на каждом из нас как на христианах, служителях лежит определенная мера ответственности. Но Господь планирует доверить нам еще больше. Как же нам справиться с тем, что нам доверено, чтобы пойти дальше? Одно дело принять ответственность, а другое – сохранить ее, оказаться верным и иметь способность принять еще большую меру ответственности. Если Господь доверяет нам больше – это награда от Него за то, что ты хорошо справился с предыдущим заданием.
Чтобы увидеть, как нам прийти к новому уровню ответственности, давайте посмотрим на историю Гедеона из книги Судей. Из этой истории мы знаем, что сыны Израилевы стали снова делать злое в очах Господа, и Он предал их в руки Мадианитян на семь лет. Израильтяне были оккупированы захватчиками и находились под гнетом, поэтому они стонали и вопили к Богу. Тогда Бог прислал к ним пророка с такими словами: «Я сказал вам: ""Я - Господь Бог ваш; не чтите богов Аморрейских, в земле которых вы живете""; но вы не послушали гласа Моего» (Суд. 6:10). То есть, другими словами, Господь им сказал: «Я сделал для вас все, что мог, а вы не послушались и стали почитать Меня никем, а других богов стали уважать больше, чем Меня; вот потому-то рабство и пришло в вашу жизнь. Потому и смысл жизни начал уходить, потому что Я есть смысл всей жизни. Вы, гоняясь за лучшей жизнью, потеряли Источник всего живого». Когда солнце прячется, автоматически исчезает свет, т.е. все доброе и светлое в жизни. Израильтяне попали во тьму, потому что сами ушли от Света. Господь же учил их, чтобы они никогда не оставляли Его, и чтобы их глаза всегда были обращены на Него.
Именно поэтому Израильтянам было так плохо, когда они нарушили заповедь. Если мы в сердце своем начинаем отходить от Господа, нам сначала становится плохо внутри, в душе, а уж потом эта теснота все больше появляется снаружи. Нам в нашей жизни всегда нужно следить за тем, чтобы Господь был на первом месте, чтобы наши глаза никогда не отвращались от Него. Пусть Он будет самым главным сокровищем для нас навсегда, и в этом нужно возрастать постоянно, потому что дороже, чем Он, нет никого. Да не будет у нас других богов пред лицом Его, и давайте будем Его одного любить всем сердцем, крепостью и разумением.
Давайте бодрствовать и возрастать в познании Бога, проводя с Ним, много времени в общении, потому что без этого мы не сможем справиться с той ответственностью, которую дал нам Господь. Если мы потеряем общение с Ним, то мы потеряем и ответственность, которую Господь нам доверил. Нам нужно это беречь, как свою жизнь, как свою суть, за это надо бороться, устанавливая всяческие защитные блоки. Существует опасность, что вся наша занятость и суета может отвлечь нас от самого главного: от Господа. Апостол Павел беспокоился о своих личных отношениях с Богом и бодрствовал, чтобы «проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27). У каждого из нас есть такая же угроза. У меня много раз были ситуации, когда руки опускались, но я поднимал их снова и снова. Если мы расслабимся, то мы перестанем приходить к Богу. Когда человек в какой-то момент перестает общаться с Богом, приходить к Нему в тайную комнату – это не самое страшное; страшнее, когда мы не встаем после этого снова и не поднимаем руки в молитве. Потому что написано, что праведник семь раз упадет и семь раз встанет; а грешник падает и не поднимается. Поэтому не страшно, что наше общение с Богом становится хуже, но если мы не боремся с этим и не встаем – вот это уже опасно! Нельзя тянуть много дней, чтобы вновь встать, потому что чем больше тянешь, тем сложнее подниматься. Каждый из нас даст отчет за свою жизнь, а не за жизнь другого человека. Потому праведник встает на ноги сам, и очень быстро.
Однажды я молился, и Бог показал мне видение на эту тему. Я увидел звездное небо, с которого звезды одна за другой падали прямо в океан. И вдруг я заметил, что не все они падают безвозвратно: некоторое звезды не долетали до океана, но поднимались и возвращались назад; другие долетали только до середины, а потом начинали свой путь наверх. И я понял посреди молитвы, что Бог хочет мне этим сказать: падающие звезды – это мы, христиане; мы все падаем в той или иной области. Это происходит с каждым, потому что тот, кто говорит, что не имеет греха, обманывает себя и других. Но как только человек кается и признает, что он действительно увяз в грехе, как только он говорит: «Господи прости!» - и принимает решение восстанавливаться – он обязательно восстановится. Это та звезда, которая падает, но сразу же возвращается назад, не успевая утонуть в океане. Те же, кто не успевает покаяться, тонут. Мы знаем, что покаяние – это возвращение назад. Это как в истории о блудном сыне, которому нужно вернуться туда, откуда он вышел. В моем видении была и еще одна категория звезд: те, которые оставались в небе и не двинулись с места. Они стояли как бы неподвижно. И вот что я тогда понял: быстрое покаяние не допускает до падения. Потому что все верующие отходят, так или иначе, но именно быстрое покаяние не дает упасть. Поэтому мы смотрим на некоторых людей и думаем, что они, наверное, никогда не падают. Но это не так. Просто они каются настолько быстро, что мы не успеваем заметить их падение. Можно сказать, что путь от точки начала падения до точки начала восстановления, если измерить его линейкой, – это и есть мера зрелости. Чем менее зрелый человек, тем длиннее этот путь, но чем больше зрелости, тем он короче. У некоторых происходит буквально молниеносное покаяние с восстановлением. Это касается общения с Богом и, конечно, относится ко всей нашей жизни, потому что самая первая наша ответственность – это сохранение наших отношений с Господом.
Итак, посмотрим историю с Гедеоном: «И пришел Ангел Господень и сел в Офре под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиезерову; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян. И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный! Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: ""из Египта вывел нас Господь""? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян. Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя. [Гедеон] сказал ему: Господи! как спасу я Израиля? вот, и племя мое в [колене] Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший. И сказал ему Господь: Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека. [Гедеон] сказал Ему: если я обрел благодать пред очами Твоими, то сделай мне знамение, что Ты говоришь со мною» (Суд.6:11-17).
Господь выбрал Гедеона для того, чтобы возложить на Него ответственность за спасение еврейского народа и за избавления от рабства. Представьте, Бог взял человека, который был самым бедным в колене и самым младшим. Другими словами, с точки многих других людей, он был недостоин такой чести. И так о нем думали не только люди, но и он сам, потому что на это была естественная причина. Он говорил: «Как могу я это сделать? Я не справлюсь с такой ответственностью; для меня это нереально». Но Господь посмотрел на него и сказал: «Иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян». Другими словами, Бог верил в Гедеона больше, чем он сам в себя, и больше, чем все другие люди.
В каждого из нас Бог верит больше, чем мы сами в себя. Почему? Потому что Он сотворил нас, и только Он знает, на что мы способны. Как бы мы сами о себе ни думали, Бог все равно о нас думает лучше. Бог считает, что мы в силах справиться с заданием, когда мы полагаем, что мы еще не способны, не доросли. Он уверен на сто процентов, и мы не сможем Его переубедить. Мы можем Его переубеждать и приводить разные доказательства, и мы можем привести весомые, настоящие доказательства. Эти доказательства могут быть верными, потому что Гедеон был действительно самым бедным и самым младшим. Но Господь оценивает все совсем по-другому.
Когда Господь обратился к Гедеону, тогда он принял точку зрения Бога на себя, и он смирился. У смирения есть две стороны: одна – это думать о себе ниже, посадить себя в своих мыслях подальше и сказать: «Господь, это все не я, а Ты!» Вторая сторона смирения – это когда Господь говорит, что ты можешь и способен сделать что-либо, и ты соглашаешься и говоришь: «Да Господь! Если Ты так говоришь, то, значит, я действительно способен». Представьте себе, что Бог смотрит на тебя и говорит: «У тебя получится справиться со своей ответственностью». А ты чувствуешь себя так, как будто для тебя это невероятная задача, и тебе кажется, что ты не сдвинешь эту гору в своей личной жизни, в служении и порой думаешь: «Все! Не справлюсь, точно!» Но Бог смотрит тебе прямо в глаза и говорит: «Справишься. Иди с этой силою твоею и победи!» Кто может, глядя в глаза Богу сказать: «Нет, я не справлюсь!», когда Он говорит обратное? Это открытый бунт, гордость и неповиновение. Непослушание имеет две стороны: в одном случае, когда ты сам себя садишь повыше; а в другом – когда тебе Бог дал поручение и поднимает тебя, а ты сам отказываешься.
Господь говорит всем гедеонам – самым бедным и самым младшим: «Иди с этою силою твоею, и ты справишься, и ту ответственность, которую Я на тебя возложил, ты понесешь». Наш ответ Господу должен быть: «Да и аминь». Так должно быть всегда. Потому что если Господь Бог нам говорит, то кто мы такие, чтобы не повиноваться Ему? Мы рабы ничего не стоящие. Даже когда ты смотришь на себя и не видишь никаких ресурсов, никаких возможностей, у тебя ничего не получается, то в этот момент важно верить не своим ушам, глазам, чувствам, но слову от Господа, потому что Его слово написано в Библии. Бог не изменился, и Его слово не изменилось. Может быть, мы хотели бы, чтобы Он пришел и слышимым голосом с неба сказал нам те же слова. Но Он говорит нам Духом Святым: «Открой Судей, 6 главу, и прочитай здесь то, что Я хочу сказать тебе». Если Господь так говорит, значит, мы точно можем справиться, и не существует в этой жизни ничего невозможного, чего бы человек не смог сделать, если Сам Бог ему об этом сказал. Потому что Господь лучше нас знает, на что мы способны.
В одной молодежной газете я прочел высказывание Ричарда Баха: «Если ты получил мечту, значит, вместе с ней ты получил и силу для ее осуществления». Так не бывает, чтобы мечта к тебе пришла одна, и так не бывает, чтобы тебе пришло задание от Господа без силы на его осуществление. Если Бог дает задание, то вместе с заданием приходит благодать для его осуществления. Если на тебя возложена ответственность, это говорит о том, что в ней уже заложена сила для ее осуществления
Когда Господь сказал Гедеону: «Иди с этою силою твоею и спаси Израиля», то уже в этом задании была способность это сделать, и уже не имел значения тот факт, что он был бедным и самым младшим. У Гедеона были очень веские аргументы, и он мог бы настаивать на своем, но вместо этого он сдался и позволил Богу сделать то, что Господь желал через него сделать.
Когда мы принимаем от Господа ответственность, нам важно, подобно Гедеону, не отталкивать ее. Конечно, у него были искушения не принять от Бога задачу. У каждого из нас может быть точно такая же реакция: когда Господь хочет нам что-то доверить, наше первое побуждение – оттолкнуть. Когда Бог посылал Моисея к Израильскому народу, что он ответил? «Найди другого». И выдвинул серьезный аргумент: «Я косноязычен», - ведь для предводительства и управления целым народом надо уметь говорить.
Когда Господь стал обращаться ко мне, давая то задание, которое я сегодня несу, моей первой реакцией было не принимать это послание. Мне очень хотелось открыть церковь в Минске. Но Господь настаивал на Своем поручении. Я уходил в уединение, и Он говорил со мной на эту тему через Писание. Я долго не сдавался. Однажды, когда я уже переехал в Киев, мы сидели с моей женой, и я говорил ей, что, может быть, придет такое время, что я займусь чем-то другим, и Дух Святой заговорил через Олю. Она обличила меня в неповиновении Богу: «Сергей! Бог дал тебе задание, а ты не слушаешься Его!»
Конечно, ты и сам знаешь, что тебе это дано от Бога. Но ты еще внутри борешься со своим человеческим. И я понял, что неблагонадежен тот человек, который однажды положил руку на плуг и продолжает оборачиваться назад. Тогда ты не налегаешь на плуг всем весом, ты чувствуешь себя как-то неуверенно. То есть, другими словами, если ты что-то делаешь, делай все как для Господа. В тот период я понял, что нужно разобраться со своим отношением, иначе оно будет тянуть меня назад. Господь уже возложил на меня ответственность, а я еще не принял ее; в то время я как бы хотел сбросить ее с себя. Поэтому, естественно, как я мог идти дальше? У Бога есть планы на меня; Он видит меня в Своих больших замыслах. Но как Он может доверить мне большую ответственность, когда я жду удобного момента отказаться от меньшей? Тогда я покаялся, что не брал эту ответственность на себя до конца, и это был переломный момент моего служения, потому что я вышел на новый уровень принятия ответственности. Я пришел к Богу и попросил прощения. Потому что, на самом деле, у меня к тому времени скопилось много откровений, стихов из Библии, свидетельствующих о том служении, которое я должен нести сегодня, о близости с Богом, и не было ни одного, которое указывало бы на поручение от Бога открывать церковь. Поэтому я сдался и покорился перед Богом.
(Продолжение во второй части)