ЛУЧШЕ, ЧЕМ ЖЕРТВА...
Почему одни люди общаются с Богом, молятся – и их жизнь, их характер, все в них и вокруг них меняется к лучшему, а другие, вроде бы, тоже молятся, однако остаются прежними, словно и не проводили время с Богом? Оказывается, молиться можно по-разному...
С разным «настроением» сердца.
Настроение – это то, на что мы себя настраиваем. И главное, на что необходимо себя настроить, без чего не обойтись в молитве, выразил в своем псалме царь Давид: «Ибо жертвы Ты не желаешь – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не призришь, Боже» (Пс.50:18 – 19). Вот он, ключевой момент, без которого даже молитва оказывается бесполезной: сокрушенное сердце.
Это не значит, что все остальное, что мы готовы отдать Богу и сделать для Него, не имеет для него ценности. Еще как имеет! Бог ценит наше служение, наши жертвы ради Него. Но сокрушенное перед Ним, смиренное сердце Он ценит так высоко, что никакая другая жертва, никакое другое приношение с этим не сравнится.
У тебя может быть много недостатков и проблем, но если у тебя при этом смиренное сердце – Бог тебя не отвергнет.
Что же такое сокрушенное сердце? Что имел в виду Давид, царь Израиля, говоря о смирении?
В жизни Давида был один случай, не совсем характерный для царей. Когда израильтяне переносили Ковчег завета, где выбрал обитать Бог, в Иерусалим, Давид «скакал из всей силы пред Господом» (см. 2Царств 6:14). Его жена, Мелхола, решила, что не пристало царю там умаляться пред «рабами и рабынями», и «уничижила его в сердце своем». Из-за этого она стала бесплодной. Так Бог выразил Свое отношение к позиции Мелхолы, Он не позволил ей унизить Давида. Потому что позиция Давида Богу понравилась! А позиция его была такая: «Пред Господом плясать буду… и еще более уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и перед служанками, о которых ты говоришь, я буду славен» (там же, стихи 21 – 22).
Почему Давид мог с такой легкостью поставить под удар свой царский имидж, свою славу, свою репутацию? Потому что умаляться, сокрушаться ему было не впервой: Давид уже смирялся в моменты личного общения с Богом. Это не было показное религиозное смирение. Просто Давид был честен с собой и с Господом. В молитве Давид был настолько открыт, что признавал все свои недостатки, слабости, проблемы, грехи. И по сравнению с этим глубоким смирением – любой удар по его имиджу в глазах людей казался мелочью.
Прочитав Псалмы Давида, нетрудно убедиться в этом! Давид понимал, кто такой Бог и кто такой человек: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что ты посещаешь его?» (Пс.8:5); «Беззакония свои я сознаю, и грех мой всегда предо мною» (Пс.50:5)… При всем этом Давид осознавал, что Бог «гордым противится, а смиренным дает благодать».
Давид знал Бога, потому что не закрывался от него за своими царскими регалиями. Бог был нужен ему больше, чем слава и власть, и, приходя к Господу в молитве, Давид «оставлял корону за дверью». Потому что понимал: мы не можем увидеть лицо Бога, сохранив свое лицо.
ПРИХОДЯ, «РАЗУТЬСЯ»
Чтобы в молитве услышать Господа, больше узнать Его, прикоснуться, по-настоящему приблизиться к Нему, нужно главное: какими бы мы ни были героями, давайте слезем с коня, снимем обувь. Потому что мы стоим в присутствии Святого (см. Исх.3:5).
Что значит «снимать обувь»? Господь велел это сделать Моисею, когда явился ему в пламени горящего куста и впервые заговорил с ним лично. Дело было у горы Хорива, который называли «горой Божией». Снять обувь… вы когда-нибудь пробовали ходить босиком в гористой местности? И не пробуйте. Потому что обувь – это защита ног от ушибов, ссадин и повреждений, которые в горах можно получать каждую секунду. Идти без обуви в горы значит быть открытым для боли, лишить себя защиты.
Это и требуется от нас в молитве – научиться быть беззащитными перед Богом. Готовыми принять от Него не только слова ободрения, но и слова обличения, что всегда больно.
На самом деле в правде, в честной оценке своих качеств мы нуждаемся ничуть не меньше, чем в ободрении. И показывать нам наши недостатки – это тоже выражение любви со стороны Бога. Тем более, что Он всегда знает, как помочь нам в исправлении этих недостатков, в оставлении грехов, в нашем стремлении к переменам.
Но если мы приходим к Богу, защищаясь от Него своими «погонами», достижениями или оправданиями, если мы не готовы просто и смиренно говорить с Ним, признавать свои недостатки, немощи, грехи – после такой молитвы в нашей жизни ничего не изменится.
«Разутый» перед Богом добьется перемен, «обутый» этого не сможет. Потому что, защищаясь от Божьей правды, мы защищаемся от Его любви...
Окончание читайте на следующей неделе...
(по материалам газеты ""Колокол"")