КАК СТАТЬ ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ
С ЧЕГО НАЧАТЬ
Был один монах, который всю свою жизнь посвятил тому, чтобы изменить мир: свой город, страну, народ. На смертном одре этот монах подытожил свой жизненный опыт, написав: «Я ничего не добился. И только сейчас я понимаю: если бы я потратил все эти усилия на перемены в себе, то мне не трудно было бы повлиять и на город, и на страну, и на весь мир».
Этот монах был прав. Потому что люди делают не то, что им говорят. Люди делают то, что им показывают. А есть ли у нас, что показать им? Какие перемены происходят в нашей жизни с тех пор, как мы приняли Христа? Конечно, первое время нашей христианской жизни богато такими историями: кто-то был наркоманом – и избавился от этой зависимости; кто-то болел неизлечимой болезнью – и Господь чудесным образом исцелил его после покаяния… Но то были самые первые чудеса, самые начальные перемены. Но продолжились ли они? Чаще картина другая: после радикальных перемен начала жизни с Богом – люди успокаиваются. Их самые острые проблемы решены, жизнь уже не так плоха, и искать Бога в молитве, кажется, не так важно. Общение с Ним становится «дежурным», пропадает жажда… и многим из нас уже нечего рассказать о своей жизни с Богом, кроме тех, самых первых событий.
Однако, по Божьему замыслу, все должно быть иначе: перемены к лучшему в нашей жизни, начавшись, должны продолжаться, развиваться, умножаться «от веры в веру» (см. Римл. 1:17). Как сказал один христианский служитель, «единственная постоянная величина в нашей жизни – это перемены». Перемены не только внешние, но и внутренние: в мотивах сердца, в характере, в сердце.
НАЧНЕМ С СЕБЯ
Наш внутренний мир проявляется во всем: и в том, что мы делаем, и в том, как мы это делаем. Так что окружающие читают нас, как книгу. И если наши слова не подкреплены жизнью, наше влияние на людей минимально. Но когда мы сами изменяемся, мы можем влиять на окружающих даже без слов.
О чем это говорит? А вот о чем: мы можем помочь другим настолько, насколько мы можем помочь себе. Так давайте поможем себе!
Что я имею в виду? Мы порой пытаемся любить других больше, чем себя: читая Библию, выискиваем там слова, актуальные для соседа, не ища ничего для себя; молясь, просим Бога изменить наших родных, при этом начисто забывая помолиться о своем характере; стараемся привести побольше людей к Господу, тогда как сами не находим времени для общения с Ним. Но не это заповедал нам Бог. Он заповедал нам любить ближнего, КАК самого себя, а не больше, чем себя.
Любовь к ближнему начинается с любви к себе. Помощь ближнему начинается с помощи себе: «… Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф.7: 3).
У каждого из нас есть «сучки», которые нужно вынимать из сердца. Так давайте займемся этим! Я не имею в виду, что надо прекратить служить другим людям. Я имею в виду, что нужно сперва молиться Богу о себе и о своей жизни, а потом о переменах в других людях; нужно читать Библию, ища ответы и исправление для себя, а потом уже для других; нужно самому научиться постоянно общаться с Богом, и это поможет привести к нему других людей.
В ТЕМУ
Но как добиться того, чтобы наша жизнь, наше сердце, наш характер, наша жизнь постоянно менялись к лучшему, как желает Бог?
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4: 16). Можно просто читать Библию, а можно вникать в нее. Между этими двумя действиями – большая разница. Когда я просто читал Библию, я в результате стал… просто лучше знать Библию. Я не пытался работать над собой – я работал над Библией. Но ничего в моей жизни так и не изменилось. Ведь люди смотрят в телескоп не для того, чтобы рассматривать сам телескоп, – люди изучают звезды! Смысл христианства не в том, чтобы «познавать Библию». Смысл в том, чтобы познавать Бога и изменяться в его образ и подобие.
Отсюда вывод: темы для изучения Библии нужно искать не в самой Библии. Темы нужно искать в жизни! Если у тебя семья разваливается, не нужно задаваться вопросом: «А что же значит рыжий конь в книге апокалипсис?» нужно изучать, что говорит Библия о семье. Нужно научиться находить в Священном писании то, что полезно именно для твоей жизни.
БЛИЖЕ К ДЕЛУ
1. Чтобы найти тему, нужно… признать проблему.
Порой самое трудное – признаться честно самому себе, что в такой-то сфере моей жизни я – полный профан. Но это необходимо, если мы хотим изменить что-то к лучшему. От проблем нельзя бежать, нельзя закрывать на них глаза. Их надо решать.
Итак, если при мысли на определенную тему у вас начинается дрожь в коленках и головная боль, если вам неприятно даже помыслить о какой-то сфере вашей жизни – это именно та больная тема, которую нужно исследовать в Библии.
К примеру, однажды я заметил, что слишком часто раздражаюсь на своих детей. Я наказывал их каждый день. Конечно, детей наказывать приходится, и само по себе наказание – не проблема. Но каждый день, да еще по несколько раз… я понял, что со мной что-то не так. И начал искать у Бога ответ.
2. С помощью симфонии (указателя мест Писания по словам и отдельным фразам) нужно найти как можно больше мест в Библии, которые касаются вашей проблемы.
3. После этого надо прочесть все эти места писания, но не вникая в каждое (на это ушло бы слишком много времени, к тому же мы обязательно отвлеклись бы от своей темы).Прочесть все найденные отрывки нужно быстро, обзорно, бегло – залпом. Это даст нам представление о том, что говорит Библия в целом по нашему вопросу.
4. А дальше – нужно выбрать два, максимум три отрывка, которые особенно коснулись сердца.
Мы не можем вникнуть во все Священное Писание одновременно. Можно, конечно, попробовать. Но тогда мы будем похожи на мышь, которая бегает по огромной головке сыра и может умереть с голоду, если не сделает 2-х вещей. 1 – мышке надо остановиться; 2 – ей нужно вгрызться в сыр, насколько позволяет ротик. Сразу весь сыр она не съест. А по кусочку – может питаться!
Итак, нужно остановиться на тех местах Писания, на которые реагирует именно наше сердце (для разных людей эти места будут разными). Если нам легли на сердце данные стихи из Библии – значит, в них для нас что-то припасено.
В моем случае это оказались слова из Книги Бытие: «Иаков сказал ему: господин мой знает, что дети нежны, а мелкий и крупный скот у меня дойный: если погнать его один день, то помрет весь скот; пусть господин мой пойдет впереди раба своего, а я пойду медленно, как пойдет скот, который предо мною, и как пойдут дети, и приду к господину моему в Сеир» (Быт.33: 13).
5. Эти библейские отрывки нужно выучить наизусть.
«Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» (Иак.1: 23 – 25). Чтобы вникнуть в истину и тем более применить ее воей жизни, нужно ее банально запомнить.
6. А еще над прочитанным нужно молитвенно размышлять: «Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс.1: 2).
Размышление – это труд. Понадобится концентрация, чтобы не перескакивать с темы на тему, нужно будет записывать все толковые мысли, которые пришли в голову по данному вопросу. Чтобы научиться думать и при этом не отклоняться от темы, «размышлять на бумаге», фиксируя всю цепочку размышлений.
Когда Господь говорит, что нам нужно «преобразоваться духом ума нашего», это значит, что нам нужно изменить свою жизненную философию. Моя философия насчет детей оставляла желать лучшего: сам того не осознавая, я копировал некоторые привычки и неверные методы воспитания своего отца. Я не понимал природу детей – что они за существа.
Когда я начал размышлять над Писанием, ход моих мыслей был такой: «Здесь сказано, что дети нежны… Хм! Дети – нежны! Наверно, они не такие толстокожие, как мы, взрослые. У них более чувствительная душа – то-то они так часто плачут… Если Господь рекомендует быть «с иудеем как иудей, а с еллином как еллин», значит, с нежными нужно быть… нежным».
7. Слово Божье нужно внушать себе: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор. 6: 6 – 7).
При слове «внушение» у нас возникают ассоциации с «экстрасенсами», перед глазами встает Чумак с «заряженными» тазиками… Но Библия говорит, что внушать себе что-то можно, если это «что-то» – истина Божья (см. стих 7). Слова человеческие внушать себе опасно. А Божьи слова – нужно. Потому что то, что мы себе внушаем, управляет нашей жизнью.
Итак, я внушал себе: «Дети нежны… дети – нежны!»
8. Ну, а потом пришло время составить конкретный план действия – как я буду применять в жизни полученное откровение. Конечно, все пункты плана я в молитве согласовал с Господом, и получилось очень просто и практично:
а) прикосновения к детым должны быть нежными, а не грубыми;
б) нужно отказаться от тапка как от орудия наказания;
в) вместо этого, если нужно, ставить детей в угол;
г) не пихать в рот еду, которую они не могут или не хотят глотать;
д) дети – личности, значит, нужно считаться с ними!
Возможно, когда вы читали эти пункты, вам показалось, что я был монстром со своими детьми. Тем не менее, я честен с вами: все эти пункты оказались для меня актуальными.
К примеру, последний пункт – о том, что нужно считаться с детьми. Я прочел: «Если погнать его один день, то помрет весь скот; пусть господин мой пойдет впереди раба своего, а я пойду медленно, как пойдет скот, который предо мною, и как пойдут дети, и приду к господину моему в Сеир». И я понял: дети не могут идти, думать, делать что-то так быстро, как нам, взрослым, хочется. Они дети! Что делал Иаков? Он подстраивался под детей везде, где можно: шел так, как нужно детям, медленно, жалея их… но туда, куда запланировал он сам. Потому что дети не в состоянии определять направление своей жизни. Они еще малы, чтобы разбираться в таких вещах. Поэтому в принципиальных вопросах Иаков держался своего плана, но принимал в расчет особенности детей.
9. После того, как план составлен, нужно принять решение исполнить план. И записать это решение.
Принимать решение страшно: а вдруг не получится воплотить? Но отказываясь принимать решение, ты вообще лишаешь себя шансов исполнить намеченное. Лучше потерпеть поражение и потом попробовать еще раз, чем не пытаться вообще.
Я старался меняться как отец до тех пор, пока у меня не пропала привычка кричать на детей и хвататься за тапок, когда они балуются. Я стал по-друому относиться к ним, сознательно и упорно выполняя каждый пункт своего плана, составленного в молитвенной комнате. И вскоре атмосфера в нашем доме изменилась: вместо раздражения в нем стала преобладать любовь. Я уже не копировал ошибки своих родителей, а жил так, как подсказывало мое отцовское сердце.
10. Выйдя из комнаты молитвы, нужно воплощать свой план на практике. Намеченное нужно стараться выполнять вновь и вновь – до тех пор, пока не получится. Жизнь – это марафонская дистанция, и награду в ней получают самые упорные. Те, кто даже если ошибается и падает, не сходит с дистанции.
11. Изменять к лучшему разные сферы своей жизни лучше не параллельно, а последовательно: не одновременно, а по порядку. Если в одной сфере проблема не решена, не стоит браться за другую.
А как определить, что мы по-настоящему изменились? Очень просто: настоящие перемены – это те, которые замечают наши близкие. Если же нам кажется, что мы стали лучше, а наши родные сомневаются в этом, – мы принимаем желаемое за действительное.
Но если те, кто рядом с нами, кто знает о нас все – наша семья – замечают, что мы стали другими, – замечают не тогда, когда мы их об этом спросим, а сами, без наших намеков, – значит, у нас получилось!
Сергей Шидловский