Это не проповедь, а скорее всего, беседа на тему: «О действии Духа Святого в вопросе обучения». Некоторые говорят, что образование не нужно, так как верующих учит Дух Святой. Не спорю, это, действительно, так. Но обратимся к Слову Божию. Написано: «Зато, что они не внимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их» (Пс. 27:5). Так вот, нам нужно быть очень внимательными к тому, что Бог делает в нас. Невнимательный же человек может говорить много красивых слов, но он не сможет правильно применить в своей жизни то, что говорит, поскольку Дух Святой его не созиждет. Не случайно другое место из Св. Писания гласит: «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками « (Прит. 14:1).
Едва ли найдется такая жена, которая сознательно хотела бы разрушить свой дом. Однако мы нередко встречаем «разрушение» дома по причине подобного состояния. Слово Божие говорит нам, что Дух Святой действует многоразлично, многообразно, как многоразлична и многообразна благодать Божия. И мы, как я уже говорил, должны быть особо внимательны к действиям Божиим, чтобы Он нас созидал. В связи с этим возникает очень серьезный вопрос: как наладить процесс образования, изучения Слова Божия. И в первую очередь это касается молодежи.
Я, помню, как только уверовал, каждую свободную минуту брал в руки Библию. Конечно, только от того, что человек носит с собой Библию (а некоторые прячут ее под подушку), он не станет как бы автоматически жить по Слову. Если оно не положено в основание жизни, то тогда даже пережитое благословение невозможно будет удержать. Это все равно что выкопать себе водоем, который не может удержать воды, или как бы налить в решето «воду» благодати Божией.
К сожалению, мы нередко видим подобное в молодежи. В некоторых церквах идет как бы размежевание: молодежь держится обособленно, верующие же пожилого возраста как бы составляют другую группу. Это в какой-то мере объясняется неспособностью противостоять искушениям. А почему? Потому что отсутствует твердое основание для христианской жизни, нет пребывания в Слове, его изучения, а также следования ему во всем. Увы, это относится не только к молодежи. Общаясь с верующими преклонного возраста, нередко можно услышать: вот, мол, мы сейчас ослабли, мы плотские, а когда-то Дух Святой действовал в нас...
Но Слово Божие говорит, чтобы мы дорожили временем. Можно ли верующим жить, как говорится, от пробуждения к пробуждению? Когда мы не внимательны к действию рук Его, Он разрушит, а не созиждет нас.
Вот почему вопрос образования и обучения Слову Божию так важен. И это, как я уже говорил, касается не только молодежи, но и нас, служителей. Если, к примеру, у меня есть маленький ребенок и он плохо ест, это не значит, что я должен на него кричать или его бросить. Я должен искать что-то такое, что бы он ел. Если дитя заболело или не может есть твердую пищу, необходимо найти нечто другое, более приемлемое.
Если же ребенок ест что-то, от чего его тошнит и рвет, я опять же должен знать, в чем причина. Так что нам, служителям, есть тут над чем поразмыслить. Мы должны понимать, что Слово Божие — это не то, что нужно заставлять читать или отдельные места заучивать наизусть. Написано:«Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105). Итак, Слово Бога есть то, что дает нам свет, чтобы идти по жизни. Оно отвечает на все возникающие на этом пути вопросы. Если же молодежь и люди постарше в наших церквах имеют с этим проблемы, значит, мы что-то им недодаем и не внимательны к действиям Бога. Я не верю, что существуют такие моменты, когда Господь прекращает всякое действие, и мы не знаем, как найти выход из этого положения. Но я глубоко убежден в том, что у Бога всегда и во всякое время имеется какой-то ответ, просто нужно его искать.
Почему еще так важно изучать Слово Божие каждому из нас? Потому что посредством этого приходит понимание, что оно обращено конкретно к тебе, твоей жизни. Тем более необходимо это служителям. Если я приведу ребенка, скажем, в 10-й класс, и он побудет там на каком-то уроке, он ничего не поймет. Или другой момент. Если малыш увидит какой-нибудь механизм, он может задать мне вопрос: что, мол, это такое? Конечно, я не стану ему объяснять устройство этого механизма, как, скажем, инженеру. Я постараюсь так ответить, чтобы ребенку это было интересно и более доступно. И тогда у него может появиться желание, когда он подрастет, иметь дело с этой машиной.
Конечно, изучение Слова Божия — это не развлечение. Суть заключается в том, чтобы через это Слово познать благость и славу Божию, пережить Божье благословение. Познание о Боге приходит через Божьи откровения — в первую очередь: не через пережитое нами, а через Слово,«растворенное верою».
Когда человек будет научен исследовать Слово Божие, будет знать его, он станет сильным. Слово Божие говорит нам четко и ясно, что вопрос ведения, знания и познания очень важен для нас.
Обратимся к 53 гл. книги пророка Исайи, где написано: «... чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на Себе понесет». Заметим: «чрез познание». Однако это сегодня составляет большую проблему и для многих западных церквей. Они не ищут Богопознания, говоря людям из мира только то, что Иисус умер за них. Тот, кто признает это, становится членом церкви, оставаясь по сути мирским человеком.
Слово же Божие говорит, что познание Иисуса Христа дает нам жизнь вечную. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17:3). Заметим, что Иисус Христос сказал ученикам: «... мир не может принять... Духа истины... потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет « (Иоан. 14:17). «Знать» и «познать» - это очень важные слова. Верующие должны знать Христа в Духе Святом. Может быть, поэтому, когда люди получают крещение Духом Святым, будучи не вполне раскаявшимися, не знающими любви Иисуса Христа, мы сталкиваемся с очень большими проблемами.
Надо сказать, что вопрос познания очень важен также для того, чтобы остаться верными Богу. Давайте обратимся к еще одному месту из Св. Писания, которое всем хорошо известно: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих» (Ос. 4:6). Это нам, служителям, говорится.
Познание необходимо, чтобы приблизиться к Богу: «... если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:31,32). Написано также: «... где Дух Господень, там свобода « (2Кор.3:17). Если не будет познания Слова Божия, Дух Святой не обретет свободы в нашем сердце. И это очень важно уяснить. Ни наш прошлый опыт, ни наши плотские способности и душевные качества, ни наш интеллект, ни наши духовные дарования -ничто не будет основанием для действия Духа Святого в нашем сердце. Вспомним, как муж Божий Самсон встал и сказал: «пойду, как и прежде, и освобожусь» (Суд. 16:20). Он намеревался снова поражать филистимлян. Это был человек, чье рождение было предсказано Ангелом Господним, судья Израиля, но внутри ничто не подсказывало ему, что «Бог отступил от него». Однако стоило бы Самсону только коснуться своей головы, и он сразу бы понял, что к чему: волосы его были острижены, а ведь он был назореем.
Наконец, если мы откроем книгу Притчей (19 гл.), то опять же прочитаем о том, насколько важно иметь познание для обретения благословения. Там написано очень просто и ясно: «Не хорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится. Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа» (Прит. 19:2,3). И в 18 гл. также сказано: «Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного. Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум « (18: 1,2).
И наконец, покаяние, о котором мы говорим часто и много, также связано с познанием. Нигде не написано, что Бог дает покаяние просто, а сказано так:«благость Божия ведет... к покаянию» (Рим. 2:4). И в 1 гл. книги Притчей мы читаем такие слова: «Доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои « (Прит. 1:22,23). Затем во 2 гл. написано: «Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум «(Прит. 2:3-6).
Таким образом, эта близость, это покаяние не всегда приходят, рождаясь только внутри нас: все основано на Слове Его. Слава Богу! И это дает возможность в трудное для народа время жить в Господе. Написано: «Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних? « потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом. Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым? Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастия размышляй; то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него» (Еккл. 7:10,13,14).
Я привел не так уж много мест из Св. Писания. Но, думаю, этого вполне достаточно, чтобы понять, насколько важно для нас иметь знание, познание, ведение. Но что такое знание? Это есть совокупность определенных представлений о каком-то предмете. Но если мир уповает на разум, то верующие - на Господа, «ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум» (Прит.2:6). Слово Божие говорит нам о том, что Иисуса Христа любит тот, кто знает и соблюдает Его заповеди. Написано также: «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Иоан. 13:17).
Иметь знание для нас просто жизненно важно. Если, к примеру, мой ребенок не знает, что нельзя пальчик засовывать в розетку, то я подвержен опасности увидеть его однажды мертвым на полу возле этой самой розетки.
Конечно, не само знание имеет решающее значение. Неслучайно Слово Божие гласит: «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете»(Иоан.13:17). Созидаются церкви. И Бог ищет пастырей, которые пасли бы Его народ со знанием и благоразумием. На этот, устроенный со знанием, дом опускается облако славы, как это было во времена Соломона. Оно не опустится на хижину, которая тут же собирается рухнуть. Но и это еще не все. Необходимо также иметь познание. А это есть такое знание, которое что-то изведало, что-то пережило. Если мы, к примеру, услышали, т. е. получили знание, что Бог крестит Духом Святым, а затем это произошло в нашей жизни, то мы получили познание.
И вопрос ведения также имеет отношение к тому, чтобы что-то изведать, что-то понять. Если, к примеру, у меня сломана машина, и ко мне подойдет человек и предложит ее отремонтировать, я выясню сначала, разбирается ли он в этом деле. И если я узнаю о том, что он вообще к этому никогда не имел никакого отношения, а скажем, рояли ремонтировал, я и близко не допущу его к своей машине. Но если я знаю, что это прекрасный специалист, что он имеет в этом познание, тогда я с радостью приму его услуги.
Написано, что среди нас могут быть разномыслия, чтобы могли выявиться искусные. Я думаю, речь здесь идет о таких людях, которые в верности Богу и в познании Его научились различать очень тонкие вещи. Хорошо если бы они были также способны и других этому научить. «Цель же увещания, как написано в 1 послании к Тимофею (ст.5.), есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры», чтобы помочь человеку приблизиться к Богу.
Итак, цель знания и познания заключается в том, чтобы сначала узнать, что Бог к нам имеет. Затем надо это пережить, усвоить, чтобы оно стало действующею силою в нашей жизни. Когда я был молодым христианином, со мной произошел такой случай, о котором мне и хочется рассказать. Примерно через два года после того, как я стал членом церкви, я пришел к своему служителю и сказал: «Брат Степан, ты знаешь, я увидел, что эти два года я вел себя в определенной степени неправильно. Я чувствую себя виноватым и хочу перед тобой, перед Богом покаяться. Я хотел бы исповедаться, а ты за меня помолись, так как я не знаю, что мне дальше делать...» А он мне сказал: «Ричард, давай мы сначала поблагодарим Бога». Я очень удивился. «Ты меня, наверное, не понял, — говорю ему. -Я покаяться хочу и прошу у тебя помощи». Тогда служитель сказал мне: «Нет, я все понял. Но давай прежде поблагодарим Бога за то, что Он помог тебе понять, что ты эти два года делал что-то неправильно. Значит, полдела уже сделано. А теперь давай делать вторую его половину. Будем учиться, как это исправить.
Может быть, тому, как открыть сердце для Духа Святого, а может быть, как возродить в большей мере действие духовных даров в наших церквах».
Но если познание представляется настолько важным, то возникает вопрос: какие средства существуют для того, чтобы его обрести? Я считаю, у Бога есть, в основном, три таких способа. Он действует посредством:
1. Слова Божия;
2. Духа Святого;
3. обучения в церкви.
Теперь мне хотелось бы рассказать об этом. Во-первых, как я уже говорил, Бог научает нас через Свое Слово. Знание приходит, если мы постоянно пребываем в Слове, исследуем его и стараемся исполнять. Однако понимание может прийти не сразу. Но Дух Святой открывает. Апостол Иоанн говорит: «... помазание, которое... в вас пребывает... учит вас всему... и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас» (1 Иоан. 2:27). Но все мы понимаем, для чего это написано. Если мой сын, к примеру, скажет мне: «Папа, ты меня больше не учи, так как меня теперь помазание учит», то я-то знаю, что это вовсе не помазание. Потому что «мудрость, сходящая свыше... чиста, потом мирна, скромна, послушлива...» (Иак. 3: 17).
Многое зависит от того, как мы слушаем. Христос однажды сказал: «... кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мат. 13:12). Написано также: человек должен быть «скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак. 1:19).
Тот человек, который хочет учить, должен быть готов к тому, чтобы учиться. Не знаю, кто как, а я в этом очень сильно нуждаюсь. Я понимаю, что мы чему-то были научены Богом, и благодарен Ему за это. Но плохо, если мы перестаем с Ним «собирать», так как тогда начинаем «расточать». Плохо, если мы не будем понимать, чему научены и что упустили, а поэтому делали ошибки. Блажен человек, который может сказать: «Я хочу учиться дальше».
В послании к Ефесянам написано: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями...»(Еф. 4:11). Значит, действие Духа Святого осуществляется тремя путями: через Слово Божие, личное откровение и через кого-то, кто учит.
Очень правильно «учит» нас смирение. Но не всем это удается, так как у многих проблемы с гордостью. А некоторые вообще говорят, что не нуждаются в смирении - в том, чтобы Бог учил их этому. Как же так? Ведь написано: «... Бог гордым противится, а смиренным дает благодать «(Иак. 4:6). В книге Притчей также сказано: «Подлинно, я более невежда, нежели кто-либо из людей, и разума человеческого нет у меня. И не научился я мудрости, и познания святых не имею» (Прит. 30:2,3). А у кого-то, оказывается, все это «уже есть», и им не нужно, чтобы их учили.
Для нас же важно то, что Бог не напрасно поставил нас учителями, учит нас, дал нам Слово Свое. Надо сказать, познание не приходит, если ты выучишь что-то наизусть. В жизни Иосифа Слово Божие усовершило его. Но оно же и испытало его. Мы должны Слово Божие знать, понимать и исполнять. А это, как правило, является результатом упорного труда. Мы проходим своего рода школу. Но когда мы слышим это слово «школа», нам сразу же представляется университет — Московский, Бременский или какой-нибудь еще. Но это не обязательно так. Когда Христос приступил к служению, многие удивлялись: как, мол, Он может знать Писание, не учившись? Значит, в Израиле всегда учили Слову Божию. Апостол Павел говорил, что он учился «у ног Гамалиила». Разве это плохо? Конечно же, нет. И Христос никогда не говорил, что это плохо.
В Ев. от Матфея (13:52) сказаны такие слова: «... всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое». Богу надо служить всем имением. И я понимаю, почему Бог брал в удел тех людей, которые сами учились и могли учить других. Некоторые говорят, что Моисей, например, отверг все знание. Нет, это не так. Написано, что он был научен «всей мудрости Египетской» (Деян. 7:22). Правда, Бог уготовал для него и другую школу — пасти овец. И Моисей чему-то еще научился и там.
Иоанну Крестителю также надо было пройти свою школу в пустыне, да и многим другим людям. Нет, не случайно Бог поставил кого-то Апостолами, а кого-то учителями. У каждого должно быть свое место. И должно быть соответствующее обучение. Оно может осуществляться и индивидуально. Написано: «Вникай в себя и в учение...» (1Тим. 4:16). Все мы знаем, что Иисус учил народ. Но Он также наедине разъяснял Своим ученикам все, что им было непонятно. Кстати, это как раз то, что сегодня утрачено в христианстве. Но раньше было не так. Как у Иисуса Христа было 12 учеников, которых Он назвал Апостолами, так и у них после были свои ученики. Это касается и Апостола Павла. Так, он упоминает имена своих учеников, например, Тимофея, Тита и других. И он же говорит: «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим. 2:2). Это и называлось школой. И в Ветхом Завете мы видим подобные примеры. Объединение «сынов пророческих» своего рода, школа, ученики у Ездры — тоже.
Христиан называют учениками Иисуса Христа. А вот в какой форме обучения — это уже другой вопрос. Речь сейчас не об этом. Знания нужны. Но мы не должны забывать о том, что тут существует одна опасность. Знания, как написано, надмевают. И здесь очень важно бодрствовать. Если человек, к примеру, пророчествует, он должен опасаться того, чтобы не стать лжепророком.
Написано: «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1 Кор. 12:31). Но на «путях превосходных» упасть еще страшнее. Когда, скажем, мой маленький ребенок побежит и упадет — это еще ничего. Ну, подумаешь, синяк на ноге или что-нибудь в этом роде. Поцеловал малыша, и он дальше побежал. Но если, например, моя жена падает на льду — это уже другое дело. Таким образом можно получить серьезную травму. Еще более опасно, если вдруг упадет вниз канатоходец, который проходит над водопадом. Такое падение связано с риском для жизни.
И приближение к Богу порою может также оказаться опасным. Он сказал, что приближающихся к Нему освятит. И Сам освятится в них. Но вспомним Надава и Авиуда, да и Озу. То, что произошло с ними, наглядно показывает нам, как Бог может освящаться. Но это вовсе не означает, что мы должны стоять в стороне и бояться к Нему приблизиться, перестать ревновать о духовных дарах.
Нас подстерегают опасности другого рода — то, чего нам, действительно, следует бояться. И одна из них — это гордость. Она нередко напрямую связана с увлечением знанием. Не случайно написано, что оно «надмевает, а любовь назидает» (1Кор. 8:1). Но там, где есть яд, существует и противоядие. Когда кто-то из верующих начинает чему-то учиться, к нему должна быть проявлена особая забота пастыря...
Те же, кто учит, должны быть святы. Это касается не только учителей, но и епископов, пресвитеров. Их собственные проблемы, порой незаметные для них самих, оставляют свой след в тех церквах, где они служат. Тем более, когда они учат других.
Если у человека ожесточенное, не смиренное сердце, ему от знаний мало пользы. Когда люди стремятся слишком много узнать, для них это порой становится идолом. Противостоять этому можно только тогда, когда у человека есть любовь. Лишь в этом случае приходит понимание истины: что знание для него — не самоцель, а возможность в большей мере служить Богу.
Иногда говорят: зачем, мол, нужно обучение? Раньше обходились и без этого... Что тут скажешь? То, что нужно было нам в России во времена гонений, и чему Бог нас тогда научил — это непреходящее сокровище. Но то, с чем сегодня сталкивается наша молодежь в Германии, совсем не похоже на то, что мы пережили в России. Написано: «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс.118:105). И это Слово должно ответить на вопросы, которые встают сегодня перед нашей молодежью, относительно святости, отношений с другими церквами и т. д.
Человек, принимающий это Слово как «наставление в вере», в любви, получит защиту, потому что «щит и ограждение — истина Его» (Пс.90:4). Надо иметь разумение, чтобы принести тела свои на алтарь Божий «в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения...» (Рим. 12:1). «Разумное» — это не значит полагаться на свой собственный разум. Здесь имеется в виду то, чтобы, «обнищав» духом, искать Господа.
Возжаждем этого всем сердцем! Ищущие же Господа, как написано, «не терпят нужды ни в каком благе» (Пс.3.3:11) и «разумеют все» (Прит. 28:5).
Ричард Циммерман,
епископ, Германия