Из аудиозаписи беседы в церкви. На вопросы отвечает Ричард Циммерманн.
Вопрос: «Нужно ли всех детей рождать, или можно принимать какие-либо меры предохранения от беременности? В наше время среди верующих существует мнение, что много детей — это нищета, или, если сестре роды угрожают смертью, то можно воздерживаться от беременности. Раньше учили, – даже если умрешь, все равно рожай. Как правильно? Если можно, ответьте согласно Слову Божьему».
— На самом деле, это очень серьезный вопрос. Библия говорит нам, что Иисус Христос вознес наши грехи на древо, чтобы мы, избавившись от грехов (умерши для грехов), жили для правды (праведности), — ранами Его мы исцелились (1Петр. 2:24). Мы исцеляемся ранами Иисуса Христа, потому что Он умер за нас, но мы всё же должны оставить грех и жить для правды, т. е. Кровь Иисуса Христа действенна для нас тогда, когда мы ходим во свете. Если человек обманывает, ходит во тьме, то это значит, что он не почитает за святыню кровь завета, которой освящен, и Бог будет его судить, Он будет с ним судиться, Он будет его наказывать. Хотя человек не спасается тем, что он честный, не спасается своей праведностью, потому что она, как запачканная одежда, а спасается Кровью Иисуса Христа, но Апостол Иоанн говорит: «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Ин. 1:7). Поэтому Бог хочет, чтобы мы доверяли Крови Иисуса Христа и были Ему послушны.
В отношении чадородия написано, что жена «спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим. 2:15). Это Божья правда. Бог хочет, чтобы люди, вступившие в брак, рождали детей. Павел также говорит о молодых вдовах, что они должны вступать в брак, рождать детей, управлять домом и не подавать противнику никакого повода к злоречию (1Тим. 5:14). Сегодня это наставление подвергнуто сильным атакам со стороны дьявола через множество учений, особенно в западных странах, где люди от некоторых библейских истин отступили и придерживаются в жизни такой позиции, чтобы было не слишком тяжело.
Раньше и на Западе это понимали иначе. Джон Уэсли был, если не ошибаюсь, семнадцатым ребенком в семье, где было 19 детей. Австро-Венгерская империя, куда входили Австрия, Чехия, Венгрия и земли других народов, достигла расцвета при императрице Марии-Терезии, которая очень много сделала для страны. Эта женщина имела 16 детей, будучи императрицей, королевой. Конечно, у нее были фрейлины, которые воспитывали детей. Но всё же почти целых 12 лет она была в состоянии беременности, и при этом управляла страной! А ведь при беременности бывает и плохое самочувствие, и токсикоз, и много чего еще. Однако такова история, и так люди жили всегда. Сегодня это утрачено, потому что люди стали более самолюбивы, чем боголюбивы. Но в церкви не должно так быть. Некоторое время назад в одной из русскоговорящих церквей на Западе было откровение, что дьявол хочет убрать чадородие, святость из церкви и принести туда косметику и украшения. И в этом смысле вопрос чадородия — вопрос серьезный. Это Божья правда, от неё нельзя отступать. И те, кто говорят: «Нечего нищету разводить», — очень сильно грешат.
Верующие, переехавшие из России в Германию, нередко сталкиваются с проблемой, что пожилые сёстры, сами родившие 10-12 детей, жалеют своих дочерей и говорят им: тебе это не нужно. Это очень плохо. Написано: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6). Мы, напротив, должны особенно поддерживать тех замужних сестер, кто в это настроенное на земное благополучие время остаётся верным своему призванию, полученному от Самого Господа: дать жизнь всем детям, которых им посылает Бог. И Дух Святой желает, чтобы Церковь Христова так же, как и каждый из нас, верующих отдельно, неизменно за них молилась, всегда благословляла и ободряла их.
Я хорошо понимаю, что иметь много детей — это не только нелегко, но очень даже трудно. Это факт, и его надо признавать. Но, обращаясь к прошедшим временам, нетрудно вспомнить, что когда 50-75 и даже 25-30 лет назад наших братьев и сестёр бросали в тюрьмы и лагеря, отправляли в ссылку, отнимали детей, им было не легче. Что же мы делали тогда? Мы молились и уповали на Господа. И Бог неизменно помогал. Сегодня мы не имеем гонений такого рода, но для верных своему Спасителю христиан борьба всё равно не прекратилась. Переместилась лишь линия фронта, и основные сражения происходят на других полях, и потому церковь должна особенно прилежно молиться за беременных и уже имеющих маленьких детей сестер. Поэтому не страдающие в узах братья, а также вся церковь, должна горячо молиться за наших матерей и жён, так как одно из генеральных сражений, в которое втянута современная церковь, происходит именно здесь. В борьбе за чистоту и святость сегодняшней церкви, за сохранение ею верности своему Спасителю и чистоты евангельского учения и истин Библии, одно из тяжелейших испытаний, ложится ныне не на братьев, а на сестер. И мы все должны это понимать.
Сестры, конечно, должны давать жизнь тем, кому могут, но и все остальные члены церкви не вправе оставаться в этом безучастными зрителями, но добрым словом и молитвой, заботой и посильной помощью должны укреплять и благословлять их. В церкви города Бремена (Германия) Господь дал такое откровение, что многие сёстры, которые в их служении чадородия и материнства не ослабеют, но останутся верными Господу до конца, получат по окончании их жизни не меньший венец, чем братья и служители, верно прошедшие свой путь в тяжкую годину страданий. При этом было сказано, что Господь ожидает со стороны церкви постоянного молитвенного ходатайства за сестёр. Особенно же угодны Ему молитвы мужей этих сестёр. На это, я думаю, следует обратить серьёзное внимание. Если муж не поддерживает свою жену молитвенно и морально, а возможно, ещё и «пилит» её и постоянно стонет, поскольку не хотел бы, вообще-то, иметь детей, то путь христианского материнства станет для любой женщины неимоверно тяжёлым, особенно при всех сложностях, связанных с каждой беременностью и родами. Но, к сожалению, это встречается, а потому в церквах необходимо проводить в этом направлении работу также и с мужьями и больше молиться за семьи, особенно многодетные.
Однако, в любом случае каждый из нас должен понимать, что никогда и ни при каких ситуациях верующие не могут пользоваться никакими средствами контрацепции (предотвращения беременности), поскольку все они либо толкают человека на грех Онана, либо травят женский организм ядами, либо просто незаметно убивают уже возникший зародыш, принеся при этом вред и организму женщины (известно, например, что противозачаточные таблетки способствуют возникновению у женщин раковых заболеваний груди и внутренних органов). Любые из вышеперечисленных или подобных действий — большой грех пред Богом.
Вопрос: «А всё же многие люди говорят, что верующие, понимающие этот вопрос так, как вы, «разводят нищету».
— Говорить по этому поводу о «разведении нищеты» просто нехорошо. Когда мы видим нищего, то стараемся ему чем-то помочь; и все нормальные люди понимают, что делать вид, будто не замечаешь нужды человека, когда ты имеешь возможность сделать ему добро, — это эгоизм. Здесь же ид¨т речь не просто о подаянии бедному человеку, а о том, чтобы предоставить себя в распоряжение Бога, дающего всему жизнь, и дыхание, и вс¨. Если мы понимаем, как нужно поступать по совести, когда речь идет о милостыне и благодеянии, то тем более, если встаёт вопрос о самом большом благе, которым Создатель наделил каждого из нас, о жизни. Вопрос деторождения – это не вопрос благосостояния или нищеты, это вопрос совершенно иного порядка: предоставить Богу возможность дать через нас жизнь ещё одному человеку на земле, или своевольно воспрепятствовать этому.
Когда я был маленьким, мне бабушка говорила: «Благодари Господа, что у тебя родители не пьяницы». Я тогда очень плохо это понимал, и в мой детский разум даже не помещалась мысль о том, что у моих родителей могли бы быть такие проблемы или что у меня могли бы быть другие родители. Однако позже я понял, какое это благословение для человека — родиться в верующей семье. И счастье не в том, чтобы наши дети выглядели, как говорят некоторые, «не хуже других», но совсем в ином. Они, безусловно, должны быть, насколько это возможно и разумно, хорошо одеты, достаточно накормлены и ухожены. Но такой подход к детям, когда мы через них фактически выставляем напоказ себя, совершенно неверен и даже опасен. Благословение, которое дети могут получить в христианском доме, совершенно иного рода. Оно состоит в возможности с самого детства переживать влияние Христовой любви, силу живого Евангелия и счастье христианского образа жизни. Такой опыт очень часто оказывается несовместимым с лозунгом «не хуже, чем у людей». У меня самого десять детей, и, поскольку в 70-80-е годы было нелегко содержать большую семью, мы порой месяцами кормили их одной картошкой. При этом они совершенно не выглядели ни недокормленными, ни несчастными, но, напротив, наши соседи нередко спрашивали нас: «Чем вы их кормите, что они все такие щекастые?» Они и вправду все были не только щекастые, но и более чем в меру упитанные. Это дает Бог благословляющий, но Он учит нас также быть нетребовательными, благодарными, смиренными, независтливыми, умалёнными и терпеливыми.
Часто параллельно с вопросом о материальном обеспечении многих очень волнует невозможность уделить достаточно внимания каждому отдельному ребёнку, если их много. В каком-то смысле это верно, но при правильном подходе к воспитанию детей не всё так страшно и трагично, как кажется с первого взгляда. Когда много детей, важно не только уделять им внимание, но и научить их помогать друг другу. Если ребёнок один, то всё внимание родителей, а зачастую ещё и бабушек с дедушками, сосредоточено только на нём. Но здесь, наряду с положительной стороной, кроется и немалая опасность, слишком часто, к сожалению, дающая о себе знать впоследствии. Дети, выросшие в обстановке, где всё внимание уделялось только им, часто вырастают, при самых лучших намерениях их мам и пап, изнеженными и избалованными, не приспособленными к жизни и эгоистичными, да притом и далеко не настолько счастливыми, как этого хотели их любвеобильные воспитатели. Практика жизни показывает, что дети из семей, где им было слишком многое доступно и позволено, где всё было сконцентрировано на них, — обычно самые несчастные люди, потому что от пресыщенности они приходят в такое состояние, когда им все надоело и они сами не знают, чего хотят. Конечно, так происходит не всегда, но важно понять, что при правильном, сопровождаемом молитвой и евангельским учением воспитании детей в больших семьях, они не только не окажутся обездоленными и ущемлёнными по сравнению с другими детьми, но, помогая друг другу, смогут восполнить своим братикам и сестричкам кажущийся дефицит внимания и нежности. Кроме того, этот опыт приготовит их к вступлению во взрослую жизнь со зрелым и христианским характером.
Конечно, это ни в коем случае не означает, что многодетные семьи должны быть предоставлены самим себе. Церковь призвана уделять таким семьям повышенное внимание и заботиться о них. Мы, каждый верующий в отдельности, также должны помогать многодетным семьям. Иногда здесь требуется совсем немного: посетить, посидеть с ребёнком, погулять с ним или просто позаниматься чем-то; иногда нужно побыть с детьми, чтобы отпустить мать на служение, иногда оказать какую-то большую помощь.
Мне лично здесь есть о чём вспомнить. Большая часть времени с тех пор, как Господь призвал меня в Свою Церковь, была заполнена трудом для Него, так как труда на ниве Божией всегда было много, да и сегодня его немало. Когда мы ещё жили в России, а наши дети были маленькие, они постоянно находились в общении народа Божия, тем более, что наши собрания проходили обычно на квартирах. Если в воскресенье, например, утреннее служение было у нас дома, то оно длилось часа три-четыре, а потом часов до девяти-десяти вечера здесь же продолжалось общение. Я был этим очень доволен, а для детей это навсегда осталось самым лучшим воспоминанием их детства. Когда мы переехали в Германию, я особенно хорошо осознал, какое это было огромное благословение. В действительности, пока я трудился, церковь воспитывала моих детей. Не буквально, конечно, заменяя им меня как отца, но каждый миг общения, участия в молитвенной жизни народа Божия помогал им входить в жизнь церкви, проникаться любовью к верующим, идти вперёд по следам Христа. И хотелось бы, чтобы в каждой многодетной семье осталась благодарная добрая память, подобная той, которую храню я в отношении моей семьи.
Вопрос: «Вы говорите, что сестры должны рождать всех детей, которых пошлёт Бог, то нельзя забывать и о проблемах, связанных со здоровьем матери. Как здесь поступать? Например, если у человека аппендицит, то никто не будет возражать против удаления аппендикса. Но если у сестры что-то не в порядке с женскими органами, то по-вашему получается, что не всякая операция позволительна. Почему? В чём заключается принципиальная разница между удалением аппендикса или зуба и операцией на женских органах?
— Проблема, когда исполнение христианкой воли Божией, связанной с чадородием, сталкивается с состоянием её здоровья — это реальная и одна из самых серьёзных проблем. Её нельзя отрицать, но к ней надо подойти правильно. Прежде всего, здесь очень много зависит от молитв, я бы сказал, от своевременных молитв. Старые братья учили нас в молодости, что в каждой вечерней молитве, совершаемой мужем и женой совместно, должно быть уделено место просьбе, чтобы Бог благословил всякое предстоящее зачатие и роды. Иногда такое молитвенное подвизание начинается в семье лишь тогда, когда возникли серьёзные проблемы. Но правильный молитвенный подход к этому вопросу и регулярное своевременное ходатайство избавили бы людей от необходимости в уже возникшей экстремальной ситуации и в состоянии стресса искать сверхъестественной Божьей помощи.
Однако мы всё же всегда живём в вере. И если что-то случилось, не надо сразу же панически искать свои прошлые проблемы и погружаться в чувство вины – это не поможет. Гораздо больше пользы принесёт, если христианин, уповая на милость Божию, полностью доверится Ему и вверит свою жизнь Спасителю. После этого уже можно и необходимо внимательно и без паники просмотреть свою жизнь, покаяться, в чём нужно, и, согласно Слову Божьему (Иак. 5:13-18), обратиться к церкви и её служителям с просьбой об усиленной молитве. Может оказаться, что возникшие проблемы вообще не связаны с каким-то грехом, но вызваны другими причинами. Это значит, что Господь через данную ситуацию что-то говорит верующему, чтобы он возрос в духе и познании Его воли. При этом нужно не забывать, что воля Божия никогда не может призывать человека к действиям, противоречащим заповедям Господа нашего Иисуса Христа.
Во дни нашей молодости одна сестра из московской баптистской церкви во время беременности вдруг узнала от врачей, что у нее раковая опухоль в матке, и что она непременно умрёт вместе с ребёнком, которого ожидает, если не даст согласия на аборт. Как искренне верующий человек, она сказала, что ни за что не может согласиться на убийство ребёнка, и скорее согласна умереть вместе с ним, нежели пойти на подобное преступление пред Богом и той маленькой жизнью, что бьётся у неё под сердцем. «Я буду молиться, а Господь сделает, как Он хочет», — сказала сестра. И Бог совершил чудо: когда наступило время родов, обнаружилось, что опухоль, к изумлению врачей, бесследно исчезла. Слава Богу!
Думаю, все понимают, что аборт никогда и ни в каком варианте для нас, верующих, неприемлем. Но бывают и другие, очень сложные случаи, когда есть вероятность очень тяжелых последствий для матери или ребёнка и не всегда бывает сразу понятно, как в них нужно действовать. Например, когда в семье рождаются один за одним больные, по сути, ненормальные дети. Такие случаи всегда ставят как перед семьёй, так и перед пастором церкви серьёзнейший вопрос, как остаться верным и чистым пред Господом и при этом найти действительно разумный выход из положения. Я не могу, конечно, дать ответ на все случаи, которые могут возникнуть в жизни; но я уверен, что, когда мы сталкиваемся с этими трудноразрешимыми проблемами, где речь идёт о жизни и смерти, здоровье и будущем человека, то, если мы принимаем их к сердцу и верою возносим со слёзами в самое Небо, Господь обязательно укажет путь решения и поможет выйти из тупика без греха, с незапятнанной совестью. Мне очень понравилось, что сказал по этому поводу заместитель начальствующего епископа в Украине: «Разрешить не рожать детей мы не можем, поскольку Библия говорит нам другое. Но пастор, который видит, что у кого-то из его сестёр в церкви постоянно в этой области трудные проблемы и спокойно говорит: рожай дальше, — это не пастор. Мы имеем живого Бога, и в каждой церкви есть молитвенная группа, чтобы взывать к Богу Всемогущему, пока не придёт ответ». Столкнувшись с такой проблемой в своей церкви, служитель, безусловно, должен в какой-то момент брать ответственность на себя, молиться за это сам, молиться с молитвенной группой и искать ответа у Бога. Общего решения быть не может, но я в сложных случаях пошел бы, возможно, сначала к одному врачу, затем — к другому, посоветовался бы с другими служителями и братьями. И в каждой церкви есть пастор, кто печётся о своих овечках. Пастор тоже не всегда сам примет решение, он посоветуется с епископом, с епископским советом. Обсуждение всех таких сложных случаев всегда идёт на уровне тайной исповеди, в кругу служителей или особо верных и компетентных в данных вопросах братьев, при повышенном внимании, чтобы эти обсуждения ни в коем случае не вышли за пределы определенного круга и не причинили боль и вред тем, кого они касаются. Затем, после усиленной молитвы за тех, о ком идёт речь, служитель сам или же вместе с кем-то еще из служителей будет стараться в беседе и молитве помочь им.
Возвращаясь к вопросу о возможности различных операций на женских органах, хочу сказать, что в принципе такие операции вполне возможны, за исключением тех, что связаны с абортированием ребёнка, и особо исключительной проблемы из этого делать не следует. Если по состоянию здоровья сестра нуждается в оперативном вмешательстве, то женские органы здесь исключением не являются. И никто не должен в этом случае думать, что прооперированная сестра сделала что-то ужасное. Но надо учитывать, поскольку между удалением аппендикса и такими операциями разница всё же есть. Дело в том, что сегодня многие безбожно мыслящие врачи являются противниками христианского подхода к деторождению, они равнодушно относятся к ценности ещё нерождённых жизней и не хотят, чтобы верующие имели детей, а потому очень быстро выискивают разные, часто вымышленные, болезни, и затем легковесно и часто без должного основания заявляют, что каждые последующие роды для женщины недопустимы.
У меня у самого был такой опыт. Нам с женой попался один такой «сердобольный» доктор, который хотел «помочь» моей жене, чтобы у нее не было детей. Он настаивал на операции, после которой о дальнейшем рождении детей уже не шло бы и речи. Вопрос о жизни и здоровье моей жены «касался зеницы моего ока», всей хитрости, скрывавшейся за речами врача, я не видел, но, понимая серьёзность создавшегося положения, всё время молился. В результате это кончилось тем, что не моя жена умерла (она родила ещё троих детей), а сам доктор. Он два раза пытался что-то делать, но, как только подходило время операции, его почему-то срочно отправляли то в командировку, то в отпуск. Когда же моя жена пришла в роддом на третий год, мы узнали, что он умер. Тогда я вдруг понял, что Бог нас от чего-то сохранил.
В таких случаях очень многое зависит от внутреннего настроя человека. Если люди легко идут на операцию, после которой детей больше не будет, они не должны забывать, что Бог «поступает с искренним — искренно, с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его» (Пс. 17:26-27). Просто нужно быть очень честным. Если действительно случилась беда, например, открылось непрекращающееся кровотечение, и врачи начинают что-то резать, то тут уж ничего не поделаешь. Но если ты идешь на операцию и думаешь: «О, наконец, у меня не будет больше детей», то ты пред Богом уже виновата. Этого никто не проверит, но мы же пред Богом ходим, и должны ходить пред Ним чисто.
А что тогда можно в критических ситуациях делать? Воздерживаться не для каждого человека возможно, да притом и не в любом возрасте. Также и Библия рекомендует по этому поводу совершенно противоположное (1Кор. 7:5). Я не могу сказать: «Умирай, но рожай». Я не могу сказать, что ты имеешь право в интимной жизни уклоняться от своего мужа, потому что Библия говорит другое и потому что это разрушает семью. Но я могу сказать:«Ты можешь что-то делать, потому что твоя ситуация не безвыходная, но должна быть рассмотрена, разобрана и конкретно решена. В это надо вникнуть, как это делает врач, как это делает пастор, поговорить, посмотреть, основательно об этом помолиться и принять решение, которое будет угодно Господу. Но только никогда не забывай, что к вопросу о деторождении нельзя подходить легкомысленно — это вопрос серьёзный и важный».
Родить и воспитать десять детей нелегко, — я это знаю, и знаю точно, — это трудно, но я знаю также, что через этих детей благодать Божья сделала что-то и для меня. Бог укрепил меня духовно. Эти трудности приводят к Божьему благословению как сестёр, так и братьев, ведь они тоже должны заботиться о семье, а не только сестры. Павел о себе сказал: «…я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» Это значит, что он испытывал такие внутренние духовные страдания в молитве, которые он сравнил с родами. Верующий отец, любящий детей, тоже много страданий переносит, если он правильно к этому относится. И тогда такая многодетная семья будет иметь особое благословение от Бога.
И последнее, на чём мне бы хотелось закончить: когда мы встречаем обстоятельства, которые, кажутся безвыходными и не поддающимися никакому исправлению, не надо сразу малодушествовать и, оставляя истину, поступать по-человечески, но надо остановиться пред нашим Богом и молиться. Бывает, приходит момент, когда жена вдруг говорит мужу: «Знаешь, я снова жду». И в этот миг, кажется, ты проникаешься сознанием предстоящего, представляешь самые ужасные варианты дальнейшего развития уже имеющейся в твоей семье проблемы, и весь наполнен лишь мыслью о том, что же будет дальше. Это время, когда нужно сразу начать молиться: молиться самому, молиться вдвоем, молиться в церкви. Когда-то мы молились за братьев, которые страдали, и Бог отвечал на молитвы Своего народа. И сегодня, когда мы приносим наших жён, дочерей и сестёр в горячей молитве, Бог помогает. У нас в Бремене есть сестра, которая перенесла в течение двух с небольшим лет два кесаревых сечения одно за другим. После этого ей было сказано, что ей нельзя достаточно долгое время даже жить с мужем, чтобы не забеременеть. Когда же она снова забеременела, врачи пришли в ярость и заявили: «Мы сделаем тебе кесарево сечение в третий раз и перевяжем трубы». Но она отказалась от перевязки, и в ответ ей заявили:«Тогда мы и кесарево сечение тебе делать не будем, — рожай сама; умрешь, так умрешь». Её отец пришел на служение и заплакал. Мы ревностно молились за неё всей церковью. Пришло время рожать, и, едва начались схватки, как она сама родила. И это были на протяжении 3-4 лет третьи роды после двух кесаревых сечений! Отец пришел весь в слезах: его дочь, которая не могла родить, родила! Слава Богу! Сегодня у этой сестры есть уже и четвёртый малыш, а может быть и больше, я не помню точно. И это творит наш великий и всемогущий Создатель по усиленной молитве церкви!