Апостол Павел пишет: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бoльшая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор.15: 1-10).
Как свидетельство Его окончательной духовной победы в этом мире, как свидетельство того, что верующих в Него ожидает воскресение мертвых, а это цель и смысл нашей жизни, воскресение Иисуса Христа этим не ограничивается. Воскресший из мертвых не только Сам победил, но открыл нам свидетельство о воскресении мертвых и принес его в нашу жизнь. Христос Своим воскресением дал нам возможность вести духовную жизнь и побеждать в духовных бранях.
Откроем послание Ефесянам, гл.2: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2: 1-10).
Это место Писания является одним из тех фундаментальных мест, которые показывают, на чем строится наша духовная жизнь, показывают, что верующие вообще имеют возможность вести духовную жизнь.
Хочу обратить внимание на стихи 5-6: «и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе».
Эта истина показывает, что воскресение Иисуса Христа произвело нечто в нашей жизни. Он воскресил нас духовно и посадил нас на небесах; понимаете, не по плоти, а в духе, Он изменил наше положение, поставил перед нами другие цели и дал нам возможность быть гражданами неба на этой земле и вести духовную жизнь.
Хочу обратить внимание на несколько моментов, показывающих, как действует в нашей жизни сила воскресения Иисуса Христа.
Прочитаем из первого послания апостола Петра: «...зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога» (1Пет. 1: 18-21).
Воскресение Иисуса Христа, слава, которую имеет Воскресший, есть основание для того, чтобы мы имели веру и упование на Бога. Вот откуда приходит вера: она приходит, когда мы смотрим на Воскресшего. Если мы обратимся к Евангелиям, особенно к Евангелию от Иоанна, то там не раз говорится после какого-то совершённого Иисусом Христом чуда: «и уверовали в Него ученики Его». Это не потому, что они были неверующие, но прикосновение к их жизни служения Иисуса Христа, силы Его Духа, явления Его Духа и Его силы каждый раз взращивало их веру и укрепляло её на основании того, что Иисус Христос силой благодати Своей производил в их жизни.
Воскресение Иисуса Христа - это самое великое чудо, которое когда-либо существовало на этой земле. Я позволю себе привести некоторые примеры и параллели, чтобы мы могли почувствовать и оценить силу воскресения: Переход Израиля через Чермное море, еврейские отроки в огненной печи, Даниил в львином рву, Илья у вдовы в Сарепте Сидонской. Это только немногие великие чудеса, о которых мы читаем в Писании. Но воскресению Христа нет подобного. И, взирая очами нашего сердца и нашей верой на чудо Его воскресения, мы приобщаемся к великому источнику, который рождает в нас упование. Сколько людей жили верой, взирая на воскресение Христа, там, где жить было нельзя. Те, кто знает немножко, как страдали наши братья, когда их сажали на 10, 15, 20, 25 лет в тюрьмы, где жить было невозможно, но они взирали на Воскресшего, укреплялись Его силой, зная, что их ждет. Они жили верой.
Бог воскресил Иисуса Христа из мертвых и дал Ему славу, чтобы ты и я имели веру и упование на Бога. Есть и другое, показывающее нам, что мы можем, благодаря воскресению Иисуса Христа, вести духовную жизнь, потому что воскресение Иисуса Христа подчеркивает насколько благоприятна была Богу жертва. Вспомним Илию, когда он должен был засвидетельствовать перед всем Израилем, что Бог есть Бог единый, что Ваалы и Астарты не являются богами, то он повелел сделать жертвенник из камней, выкопать ров, залить это все водой и тогда провозгласил: «Господи, я сделал всё, как Ты сказал». А дальше - упал с неба огонь, пожрал жертву, жертвенник и всё, что было вокруг. И потрясенный народ вскричал: «Господь есть Бог!»
Посмотрим сегодня на воскресшего из мертвых, Который принес Себя в жертву. Не огонь, упавший на жертвенник, но могущественное действие Духа Святого разорвало узы смерти и ада и огонь Духа Святого наполнил распятого и умершего и воскресил Его из мертвых. Это намного превосходит все жертвы, на которые ниспал огонь, и это сегодня для тебя и для меня вернейшее и твердое основание нашей жизни. Слава Господу, что Бог принял жертву Иисуса Христа, аду невозможно было удержать Его. Но воскресший из мертвых полностью заплатил за твою и мою вину и принес в небесное святилище Духом Святым Свою Кровь, которая является удовлетворением за грехи всякого человека, верующего в Него и кающегося, чтобы он получил прощение и мог следовать за Христом. Слава Господу!
Это еще не все. Открою 6-ю главу послания к Римлянам. Хочу прочитать место, которое показывает нам, что мы, имея эту позицию посаженных на небесах, имея веру, имея эту совершенную жертву, можем вести духовную жизнь. Многие считают, что это у нас не получится. Но мы можем вести духовную жизнь не потому, что эта сила во мне, а потому что о Христе сказано: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (ст.4-5).
Слово Божие говорит, что если мы сораспялись со Христом, соединились с Ним в Его смерти, а вообще, каждый верующий это сделал, иначе он напрасно принимал водное крещение, то он должен быть соединен со Христом в Его воскресении. Мне не нужно мечтать, как бы мне умереть с Христом. Моя личность, как человека в ветхом Адаме, закончила свое существование. Ибо любовь Божия объемлет нас, рассуждающих так: если Один умер, то все умерли. А Христос за всех умер, чтоб живущие не для себя жили, а для Умершего за них и Воскресшего. Смерть со Христом означает, что мы выбираем только Божьи пути, может быть, не всегда умея это делать, но мы ходим верою, взирая на Христа. Ходим доброй совестью. Мы не делаем того, что больше, что лучше, а учимся жить, доверяя Его Крови и стараемся быть Ему послушными. Мы соединены с Ним в Его смерти. Христос умерший больше ничего на этой земле не делает. Человек умерший уже не живет сам, но живет верой в Сына Божия. И Бог дает нам обещание, что если мы посвящаем Ему свою жизнь, взирая на Его воскресение, то мы с Ним соединены подобием Его воскресения. Это значит, что вечная жизнь Воскресшего является силой нашего воскресения, как бы внедрена в нас, и Бог хочет, чтобы мы этому верили.
Мы не можем вести духовную жизнь своими собственными силами. Это все равно, что посадить морковку в грядку, а потом растягивать ее вверх и вниз, чтобы она быстрее росла. Это невозможно, и Бог такого никогда не предполагал. Бог хочет, чтобы мы полностью доверились Тому, Кто вложил в нас силу Своего воскресения, которая действует в нас, когда мы живем для Него. Что это означает? Представьте себе: я взял саженец яблони и сухую палку. Посадил их и начал ухаживать. Удалять сорняки, носить минеральные удобрения, поливать, окучивать, что-то обрезывать. На палке появятся яблоки? Нет. А на яблоне появятся. Но если за яблоней не ухаживали, то на ней тоже ничего не вырастет. Так и духовная жизнь, жизнь в благодати, требует много работы, внимательности и прилежания: она требует много сил, требует отвержения себя и без этого она не будет существовать. Но ее основа лежит не в нашем призвании, а в той силе Воскресшего, которая вложена в нас. Яблоня растет и картошка растёт при всей нашей заботе, потому что Бог вложил в неё силу, и вкладывающий семя в эту землю знает, что то, что Он вкладывает, имеет в себе жизнь от Бога. Живое будет расти, будет расти само, но всё равно оно требует от нас много. Одного мы не можем сделать: вложить туда силу жизни. И когда бывает непогода, неурожай, трудности, и нам говорят, что ничего не вырастет, то верующий человек склоняет колени и просит, чтобы Господь помог. И Дающий семени силу жить, даст всему вырасти. Это я не про картошку говорю, а про нас с вами. Потому что мы никогда не сможем вести духовную жизнь, если мы будем пытаться делать это своими силами. И никогда не принесем никакого плода, даже если будем стараться. Но мы должны хорошо знать: Бог с нас не спрашивает, чтобы внезапно в сердце появились плоды. Бог выращивает эти плоды, а с нас Он спрашивает, чтобы мы обрабатывали нашу почву, удобряли, увлажняли, удаляли сорняки, т.е. пребывали в Слове Господнем, молились, постились, не предавали членов наших в орудия греху, отдавали их в распоряжение Богу в орудия правды. Это ещё не значит, что мы ведем духовную жизнь, - это только значит, что мы верны в малом, окучиваем, обрабатываем почву нашего сердца. И тогда дающий силу семени дает и нам возможность что-то делать в нашей жизни.
Но и это еще не все. Дальше в 6-й главе послания к Римлянам написано так: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха, а что живет, то живет для Бога» (6: 8-10). Думаю, что никто из нас не сомневается, что Христос никогда не грешил. Что же означает, что Он умер для греха? Смерть Иисуса Христа для греха означает Его победу над силами тьмы. Он никогда не грешил. Но силы тьмы имели над ним определенную власть, потому что Он был, как и мы, человек во плоти. Дьявол мог поставить Его на крыло храма, мог требовать от Христа, чтобы Он камни сделал хлебами, мог искушать Его и по-другому. Но Христос, воскресший из мертвых, не подвластен этим искушениям, смерть уже никогда не будет иметь над ним власти. Он её победил. Слава Богу! И мы верим, что мы будем жить с Ним. Мы должны знать, что в духовных бранях побеждаем не своей силой, а потому что за нами стоит Тот, Кто никогда не умирает.
Мы побеждаем в Иисусе Христе, потому что Он победил. У военных была такая поговорка: «нам бы ночь простоять и день продержаться». Она была потому, что была надежда, что придет подкрепление. Безнадежность рождает поражение, пустоту. Это страшный противник, с которым приходится бороться, и Христос победил змея древнего, но и сегодня он ещё опасен, ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить, и праведники едва спасаются. Но за нами стоит Христос, Который победил, и дело заключается не в том, чтобы мы из себя выжимали духовную жизнь, а в том, чтобы мы были Ему верными. Он не предполагает, что мы везде будем побеждать, но Он хочет, чтобы мы не соединялись с грехом, не сдавались ему в плен, а смотрели на Христа. В этом тайна слов, что терпение ведет к совершенству. Терпение. Мы стоим и в плен не сдаемся. Нам нужно продержаться. Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное. Слава Богу! Увидеть в своей жизни, взирая на славу воскресения, победу. От терпения опытность. Это способность увидеть, как Бог выращивает Свои плоды и дождаться.
Способность увидеть Его благословение, которое заключается не в том, что Бог снял с нас проблемы. Он пришел не избавить нас из львиного рва, из печи огненной, но сделать то, что, когда мы верны Ему, то, взирая на славу Его, мы преображаемся из славы в славу, как от Господнего Духа. И блажен человек, который устаивая во всем этом, видит, что что-то происходит. Это часто начинается не с того, что прекратились искушения, а с того, что в этих битвах меняется наш характер. И он меняется так, что произрастает плод Духа Святого. Искушения никогда не кончатся, они бывают у самых зрелых христиан, и у апостола Павла эта борьба была. Но верой в Иисуса Христа мы побеждаем проблемы нашей плоти, хотя плоть сопротивляется очень сильно. Только Дух Святой победит плоть, и человек, ходящий по Духу, увидит эту преодолевающую силу Духа.
Победа заключается не в том, что вдруг все проблемы у нас ушли, но в том, что мы перестаем быть духовными младенцами. И эту победу принес Бог. Появились новые проблемы. Слава Богу! Это наш рост. Но мы должны стоять, оставаться верными, пребывать в Слове Божьем, взирать на Иисуса Христа, на Его силу.
Иногда Христос освобождает нас от проблем сразу, а иногда - не сразу. Чтобы понять это, перечитайте Псалтырь. Давид надеялся на Бога и где-то побеждал сразу, а где-то дожидался этой победы. Эта книга учит нас. Мы имеем победу неба, победу Креста, нам не надо сдаваться в плен дьяволу, но нужно оставаться верными Христу, взирать на Него, следовать за Ним, уповать на Него, утешаться и радоваться Им, исповедоваться где надо, прося помощи в молитве у других, самим призывать Господа, обращаться к служителям. Это жестокая битва, но за нами стоит Христос, и эта победа обеспечена. На Курской дуге жестокая битва шла два года. У нас она идет всю жизнь. Но, участвуя в этой битве, ты познaешь Христа, познaешь Его славу, увидишь действие Его Духа и счастье вечной жизни. В этой битве ты поймешь смысл жизни, и это тоже говорит о воскресении Иисуса Христа.
Наша жизнь построена на ожидании Его, Грядущего на облаках небесных, чтобы однажды, сегодня спасенные в надежде, мы увидели исполнение этой надежды, надежды на милость Бога в нашей жизни, увидели себя в обновленных телах и пережили не просто день победы, но вечное единство в сретении Богу нашему на облаках небесных. И давайте мы согласимся так жить, чтобы Дух Святой продолжил этот разговор в нашем сердце - не просто как разговор, а как практику жизни послушания и доверия Иисусу Христу, чтобы сила воскресения Иисуса Христа всегда действовала в нашей жизни.
Ричард Циммерман,
епископ, Германия