Это очень простые слова, что Богу надо говорить: «Я согрешил, больше не буду». Если мы этого не делаем, то наше сердце будет все более и более засоряться, и мы даже не заметим этого.
Хочу задать вопрос: часто ли это вы говорите? Часто ли это говорится в нашей жизни? Я вовсе не хочу, чтобы мы превратились в таких нытиков, которые постоянно говорят Богу, что они плохие. Этого не нужно делать. Но мы никогда не должны забывать, что мы обновляемся покаянием. Апостол Павел пишет, что есть люди, которых невозможно обновлять покаянием. Если люди ушли с пути Христа, то пока они на него не вернутся, их нельзя обновлять покаянием. Но наша жизнь обновляется покаянием. И благость Божия ведет нас к покаянию. И в этом покаянии есть очень важный момент, чтобы мы говорили Богу: «Я больше не буду, прости меня. И чего я не понимаю, Ты научи меня».
Мы очень часто так не поступаем. Мы думаем, что Он должен воздавать нам по нашему разумению: «Я этого не понимал, теперь я этому научился». Так можно обрести хорошую специальность, стать профессионалом, религиозным профессионалом, но не человеком с чистым сердцем. Можно стать очень толковым христианином, но не духовным. Духовным христианином так стать нельзя. Духовным христианин становится оттого, что он обновляется покаянием. Если этого в нас нет, если мы считаем, что это слишком примитивно, что Бог и так знает, что есть в нашем сердце, то мы просто не обновляемся покаянием. А это необходимо — обновляться в духе, потому что познание приносит обогащение разума, но только покаяние дает обновление в духе.
Мы обязательно должны сказать: «Господи, прости меня» и говорить это постоянно. Но не так, что повторять как попугай, лишь бы сказать: «прости». Мы должны искать везде, где что-то получилось не так, как Бог хочет, и сказать: «Господи, прости». Даже если мы это сделали по неведению. Очень многие люди идут к Богу не путем покаяния, а путем познания. Я понял, что с женой мне надо поступать по-другому, с детьми, с родителями, в церкви. Я, как говорится, намотал это себе на ус. Но в духе ничего не изменилось. Я стал более разумным. Но для Духа Святого сердце так и осталось закрытым.
Мы не всегда это понимаем, потому что мы можем трудиться и наша профессиональная подготовка и наша разумность создают впечатление, что мы духовные люди. Но Дух Святой имеет очень мало возможности действовать. Мы даже кому-то можем помочь, потому что люди иногда нуждаются в разумных словах. Но Дух Святой по-настоящему не может действовать, потому что сердце не обновляется покаянием. Более того, такое сердце, даже когда оно приобрело какое-то понимание, когда пришло изменение, часто поворачивается назад: вперед-назад, вперед-назад. И мы удивляемся, почему нет победы.
Одна из причин — не хочу сказать, что только в этом причина — заключается в том, что мы не просим прощения. Человек, стоявший у двери храма, говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешному», и он пошел оправданным. Его покаяние было принято Богом. Мы очень часто не делаем этого по отношению к своим близким и удивляемся, что неприязненные чувства, которые, скажем, к кому-то были, и мы поняли, что их не должно быть, — не уходят. Мы не можем им противостоять. Это потому, что мы не просим прощения, а только поняли, что, да, в принципе, надо по-другому делать. Но мы не просим прощения у Бога и не просим прощения у ближнего просто потому, что очень часто не считаем нужным это делать: нам неудобно, у нас есть какие-то обстоятельства, которые нас в чем-то оправдывают.
Но дьявол входит через это самооправдание. Очень легко входит. Мы не просим прощения, хотя где-то чувствуем себя виноватыми. И обновления в духе не происходит. Мы не делаем этого по отношению к Богу, потому что считаем, что нам нет смысла просить прощения за то, чего мы не понимаем. Но по нашему ли разумению Он должен нам воздавать? (см. Иов.34:33).
Если мы не хотим, чтобы наша жизнь обновлялась в духе, тогда мы можем идти таким путем. Рано или поздно это приведет нас на суд. Да, не куда-нибудь: на суд.
Мне пришлось столкнуться с очень любопытной проблемой. Мы разбирали на членском собрании одно дело и мне сказали, что эта церковь не проповедует покаяние. Я спрашиваю: «Как это так?» А так, в этой церкви людям не говорят, что надо покаяться. Они приходят, входят в церковь и идут дальше. Хочу задать вопрос: каждый сказал когда-то: «Господи, прости»? Был ли такой момент, когда ты встал пред Богом и сказал: «Господи, я грешник, грешник полностью. Прости». Я не имею в виду, что у тебя было в голове. В голове, возможно, ты и понял, что ты грешник и что только Бог тебя простит. Но если ты никогда в жизни этого Богу не сказал, не стал и просто Ему не сказал вслух, как исповедуют, что, Господи, я погибающий грешник, прости меня, то, может быть, в твоем сердце есть такой заслон для Его благодати, который никто вынуть не может, а ты никак не поймешь, что же не дает тебе двигаться. Фактически, это очень важно, — встать и сказать: «Господи, прости!» Не просто повторяя чьи-то слова, а от сердца сказать: «Господи, прости», потому что дух человека обновляется Богом только через покаяние. И потому что Христос сказал: «Если не покаетесь, погибнете» (см. Лк. 13:3; Отк. 2:5,16,21,22; 3:3,19).
Это очень серьезно. Я хотел бы, чтобы каждое сердце на это обратило внимание. Не повторять, что я плохой, плохой, плохой, но — «Господи, прости, прости, что во мне плохое», и назвать это плохое, вынести его во свет, а когда что-то получилось не так: «Прости, Господи», «прости, брат», «прости, сестра». Пусть Божьей любви будет место в нашей жизни. Не мучить себя, что я совсем плохой, мне нет прощения. Есть прощение. Но скажи это слово, что ты нуждаешься, чтобы Бог простил тебя. Ты нуждаешься, от этого зависит твоя жизнь. Ты нуждаешься в этом прощении.
Ричард Циммерман,
епископ,
Германия