Первый враг креста Христова - гуманизм. Это желание человека сохранить свое самоуважение грешника, сохранить свою человечность, это желание взять у Бога, но сохранить себя. Это - очень страшный враг. Крест Христов вознесся над землей. Христос умер, но Он воскрес и крест Христов оказался дверью в новую жизнь, жизнь воскресения. Это новое тело, новая жизнь, новый дух, это - ходить в обновленной жизни. Это принципиально другой подход к жизни, где мое «я» умирает, потому что, если мы соединены с Ним подобием смерти, то должны быть соединены и подобием воскресения, потому что Христос, воскресший из мертвых, уже не умирает. Христос умер для греха - Он никогда не грешил, Он умер для царства греха. И Его смерть на Голгофе была путем, который Он прошел, чтобы грех не имел власти над человеком. А гуманизм говорит: «Живи, живи себе! « Но Иисус сказал: «Кто хочет сберечь душу свою, тот потеряет ее». Гуманизм утешает: «Ну, возможно, когда-то и будет такая опасность, - если я буду беречь свою душу, то потеряю её. Нет! Если ты сегодня её бережешь, то ты сегодня её потеряешь. Сегодня! Здесь, на этом месте, если ты говоришь: «Ну да, я всё знаю, но меня тоже можно понять?» А мы понимали Его там, на кресте? Это ведь были не мы, да? Но так ли это? Иисус когда-то сказал: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата... ибо многие поищут войти и не возмогут» (Лк.13: 24). Это ведь войти в жизнь. Это же не о чем-то другом говорится, а именно об этом. Не когда-то придет момент, что мы жизнь потеряем. Мы её здесь и сейчас теряем. Когда-то я вдруг увижу ясно мое направление жизни. Вот я религиозный человек, хожу в церковь, стараюсь молиться и читать, но я рассуждаю и поступаю примерно так: мне надо умаляться, а он? Мне нужно послушаться мужа, а ему надо меня любить. И так далее. Мне трудно, поймите меня, я изнемогаю! Понять-то можно. Только однажды ты перед собой увидишь не ворота Нового Иерусалима, а врата ада. Да! Это очень серьезно! И тогда спросишь: «Куда я пришел?» «Туда, куда ты шел!» А в небо ведет одна дорожка. Крест. И у креста нет места для гуманизма, для того, где человек хочет пожить для себя, взять Божье благословение и реализовать его по-своему в этой жизни.
Второй серьезнейший враг креста Христова - либеральное богословие. Я не думаю, что здесь есть кто-нибудь, кто ставит под сомнение чудеса Библии или Слово Библии. Но либеральное богословие - это не только «научная» критика Библии, но ещё и другое. Когда я говорю: «а я думаю так», «а я этого не пережил», «а мне ещё не открыто, дайте мне возрасти», то мы забываем, кто крест Христа - это не мораль, где можно усовершенствоваться. Крест не то, что дает дорасти. Крест кладут на плечи человека, он может падать или не падать, но надо нести. Не хочешь - не неси. Но тогда в твоей жизни исполняется слово Христа: «Многие поищут и не возмогут». Никто не заставляет, никто не требует. Можно лишь задать вопрос: в вере ли мы? Если мы в вере, то я сораспялся Христу, не «я» живу, Он живет во мне. И надо помнить, что либеральное богословие - это не только сомнение в Слове Божием, оно перечеркивает Слово Божие личными переживаниями и откровениями. Мне один человек сказал недавно: «У меня есть откровения, и я иду так». Я ответил, что не обязан принимать его откровения, я обязан испытать их, потому что так написано! «Испытал тех, которые называют себя Апостолами, и нашел, что они лжецы». (Откр.2: 2). Я обязан проверить: насколько ты верен Слову, пусть тебе не открыто, а верен. Ты всё Слово исполнить сразу не можешь и понять не сможешь. Мы можем идти за Богом 20 и 30 лет и все равно находим что-то, чего мы не понимаем и не видели. И, смотря назад, прекрасно понимаем, что делали какие-то ошибки. Но не в этом дело, а в том, что, либо я иду по пути правды, на стезе которой жизнь и на стезе которой нет смерти, либо я выбираю другую стезю. Апостол Павел когда-то сказал, что «земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и производящая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получаете благословение от Бога; а производящая тернии и волчицы - негодна и близка к проклятию, конец которого сожжение. «Впрочем, о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения» (Евр.6:7-9). Но он сказал так же немножко раньше: «...оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству!» (Евр.6:1). Спешим ли мы к совершенству? Вопрос не в том, что мы все поняли и познали, а в том: путь, которым мы идем, - это крест или что-то другое? Есть очень тонкий соперник у креста Христова: харизматия. Это не всегда прыгать и хлопать. Это, когда я присвоил себе все обетования, независимо от того, каким путём я иду и как живу; это, когда я своим внутренним откровениям поверил больше, чем тому послушанию, к которому меня Бог призвал. Мне кажется, что меня ведет Дух Святой, но на самом деле я давно оторвался от евангельской истины. Уверенный, что мне многое понятно, я в моих практических шагах не способен воплощать Слово на этой земле просто потому что я не хочу его воплощать, мне и без того хорошо. Обетования у меня в кармане, Бог меня благословляет, а эти все вокруг такие немощные. Так может рассуждать только враг креста Христова. У креста Христова одна цель - небо. Хорошо, когда церковь благовествует. Это сегодня проблема. Но проблема не в каких-то внешних действиях, в том, что мы недостаточно отданы Богу. Некоторые говорят, что они хотят свою жизнь посвятить благовествованию. Но нас Бог призвал к небу, а не к умножению церквей. Даже есть такой настрой, что всё, не способствующее благовестию, неправильно. И это тоже враг креста Христова. Бог призвал церковь к небу, к небу! Это наша цель. И с креста одна дорога - воскресение из мертвых и небо, и ориентация одна: собирать сокровище на небесах. Всё важно - и благословение, и благовестие, и освящение. Но для чего? Для неба! Чтобы потерять нашу жизнь здесь с Иисусом и обрести ее в жизнь вечную. А дьявол так тонко все смешивает откровениями, увлечениями, какой-то как бы правдой. Многое надо делать, но руслом нашей жизни должен быть крест Иисуса Христа. Это узкий путь, у него очень сильные враги. У креста Иисуса Христа много врагов, но именно крест Иисуса Христа ведет нас в небо. И только крест Христов - это путь, и он требует веры. Крест Христов будет всегда держать меня в немощи, но немощное Божие будет сильнее, чем сильное человеческое. Крест - источник твоей жизни. Живи им! Чувствуешь или не чувствуешь, видишь или не видишь, переживаешь или не переживаешь - это берется верой. Иисус умер за тебя, и в этом твоя жизнь. Господи, даже когда у меня ничего не получается, я живу Тобою, я смотрю не Тебя. Крест Иисуса Христа предполагает очень конкретную и сильную ответственность, Он связывает меня с Богом и связывает меня с братьями и сестрами любовью, которая построена не на взаимопонимании, а не великой ответственности, ответственности за то, что я принял любовь Божию и не могу поставить ее под сомнение. Наше взаимопонимание не станет основанием любви Божией, и в корне того благословения, что Бог в нас положил всегда будет находиться моя связь с Иисусом Христом. И всякий раз, когда Бог испытывает глубину этих отношений, глубину моего смирения, Он будет доходить до корня. Обязательно настанет такой момент, когда тебе ничего не объясняют, а с тебя что-то спрашивают или просто молчат. Или стало много тяжелее, чем ты себе представлял. И как раз в этот момент Иисус Христос спрашивает тебя: «Любишь ли ты меня? Пойдешь ли ты путем креста?» Очень трудно эту мысль выразить. Но практически она выражается примерно так: мы идем вместе, мы чувствуем, что есть благословение, и оно где-то кончилось. С меня что-то спрашивают, но ничего не делают, не помогают. Бог учит меня жить крестом. И Он спрашивает, буду ли я счастлив от того, что Он пострадал за меня, когда всё идет так трудно? Буду ли я смотреть на крест Христов? Он хочет видеть плоды креста в моей жизни. Плодом креста Иисуса Христа было воскресение, была пятидесятница, было сошествие на землю Святого Духа. Но где это сегодня? А сегодня это в том, что Бог говорит: «Достигай любви и ревнуй о моем благословении». Это не то же самое, что человеческие попытки и человеческие усилия. Есть еще один хитрый враг у креста Иисуса Христа. Когда человек оказывается в безнадежном состоянии, он говорит себе: не унывай и жди, когда все изменится. Это не крест. Крест говорит другое: «Живи Мной, отвергни себя! Прими Мою любовь, учись любить других людей». Иисус Христос, когда висел на кресте, спрашивал Отца: «Зачем Ты меня оставил?» Но Он в этот момент так же молился: «Прости их, ибо не знают, что делают! « И говорил Иоанну: «Это матерь твоя! « а Марии: «Это сын твой! « Умирая, Он давал жизнь. Слава Богу! Это для нас единственная возможность жить - когда мы ищем Божьей помощи и Божьего благословения, когда мы возлагаем на Бога всю свою надежду, не делаем других виноватыми, не ищем в других опору, а ищем опору только в Иисусе. Когда апостолу Павлу было очень тяжело, он сказал, что имеет надежду только на Бога, воскресшего из мертвых, Бога, утешающего смиренных; и Бог утешил его прибытием Тита. Бог знает, что делать, знает, кого послать, знает, что сказать, но горе человеку, который кричит к Богу: «Пошли мне Тита, Тимофея и Петра в придачу, потому что я здесь изнемогаю». Горе такому человеку, потому что он делает плоть своей опорой и это сегодня глубокий подвох для многих церквей. Они хотят пройти мимо Голгофы и идти дальше, идти к своей власти, к своим благословениям. Мы нуждаемся в благословении, но путь к нему один: возлюбить Голгофу. Некоторые говорят: «Я не против, но дай мне в этом возрасти». Ничего из этого не выйдет. В Голгофу не возрастают. Если я проскочил мимо тесных врат, то не приходится говорить, что я стою на узком пути. Нужно вернуться к этим воротам. Крест Иисуса Христа - вот ворота, с этого начинают, это место, где посвящают себя Господу, где умирают. И тогда благословение приходит совершенно по-другому, потому что у меня в этой жизни не остается ничего, кроме Иисуса Христа, Он на Голгофе, умер, но и воскрес из мертвых. Слава Богу! И в Нем я ищу поддержку, в Нем я ищу силу, милость и в Нем ищу уроки. Там, на этом кресте. Я понимаю свою глубокую ответственность перед Ним. Он в любой момент может подойти ко мне, как к этой смоковнице под Иерусалимом и сказать: «Я хочу вкушать плоды». Если Он увидит хотя бы немного плода, тогда Он её очистит, чтобы принесла больше плода. Но с дороги этой сходить нельзя и очень опасно на эту дорогу в своем сознании допускать каких-то конкурентов. Например: посмотри, как Бог кого-то благословляет, - ведь если я с Иисусом, Бог должен и меня благословить. А на самом деле Бог ничего не должен, и благословляет Он как хочет и кого хочет. Но наша жизнь должна быть укорененной в Иисусе Христе. Мне трудно, но я стараюсь любить других людей, я стремлюсь жить по Слову, которое Бог мне дал, исполнять заповеди. Я прихожу к Богу в молитве не потому, что сегодня меня наполнила сила Духа Святого, а потому что я на кресте отрекся от этого мира и я иду к Тебе. Слава Тебе, Господь! Я ищу Тебя и у меня нет ничего другого. И этим жива церковь! Но в тот момент, когда начинается какое-то недовольство, мне что-то не хватает, благодать уходит. Это случилось когда-то в Иерусалиме. Были все вместе, всё было общее, ничего не называли своим, это отличалось от коммунистических построений: «всё вокруг колхозное, всё вокруг мое». Нет, ничего не было своего. Но вдруг пришло нечто другое: вдовицы стал роптать друг на друга, им стало чего-то не хватать и апостолы начали страдать. И в то состояние первоначальной радости церковь никогда больше не вошла. Правда же, жалко этих вдовиц? Ну, может быть, их действительно обделили. Но цена оказалась слишком страшной. На месте были апостолы, которые заботились о церкви, как никогда никто не заботился, - ведь церковь была создана руками Иисуса Христа. Но в тот момент, когда стали искать любви не у Иисуса, а у человека, что-то начало уходить. Не то, что первая церковь в тот момент ушла от креста, но началась борьба за этот крест, и мы читаем об этой борьбе. И задача пастора не обеспечить жизнь человека, а помочь ему с этого пути не сойти, помочь увещанием, молитвой, любовью, а иногда и наказанием. И я повторяю, очень страшно, если когда-то мы увидим, что стоим не у ворот Нового Иерусалима, а где-то в другом месте, потому что Иисус не напрасно сказал: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут» (Лк.13: 24). И «входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель и многие идут ими» (Мф.7: 14-15). Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Нам надо понять, что крест - это наша жизнь, потому что он дает Божью милость, дает прощение и этого у тебя никто отнять не может. Но ты только пей из этого источника. Однако хорошо говорить сейчас. Я чуть-чуть попил из этого источника, но мне не хватает. И никто не может дать мне того, что мне в жизни не хватает. Никто. Потому что один источник и один путь. Если я счастлив, что Иисус за меня умер и стою у креста, какое может быть движение в сторону мира, чтобы пожить для себя? Одного хочу: возрасти в Тебе! Хочу стать более похожим на Тебя! И в этом крест мне поможет, слава Богу! Как поможет? Господь пошлет тебе того, кто оскорбит тебя, чтобы научить смирению, пошлет того, кто ударит тебя по щеке, чтобы ты повернул лицо к Нему, Он пошлет тебе время безденежья, чтобы ты научился уповать на Него. Иисус многое покажет, чтобы дать тебе понять, что Он распоряжается твоей жизнью. И блажен ты, если в любых обстоятельствах Христос останется в центре твоей жизни. Но если ты так не идешь, не знаю вообще, христианин ли ты. Во всяком случае, враги креста Христова имеют слишком большое место. Крест говорит мне: у меня что-то не получается, Иисус, прости! Я что-то не понимаю! Иисус, я всё равно отвечаю перед Тобой - Ты умер на кресте. Всякая смерть выходит за пределы разума, но у меня есть одно: я знаю. Ты меня любишь. Это путь, по которому неопытный пойдет и не заблудится. Путь Твоего креста, Слава Богу! Одного прошу у Тебя: возрасти меня в Себе и пусть Твое благословение поможет мне не отдыхать на этой земле, а нести Твой крест, чтобы больше людей увидели Твою любовь, Твою силу и мое смирение. Вот для чего мне нужно благословение. Чтобы на этом узком и тернистом пути Господь поддержал меня и утешил меня. Я знаю - крест Христов - единственный путь; я встаю на этот путь, я выбираю его, выбираю истину Его любви, которой я доверяюсь и перед которой я ответственен и за которой я следую. Иногда я иду вперед и говорю: «Господи, почему Ты так медленно меня ведешь?» Уверяю вас, что Бог действует быстро и эффективно. Но нужно только согласиться с Ним. Нужно только доверится Ему. Я всех умоляю именем Иисуса Христа: не смотрите ни на какую успешность, ни на какое понимание, ни на свои благословения, ни на состояние церкви. Всё можно по-разному оценивать. Но посмотрите: любите ли вы крест Христов? Я не говорю, как вы успешно на нем распяты. Это очень трудно! А мир говорит: «сойди с креста». Это серьезное искушение. И мы периодически с него соскакиваем. И я снова спрашиваю: А вы любите крест Христов? Вы любите? Вы хотите сознательно, разумно служить Иисусу Христу и не знать ничего, кроме Него? Сложить все у Его ног, быть Им утешенным? Дело не в том, что я сразу подставляю вторую щеку, а в том, что я согласен и хочу это делать. Люблю я поношения? Готов я выйти за стан, неся Его поругание? Вот ведь в чем вопрос. Он ударил меня по щеке, а я - ух! Жалко, что я верующий! Ну я переборол себя. Не в этом дело, а в том: Иисус, прости! Иисус, прости! Не получается, прости меня. С меня требуют послушания, как с жены или с ребенка, а я думаю: неужели понять меня не смогли? Нет! Прости меня! Вопрос-то ведь не в том, что тебя понять не могут, а в том, что ты неверен в малом, а значит неверен и во многом. И эта неверность может вырасти с гору! Но я думаю, что Иисус милостив, Он простит. Он действительно милостив, но Он не гуманист. Серен Кьеркегор, датский философ, когда-то сказал: «Посмотрите на крест и подумайте, был ли Бог гуманистом, когда послал Сына Своего на крест?» Не был! Его любовь другая! Не то, что я теперь всех на крест отправил, никого на крест я не отправляю, кроме себя. Но я должен понять, что это для меня значит, а это значит, что я живу для себя. Ты воскрес из мертвых, чтобы владычествовать над мертвыми и живыми. Иосифа продают в рабство, он принимает это от Бога. Давида гонит Саул, он принимает это от Бога. Еврейских юношей Седраха, Мисаха и Авденаго бросают в печь, - они принимают это от Бога. И в этой надежде на Бога рождается сверхъестественная Божья жизнь, которая тебя самого делает источником воды, текущей в жизнь вечную. Слава Богу! И другого христианства не существует. Существует религиозный мир, религиозное общество, люди, которые говорят, что знают Бога. Но есть малое стадо, которое идет за Богом. Я хочу к нему принадлежать и хочу, чтобы ты к нему принадлежал. Живи для Иисуса. В любых обстоятельствах, живи для Иисуса. Живи для Иисуса не только в мыслях, но живи для Иисуса в своей радости и тесноте, служа Ему и давая что-то другим. И Бог тебя в этом благословит. И ты будешь непобедимым человеком в Господе твоем. Потому что если ты умер с Ним на кресте, над тобой больше ничего не имеет власти. Слава Господу! И я хочу умолять сегодня всех, давайте полюбим крест Христов, и то, что он нам открывает. А крест Христов именно открывает нам доступ к благодати, Божью волю, Божье Слово, Божью любовь. Я часто вспоминаю наши ночные пасхальные служения во времена гонений, и как сильно нас Бог тогда благословлял. И я понял, почему Он нас там благословлял. Мы приходили туда нищие, ничего у нас не было и мы жили, гонимые в этой стране. Мы приходили и говорили: Иисус, мы радуемся, что Ты воскрес из мертвых, мы хотим Тебя прославить в своей немощи и в своей слабости. И Бог отвечал потоками Своими, которых мы и не ожидали. Наверное, я умирать буду, и буду вспоминать, как мы выходили на Столбовой ранними утрами, сонные, но счастливые от того, что мы провели эту ночь с Иисусом Христом. Слава Богу! Он для того и умер, чтоб в ночи этой жизни ты мог прожить с Иисусом Христом и сила Его воскресения, которая приходит не для того, чтобы ты побыл во Христе, а потом снова вернулся назад в свою жизнь, но чтобы по ту сторону креста, человека, который посажен в Иисусе Христе на небесах, открыть тебе Свое благословение для неба, где ты будешь от многого отказываться, во многом себя ограничивать, но в одном тебе никогда не придется себя ограничивать, потому что к Иисусу ты всегда будешь иметь доступ. Слава Богу! Но когда ты ищешь доступ к Иисусу у какого-либо человека и хочешь чего-то добавить, то крест теряет силу, отпадает человек от благодати, лишается Христа. Да не будет с нами такого.
Ричард Циммерман,
епископ, Германия